ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240048-01-2021-015062-58 от 02.06.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-2822/2022

УИД № 24RS0048-01-2021-015062-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2022 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Худик А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ширяев В.Е. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, МВД России в лице Главного управления МВД России по Красноярскому краю, Управлению судебного департамента по Красноярскому краю о взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Ширяев В.Е. обратился в суд с административным иском, с учетом письменных дополнений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26), к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, МВД России в лице Главного управления МВД России по Красноярскому краю, Управлению судебного департамента по Красноярскому краю, в котором просит взыскать компенсацию за ненадлежащие условия перевозки на спецтранспорте в размере 12 796 руб. за каждый день перевозки, а всего 166 948 руб., за ненадлежащие условия содержания в металлической клетке в залах судебного заседания Октябрьского районного суда г.Красноярска и Железнодорожного районного суда г.Красноярска в размере 12 796 руб. за каждый день содержания, а всего 85 572 руб., за ненадлежащие условия содержания под стражей в ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское» в размере 12 796 руб. за каждый день содержания, а всего 63 980 руб., общая сумма подлежащая взысканию 316 500 руб.

Требования мотивированы тем, что в период его содержания под стражей в 2016, 2017, 2020 и 2021 годах он доставлялся в ИВС МУ МВД России «Красноярское», где содержался в нечеловеческих и унижающих его достоинство условиях, а именно камеры не были оборудованы унитазом, отсутствовал санузел, сотрудники ИВС выводили в туалет 3 раза в день. Также камеры ИВС не были оборудованы электрическими розетками, датчиками пожарной безопасности, кроватями, питьевой водой (горячей и холодной), бачком с питьевой водой. В связи с чем, он был вынужден не справлять естественную нужду часами, также он был лишен возможности по своему личному желанию сварить себе кофе или чай.

Кроме того его перевозка осуществлялась в ненадлежащем спецтранспорте, который не был оборудован ремнями безопасности, отсутствовали печка, вентиляция, санузел и сидения. Клетка камерного типа в спецтранспорте была размером в 1,2 кв.м., создавалась угроза жизни.

Также судебные процессы проходили с содержанием его в клетке здания Железнодорожного районного суда г.Красноярска и Октябрьского районного суда г.Красноярска, что ставило его в неравную позицию с другими участниками процесса.

В результате приведенных условий содержания Ширяев В.Е. претерпевал сильные душевные, а также физические и нравственные страдания.

Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены - МВД России, Судебный департамент при Верховном суде РФ; в качестве заинтересованного лица привлечено МУ МВД России «Красноярское».

Определением Советского районного суда г.Красноярска, вынесенным в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АТХ ФКУ «ЦХ и СОГУ».

Определением Советского районного суда г.Красноярска, вынесенным в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено – МУ МВД России «Красноярское»; в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ «ЦХ и СОГУ».

Административный истец Ширяев В.Е. в судебное заседание не явился, находится в местах лишения свободы, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела с его участием либо об отложении рассмотрении дела не поступало.

Представитель административных ответчиков МВД России, МУ МВД России «Красноярское» ФИО5, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования не признала, пояснила, что в ИВС административный истец доставлялся только в 2016 году три раза, два из которых содержался только в дневное время, при этом ИВС не функционирует с 2019 года, в настоящий момент помещение ИВС переоборудовано, документация за 2016-2017 гг. уничтожена. Жалоб на содержание в ИВС от Ширяев В.Е. не поступало. В ИВС санузел был общий, выводились сотрудниками ИВС, для экстренных случаев в камере имелась банка для испражнений. Камеры ИВС не оборудованы розетками, поскольку не предусмотрено законодательством. Согласно техническому паспорту ИВС пожарная безопасность была обеспечена, имелись огнетушители. В ИВС находился электрический титан, обеспечивалась выдача питьевой воды. Согласно акту проверки установлено, что камеры оборудованы полками, столами, указано о наличии санузла, бачка, санитарно-гигиеническое состояние удовлетворительное. Полагала, что условия содержания административного истца в ИВС были надлежащими. Относительно перевозки административного истца, пояснила, что оборудование спецтранспорта ремнями, поручнями, подушками безопасности не предусмотрено, лица перевозятся только в состоянии сидя, для этого имеются сидения, также имеется техническое описание систем отопления и вентиляции, размеры камер соответствуют установленным требованиям. Спецавтомобили КАМАЗ 4308, ГАЗ 13309 оборудованы туалетной кабиной, согласно Наставлениям остановки менее чем через 3-4 часа запрещены, длительность пути административного истца была не более 30 минут, кроме того посещение туалета обязательно перед убытием. Полагала, что административным истцом пропущены сроки подачи административного искового заявления, уважительности причин не представлено. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что конвоирование административного истца осуществлялось на автомобилях, которые поступили в ФКУ с 2012-2019, они поступили в исправном состоянии, оборудованы в соответствии с Правилами стандартизации. В штате ФКУ имеются механики, которые в установленном порядке осуществляют выпуск автотранспортных средств на линию, на основании должностных инструкций они осуществляют осмотр и проверяют техническое состояние систем вентиляции, отопления, освещения, работы видеонаблюдения и т.д., в случае наличия какой-либо неисправности автомобиль на линию не выпускается, указанная информация фиксируется в путевых листах.

