ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240046-01-2023-003509-32 от 13.11.2023 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-5165/2023, УИД № 24RS0046-01-2023-003509-32

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Елисеевой Н.М.

при секретаре Морозовой А.С.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика Краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения» - ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному отделению КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району г.Красноярска о признании решения об отказе в выдаче земельного сертификата незаконным, возложении обязанности выдать земельный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району г.Красноярска о признании решения об отказе в выдаче земельного сертификата незаконным, возложении обязанности выдать земельный сертификат.

Требования мотивированы тем, что распоряжением Главы администрации Свердловского района г. Красноярска № 146 от 20.02.2015 года семья ФИО1 (в составе истца и троих дочерей) была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 13.05.2023 года истец обратилась с заявлением «О выдаче земельного сертификата» в СП КГБУ «МФЦ» в Свердловском районе г.Красноярска (регистрационный номер дела ). 25.05.2023 года по электронной почте ей получено уведомление об отказе в выдаче земельного сертификата (№ решения от 25.05.2023 года) по причине отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом № 4-1118 от 06.10.2022 года, так как семья не состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по основаниям ст.51 Жилищного кодекса РФ. Вместе с тем, о том, что семья снята с учета, никаких уведомлений в адрес истца не поступало.

Кроме того, в соответствии с законом Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» семья по заявлению от 21.10.2014 года № О-12655-ек включена в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства под № 3192. В период с 2014 года по 2023 годы истцом было подано в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска порядка 13 обращений, с просьбой о предоставлении многодетной семье в собственность земельного участка (под ИЖС), с конкретными кадастровыми номерами. На все обращения поступили шаблонные отказы, с указанием причины, что указанные участки предназначены для тех семей, которые поставлены в очередь на получение земельных участков в 2009 году.

С января 2023 года вступил в силу Закон края № 4-1118 от 06.10.2022 года «О социальных выплатах многодетным гражданам на приобретение земельного участка и улучшение жилищных условий», который устанавливает меру социальной поддержки многодетных граждан по обеспечению жилыми помещениями в виде социальной выплаты на приобретение земельного участка и улучшение жилищных условий, удостоверенной земельным сертификатом, предоставляемую с их согласия взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Учитывая то, что старшие дочери выросли (ФИО2<данные изъяты> года, ФИО3<данные изъяты> год), истец обратилась в администрацию г. Красноярска (обращение 0-3139/23) с просьбой разъяснить - имеет ли семья право на получение земельного сертификата взамен земельного участка, а также положения п. 6 ст. 29.2 гл. 3.1. Закона края № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», согласно которых в случае утраты гражданами статуса многодетных в связи с достижением ребенком (детьми) установленного в п. 1 ст. 14 настоящего Закона предельного возраста граждане, поставленные на очередь на предоставление земельного участка, сохраняют право на получение земельных участков в собственность бесплатно.

Также указала, что в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года №247- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» семья состоит в очереди ГУ МВД России по Красноярскому краю на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под № 498 на основании решения жилищно-бытовой комиссии, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Красноярскому краю от 23.05.2013 года, что полностью соответствует п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

ФИО1 просит:

- признать незаконным решение от 25.05.2023 года об отказе в выдаче земельного сертификата,

