ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240048-01-2022-001578-77 от 11.07.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

Дело № 2а-6112/2022

УИД № 24RS0048-01-2022-001578-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Севрюкова С.И.,

при помощнике судьи Исаевой Е.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» - ФИО2, представителя заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации, отдельному батальону охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МУ МВД России «Красноярское», Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю» о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

ФИО1 обратился в суд к Минфину России в лице УФК по Красноярскому краю, ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» с административным иском (ошибочно поименованным как исковое заявление), в котором просит: взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб., причиненного ненадлежащими условиями перевозки в специальных автомобилях в период времени с 02.12.2020 по 18.01.2022 в ИВС и Советский районный суд г. Красноярска. Требования мотивированы тем, что в специальных автомобилях отсутствуют ремни и подушки безопасности, поручни, окна, кондиционер, аварийный выход, полки для сумок и вещей, место для курения, удобный трап для спуска; высота от пола до потолка составляла 160 см., что затрудняло свободное передвижение, а также установлены лавочки на расстоянии 50 см.; при резком торможении транспортного средства происходило падение с лавочки; при выходе из специального автомобиля надевались наручники.

Определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 03.02.2022 к участию в деле привлечены: в качестве соответчика - МВД России; в качестве заинтересованного лица - МУ МВД России «Красноярское».

Определением суда от 04.04.2022, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле административного ответчика привлечено ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю».

В судебном заседании административный истец ФИО1, личное участие которого обеспечено посредством систем видеоконференц-связи на территории исправительного учреждения, поддержал заявленные требования, просил удовлетворить; на вопрос суда пояснил, что в период конвоирования ФИО1 специальные автомобили в ДТП участвовали.

Представитель административного ответчика ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» - ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

Представитель заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» - ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители административных ответчиков Минфина России в лице УФК по Красноярскому краю, МВД России, ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом; представитель Минфина России в лице УФК по Красноярскому краю в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении административных исковых требованиях.

Выслушав ФИО1, ФИО2, ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению, в том числе за счет соответственно казны Российской Федерации.

Согласно п. 2 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложение к приказу МВД России от 7.03.2006 № 140дсп) охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Отдельные полки, батальоны, роты, взводы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Как установлено судом по материалам дела, ФИО1, многократно ранее судимому и обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст.158 УК РФ, постановлением Советского районного суда г. Красноярска с 30.11.2020 избрана мера пресечения в виде заключения под стражей в ФКУ СИЗО- ГУФСИН России по.

Исходя из письма врио командира ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» от 28.03.2022 в адрес суда, ФИО1 конвоировался нарядами ОБ ОКПО из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России пов следующие даты: 1) в Советский районный суд г. Красноярска: 26.01.2021, 27.01.2021, 24.02.2021, 25.03.2021, 27.04.2021, 15.06.2021, 19.07.2021, 12.08.2021, 09.09.2021, 21.09.2021, 19.10.2021, 12.11.2021, 01.12.2021, 09.12.2021, 10.01.2022, 18.01.2022; 2) в ИВС: 11.02.2021, 20.02.2021.

Согласно служебным документам ОБ ОКПО, конвоирование ФИО1 из ФКУ СИЗО-1 осуществлялось: 26.01.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А114, в составе 22 подозреваемых и обвиняемых; 27.01.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А115, в составе 16 подозреваемых и обвиняемых; 24.02.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0079, в составе 19 подозреваемых и обвиняемых; 25.03.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0092, в составе 18 подозреваемых и обвиняемых; 27.04.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А1999, в составе 24 подозреваемых и обвиняемых; 15.06.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0092, в составе 23 подозреваемых и обвиняемых; 19.07.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0092, в составе 19 подозреваемых и обвиняемых; 12.08.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0092, в составе 26 подозреваемых и обвиняемых; 09.09.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0092, в составе 25 подозреваемых и обвиняемых; 21.09.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0092, в составе 27 подозреваемых и обвиняемых; 19.10.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0115, в составе 26 подозреваемых и обвиняемых; 12.11.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А1999, в составе 21 подозреваемых и обвиняемых; 01.12.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0079, в составе 25 подозреваемых и обвиняемых; 09.12.2021 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А79, в составе 24 подозреваемых и обвиняемых; 10.01.2022 в Советский суд на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0114, в составе 27 подозреваемых и обвиняемых; 18.01.2022 в Советский суд на спецавтомобиле марки ГАЗ 3309, г/н А80, в составе 20 подозреваемых и обвиняемых; 11.02.2021 в ИВС МУ МВД России «Красноярское» на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н А0396, в составе 5 подозреваемых и обвиняемых; 20.02.2021 в ИВС МУ МВД России «Красноярское» на спецавтомобиле марки КАМАЗ 4308, г/н , в составе 12 подозреваемых и обвиняемых.