В судебное заседание представители административных ответчиков министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Судебного департамента при Верховном суде РФ, Управления судебного департамента по Красноярскому краю не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; ранее представители министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Судебного департамента при Верховном суде РФ, Управления судебного департамента по Красноярскому краю представили возражения, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.37-42, 56-57, 136-138).

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Ширяев В.Е. доставлялся из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю:

в Октябрьский районный суд г. Красноярска для участия в судебных заседания по рассмотрению в отношении него уголовных дел: (ДД.ММ.ГГГГ в рамках рассмотрения дела была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, ДД.ММ.ГГГГ постановлен приговор, назначено наказание в виде 2 лет 4 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения), (для участия в судебных заседаниях доставлялся под конвоем, поскольку наказание в виде лишения свободы по приговору от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) им не отбыто), в следующие дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23,35);

в Железнодорожный районный суд г. Красноярска для участия в судебных заседания по рассмотрению в отношении него уголовного дела по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных УК РФ, в следующие дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23,24).

Порядок содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определен нормами Федерального закона от 5 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Вместе с тем, нормами указанного Закона камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в зданиях судов общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены, то есть в сферу регулирования данного Закона не входят. Вышеуказанные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятии, предусмотренных действующим законодательством.

Соответственно, на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Установка защитных кабин и технические требования к их оборудованию в период содержания административного истца (2016, 2017 и 2021 гг.) установлены СП 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденному приказом Госстроя от 25.12.2012 №111/ГС, а также Сводом правил 152.13330.2018 «Здания федеральных судов. Правила проектирования», утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.08.2018 № 524/пр.

СП 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции» предусмотрено, что для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел предусматриваются защитные кабины (п. 7.9).

Как следует из приложения С указанного Свода правил, для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, необходимо огораживать с четырех сторон на высоту не менее 2,2 м, формируя таким образом защитную кабину. Примыкание кабины к стене с оконными проемами не допускается. Ограждаемая площадь должна обеспечивать размещение до 20 лиц, содержащихся под стражей, (устанавливается заданием на проектирование). Скамьи устанавливаются в один или два ряда. Рекомендуемое число мест на скамье - не более 6.

Защитная кабина, выполненная из металлической решетки должна иметь дверь размером 2x0,8 м, оснащенную замком сувальдного типа, запирающимся только снаружи, задвижкой с возможностью фиксации в закрытом положении с помощью навесного замка и покрытия (сетка рабица). Для изготовления решетки, следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм. Допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.

Согласно пункту 7.9 СП 152.13330.2018 для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел предусматриваются встроенные помещения (защитные кабины) (далее - встроенные помещения), требования к которым изложены в приложении И. Допускается выполнять встроенное помещение высотой до потолка зала. Ограждаемая площадь должна обеспечивать размещение до 20 подсудимых. Конкретное количество устанавливается в задании на проектирование, площадь на одного подсудимого не менее 1,5 м.

