ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240048-01-2020-008456-72 от 22.01.2021 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

Дело № 2а-1341/2021

УИД № 24RS0048-01-2020-008456-72

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 января 2021 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Севрюкова С.И.,

при помощнике судьи Исаевой Е.А.,

с участием: представителя административного истца помощника прокурора г.Красноярска – Ануфриенко Е.О.; представителя административного ответчика администрации г. Красноярска – Грищенко Ю.А.; представителя административного ответчика Главного управления образования администрации г. Красноярска – Костроминой Н.М.; представителя административных ответчиков МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ № 134», МБДОУ № 13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282 – Жучковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов», Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А.В.», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 315», Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 134», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 85», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 129», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 282 комбинированного вида» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

прокурор г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд, с учетом письменного (от 21.01.2021) и устного (от 22.01.2021) уточнения требований, к администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г.Красноярска, МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ № 13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282 с административным исковым заявлением, в котором просит: 1) признать незаконным бездействие администрации г. Красноярска, Главного управления образования администрации г. Красноярска, выразившееся в не проведения капитального ремонта в МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ №13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282; 2) обязать администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить в срок до 01.03.2021 выделить денежные средства: МБОУ «СШ № 5» на капитальный ремонт в подвальном помещении (со стороны начальной школы), а также инженерных сетей в подвальной части здания, на ремонт отмостки, благоустройство территории с водоотводом поверхностных вод от здания; МАОУ «СШ №143» на выполнение работ по благоустройству территории с устройством водоотведения, на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещения холодного склада, на проведение капитального ремонта помещения холодного склада; МБДОУ № 315 на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна; МАОУ «СШ №134» на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт центрального входа, на благоустройство территории (водоотведение, отмостка) и капитальный ремонт лестничных маршей, центрального входа; МБДОУ № 13 на капитальный ремонт асфальтового покрытия территории с устройством водоотведения, капитальный ремонт крылец здания, кровли над бассейном здания; МАОУ «СШ № 85» на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши (кровли) и оранжереи с выполнением гидроизоляции стен, благоустройство территории с устройством спортивного ядра; капитального ремонта внутреннего спортивного зала; МБОУ «СШ № 129» на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки, выделить денежные средства на проведение благоустройства территории с устройством водоотведения, проведение инженерно-геологических изысканий в подвальном помещении; МБДОУ № 282 на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт и благоустройство территории; 3) обязать МБОУ «СШ № 5» в срок до 01.09.2021 провести капитальный ремонт в подвальном помещении (со стороны начальной школы), а также инженерных сетей в подвальной части здания; ремонт отмостки, благоустройство территории с водоотводом поверхностных вод от здания согласно проектно-сметной документации; 4) обязать МАОУ «СШ № 143» в срок до 01.09.2021 выполнить работы по благоустройству территории с устройством водоотведения; разработать проектно-сметную документацию по капитальному ремонту помещения холодного склада; в срок до 01.01.2022 провести работы по капитальному ремонту помещения холодного склада; 5) обязать МБДОУ № 315 в срок до 01.09.2021 разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна; в срок до 01.03.2022 провести капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна; 6) обязать МАОУ «СШ №134» в срок до 01.09.2021 разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на капитальный ремонт центрального входа; в срок до 01.02.2022 провести работы по благоустройству территории (водоотведение, отмостка) и капитальному ремонту лестничных маршей и центрального входа; 7) обязать МБДОУ № 13 в срок до 01.09.2021 произвести работы по капитальному ремонту асфальтового покрытия территории с устройством водоотведения, капитальный ремонт крылец здания, капитальный ремонт кровли над бассейном здания; 8) обязать МАОУ «СШ № 85» в срок до 01.09.2021 разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на проведение капитального ремонта крыши (кровли) и оранжереи с выполнением гидроизоляции стен, благоустройство территории с устройством спортивного ядра; в срок до 01.02.2022 произвести капитальный ремонт согласно проектно-сметной документации; 9) обязать МБОУ «СШ № 129» в срок до 01.09.2021 разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки; в срок до 01.02.2022 провести работы по благоустройству территории с устройством водоотведения, проведение инженерно-геологических изысканий в подвальном помещении, капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки; 10) обязать МБДОУ № 282 в срок до 01.09.2021 разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на проведение капитального ремонта здания, благоустройство территории; в срок до 01.06.2022 провести капитального ремонта здания, благоустройство территории.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой г.Красноярска проверки соблюдения образовательными учреждениями Советского района г. Красноярска законодательства по обеспечению безопасной эксплуатации зданий образовательных учреждений, гарантирующего создание безопасных и комфортных условий при получении образования несовершеннолетними, установлено, что в МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ № 13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282 допускается бездействие по проведению силами специализированной организации капитального ремонта зданий и сооружений, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. По вышеуказанным фактам прокурором в адрес Главного управления образования администрации г. Красноярска внесено представление от 06.04.2020 об устранении нарушений законодательства об образовании, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, обучающихся в указанных образовательных учреждениях. Однако согласно ответам в адрес прокурора замечания приняты к сведению и внесены в план проведения ремонтных и восстановительных работ. Между тем, до настоящего времени проектно-сметная документация по капитальному ремонту не разработана, капитальный ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений не проведен, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, посещающих вышеуказанные учреждения, и явилось основанием для обращения в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Красноярска – Ануфриенко Е.О. (на основании служебного удостоверения) уточненные административные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и письменном уточнении, просила удовлетворить за исключением требований о возложении на административных ответчиков обязанности выделить денежные средства на выполнение в МБОУ «СШ № 5» ремонтных работ центрального лестничного марша внутри здания, провести ремонтные работы центрального лестничного марша внутри здания, - которые не поддержала, просила не рассматривать.

Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска – Грищенко Ю.А. (по доверенности) в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Главного управления образования администрации г. Красноярска – Костромина Н.М. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

Представитель административных ответчиков МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ №13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282 – Жучкова В.В. (по доверенностям) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав Ануфриенко Е.О., Грищенко Ю.А., Костромину Н.М., Жучкову В.В., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлен приоритет жизни и здоровья человека. В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п. 6 ст. 9.2 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.

Частью первой ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Исходя из пунктов 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу частей 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребываниях в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе граждан и неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

На основании п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как установлено судом, администрация г. Красноярска является учредителем МБОУ «СШ № 5» (ОГРН 1022402472564), МАОУ «СШ № 143» (ОГРН 1022402478647), МБДОУ № 315 (ОГРН 1022402489416), МАОУ «СШ №134» (ОГРН 1022402489427), МБДОУ №13 (ОГРН 1022402485753), МАОУ «СШ № 85» (ОГРН 1022402490703), МБОУ «СШ № 129» (ОГРН 1022402479824), МБДОУ № 282 (ОГРН 1022402487524), - что следует из сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно пунктам 16, 17, 18, 19 Положения о главном управлении образования администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г.Красноярска от 20.02.2014 № 56-р, Главное управление образования администрации г.Красноярска является главным распорядителем средств бюджета города для муниципальных учреждений, в том числе разрабатывает предложения по формированию бюджета в части финансирования системы образования, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год.

Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность вышеуказанных муниципальных учреждений, является Главное управление образования администрации г. Красноярска. В свою очередь, муниципальные учреждения осуществляют владение и пользование зданиями на основании свидетельств о государственной регистрации права на оперативное управление.

По результатам заключения специализированной организации ООО «Строймастер» от 2009 года в отношении МБОУ «СШ № 5» (г. Красноярск, ул. Краснодарская, 5б), техническое состояние конструкций лестничного марша, ведущего в помещение № 1 подвала (согласно техническому паспорту здания), оценено как недопустимое (аварийное). На момент обследования ООО «Строймастер» в 2017 году с учетом выполненных противоаварийных мероприятий, техническое состояние лестничного марша и несущей стены под ним оценено как ограниченно работоспособное. Для эксплуатации лестничного марша установлена деревянная страховочная рама. Для приведения конструкции в работоспособное состояние необходимо выполнить замену кирпичной стены силами специализированной организации по разработанным техническим решениям.

На основании обследования технического состояния МАОУ «СШ № 143» (г.Красноярск, ул. Урванцева, д. 26а), проведенного в 2009 году ООО «Строймастер», техническое состояние кирпичных перегородок в подвале и наружной кирпичной стены холодного склада в проходе во внутренний двор оценено как недопустимое, требуется замена с устройством под ним фундаментов. Техническое состояние рулонной кровли оценено как неудовлетворительное.