- возложить на ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району г.Красноярска обязанность выдать земельный сертификат, предоставляемый взамен земельного участка в собственность бесплатно на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала по вышеизложенным основаниям, дополнительно на вопросы суда пояснила, что действительно семья поставлена на учет в 2015 году в целях участия в программе «Молодая семья» - то есть как5 семья нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы и средства для участия в жилищных программах по предоставлению молодым семьям социальных выплат для приобретения или строительства. При этом в администрацию либо УСЗН с заявлениями о приобретении жилого помещения, строительства ИЖС за счет части собственных средств никогда не обращалась. В 2017 году приобрела в собственность квартиру по адресу: <...> с привлечением средств материнского капитала (сертификата). Вместе с тем, полагает, что поскольку государство включило ее семью на учет в качестве нуждающихся по ст. 51 ЖК РФ, уведомлений о снятии семьи она не получала до настоящего времени, имеет права на получение земельного сертификата в соответствии с Законом № 4-1118 от 06.10.2022 года «О социальных выплатах многодетным гражданам на приобретение земельного участка и улучшение жилищных условий», который устанавливает меру социальной поддержки многодетных граждан по обеспечению жилыми помещениями в виде социальной выплаты на приобретение земельного участка и улучшение жилищных условий, удостоверенной земельным сертификатом, предоставляемую с их согласия взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. При этом сам факт достижения старшими дочерями совершеннолетия не является в силу п. 6 ст. 29.2 гл. 3.1. Закона края № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в случае утраты гражданами статуса многодетных в связи с достижением ребенком (детьми) установленного в пункте 1 статьи 14 настоящего Закона предельного возраста граждане, поставленные на очередь на предоставление земельного участка, сохраняют право на получение земельных участков в собственность бесплатно) основанием для отказа в выдаче земельного сертификата.

Представитель ответчика ТО КГКУ «УСЗН» - ФИО4 (доверенность по 10.02.2028 года (л.д. 174) в судебном заседании иск не признал, на вопросы суда пояснил, что при рассмотрении заявления истца от 13.05.2023 года о выдаче земельного сертификата и принимая решение от 25.05.2023 года об отказе в выдаче земельного сертификата ( от 25.05.2023 года) по причине отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом № 4-1118 от 06.10.2022 года, УСЗН учитывались сведения, представленные администрацией Свердловского района г.Красноярска о том, что семья не состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по основаниям ст.51 Жилищного кодекса РФ. При этом, семья ФИО1 была участниками программы «Молодая семья» имеющей свои правила и порядок предоставления социальной выплаты – то есть с учетом приобретения жилья и для строительства ИЖС за часть денежных средств самой семьи, поэтому программа и называется - семья нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы и средства для участия в жилищных программах по предоставлению молодым семьям социальных выплат для приобретения или строительства. Оснований для выдачи истцу земельного сертификата по заявлению от 13.05.2023 года не имеется, поскольку на момент обращения с данным заявлением в рамках совершенно другой краевой программы у истца права отсутствовало в связи с достижением детей совершеннолетия.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ДМИЗО администрации г.Красноярска – ФИО5 (доверенность по 31.12.2023 года (л.д. 96) в суд не явилась, извещена (л.д. 84, 104), направила отзыв, в котором просила в иске отказать, поскольку на момент подачи заявления от 13.05.2023 года истцом статус многодетной семьи утрачен (л.д. 95).

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ГУ МВД России по Красноярскому краю в суд не явился, извещен (л.д. 84, 102).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.

Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с положениями указанного закона принят Закон Красноярского края от 06.10.2022 года № 4-1118 «О социальных выплатах многодетным гражданам на приобретение земельного участка и улучшение жилищных условий» №4-118 от 06.10.2022 года.

Согласно ст. 3 Закона право на получение меры социальной поддержки по настоящему Закону имеют многодетные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поставленные на очередь на бесплатное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях индивидуального жилищного строительства в соответствии с главой 3.1 Закона края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и не получившие земельный участок по истечении трех лет с даты постановки на очередь.

Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 06.10.2022 года № 4-1118 «О социальных выплатах многодетным гражданам на приобретение земельного участка и улучшение жилищных условий» многодетными гражданами являются граждане имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми, за исключением детей, проходящих срочную военную службу по призыву) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших возраста 18 лет, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста.