Как следует из приложения И указанного Свода правил, в залах для слушания уголовных дел для размещения лиц, содержащихся под стражей, необходимо предусматривать встроенное помещение и огораживать его с четырех сторон на высоту не менее 2,4 м (от пола до потолка). Примыкание встроенного помещения к стене с оконными проемами не допускается. Ограждаемую площадь следует устанавливать исходя из количества мест для размещения лиц, содержащихся под стражей, из расчета не менее 1,5 м/чел. Скамьи следует устанавливать в один или два ряда. Рекомендуемое число мест на скамье - не более 6.

Согласно паспорту безопасности Октябрьского районного суда г.Красноярска, суд располагается в отдельно стоящем 5-ти этажном кирпичном здании, 1973 года постройки и размещения. В здании суда имеется 20 залов судебных заседаний, из которых 6 залов для рассмотрения уголовных дел, оборудованных металлической защитной кабиной (л.д.141-146).

Согласно паспорту безопасности Железнодорожного районного суда г.Красноярска, здание суда построено в 1954 году, суд размещается с 1992 года. В здании суда имеется 6 залов, оборудованных защитными кабинами для рассмотрения уголовных дел (л.д.147-153).

Таким образом, суд приходит к выводу, что к зданиям судов г. Красноярска, построенных до введения в действие Свода правил СП 152.13330.2012 и Свода правил СП 152.13330.2018, данные своды правил не могут применяться в полной мере.

Здания Октябрьского районного суда г.Красноярска и Железнодорожного районного суда г.Красноярска, соответствовали положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 N 154.

Пункт 5.9 СП 31-104-2000 предусматривал, что подзона для подсудимых должна выделяться заградительной решеткой в соответствии с пунктом 8.3 данного документа; согласно пункту 8.3 в целях соблюдения требований безопасности в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следует устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см, ограждающую с четырех сторон место для содержания подсудимых во время проведения судебных процессов; заградительная решетка должна иметь дверь размером 200 х 80 см и перекрытие (сетка рабица); для изготовления заградительной решетки следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм; допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.

Как следует из ответа и.о. председателя Железнодорожного районного суда г.Красноярска, залы судебных заседаний для слушания уголовных дел оснащены в соответствии с нормативно правовыми требования законодательства и СНиП, помещения для краткосрочного содержания лиц, находящихся по д стражей и залы судебных заседаний обустроены согласно своду правил СП 31-104-2000 (л.д.24).

Как следует из ответа и.о. председателя Октябрьского районного суда г.Красноярска, защитные кабины для содержания подсудимых в зале судебного заседания выполнены из металлической решетки, оборудованной в соответствии со сводом правил СП 152.13330.2012 (л.д.35).

Из представленных доказательств, судом установлено, что нахождение Ширяев В.Е. в металлической кабине во время судебного заседания, связано с обеспечением безопасности во время судебных заседаний, что соответствует СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.12.1999 № 154) и СП 152.13330.2012. Свод правил. Здания судом общей юрисдикции. Правила проектирования» (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 №111/ГС) и п. 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 N 140ДСП (в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Конвоиры на постах располагаются с правой и левой стороны от барьера (защитного заграждения). Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена).

Согласно позиции, изложенной в решении Верховного суда РФ от 20 августа 2019 года N АКПИ19-446 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.03.2006 N 140ДСП Наставление определяет порядок и принципы организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых. Пункт 307 Наставления содержит предписание о том, что в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Оспоренное положение Наставления по своему содержанию не может быть расценено как унижающее честь и достоинство личности и нарушающее права человека, в том числе принцип презумпции невиновности.

Неудобства, которые Ширяев В.Е. претерпел в связи с нахождением его в металлической клетке во время судебного заседания связано с его привлечением к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.

Оценив представленные по делу доказательства, суд учитывает положения ст. 62 КАС РФ, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доводы Ширяев В.Е. о том, что условия содержания в защитной кабине в зале суда, являлись бесчеловечными и причинили ему душевные и нравственные страдания, не подтверждаются представленными материалами.

Обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы, прежде всего, требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников изоляторов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.

С учетом изложенного, требования административного истца в данной части являются не обоснованным и удовлетворению не подлежит.