Спецавтомобили, на которых осуществлялось конвоирование ФИО1, оборудованы в соответствии с требованиями Правил Стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно - служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Количество посадочных мест в камерах для подозреваемых и обвиняемых в спецавтомобилях отражено в руководстве по эксплуатации автомобилей специальных (оперативно-служебных) 3309-А3.00.00.000РЭ, 4308-А3.00.00.000РЭ: спецавтомобиль марки ГАЗ 3309 оборудован 3 камерами для содержания подозреваемых и обвиняемых с общей наполняемостью 19 человек; спецавтомобиль марки КАМАЗ 4308 оборудован 3 камерами для содержания подозреваемых и обвиняемых с общей наполняемостью 27 человек.

Согласно требованиям Наставления, по камерам спецавтомобилей подозреваемые и обвиняемые размещаются согласно числу посадочных мест, предусмотренных конструкцией автомобиля. Исходя из представленных выше данных, следует, что превышения числа конвоируемых лиц, числу посадочных мест в спецавтомобиле допущено не было. Установить количество подозреваемых и обвиняемых, перевозимых совместно с ФИО1 в одной камере, не представилось возможным, так как ведение покамерного учета подозреваемых и обвиняемых, размещенных по камерам спецавтомобиля не предусмотрено Наставлением.

Оборудование в спецавтомобилях ремней, подушек безопасности, поручней, кондиционеров, окон и полок для сумок (вещей) не предусмотрено Правилами и действующими нормативными правовыми актами.

Размер камер для подозреваемых и обвиняемых в спецавтомобилях соответствует требованиям Правил.

Согласно Правилам (п.п. 5.5.2, 5.5.2.3), сиденья для спецконтингента должны быть стационарными, жесткой конструкции. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски. Спецавтомобили предусмотрены для перевозки лиц, содержащихся под стражей, только в сидячем положении.

Согласно требованиям 5.1.4. Правил в случае если посадочная высота (высота уровня пола от земли) превышает 500 мм под входной дверью спецкузова, спецавтомобиль должен быть оборудован откидным траппом.

В соответствии с п. 1.4.3 3309-А3.00.00.000РЭ, 4308-А3.00.00.000РЭ спецавтомобили ГАЗ 3309 и КАМАЗ 4308 снабжены входным траппом, установленным под дверью кузова-фургона.

Применение к подозреваемым и обвиняемым средств ограничения подвижности (наручники), при конвоировании подозреваемых и обвиняемых, регламентировано требованиями Наставления. Курение в спецавтомобиле запрещено, в соответствии с требованиями Наставления.

Спецавтомобили, на которых осуществлялось конвоирование ФИО1, оборудованы системой отопления, вентиляции и освещения, которые соответствуют требованиям Правил (п.п. 5.8, 5.9, 5.10). В соответствии с требованиями п.п.5.8.2, 5.9.3.3 Правил, должна быть обеспечена работа автономных отопителей и вентиляторов при неработающем двигателе спецавтомобиля. при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.

Согласно руководству по эксплуатации, вышеуказанных спецавтомобилях вентиляция комбинированная, осуществляется естественным и принудительным путем. Естественная вентиляция осуществляется при открывании двери, аварийно - вентиляционного люка и окна во входной двери, вентиляционными клапанами в панели крыши в одиночной камере. Принудительная вентиляция осуществляется одним приточным и двумя вытяжными вентиляторами, расположенными на крыше кузова. Вентиляторы и отопители работают независимо от автомобильного двигателя.

Согласно руководству по эксплуатации, система освещения предназначена для освещения всех помещений кузова и включает в себя: автоматические выключатели, расположенные на пульте управления системой освещения, вентиляции; потолочные светильники, расположенные в камерах для подозреваемых и обвиняемых; фару-искатель (в качестве дополнительного освещения общих камер и помещения конвоя). Согласно требованиям Правил (п.5.10.2), освещение в помещении конвоя и камерах для спецконтингента обеспечивается на все время их пребывания в спецавтомобиле.