Согласно п. 8 Правил подачи и рассмотрения заявления о выдаче земельного сертификата, перечня документов, необходимых для выдачи земельного сертификата, Правил выдачи земельного сертификата, формы земельного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства края от 27.12.2022 года №1179-п в случае подачи заявления с приложенными к нему необходимыми документами через КГБУ «МФЦ» уполномоченное учреждение в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления или об отказе в удовлетворении заявления направляет в КГБУ «МФЦ» для дальнейшей выдачи заявителю уведомление о принятом решении об удовлетворении заявления и земельный сертификат либо уведомление о принятом решении об отказе в удовлетворении заявления с указанием причин отказа и порядка его обжалования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.05.2023 года истец обратилась с заявлением «О выдаче земельного сертификата» в СП КГБУ «МФЦ» в Свердловском районе г.Красноярска (регистрационный номер дела ).

Решением КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске от 25.05.2023 года принято решение об отказе в выдаче земельного сертификата на основании п.п. «а» п. 3 ст. 5 Закона края от 06.10.2022 года №4-1118 по причине отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с указанным Законом (не состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Также из материалов дела видно, что ФИО1 распоряжением администрации Свердловского района г. Красноярска от 20.02.2015 составом семьи пять человек признана нуждающейся в жилом помещении и имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах по предоставлению молодым семьям социальных выплат для приобретения или строительства, что также подтверждается выпиской из решения жилищной комиссии администрации Свердловского района в г.Красноярске (л.д. 110, 111).

Согласно представления прокуратуры Свердловского района г.Красноярска от 29.08.2023 года указанное распоряжение принято органом местного самоуправления в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в связи с чем, оснований для отказа ФИО1 в предоставлении земельного сертификата по указанному критерию не имелось.

Согласно сведениям Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска ФИО1 состоит на очереди в Книге учета многодетных граждан на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Красноярске под по заявлению от 21.10.2014 года № О-12655-ек. Обстоятельств, являющихся основанием для снятия ФИО1 с очереди на предоставление земельного участка согласно пункту 3 статьи 29.6 Закона края, у департамента не возникало.

Исходя из смысла вышеприведенного законодательства семьей ФИО1 на момент принятия вышеуказанного закона утрачен статус многодетной семьи ввиду достижения старшим ребенком возраста 23 лет 18.02.2022 года. Обратной силы Закон субъекта не имеет.

Вместе с тем установлено, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче земельного сертификата вышеуказанная причина отказа в выдаче сертификата указана не была.

Разрешая спор, суд исходит из того, что ФИО1 13.05.2023 года через МФЦ обратилась в ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Свердловскому району в г. Красноярске с заявлением о предоставлении земельного сертификата, по результатам рассмотрения которого уполномоченным органом 25.05.2023 года принято решение об отказе в предоставлении выплаты по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 3 ст. 5 Закона края от 06.10.2022 года № 4-1118 «О социальных выплатах многодетным гражданам на приобретение земельного участка и улучшение жилищных условий» - в связи с отсутствием права на получение меры поддержки, при этом в уведомлении об отказе дополнительно указано, что решение связано с отсутствием у заявителя статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, установленного по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и учитывая, что ФИО1 на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного сертификата состояла на учете в администрации Свердловского района г. Красноярска в качестве нуждающейся для улучшения жилищных условий в целях участия в программе «Молодая семья» (порядок признания нуждающимся для участия в программе предусматривает наличие оснований, указанных в ст. 51 ЖК РФ), а также то, что согласно ст. 2, 3 Закона края № 4-1118 правом на получение земельного сертификата обладают многодетные граждане, к которым заявитель по состоянию на дату обращения в органы социальной защиты населения не относился в силу достижения старшим ребенком возраста 23 лет еще в 2022 году, суд приходит к выводу, что принятое решение об отказе в предоставлении земельного сертификата в связи с отсутствием у заявителя права на получение меры поддержки по существу является законным, так как ФИО1 на момент обращения не являлась многодетной.

Также рассматривая спор, суд учитывает, что распоряжение администрации Свердловского района г. Красноярска от 20.02.2015 года №146 принято в рамках Постановление администрации г. Красноярска от 01.03.2012 года 86 (ред. от 13.01.2015 года на момент обращения) «О порядке реализации мероприятий подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья.