Рассматривая требования Ширяев В.Е. о взыскании компенсации за ненадлежащие условия перевозки в спецтранспорте, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией.

В пункте 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" указано, что на полицию возлагаются обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

Порядок реализации данной обязанности урегулирован, в частности, Приказом МВД России от 07.03.2006 N 140 дсп, которым утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (далее - Наставления).

В соответствии с пунктами 207 и 210 Наставления на конвоира по охране лиц, содержащихся под стражей, возлагается персональная ответственность за точное и своевременное выполнение поставленной задачи по конвоированию подозреваемых и обвиняемых лиц.

В соответствии с п. 244 Наставления подозреваемых и обвиняемых размещают по камерам специального автомобиля с соблюдением требований их внутренней изоляции, указанных в отдельных справках в личных делах, конвоируемых или определенных при постановке задачи на конвоирование командиром подразделения охраны и конвоирования (начальником органа внутренних дел, ИВС).

В соответствии с п. 238 Наставления специальный автомобиль должен быть исправен. Специальный автомобиль предназначен для перевозки только сидящих подозреваемых и обвиняемых. Размещать подозреваемых и обвиняемых свыше предусмотренного конструкцией числа посадочных мест, в специальных автомобилях запрещено.

Согласно п. 240 Наставления перед посадкой подозреваемых и обвиняемых в специальный автомобиль начальник (старший) конвоя проверяет его техническую готовность и укрепленность.

Как следует из представленной информации командира ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» конвоирование Ширяев В.Е. из ФКУ СИЗО ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществлялось:

ДД.ММ.ГГГГ в ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское» (далее – ИВС) в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 25 мин.;

ДД.ММ.ГГГГ в ИВС в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 10 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в ИВС в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 25 мин;

ДД.ММ.ГГГГ из ИВС в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 1 час. 05 мин;

ДД.ММ.ГГГГ из ИВС в спецавтомобиле КАМАЗ 4308, время в пути с учетом дорожной обстановки – 1 час. 05 мин;

ДД.ММ.ГГГГ из ИВС в спецавтомобиле КАМАЗ 4308, время в пути с учетом дорожной обстановки – 1 час. 35 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в Октябрьский районный суд г. Красноярска (далее – суд) в спецавтомобиле ГАЗ 3302, время в пути с учетом дорожной обстановки – 15 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3302, время в пути с учетом дорожной обстановки – 10 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 10 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 10 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 10 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 25 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 17 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 25 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле КАМАЗ 4308, время в пути с учетом дорожной обстановки – 15 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 10 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в Железнодорожный районный суд г. Красноярска (далее – суд) в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 25 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3302, время в пути с учетом дорожной обстановки – 17 мин;

ДД.ММ.ГГГГ в суд в спецавтомобиле ГАЗ 3309, время в пути с учетом дорожной обстановки – 15 мин. (л.д.66-69).

Таким образом, продолжительность поездок Ширяев В.Е. в среднем составляла 10-25 минут, в некоторых случаях более 1час.05мин.-1час.35мин. (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование указанных сведений, в материалы дела представлены копии путевых журналов конвоя ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» Октябрьского районного суда г.Красноярска, конвоя ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» Железнодорожного районного суда г.Красноярска, вечернего конвоя ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» по конвоированию спецконтингента из ИВС в СИЗО-1 г.Красноярска (II).

Из руководства по эксплуатации автомобиля ГАЗ 3302 следует, что он имеет следующие габаритные размеры, мм (д,ш,в)-5151х2055х2835; внутренние размеры кузова-фургона, мм (д,ш,в)-2814х1940х1637, общее количество мест для сидения – 12, из них в одиночной камере -3. В общей камере - 4. Система отопления предназначена для подержания оптимальной температуры в кузове-фургоне спецавтомобиля и состоит из отопителя заднего автомобиля-фургона ГАЗ-2217 (Соболь) ОС-4Р-У2-12-02 (п.2.3.2). Система вентиляции предназначена для обеспечения воздухообмена в кузове-фургоне, комбинированная, осуществляется естественным и принудительным путем. Естественная вентиляция осуществляется при открывании двери аварийно-вентиляционного люка и окна во входной двери, вентиляционными клапанами на крыше в одиночных камерах; принудительная вентиляция осуществляется приточным и вытяжным вентилятором, расположенным на крыше кузова-фургона (п.2.3.3). Электрооборудование спецавтомобиля, включает в себя систему освещения, которая предназначена для освещения всех помещений кузова-фургона и включает в себя, в том числе потолочные светильники, фару-искатель. Потолочные светильники EL1-EL7 предназначены для освещения помещений кузова-фургоны и установлены на панели крыши кузова-фургона. В потолочных светильниках установлены лампы типа А24-10-1. Переносная фара-искатель предназначена для дополнительного освещения общих камер. Спецавтомобиль снабжен входным выдвижным трапом (л.д.92-95).

