Дело №2-2589/2021
УИД № 24RS0046-01-2021-000989-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 11 января 2022 года
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Казаковой Н.В.
при секретаре Любецкой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края предъявила в суде иск к ФИО1 о понуждении исполнить обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Требования мотивированы тем, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 №279 объект археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, 0, 2 км северо-восточнее <адрес>, на левом берегу <адрес>, в 0,2 км северо-восточнее русла реки, принят на государственную охрану. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2016 №-о указанный ОАН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером №. В ходе мероприятия по контролю в границах территории ОАН установлено, что ФИО1 на территории принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290104:747 проведены земляные работы с применением тяжелой техники (удален верхний слой почвы, осуществлено бурение скважины). Залегание культуросодержащего литологического слоя находится на глубине от 0,15 м до 0,35 м. Обременение о наличии ОАН на земельном участке с кадастровым номером № установлено с 23.03.2020. По итогам мероприятия по контролю Службой выдано предписание о приостановлении работ от ДД.ММ.ГГГГ№пр-мк/фз/2020. В ходе внеплановой проверки выполнения предписания в период с 05.11.2020 по 25.11.2020 установлено не выполнение ФИО1 п. 3 предписания. Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 29.07.2020, вступившим в законную силу 10.08.2020, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Служба по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> просит обязать ФИО1 в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области охраны объектов культурного наследия, разработать и согласовать с истцом раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., обеспечить выполнение, предусмотренных разделом научно-проектной документации, мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э.
Впоследствии истец требования уточнил, просит обязать ФИО1 в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области охраны объектов культурного наследия, разработать и согласовать с истцом раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером №; обеспечить выполнение, предусмотренных разделом научно-проектной документации, мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО2 (доверенность от 16.11.2020) уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что в силу закона на ответчике, как собственнике земельного участка, полностью расположенного в границах ОАН, лежит обязанность по обеспечению сохранения такого ОАН, в том числе по разработке научно-проектной документации и осуществлению мероприятий по сохранению ОАН. В настоящее время экспертиза ОАН не проводилась, говорить о том, что в границах земельного участка ФИО1 объект полностью утрачен преждевременно, в связи с чем необходимо разработать научно-проектную документацию по обеспечению сохранности ОАН. Обременение на земельном участке зарегистрировано после его приобретения в собственность ФИО1, вместе с тем Приказ Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 19.02.2020 №61, которым утверждены границы ОАН, опубликован и является действующим, в связи с чем у ФИО1 возникла обязанность по соблюдению законодательства, регламентирующего сохранение объектов культурного наследия. Вступившим в законную силу постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 29.07.2020 установлена вина ответчика в нарушении закона, причинении вреда ОАН, в связи с чем необходимы мероприятия по его восстановлению.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), которая исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что ФИО1 является многодетной матерью, осуществляла строительство дома на земельном участке, с кадастровым номером №, для своей семьи, на момент его приобретения обременения в виде его расположения в границах зоны с особыми условиями не существовали, в ЕГРН не были зарегистрированы, после определения границ ОАН истец ФИО1 о нахождении ее участка в границах объекта не уведомил, при получении информации о нахождении участка в границах ОАН ФИО1 незамедлительно прекратила ведение работ по строительству и освоению участка, приобрела для семьи квартиру. В настоящее время работы на участке не ведутся и не планируются, поэтому необходимость разработки проектной документации отсутствует. Кроме того, ФИО1, владельцем ОАН не является, а в силу положений закона, на которые ссылается истец именно на владельца ОАН возложена обязанность по разработке научно-проектной документации и осуществлению мероприятий по сохранению ОАН. Площадь ОАН значительно превышает площадь земельного участка ответчика, в связи с чем возложение на нее обязанность по разработке проектной документации в отношении всего ОАН неправомерно. Кроме того, разработка такой документации дорогостоящая, возложение такой обязанности на ответчика приведет к нарушению его прав.
Третье лицо МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставило рассмотрение иска на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств о его отложении не представили.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно абзацу 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои (абзац 2 статьи 3 Закона N 73-ФЗ).
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы (абзац 4 статьи 3 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 5 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются актом уполномоченного органа.
Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения (статья 5 Закона N 73-ФЗ).
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых и иных работ, при условии обеспечения сохранности этого объекта, а также обеспечения доступа граждан к нему (пункт 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ).
Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (пункт 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ), реализация обязательных разделов проектов проведения таких работ об обеспечении сохранности этого объекта (пункт 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ).
Законодательство допускает приватизацию земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (как включенного в реестр, так и выявленного), с обязательным включением в договор купли-продажи обязанности покупателя по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, или соблюдению особого режима использования такого участка (пункты 7, 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ).
При этом объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а сам объект археологического наследия после приватизации земельного участка сохраняется в государственной собственности. Объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат (пункты 2, 3 статьи 49, пункт 1 статьи 50 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 5 статьи 3.1).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 данного Федерального закона охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Полномочия органов государственной власти Красноярского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 1 апреля 2015 года № 152-п «Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края» осуществляет служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Как установлено судом в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов №279 от 05.11.1990 утвержден дополнительный список памятников истории и культуры местного значения, в который включен объект «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э. в 1,8 км восточнее п. Дрокино, на левом берегу р. Качи.
Приказом Министерства культуры РФ от 12.09.2016 №41093-р на Департамент государственной охраны культурного наследия возложена обязанность внести сведения об объекте культурного наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., расположенного по адресу (местонахождение): <адрес>, <адрес>, 0,2 км северо-восточнее <адрес>, на левом берегу <адрес>, в 0,2 км северно-восточнее русла реки в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ.