Данная программа предусматривала объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 2 на 2015 - 2017 годы составляет 756 196,68 руб., в том числе по годам:

2015 год – 260 971,08 тыс. рублей;

2016 год – 247 612,80 тыс. рублей;

2017 год – 247 612,80 тыс. рублей;

в том числе по источникам финансирования:

средства федерального бюджета:

2015 год - 2895,37 тыс. рублей;

2016 год - 0,00 тыс. рублей;

2017 год - 0,00 тыс. рублей;

средства краевого бюджета:

2015 год - 10886,04 тыс. рублей;

2016 год - 0,00 тыс. рублей;

2017 год - 0,00 тыс. рублей;

средства городского бюджета:

2015 год - 247189,67 тыс. рублей;

2016 год - 247612,80 тыс. рублей;

2017 год - 247612,80 тыс. рублей.

Целью подпрограммы 2 является улучшение качества жизни отдельных категорий граждан.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

2) своевременное и адресное предоставление государственных и дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи семьям с детьми;

Постановлением администрации города от 01.03.2012 N 86 "О порядке реализации мероприятий подпрограммы 2 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" муниципальной программы "Развитие системы социальной защиты населения города Красноярска" на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов в части предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья";

Настоящее Положение о порядке реализации мероприятий подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья (далее - Положение) определяет порядок реализации мероприятий подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, утвержденной Постановлением администрации города от 14.11.2014 N 739 (далее - муниципальная жилищная программа), а также порядок участия администрации города в реализации подпрограммы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края" на 2014 - 2017 годы государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п (далее - государственная жилищная программа), в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья.

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 13.01.2015 N 1)

Государственная жилищная программа и муниципальная жилищная программа далее также именуются "жилищные программы".

2. В рамках настоящего Положения предусматривается предоставление участникам жилищных программ дополнительных мер социальной поддержки в форме:

1) социальной выплаты, предоставляемой молодой семье в рамках государственной жилищной программы;

2) муниципальной социальной выплаты, предоставляемой молодой семье в рамках муниципальной жилищной программы.

3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1) молодая семья - молодая семья, выразившая желание участвовать в государственной жилищной программе или в муниципальной жилищной программе, соответствующая критериям, установленным федеральными и (или) краевыми нормативными правовыми актами и (или) правовыми актами города по реализации жилищных программ, в том числе настоящим Положением, признанная нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), а также имеющая доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (далее - достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах);

4) список молодых семей - участников муниципальной жилищной программы, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году - перечень молодых семей, признанных в установленном порядке участниками муниципальной жилищной программы и изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году. Указанный список формируется управлением учета и реализации жилищной политики администрации города и утверждается по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению;

5) уполномоченная финансово-кредитная организация (далее - Банк) - банк или иная организация, отвечающая критериям, установленным правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, города Красноярска, определяющими порядок предоставления и реализации социальных выплат, отобранная в установленном законом порядке для открытия и обслуживания лицевых банковских счетов семей - участников муниципальной жилищной программы, а также семей - участников государственной жилищной программы, используемых для зачисления целевых социальных выплат, и действующая на условиях письменного соглашения, заключаемого в рамках реализации жилищных программ с главным управлением социальной защиты населения администрации города;

6) соглашение - письменное соглашение, заключаемое в рамках реализации жилищных программ между главным управлением социальной защиты населения администрации города и Банком с целью предоставления и использования социальных выплат;

7) социальная выплата на приобретение или строительство жилья (далее - социальная выплата) - бюджетные средства, предоставляемые молодым семьям:

на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения (квартиры) экономкласса на первичном рынке жилья);

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 13.01.2015 N 1)

на осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после чего жилое помещение (квартира), приобретенное кооперативом для молодой семьи, переходит в собственность данной молодой семьи;

на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения (квартиры) или строительство индивидуального жилого дома;