Из руководства по эксплуатации автомобиля ГАЗ 3309 следует, что он имеет следующие габаритные размеры, мм (д,ш,в)-6578х2522х3090; внутренние размеры кузова-фургона, мм (д,ш,в)-3814х2406х1637, общее количество мест для сидения – 24, из них в одиночной камере – 1, в общей камере по левому борту -9, в общей камере по правому борту - 9. Внутри кузова-фургона установлены перегородки, жесткие и полумягкие сиденья, биотуалет, отопитель, аптечки «ФЭСТ», поручни и огнетушитель (п.2.2.1). В состав автомобиля включены, в том числе электрооборудование, система жизнеобеспечения: система отопления и система вентиляции (п. 1.3.1). Система вентиляции комбинированная, осуществляется естественным и принудительным путем. Естественная вентиляция осуществляется при открывании двери, аварийно-вентиляционного люка и окна во входной двери, вентиляционными клапанами в панели крыши в одиночной камере и биотуалете. Принудительная вентиляция осуществляется одним приточным и двумя вытяжными вентиляторами, расположенными на крыше кузова-фургона. Электрооборудование спецавтомобиля, включает в себя систему освещения, которая предназначена для освещения всех помещений кузова-фургона и включает в себя, в том числе потолочные светильники, фару-искатель. Потолочные светильники EL1-EL10 предназначены для освещения помещений кузова-фургоны и установлены на панели крыши кузова-фургона. В потолочных светильниках установлены лампы типа А24-10-1. Переносная фара-искатель предназначена для дополнительного освещения общих камер. Отопление обеспечено отопителем воздушным дизельным Планар-4ДМ-24. Спецавтомобиль снабжен входным выдвижным трапом (л.д.96-99).

Из руководства по эксплуатации автомобиля КАМАЗ 4308-АЗ, следует, что спецавтомобиль представляет собой кузов-фургон, установленный на шасси автомобиля закреплённый к раме шасси стремянками и болтами. Кузов-фургон закрытого типа (п. 2.21). Автомобиль имеет следующие габаритные размеры, мм (д,ш,в)-7250х2525х3115; внутренние размеры кузова-фургона, мм (д,ш,в)-4814х2406х1637, общее количество мест для сидения -33, из них в одиночной камере – 1, в общей камере по левому борту -13, в общей камере по правому борту - 13. Внутри кузова-фургона установлены перегородки, жесткие и полумягкие сиденья, биотуалет, отопитель, аптечки «ФЭСТ», поручни и огнетушитель. В состав автомобиля включены, в том числе электрооборудование, система жизнеобеспечения: система отопления и система вентиляции. Система отопления включает в себя отопитель воздушный дизельный Планар-4ДМ-24 (п.2.3.2). Система вентиляции комбинированная, осуществляется естественным и принудительным путем. Естественная вентиляция осуществляется при открывании двери, аварийно-вентиляционного люка и окна во входной двери, вентиляционными клапанами в панели крыши в одиночной камере и биотуалете. Принудительная вентиляция осуществляется одним приточным и двумя вытяжными вентиляторами, расположенными на крыше кузова-фургона (п.2.3.3). Электрооборудование спец автомобиля, включает в себя систему освещения, которая предназначена для освещения всех помещений кузова-фургона и включает в себя, в том числе потолочные светильники, фару-искатель. Потолочные светильники EL1-EL7 предназначены для освещения помещений кузова-фургоны и установлены на панели крыши кузова-фургона. Переносная фара-искатель предназначена для дополнительного освещения общих камер. Отопление обеспечено отопителем Планар-4ДМ2-24. Спецавтомобиль снабжен входным выдвижным трапом (л.д.100-102).

