ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240046-01-2021-000989-91 от 11.01.2022 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-2589/2021

УИД № 24RS0046-01-2021-000989-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 11 января 2022 года

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Казаковой Н.В.

при секретаре Любецкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

УСТАНОВИЛ:

Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края предъявила в суде иск к ФИО1 о понуждении исполнить обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Требования мотивированы тем, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 №279 объект археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, 0, 2 км северо-восточнее <адрес>, на левом берегу <адрес>, в 0,2 км северо-восточнее русла реки, принят на государственную охрану. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2016 -о указанный ОАН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером . В ходе мероприятия по контролю в границах территории ОАН установлено, что ФИО1 на территории принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290104:747 проведены земляные работы с применением тяжелой техники (удален верхний слой почвы, осуществлено бурение скважины). Залегание культуросодержащего литологического слоя находится на глубине от 0,15 м до 0,35 м. Обременение о наличии ОАН на земельном участке с кадастровым номером установлено с 23.03.2020. По итогам мероприятия по контролю Службой выдано предписание о приостановлении работ от ДД.ММ.ГГГГпр-мк/фз/2020. В ходе внеплановой проверки выполнения предписания в период с 05.11.2020 по 25.11.2020 установлено не выполнение ФИО1 п. 3 предписания. Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 29.07.2020, вступившим в законную силу 10.08.2020, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.

Служба по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> просит обязать ФИО1 в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области охраны объектов культурного наследия, разработать и согласовать с истцом раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., обеспечить выполнение, предусмотренных разделом научно-проектной документации, мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э.

Впоследствии истец требования уточнил, просит обязать ФИО1 в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области охраны объектов культурного наследия, разработать и согласовать с истцом раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером ; обеспечить выполнение, предусмотренных разделом научно-проектной документации, мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО2 (доверенность от 16.11.2020) уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что в силу закона на ответчике, как собственнике земельного участка, полностью расположенного в границах ОАН, лежит обязанность по обеспечению сохранения такого ОАН, в том числе по разработке научно-проектной документации и осуществлению мероприятий по сохранению ОАН. В настоящее время экспертиза ОАН не проводилась, говорить о том, что в границах земельного участка ФИО1 объект полностью утрачен преждевременно, в связи с чем необходимо разработать научно-проектную документацию по обеспечению сохранности ОАН. Обременение на земельном участке зарегистрировано после его приобретения в собственность ФИО1, вместе с тем Приказ Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 19.02.2020 №61, которым утверждены границы ОАН, опубликован и является действующим, в связи с чем у ФИО1 возникла обязанность по соблюдению законодательства, регламентирующего сохранение объектов культурного наследия. Вступившим в законную силу постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 29.07.2020 установлена вина ответчика в нарушении закона, причинении вреда ОАН, в связи с чем необходимы мероприятия по его восстановлению.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), которая исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что ФИО1 является многодетной матерью, осуществляла строительство дома на земельном участке, с кадастровым номером , для своей семьи, на момент его приобретения обременения в виде его расположения в границах зоны с особыми условиями не существовали, в ЕГРН не были зарегистрированы, после определения границ ОАН истец ФИО1 о нахождении ее участка в границах объекта не уведомил, при получении информации о нахождении участка в границах ОАН ФИО1 незамедлительно прекратила ведение работ по строительству и освоению участка, приобрела для семьи квартиру. В настоящее время работы на участке не ведутся и не планируются, поэтому необходимость разработки проектной документации отсутствует. Кроме того, ФИО1, владельцем ОАН не является, а в силу положений закона, на которые ссылается истец именно на владельца ОАН возложена обязанность по разработке научно-проектной документации и осуществлению мероприятий по сохранению ОАН. Площадь ОАН значительно превышает площадь земельного участка ответчика, в связи с чем возложение на нее обязанность по разработке проектной документации в отношении всего ОАН неправомерно. Кроме того, разработка такой документации дорогостоящая, возложение такой обязанности на ответчика приведет к нарушению его прав.

Третье лицо МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставило рассмотрение иска на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств о его отложении не представили.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно абзацу 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои (абзац 2 статьи 3 Закона N 73-ФЗ).

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы (абзац 4 статьи 3 Закона N 73-ФЗ).

Согласно пунктам 3, 5 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются актом уполномоченного органа.

Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения (статья 5 Закона N 73-ФЗ).

Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых и иных работ, при условии обеспечения сохранности этого объекта, а также обеспечения доступа граждан к нему (пункт 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ).

Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ).

Законодательство допускает приватизацию земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (как включенного в реестр, так и выявленного), с обязательным включением в договор купли-продажи обязанности покупателя по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, или соблюдению особого режима использования такого участка (пункты 7, 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ).

При этом объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а сам объект археологического наследия после приватизации земельного участка сохраняется в государственной собственности. Объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат (пункты 2, 3 статьи 49, пункт 1 статьи 50 Закона N 73-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 5 статьи 3.1).

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 данного Федерального закона охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Полномочия органов государственной власти Красноярского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 1 апреля 2015 года № 152-п «Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края» осуществляет служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

Как установлено судом в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов №279 от 05.11.1990 утвержден дополнительный список памятников истории и культуры местного значения, в который включен объект «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э. в 1,8 км восточнее п. Дрокино, на левом берегу р. Качи.

Приказом Министерства культуры РФ от 12.09.2016 №41093-р на Департамент государственной охраны культурного наследия возложена обязанность внести сведения об объекте культурного наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., расположенного по адресу (местонахождение): <адрес>, <адрес>, 0,2 км северо-восточнее <адрес>, на левом берегу <адрес>, в 0,2 км северно-восточнее русла реки в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ.

Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории объектов культурного (археологического) наследия федерального значения, расположенных на территории <адрес>, в том числе объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, с кадастровым номером :, местоположением относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>», <адрес>, уч., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 24:11-8.133 от 23.03.2020, для него установлено ограничение прав, предусмотренное ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, сроком действия с 23.03.2020 на основании сопроводительного письма от 13.03.2020 №102-1372, Плана границ объекта от 18.02.2020 №б/н, Приказа «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия» от 19.02.2020 №61; Перечня объектов культурного наследия, сведения о которых подлежат внесению в КГРН от 13.03.2020 №102-1372. Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

В выписке из ЕГРН от 06.04.2021 в отношении указанного земельного участка содержатся сведения о том, что на основании ст. 5.1 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

ФИО1 02.03.2020 обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с уведомлением о планируемом строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , приложив копию выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка от 11.09.2019, в которой какие-либо ограничения или обременения не зарегистрированы.

МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» 03.03.2020 ФИО1 выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером

Как следует из выписки о зоне с особыми условиями использования территории от 12.11.2021 в отношении объекта, с реестровым номером 24:11-8.133, 23.03.2020 внесена запись в ЕГРН о границе территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй») на основании приказа «Об утверждении границ Территории объекта культурного наследия» от ДД.ММ.ГГГГ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Из плана границ зоны АОН видно, что земельный участок с кадастровым номером полностью находится в его границах.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ представителями службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края по результатам мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй») выявлено, что данный ОАН находится в аварийном состоянии, проведены земляные работы с применением тяжелой техники (удален верхний слой почвы, осуществлено бурение скважины) на земельном участке с кадастровым номером , учитывая залегание культуросодержащего литологического слоя на глубине от 0,15 до 0,35 м, можно констатировать факт его повреждения и уничтожения на участке.

По результатам проверки истцом ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГпр-мк/фз/2020, которым предписано незамедлительно после получения предписания приостановить земляные, строительные работы на земельном участке с кадастровым номером , в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать со службой по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), получивший положительное заключение экспертизы; в срок до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном ст. 45.1 Федерального закона №73-ФЗ обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных разделом проекта по обеспечению сохранности указанного ОАН.

Как следует из акта проверки службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФИО1 выявлено невыполнение пункта 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГпр-мк/фз/2020 – не обеспечено выполнение мероприятий предусмотренных разделом проекта по обеспечению сохранности ОАН.

По результатам мероприятия по систематическому наблюдению в отношении ОАН истцом составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на момент проверки работы на территории объекта не производились, общее состояние объекта неудовлетворительное.

Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 29.07.2020 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения, судом установлено, что ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером , входящего в границы ОАН «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), организовано проведение земляных работ. Данное постановление ФИО1 не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и стороной ответчика не оспаривалось, наличие у ФИО1 права собственности на земельный участок, с кадастровым номером , полностью расположенного в границах зоны с реестровым номером 24:11-8.133 - объект культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), а также проведение на данном участке земляных работ.

Вместе с тем, приведенными выше положениями законодательства в области охраны культурного наследия установлена обязанность лиц, осуществляющих какие-либо работы на земельных участках в границах зоны АОН предварять любые работы связанные с воздействием на такой объект разработкой и реализацией проектов проведения мероприятий по сохранению объектов культурного (археологического) наследия. Такие работы ответчиком не проводились.

Поскольку в действиях ответчика выявлены нарушения норм законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, что влечет необходимость принятия мер по реализации мероприятий по сохранению указанного объекта культурного наследия, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности выполнить разработку проектной документации по сохранению объекта культурного (археологического) наследия, а также выполнить работы по его сохранению в границах принадлежащего ФИО1 земельного участка в соответствии с положениями ст.ст. 36, 45.1 Федерального закона РФ №73-ФЗ от 25.06.2002.

С учетом содержания ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ФИО1 срок для исполнения решения – в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу, как отвечающий требованиям разумности и достаточности.

Доводы стороны ответчика о том, что на момент начала работ и получения разрешения для индивидуального жилищного строительства в ЕГРН отсутствовали сведения о нахождении земельного участка ФИО1 в границах АОН подлежат отклонению.

Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия.

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и пунктом 1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата наделена полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

В другой раздел ЕГРН - реестр границ - также вносятся сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ).

Однако отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в названном пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что приказ Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 19.02.2020 №61 опубликован в установленном порядке и является действующим, в связи с чем суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 об установлении в отношении ее земельного участка особых условий использования не уведомлялась.

Вопреки доводам представителя ответчика об отсутствии у ФИО1 обязанности разработать проектную документацию в отношении ОАН, собственником которого она не является, положения Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусматривают обязанность лица у которого возникает право собственности на земельный участок, расположенный в границах объекта археологического наследия, выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (п. 9 ст. 48).

С учетом нахождения в собственности ФИО1 земельного участка в границах ОАН, проведения на нем земляных работ в отсутствие предварительной экспертизы и проекта проведения таких работ, нарушения культурного слоя проведенными работами, необходимости сохранения исторического и культурного наследия, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении иска по доводам ответчика о высокой стоимости таких работ, потере интереса ответчика к продолжению строительства и освоению земельного участка.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

В силу ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Взысканная сумма зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом положений п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре – удовлетворить.

Обязать ФИО1 в течение девяти месяцев с даты вступления решения в законную силу разработать и согласовать со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах земельного участка с кадастровым номером ; обеспечить выполнение, предусмотренных разделом научно-проектной документации, мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах земельного участка с кадастровым номером

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.В. Казакова

Мотивированное решение составлено 03 февраля 2022 года.

Председательствующий судья: Н.В. Казакова