на оплату договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения (квартиры) экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам, предоставленным для приобретения жилого помещения (квартиры) или строительства индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

8) муниципальная социальная выплата на приобретение или долевое строительство жилья (далее - муниципальная социальная выплата) - средства бюджета города Красноярска, предоставляемые молодым семьям:

на приобретение по договору купли-продажи у физических и (или) юридических лиц жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме на территории города Красноярска;

на оплату по заключенному с компанией-застройщиком договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома высокой степени готовности на приобретение объекта долевого строительства - жилого помещения (квартиры) на территории города Красноярска;

на оплату по заключенному с физическим и (или) юридическим лицом договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома высокой степени готовности на приобретение объекта долевого строительства - жилого помещения (квартиры) на территории города Красноярска;

на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения (квартиры) у физических и (или) юридических лиц по договору купли-продажи, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома высокой степени готовности путем заключения договоров участия в долевом строительстве или уступки права требования, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать муниципальную социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение или долевое строительство жилого помещения (квартиры) предоставляется молодым семьям - участникам муниципальной жилищной программы, признанным нуждающимися в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) в соответствии с требованиями данной программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа);

на осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после чего жилое помещение (квартира), приобретенное кооперативом для молодой семьи, переходит в собственность данной молодой семьи.

Размер социальной выплаты или муниципальной социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи Свидетельства, утверждается распоряжением администрации города, указывается в Свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока действия Свидетельства;

11) жилищная комиссия при администрации города Красноярска (далее - Комиссия) - комиссия, созданная при администрации города и выполняющая следующие функции в рамках реализации жилищных программ:

принятие решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником жилищных программ;

17) администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) - уполномоченный орган администрации города, в рамках реализации жилищных программ выполняющий следующие функции:

в течение года осуществляет консультативный прием молодых семей по вопросам участия в жилищных программах;

принимает документы для признания молодых семей нуждающимися в жилом помещении для участия в жилищных программах и имеющими достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах в порядке, установленном действующим законодательством, проверяет данные документы, заверяет их;

принимает решения о признании молодых семей нуждающимися в жилом помещении для участия в жилищных программах и имеющими достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах в порядке, установленном действующим законодательством для участия в жилищных программах, с включением в отдельные списки для целей указанной программы по дате признания нуждающимися в улучшении жилищных условий;

возвращает молодым семьям пакет документов, представленный в районную администрацию для признания нуждающимися в жилом помещении для участия в жилищных программах и имеющими достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах (в том числе запрашиваемые районной администрацией самостоятельно, без участия молодой семьи);

5. Право на участие в муниципальной жилищной программе с целью получения муниципальной социальной выплаты имеют молодые семьи (далее - семья - участник программы), отвечающие следующим критериям:

члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

члены молодой семьи имеют регистрацию по месту постоянного жительства на территории города Красноярска;

возраст каждого из супругов в молодой семье либо одного родителя в неполных семьях с детьми не превышает 40 лет на дату обращения в управление учета и реализации жилищной политики администрации города с письменным заявлением на участие в муниципальной жилищной программе;

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 07.07.2014 N 409)

молодая семья принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или принята на учет с 1 марта 2005 года в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;

молодая семья имеет достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах;

члены молодой семьи на момент обращения с заявлением на участие в муниципальной жилищной программе не являются участниками других целевых жилищных программ по обеспечению жильем молодых семей, полностью или частично финансируемых из средств бюджета города.

К членам молодой семьи относятся: супруги (мать или отец в неполных семьях с детьми), дети (в том числе усыновленные (удочеренные), не достигшие возраста 18 лет на дату обращения в управление учета и реализации жилищной политики с письменным заявлением на участие в муниципальной жилищной программе.

7. Необходимым условием для участия молодых семей в жилищных программах является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в жилищных программах, а также имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах.