Окна в кузове спецавтомобиля отсутствуют, так как конструкция спецавтомобиля должна обеспечивать полную изоляцию спецконтингента от посторонних граждан, находящихся снаружи спецавтомобиля. Ремни безопасности в камерах для содержания подозреваемых и обвиняемых не предусмотрены Правилами.

Согласно руководству по эксплуатации «3309-АЗ-00.00.000РЭ» оперативно-служебного автомобиля «3309-АЗ»: спецавтомобиль ГАЗ-3309 предназначен для перевозки лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; пасажировместимость – общее количество мест для сидения - 24, в том числе в общей камере по левому и правому бортам - 18; отопление кузова-фургона – отопитель воздушный дизельный; вентиляция – через открытое окно и аварийно-вентиляционный люк, вентиляционные клапаны на крыше отсека для биотуалета и в одиночной камере, принудительная – приточный вентилятор в помещении конвоя и по одному вытяжному вентилятору в общих камерах; в состав спецавтомобиля входят, в том числе система освещения, система пожаротушения, биотуалет, огнетушитель, аптечки. Спецавтомобиль ГАЗ-3309 оборудован 3 камерами для содержания подозреваемых и обвиняемых, общей наполняемостью 19 человек.

Согласно руководству по эксплуатации «4308-АЗ-00.00.000РЭ» оперативно-служебного автомобиля «4308-АЗ»: спецавтомобиль КАМАЗ-4308 предназначен для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц; пасажировместимость – общее количество мест для сидения - 33, в том числе в общей камере по левому и правому бортам - 26; отопление кузова-фургона – отопитель воздушный; вентиляция – через открытое окно и аварийно-вентиляционный люк, вентиляционные клапаны на крыше отсека для биотуалета и в одиночной камере, принудительная – приточный вентилятор в помещении конвоя и по одному вытяжному вентилятору в общих камерах; в состав спецавтомобиля входят, в том числе биотуалет, система пожаротушения, огнетушитель, аптечки. Спецавтомобиль КАМАЗ-4308 оборудован 3 камерами для содержания подозреваемых и обвиняемых, общей наполняемостью 27 человек.

Исходя из пояснений МВД России, ежедневно перед выездом из стояночного бокса, расположенного в автотранспортном хозяйстве федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Красноярскому краю», по маршрутам конвоирования все спецавтомобили типа «АЗ» осматриваются механиком ФКУ «ЦХ и СО ГУ» на предмет технической исправности; спецавтомобили, имеющие технические неисправности, на маршруты конвоирования не выпускаются; кроме этого, спецавтомобили в установленном порядке проходят технический осмотр, исправность автомобилей.

Исходя из пояснений ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю», подтвержденных представленными в дело письменными документами, в соответствии с п.3 Приказа ГУ МВД России по Красноярскому краю от 25.03.2013 № 99 «Об организации автотранспортного обеспечения в территориальных органах внутренних дел Красноярского края» служебные транспортные средства, закрепленные за подразделениями ГУ МВД России по Красноярскому краю и территориальными органами, состоят в штатах и на балансе ФКУ и в соответствии с п. 5 Инструкции подлежат передаче ФКУ (ссудодателем) в территориальные органы (ссудополучателям) по договорам безвозмездного пользования в порядке, предусмотренном действующим законодательством, с отнесением всех расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, за счет средств, предусмотренных ФКУ. Спецмашины, на которых осуществлялось конвоирование ФИО1, в период с 02.12.2020 по 18.01.2022: ГАЗ 3309, г/н А0080; КАМАЗ 4308, г/н А0079; КАМАЗ 4308, г/н А0396; КАМАЗ 4308, г/н А0114; КАМАЗ 4308, г/н А0115; КАМАЗ 4308, г/н А0092; КАМАЗ 4308, г/н А1999, - поступили в ФКУ в 2012-2014, 2016, 2017, 2019 годах из ФКУ «СОУМТС МВД России» (г. Новосибирск) в новом исправном состоянии, оборудованные в соответствии с требованиями Правил Стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений», утвержденными заместителем МВД России от 14.10.2010.