Как следует из ответа врио заместителя начальника ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю», при выпуске на линию и приемке при возвращении с линии транспортных средств механиками АТХ ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2021 №9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» проверяется их исправность. Методы проверки приведённых параметров регламентированы ГОСТом 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности эксплуатации и методы проверки». Дополнительно механики АТХ ФКУ при выпуске на линию и приемке при возвращении с линии транспортных средств, предназначенных для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении, проводят проверку технического состояния систем отопления, вентиляции и освещения, исправность которых проверяется органолептически, посредством приведения в действие и наблюдения функционирования.

Спецавтомобили, имеющие технические неисправности, на маршруты конвоирования не выпускаются.

Кроме того, в материалы дела представлены путевые листы за 2016, 2017, 2021 г.г. с отметкой на предмет технической исправности транспортных средств.

Из представленных копий путевых журналов, каких-либо замечаний и жалоб от Ширяев В.Е. к сотрудникам караула по конвоированию во время приема для конвоирования, в пути следования, сдаче в учреждение в распоряжение которых следовал осужденный, не поступало.

Кроме того, согласно справке заведующей канцелярией ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское», в период с 2016 по 2021 год в адрес Об ОКПО поступило одно обращение Ширяева В.Е. о предоставлении информации о его конвоировании в суды г.Красноярска, ИВС ОП №2 МУ МВД России «Красноярское», жалобы Ширяев В.Е. на условия конвоирования в адрес ОБ ОКПО в указанный период не поступали.

Таким образом, судом установлено, что конвоирование Ширяев В.Е. из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю к месту назначения и обратно осуществлялось на технически исправных оперативно - служебных автомобилях для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления марки ГАЗ 3309, ГАЗ 3302 и КАМАЗ 4308, оборудованных в соответствии с требованиями Правил Стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Правила), а именно жесткими и полумягкими сиденьями, имеющих поручни (ГАЗ 3309, КАМАЗ 4308), естественной и принудительной вентиляцией, отоплением, туалетной кабиной (ГАЗ 3309, КАМАЗ 4308). Системы жизнеобеспечения находились в рабочем, исправном состоянии

Оборудование спецавтомобилей ремнями безопасности Правилами Стандартизации не предусмотрено. Отсутствие ремней безопасности само по себе не может свидетельствовать о нарушении прав подозреваемых и обвиняемых.

Размеры одиночной камеры в спецавтомобиле регламентированы технической документацией, сведений о переоборудовании (уменьшении данного размера) спецавтомобилей в ходе рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, указание истца на то, что размером одиночной камеры создавалась угроза жизни голословны.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что конвоирование Ширяев В.Е. соответствовало нормативным правовым актам, условия его содержания при конвоировании соответствовали требованиям Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 7 марта 2006 г. N 140дсп.

При таких обстоятельствах, требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования Ширяев В.Е. о присуждении компенсации при его содержании в ненадлежащих условиях под стражей в ИВС ОП №2 МУ МВД России «Красноярское», суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ст. 4 данного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (ст. 23).

Согласно Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (пункт 42).

Камеры ИВС оборудуются, в том числе: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; индивидуальными нарами или кроватями; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды (пункт 45).

При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (пункт 48).

Пребывание лица, находящегося в местах лишения свободы, в условиях, которые превышают неизбежный уровень страданий, является основанием для компенсации морального вреда.

Как следует из материалов дела и письменных пояснений административного ответчика, представить сведения о периодах содержания Ширяев В.Е., санитарном состоянии ИВС в указанный период не представляется возможным, в связи с уничтожением соответствующей служебной документации ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское», в связи с климатическими условиями (подтоплением помещения), о чем представлен акт на уничтожение журналов (л.д.80-89).

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ доставление и содержание лиц подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское» было прекращено (л.д.78-79).

Распоряжением начальника МУ МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское» закреплен для размещения специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту (л.д.90-91).