10. Условиями признания молодой семьи имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах являются:

1) наличие на счете в банке или иной кредитной организации средств, принадлежащих членам молодой семьи, в сумме, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

2) возможность получения в банке или иной кредитной организации кредита (займа) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, в сумме, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

3) наличие недвижимого, движимого имущества в собственности членов молодой семьи, стоимость которого составляет не менее суммы, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

4) наличие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с учетом размера материнского (семейного) капитала, которым может распорядиться молодая семья;

5) наличие сертификата на краевой материнский (семейный) капитал с учетом размера краевого материнского (семейного) капитала, которым может распорядиться молодая семья.

19. В целях участия молодой семьи в муниципальной жилищной программе заявитель либо иное уполномоченное лицо при наличии надлежащим образом оформленных полномочий в период с 1 июля до 30 ноября (включительно) года, предшествующего планируемому, представляет в управление учета и реализации жилищной политики заявление на участие в муниципальной жилищной программе по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

Для подтверждения права на включение в список молодых семей - участников муниципальной жилищной программы, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году, в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 23 настоящего Положения, молодая семья представляет в управление учета и реализации жилищной политики администрации города справку с места работы о стаже работы и надлежащим образом заверенную копию трудовой книжки.

Признание молодой семьи участником муниципальной жилищной программы осуществляется один раз на весь срок действия муниципальной жилищной программы. При этом достижение супругами (родителем в неполной семье) предельного возраста для участия в муниципальной жилищной программе, установленного пунктом 5 настоящего Положения, не является основанием для исключения молодой семьи из числа участников муниципальной жилищной программы. Молодые семьи, признанные участниками подпрограммы 2 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" муниципальной программы "Развитие системы социальной защиты населения города Красноярска" на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов, утвержденной Постановлением администрации города от 12.11.2013 N 649, но не получившие муниципальные социальные выплаты, считаются участниками муниципальной жилищной программы.

Основанием для исключения молодой семьи из числа участников муниципальной жилищной программы (снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) является:

Решение об исключении молодой семьи из числа участников муниципальной жилищной программы (снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) принимается Комиссией. На основании решения Комиссии издается правовой акт администрации города.

Решение о снятии молодой семьи с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) принимается районной администрацией.

23. Ежегодно до 31 декабря (включительно) года, предшествующего планируемому, управление учета и реализации жилищной политики администрации города формирует список молодых семей - участников муниципальной жилищной программы, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году (далее - список молодых семей, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году), по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.

Список молодых семей, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году, формируется из молодых семей, признанных участниками муниципальной жилищной программы и обратившихся до 30 ноября (включительно) года, предшествующего планируемому, с заявлениями на включение в список молодых семей, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению исходя из даты принятия решения о признании молодых семей нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в следующем порядке:

28. Размер муниципальной социальной выплаты, предоставляемой в рамках реализации муниципальной жилищной программы за счет средств бюджета города Красноярска, составляет:

30 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для семей, не имеющих детей;

35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для семей, имеющих одного и более ребенка.

Расчет размера муниципальной социальной выплаты семье - участнику муниципальной жилищной программы производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, количества членов семьи и норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по городу Красноярску, установленного правовыми актами города. Норма общей площади жилья, с учетом которой определяется размер муниципальной социальной выплаты, предоставляемой семье - участнику муниципальной жилищной программы, составляет:

для молодой семьи, состоящей из двух человек, - 42 квадратных метра;

для молодой семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 квадратных метров на каждого члена семьи.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец не утратила право на участие в программе молодая семья и вправе воспользоваться правом на приобретение жилого помещения либо для строительства ИЖС за счет собственных средств и средств бюджета по вышеуказанным порядку и правилам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 к Территориальному отделению КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району г.Красноярска о признании решения об отказе в выдаче земельного сертификата незаконным, возложении обязанности выдать земельный сертификат отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Н.М. Елисеева

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2023 года

Председательствующий: Н.М. Елисеева