Все служебные транспортные средства, принадлежащие ФКУ, с использованием которых осуществлялось конвоирование ФИО1, имеют одобрение органа по сертификации продукции машиностроения - ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ОС «ПРОММАШ») (Аттестат № РОСС RU.0001.11АЯ04). В паспортах транспортных средств, выданных на все вышеуказанные автомобили, имеются сведения о наличии «одобрений типа транспортного средства».

Размер камер для подозреваемых и обвиняемых вышеуказанных транспортных средств соответствуют Правилам. Согласно п.п. 5.5.2., 5.5.2.3. Правил, сиденья для спец. контингента стационарные, жесткой конструкции, спинки и сиденья (лавки) выполнены из доски, длина которых в общих камерах определена из расчета 450 мм на одно посадочное место, глубина сиденья не менее 350 мм.

В соответствии с пп. 4.7 Правил, конструкция спецавтомобиля должна обеспечивать полную изоляцию спецконтингента от посторонних граждан, находящихся снаружи автомобиля, соответственно окна в его кузове отсутствуют.

В соответствии с п.9.3, п.9.13 Инструкции ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» осуществляет годовое планирование эксплуатации (использования), технического обслуживания и текущего ремонта служебных транспортных средств, выступает заказчиком, осуществляет определение поставщика и ежегодно для поддержания шасси транспортных средств в технически исправном состоянии заключает соответствующие контракты на техническое обслуживание и ремонт служебного транспорта, на поставку запасных частей, аккумуляторов, шин. ГСМ.

В соответствии с п. 10.11 Инструкции информирование ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» о возникающих потребностях, связанных с эксплуатацией транспортных средств, необходимости проведения ремонта и технического обслуживания служебных транспортных средств, переданных по договорам безвозмездного пользования, осуществляет руководитель территориального органа путем заблаговременного предоставления обоснованных заявок, с учетом сроков ее удовлетворения.

За весь период эксплуатации указанных выше специальных машин, в том числе в период с 02.12.2020 по 18.01.2022, заявок в адрес ФКУ на ремонт вышеуказанных автомобилей, систем отопления и вентиляции транспортных средств, не поступало, какие- либо улучшения или переоборудование не проводились что подтверждается отсутствием соответствующих отметок в ПТС.

Механики АТХ ФКУ, согласно приказа Министерства транспорта России от15.01.2021 № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» при проведении контроля транспортных средств проверяет исправность. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом 33997- 2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Исправность транспортного средства перед выездом механик АТХ ФКУ подтверждает своей подписью в путевом листе в соответствующей графе «Исправность транспортного средства перед началом работы подтверждаю, выезд разрешаю (подпись должностного лица)»

При таких обстоятельствах, разрешая административные исковые требования, оценив вышеизложенные обстоятельства дела, предоставленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, - суд учитывает, что административными ответчиками не допущено нарушений прав и законных интересов административного истца в указанный период его конвоирования в специальных автомобилях, поскольку условия конвоирования и содержания ФИО1 в этот период в полном объеме соответствовали установленным законом требованиям, - а потому суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца в указанной части; при этом суд учитывает, что отсутствие в специальных автомобилях ремней и подушек безопасности, окон, поручней, кондиционера, аварийного выхода, полок для сумок и вещей, места для курения, удобного трапа для спуска, а также небольшая высота от пола до потолка и небольшое пространство для ног между лавочками, - не нарушают требования закона и права административного истца; довод административного истца о том, что он подал с лавочки во время торможения автомобиля во время перевозки, является голословным и опровергается материалами дела. Более того, курение в специальных автомобилях в период их движения запрещено, а сама перевозка занимала непродолжительный период времени.

Неудобства, которые ФИО1 мог претерпеть в период его конвоирования в специальном автомобиле, связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, бытовым неудобствам, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.

Учитывая, что судом не установлено противоправности действий должностных лиц административных ответчиков, равно как и не установлено и нарушения принадлежащих административному истцу каких-либо личных неимущественных прав и личных нематериальных благ, наличия причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и нарушением каких-либо его прав, принимая во внимание, что с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц ответчиков, условий содержания истец не обращался, а обстоятельства иска не содержат указаний на наступление последствий, предусмотренных п. 1 ст. 1070 ГК РФ, когда ответственность органов и должностных лиц наступает независимо от их вины, а также судом не установлено нарушений прав истца в вышеуказанный период его конвоирования, - суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возмещения ФИО1 вреда по заявленным им основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации, отдельному батальону охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МУ МВД России «Красноярское», Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю» о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Севрюков