Согласно протоколу № 6-соц от 20.11.2019 по итогам выездных проверок образовательных учреждений города, находящихся в неудовлетворительном состоянии (во исполнение распоряжения администрации г. Красноярска от 04.09.2019 № 14-соц), руководителем рабочей группы заместителем главы г. Красноярска – руководителем Департамента социального развития администрации г. Красноярска Бобровой Н.Л. решено, в том числе:

1. В отношении здания МБОУ «СШ № 5» (1968 года постройки, проектная вместимость 600 мест, фактическая наполняемость - 1200 чел.) выполнить ремонтные работы центрального лестничного марша внутри здания; выполнить капитальный ремонт в подвальном помещении, находящемся в ограничено работоспособном состоянии (со стороны начальной школы), а также инженерных сетей в подвальной части здания; выполнить ремонт отмостки, благоустройство территории с водоотводом поверхностных вод от здания;

2. В отношении здания МАОУ «СШ № 143» (1990 года постройки, проектная вместимость 975 мест, фактическая наполняемость 2339 чел.) выполнить во избежание дальнейшего разрушения фундамента здания, намокания стен подвального помещения, выполнить благоустройство территории с устройством водоотведения, а также текущий ремонт отмостки; рекомендовано Главному управлению образования администрации г.Красноярска разработать проектно-сметную документацию и прохождение государственной экспертизы на выполнение благоустройства территории с устройством водоотведения, капитальный ремонт помещения холодного склада с дальнейшим выполнением работ;

3. В отношении здания МБДОУ № 315 (1987 года постройки, проектная вместимость 320 мест, фактическая наполняемость 352 чел.) Главному управлению образования администрации г. Красноярска разработать проектно-сметную документацию и прохождения государственной экспертизы на капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна, выполнить их капитальный ремонт;

4. В отношении МАОУ «СШ № 134» (1982 года постройки, проектная вместимость 725 мест, фактическая наполняемость 1280 чел.) Главному управлению образования администрации г. Красноярска выделить денежные средства на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы на благоустройство территории (водоотведение, отмостка) и капитальный ремонт центрального входа и лестничных маршей;

5. В отношении МБДОУ № 13 (1992 года постройки, проектная вместимость 220 мест, фактическая наполняемость 355 чел.) Главному управлению образования администрации г. Красноярска выделить денежные средства на разработку проектно-сметной документации на благоустройство территории с устройством водоотведения, капитальный ремонт крылец и крыши (кровли) над бассейном;

6. В отношении здания МАОУ «СШ № 85» (1983 года постройки, проектная вместимость 725 мест, фактическая наполняемость 1051 чел.) Главному управлению образования администрации г. Красноярска выделить денежные средства па разработку проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы на капитальный ремонт помещений оранжереи и ее кровли с выполнением гидроизоляции стен; благоустройство территории с устройством спортивного ядра;

7. В отношении МБОУ «СШ № 129» (1985 года постройки, проектная вместимость 725 мест, фактическая наполняемость 746 чел.) Главному управлению образования администрации г. Красноярска запланировать средства на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы на благоустройство территории с устройством водоотведения, капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки;

8. В отношении здания МБДОУ № 282 (1981 года постройки, проектная вместимость 109 мест, фактическая наполняемость 109 чел.) требуется незамедлительная реализация проекта (разработан в 2015 году) на капитальный ремонт здания, а также выполнение работ по благоустройству территории.

По результатам выездной проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Красноярска, в адрес руководителя Главного управления образования администрации г.Красноярска вынесено представление от 06.04.2020 № 1-06/2020, исходя из которого: прокурор требует в месячный срок со дня вынесения представления принять конкретные меры к устранению нарушений закона, путем выделения денежных средств на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы, проведение капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе в МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ №13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282.

Согласно письму руководителя Главного управления образования администрации г.Красноярска от 06.05.2020 № 715 в адрес прокурора Советского района г. Красноярска на предписание от 06.04.2020 № 1-06/2020, доводы прокуратуры приняты к сведению и внесены в план проведения ремонтных и восстановительных работ, вопрос обеспечения безопасных условий функционирования в указанных образовательных учреждениях находится на контроле заместителя руководителя управления.

Вместе с тем, до настоящего времени административными ответчиками не приняты меры по восстановлению конструкций лестничного марша, ведущего в помещение № 1 подвала МБОУ «СШ № 5», денежные средства в бюджет города на указанные цели не заложены; в МАОУ «СШ № 143» не выполнены работы по благоустройству территории с устройством водоотведения, капитальный ремонт помещения холодного склада не проведен; в МДОУ № 315 не проведены капитальный ремонт подземного перехода и чаши бассейна и крылец, устройство системы водоотведения; в МБОУ «СШ № 134» не проведены работы по водоотведению (отмостка), ремонт центрального входа и лестничных маршей также; в МБДОУ № 13 не проведены работы по благоустройству территории с устройством водоотведения, а также капитальный ремонт крыльца и крыши (кровли) над бассейном; в МАОУ «СШ № 85» не проведен капитальный ремонт крыши (кровли), оранжереи, внутреннего спортивного зала; в МБОУ «СШ № 129» не проведен капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки; МБДОУ № 282 не проведен капитальный ремонт здания детского сада, разработанный в 2015 году, а также работы по благоустройству территории, - что не оспаривается административными ответчиками.