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории объектов культурного (археологического) наследия федерального значения, расположенных на территории <адрес>, в том числе объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, с кадастровым номером №:№, местоположением относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>», <адрес>, уч.№, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 24:11-8.133 от 23.03.2020, для него установлено ограничение прав, предусмотренное ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, сроком действия с 23.03.2020 на основании сопроводительного письма от 13.03.2020 №102-1372, Плана границ объекта от 18.02.2020 №б/н, Приказа «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия» от 19.02.2020 №61; Перечня объектов культурного наследия, сведения о которых подлежат внесению в КГРН от 13.03.2020 №102-1372. Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
В выписке из ЕГРН от 06.04.2021 в отношении указанного земельного участка содержатся сведения о том, что на основании ст. 5.1 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
ФИО1 02.03.2020 обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с уведомлением о планируемом строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, приложив копию выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка от 11.09.2019, в которой какие-либо ограничения или обременения не зарегистрированы.
МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» 03.03.2020 ФИО1 выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №
Как следует из выписки о зоне с особыми условиями использования территории от 12.11.2021 в отношении объекта, с реестровым номером 24:11-8.133, 23.03.2020 внесена запись в ЕГРН о границе территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй») на основании приказа «Об утверждении границ Территории объекта культурного наследия» от ДД.ММ.ГГГГ№ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Из плана границ зоны АОН видно, что земельный участок с кадастровым номером № полностью находится в его границах.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ представителями службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края по результатам мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй») выявлено, что данный ОАН находится в аварийном состоянии, проведены земляные работы с применением тяжелой техники (удален верхний слой почвы, осуществлено бурение скважины) на земельном участке с кадастровым номером №, учитывая залегание культуросодержащего литологического слоя на глубине от 0,15 до 0,35 м, можно констатировать факт его повреждения и уничтожения на участке.
По результатам проверки истцом ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№пр-мк/фз/2020, которым предписано незамедлительно после получения предписания приостановить земляные, строительные работы на земельном участке с кадастровым номером №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать со службой по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), получивший положительное заключение экспертизы; в срок до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном ст. 45.1 Федерального закона №73-ФЗ обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных разделом проекта по обеспечению сохранности указанного ОАН.
Как следует из акта проверки службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФИО1 выявлено невыполнение пункта 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№пр-мк/фз/2020 – не обеспечено выполнение мероприятий предусмотренных разделом проекта по обеспечению сохранности ОАН.
По результатам мероприятия по систематическому наблюдению в отношении ОАН истцом составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на момент проверки работы на территории объекта не производились, общее состояние объекта неудовлетворительное.
Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 29.07.2020 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения, судом установлено, что ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером №, входящего в границы ОАН «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), организовано проведение земляных работ. Данное постановление ФИО1 не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и стороной ответчика не оспаривалось, наличие у ФИО1 права собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, полностью расположенного в границах зоны с реестровым номером 24:11-8.133 - объект культурного (археологического) наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), а также проведение на данном участке земляных работ.
Вместе с тем, приведенными выше положениями законодательства в области охраны культурного наследия установлена обязанность лиц, осуществляющих какие-либо работы на земельных участках в границах зоны АОН предварять любые работы связанные с воздействием на такой объект разработкой и реализацией проектов проведения мероприятий по сохранению объектов культурного (археологического) наследия. Такие работы ответчиком не проводились.
Поскольку в действиях ответчика выявлены нарушения норм законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, что влечет необходимость принятия мер по реализации мероприятий по сохранению указанного объекта культурного наследия, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности выполнить разработку проектной документации по сохранению объекта культурного (археологического) наследия, а также выполнить работы по его сохранению в границах принадлежащего ФИО1 земельного участка в соответствии с положениями ст.ст. 36, 45.1 Федерального закона РФ №73-ФЗ от 25.06.2002.
С учетом содержания ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ФИО1 срок для исполнения решения – в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу, как отвечающий требованиям разумности и достаточности.
Доводы стороны ответчика о том, что на момент начала работ и получения разрешения для индивидуального жилищного строительства в ЕГРН отсутствовали сведения о нахождении земельного участка ФИО1 в границах АОН подлежат отклонению.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и пунктом 1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата наделена полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.
В другой раздел ЕГРН - реестр границ - также вносятся сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ).
Однако отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в названном пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что приказ Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 19.02.2020 №61 опубликован в установленном порядке и является действующим, в связи с чем суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 об установлении в отношении ее земельного участка особых условий использования не уведомлялась.
Вопреки доводам представителя ответчика об отсутствии у ФИО1 обязанности разработать проектную документацию в отношении ОАН, собственником которого она не является, положения Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусматривают обязанность лица у которого возникает право собственности на земельный участок, расположенный в границах объекта археологического наследия, выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (п. 9 ст. 48).
С учетом нахождения в собственности ФИО1 земельного участка в границах ОАН, проведения на нем земляных работ в отсутствие предварительной экспертизы и проекта проведения таких работ, нарушения культурного слоя проведенными работами, необходимости сохранения исторического и культурного наследия, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении иска по доводам ответчика о высокой стоимости таких работ, потере интереса ответчика к продолжению строительства и освоению земельного участка.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
В силу ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Взысканная сумма зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом положений п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре – удовлетворить.
Обязать ФИО1 в течение девяти месяцев с даты вступления решения в законную силу разработать и согласовать со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края раздел научно-проектной документации по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах земельного участка с кадастровым номером №; обеспечить выполнение, предусмотренных разделом научно-проектной документации, мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Поселение «Дрокино-3» («Тустуй»), кон III тыс. до н.э. – XVIII в.н.э., в границах земельного участка с кадастровым номером №
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Н.В. Казакова
Мотивированное решение составлено 03 февраля 2022 года.
Председательствующий судья: Н.В. Казакова