Вместе с тем, из представленных сведений ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» было установлено, что Ширяев В.Е. доставлялся из СИЗО-1 в ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское» и обратно в следующие даты: ДД.ММ.ГГГГ (из СИЗО-1 в ИВС и обратно), ДД.ММ.ГГГГ (из СИЗО-1 в ИВС), ДД.ММ.ГГГГ (из ИВС в СИЗО-1), ДД.ММ.ГГГГ (из СИЗО-1 в ИВС и обратно).

Как следует из технического паспорта изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП МУ МВД России «Красноярское», это здание 1987 года постройки, имеет 3 камеры с лимитом наполнения мест в них – 8 человек, санузлов в камерах нет, имеется центральное отопление и приточная вентиляция, пожарный инвентарь обеспечен двумя огнетушителями порошкового типа (л.д.103-105).

В материалы дела представлены результаты проверки Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское», которыми установлено, что камеры оборудованы сплошными деревянными нарами, столами, скамейками, полками для индивидуальных принадлежностей. Санитарные узлы (смывные унитазы, краны с водопроводной водой) в камерах отсутствуют, для оправки естественных физиологических нужд содержащихся в ИВС в камерах установлены 10-ти литровые бытовые ведра с крышками. Также используется общий благоустроенный туалет, оправка производится по графику три раза в сутки, и по требованию. Для соблюдения личной гигиены в туалетной комнате установлена бытовая раковина с подводкой холодной и горячей волы (л.д.168-170).

Таким образом, отсутствие в камерах санузла не нарушает прав истца, так как в ИВС имелся общий санузел, в который лица, содержащиеся под стражей, выводились по требованию, что соответствует ч. 4 п. 98 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 140 ДСП "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" дежурный ИВС организует проведение (в случае отсутствия в камерах санузлов) покамерного вывода подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося нарядов.

Отсутствие в камерах ИВС электрической розетки прав истца не нарушает, поскольку оборудование камер розетками не предусмотрено нормативными правовыми актами, нагревательные приборы не входят в Перечень предметов необходимости, промышленных товаров, которые подозреваемые обвиняемые могут иметь при себе. При этом как следует из результатов проверки Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, бесперебойное снабжение питьевой водой в соответствии с потребностью осуществляется по устному требованию (вода кипятиться в электротитане, мощностью 20 литров) (л.д.168-170).

Таким образом, довод административного истца об отсутствии возможности по личному желанию сварить кофе или чай суд признает несостоятельным.

Также суд признает несостоятельным довод административного истца об отсутствии датчиков пожарной безопасности, поскольку как следует из технического паспорта ИВС и письменных пояснений административного истца, ИВС был оборудован пожарным инвентарем (огнетушители порошкового типа), тревожной сигнализацией.

Камеры ИВС оборудуются: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией (пункт 45 ПВР ИВС).

Довод административного истца, о нарушении его прав наличием нар, вместо кроватей, суд во внимание не принимает, поскольку, административный истец доставлялся в ИВС три раза, два из которых содержался только в дневное время, само по себе наличие нар не противоречит действующему законодательству, поскольку закреплено п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950.

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Таким образом, судом установлено, что в камерах ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское» имелись все условия для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Кроме этого, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административное исковое заявление в части присуждения компенсации по его содержанию в ненадлежащих условиях под стражей в ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское» подано Ширяев В.Е. по истечении 5 лет (доставлялся в 2016 году) после событий, с которым он связывает причинение ему нравственных страданий, влекущих взыскание компенсации.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что о нарушении своих прав, а именно о ненадлежащих условиях содержания в ИВС ОП МУ МВД России «Красноярское) Ширяев В.Е. было известно в 2016.

Вместе с тем, с настоящим административным исковым заявлением в суд Ширяев В.Е. обратился только ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском установленного законом срока. Причин, свидетельствующих об уважительности пропуска данного срока, судом не установлено, в связи с чем, в удовлетворении административного иска Ширяев В.Е. должно быть отказано и в соответствии с пропуском срока.

Таким образом, административное исковое заявление Ширяев В.Е. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ширяев В.Е. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, МВД России в лице Главного управления МВД России по Красноярскому краю, Управлению судебного департамента по Красноярскому краю о взыскании компенсации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Худик