Согласно справке заместителя руководителя Главного управления образования администрации г. Красноярска, представленной в материалы дела в судебном заседании 22.01.2021: управлением ежегодно формируется дополнительная потребность в средствах на проведение ремонтных работ образовательных учреждений для формирования проекта бюджета на очередной финансовый год, однако, в силу ограниченных возможностей бюджета не вся потребность удовлетворяется. Так, при формировании проекта бюджета на 2021 год была заявлена, но не обеспечена потребность в денежных средствах, с целью производства работ в: МБДОУ № 13 по капитальному ремонту асфальтового покрытия территории с устройством водоотведения и крылец здания; МАОУ «СШ №134» по капитальному ремонту аварийного лестничного марша; МБДОУ № 282 по актуализации ПСД на капитальный ремонт здания с благоустройством территории; МБОУ «СШ № 129» по капитальному ремонту спортивной площадки с устройством плоскостных спортивных сооружений и благоустройством территории.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая то обстоятельство, что по материалам дела судом достоверно установлено нарушение вышеприведенных требований закона и представления прокурора, так как в течение длительного времени не выделяются денежные средства для проведения капитального ремонта в МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ №13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282, что делает невозможным дальнейшее планирование мероприятий по капитальному ремонту (реконструкции) зданий образовательных учреждений в целях обеспечения безопасности учащихся и персонала, - суд находит подлежащими удовлетворению административные исковые требования в части: признания незаконным бездействия, возложения обязанности в срок до 01.03.2021 выделить денежные средства на капитальный ремонт зданий, сооружений и асфальтового покрытия территории, на выполнение работ по благоустройству территории, на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт; а также в вышеуказанных учреждениях согласно требованиям административного истца: в срок до 01.09.2021 провести капитальный ремонт зданий и сооружений, а также асфальтового покрытия территории с устройством водоотведения, работы по благоустройству территории, разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу; в срок до 01.03.2022 провести капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна; в срок до 01.02.2022 провести работы по благоустройству территории (водоотведение, отмостка) и капитальному ремонту лестничных маршей и центрального входа; в срок до 01.02.2022 произвести капитальный ремонт согласно проектно-сметной документации, работы по благоустройству территории с устройством водоотведения, проведение инженерно-геологических изысканий в подвальном помещении, капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки; в срок до 01.06.2022 провести капитального ремонта здания, благоустройство территории. Указанные сроки для исполнения судебного решения суд находит разумным.

Между тем, суд принимает во внимание, что МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ № 13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282, согласно Уставов, являются самостоятельными юридическими лицами, имеют обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Учреждения отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом.

Тот факт, что администрация г. Красноярска является учредителем вышеуказанных учреждений, не является основанием полагать, что она должна отвечать по обязательствам данных образовательных учреждений, которые в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обязаны создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствие с установленными номами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников организации, несут ответственность за жизнь и здоровье последних.

При этом финансовое обеспечение деятельности учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы России.

Согласно же Уставам учреждений, органом администрации г. Красноярска координирующим их деятельность, является Главное управление образования администрации города Красноярска, которое, в силу п. 18 вышеприведенного Положения, в том числе формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствие с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств.

Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия и возложения соответствующих обязанностей на администрацию г. Красноярска суд не усматривает, поскольку, несмотря на то, что в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, финансирование на указанное содержание производиться из бюджета города, согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленном им порядке. Более того, в материалы дела не представлено допустимых доказательств о нарушении администрацией г. Красноярска порядка выделения бюджетных средств на вышеописанные нужды учреждений, представление прокурора в отношении руководителя администрации г. Красноярска не выносилось. Выделение указанных денежных средств производится по заявлению учреждений Главным управлением образования администрации г. Красноярска.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований к администрации г. Красноярска, полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования в части признания незаконным бездействия Главного управления образования администрации г. Красноярска, выразившегося в не выделении денежных средств для проведения капитального ремонта в МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБДОУ № 315, МАОУ «СШ №134», МБДОУ №13, МАОУ «СШ № 85», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ № 282, возложив на Главное управление образования администрации г. Красноярска и вышеприведенные образовательные учреждения соответствующие обязанности согласно требованиям административного истца.

Разрешая административные исковые требования в части возложения обязанности на административных ответчиков обеспечить безопасное нахождение учащихся, работников и иных лиц, посещающих учреждения, на период проведения мероприятий по капитальному ремонту зданий учреждений, - суд отказывает в их удовлетворении, поскольку обеспечение безопасного нахождения посещающих учреждения лиц, в том числе в период проведения мероприятий по капитальному ремонту зданий учреждений уже является обязанностью соответствующих должностных лиц этих учреждений, при этом, на день вынесения судом решения по настоящему делу вышеуказанные работы не проводятся, а потому судом по материалам дела не установлено никаких нарушений со стороны административных ответчиков в части не соблюдения требований безопасного нахождения на территории учреждений лиц, посещающих вышеуказанные учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению образования администрации г.Красноярска, МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ №282, МАОУ «СШ № 85», МБДОУ № 13, МБДОУ № 315, МАОУ «СШ № 134» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Главного управления образования администрации г. Красноярска, выразившееся в не выделении денежных средств на проведение капитального ремонта в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов», Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А.В.», Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 129», Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 282 комбинированного вида», Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 85», Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 315», Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 134».

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов» денежные средства на капитальный ремонт в подвальном помещении (со стороны начальной школы), а также инженерных сетей в подвальной части здания; на ремонт отмостки, благоустройство территории с водоотводом поверхностных вод от здания.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А.В.» денежные средства на выполнение работ по благоустройству территории с устройством водоотведения; на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещения холодного склада, на проведение капитального ремонта помещения холодного склада.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 315» денежные средства на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 134» денежные средства на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт центрального входа; на благоустройство территории (водоотведение, отмостка) и капитальный ремонт лестничных маршей, центрального входа.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» денежные средства на капитальный ремонт асфальтового покрытия территории с устройством водоотведения; капитальный ремонт крылец здания, кровли над бассейном здания.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 85» денежные средства на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши (кровли) и оранжереи с выполнением гидроизоляции стен; благоустройство территории с устройством спортивного ядра; капитального ремонта внутреннего спортивного зала.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 129» денежные средства на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки; выделить денежные средства на проведение благоустройства территории с устройством водоотведения, проведение инженерно-геологических изысканий в подвальном помещении.

Обязать Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить в срок до 01 марта 2021 года Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 282 комбинированного вида» денежные средства на разработку проектно-сметной документации и прохождение ее государственной экспертизы на капитальный ремонт и благоустройство территории.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов» в срок до 01 сентября 2021 года провести капитальный ремонт в подвальном помещении (со стороны начальной школы), а также инженерных сетей в подвальной части здания; ремонт отмостки, благоустройство территории с водоотводом поверхностных вод от здания согласно проектно-сметной документации.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А.В.» в срок до 01 сентября 2021 года выполнить работы по благоустройству территории с устройством водоотведения; разработать проектно-сметную документацию по капитальному ремонту помещения холодного склада; в срок до 01 января 2022 года провести работы по капитальному ремонту помещения холодного склада.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 315» в срок до 01 сентября 2021 года разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна; в срок до 01 марта 2022 года провести капитальный ремонт подземного перехода (с устройством вентиляции, гидроизоляции, инженерных сетей) и чаши бассейна.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 134» в срок до 01 сентября 2021 года разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на капитальный ремонт центрального входа; в срок до 01 февраля 2022 года провести работы по благоустройству территории (водоотведение, отмостка) и капитальному ремонту лестничных маршей и центрального входа.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» в срок до 01 сентября 2021 года произвести работы по капитальному ремонту асфальтового покрытия территории с устройством водоотведения, капитальный ремонт крылец здания, капитальный ремонт кровли над бассейном здания.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 85» в срок до 01 сентября 2021 года разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на проведение капитального ремонта крыши (кровли) и оранжереи с выполнением гидроизоляции стен, благоустройство территории с устройством спортивного ядра; в срок до 01 февраля 2022 года произвести капитальный ремонт согласно проектно-сметной документации.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 129» в срок до 01 сентября 2021 года разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки; в срок до 01 февраля 2022 года провести работы по благоустройству территории с устройством водоотведения, проведение инженерно-геологических изысканий в подвальном помещении, капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса, отмостки.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 282 комбинированного вида» разработать проектно-сметную документацию, пройти ее государственную экспертизу на проведение капитального ремонта здания, благоустройство территории; в срок до 01 июня 2022 года провести капитального ремонта здания, благоустройство территории.

Административное исковое заявление прокурора г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению образования администрации г.Красноярска, МБОУ «СШ № 5», МАОУ «СШ № 143», МБОУ «СШ № 129», МБДОУ №282, МАОУ «СШ № 85», МБДОУ № 13, МБДОУ № 315, МАОУ «СШ № 134» в остальной части, а также административное исковое заявление к администрации г.Красноярска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Севрюков