Дело № 2а-6582/2022
УИД № 24RS0048-01-2022-001767-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, в котором просит взыскать с административного ответчика денежную компенсацию причиненного вреда в размере 500 000 рублей, в связи с его нахождением в металлической клетке во время судебных заседаний и содержанием в ненадлежащих условиях в конвойных помещениях Октябрьского районного суда г.Красноярска.
Требования мотивированы тем, что вследствие его привлечения к уголовной ответственности с ДД.ММ.ГГГГ он содержится под стражей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он неоднократно доставлялась в Октябрьский районного суда г.Красноярска, который не соответствовал требованиям ФЗ №103 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно во время пребывания в суде он был лишен ежедневной прогулки, ему не выдавались средства личной гигиены (туалетная бумага, зубная паста и щетка), литература, средства периодической печати, а также настольные игры. Во время судебного слушания он содержался в металлической клетке. Кроме того, его помещали в камеру конвойного помещения площадью около 4 кв.м., где одновременно в одной камере содержалось от 3 до 5 человек совместно курящие и не курящие, усугубляло положение плохое функционирование вентиляции и отсутствие окон. Также, не было возможности разогреть пищу из рациона питания выдающегося на день, стол для приема пищи отсутствовал, освещение было плохим, что лишало возможности читать, писать и подготавливаться к процессам, отсутствовал санузел, а вывод в туалет осуществлялся 1-2 раза в день с большой неохотой, было очень грязно, пыль и паутина. В результате приведенных условий содержания ФИО1 претерпевал душевные и нравственные страдания, приравненные к пыткам.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечен Судебный департамент при Верховном суде РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Управление Судебного департамента в Красноярском крае.
Определением Советского районного суда г.Красноярска, вынесенным в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ, суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МВД России, МУ МВД России «Красноярское».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, находится в местах лишения свободы, о слушании дела извещен надлежаще и своевременно, ходатайств об участии в судебном заседании, либо об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель административных ответчиков МВД России, МУ МВД России «Красноярское» ФИО5, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования не признала, пояснила, что административный истец конвоировался в Октябрьский районный суд г.Красноярска четыре раза. В период содержания в суде прогулка не предоставлялась, средства личной гигиены, литература не выдавались, поскольку нахождение в суде не относится к местам содержания под стражей, требования ФЗ №103 не распространяются на суды. Курящие и не курящие лица размещаются раздельно по возможности. Санузлы в камерах отсутствуют, лица выводятся в туалет, расположенный в конвойном помещении по прибытию, убытию, во время обеда, а также по просьбе. Рацион питания не предусматривает продукты, которые необходимо греть, лицам выдается горячая вода для приготовления чая, кофе. В зале судебного заседания сотрудник конвоя обязан поместить обвиняемого, подозреваемого в защитное ограждение. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители административных ответчиков министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Судебного департамента при Верховном суде РФ, представитель Управления Судебного департамента в Красноярском крае не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ранее представители Судебного департамента при Верховном суде РФ, Управления Судебного департамента в Красноярском крае представили возражения, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, дело рассмотреть в их отсутствие.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что ФИО1 доставлялась в Октябрьский районного суда г.Красноярска в качестве обвиняемого для решения вопроса об избрании меры пресечения и продлении срока содержания под стражей, а также в качестве подсудимого для рассмотрения уголовного дела № по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующие даты: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленной информации Октябрьского районного суда , а также ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» (л.д.45, 95-96).
Кроме того, доставление ФИО1 в Октябрьский районный суд г.Красноярска подтверждается копией постовой ведомости судебного конвоя ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» Октябрьского суда г.Красноярска (л.д.98-110).
Порядок содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определен нормами Федерального закона от 5 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Вместе с тем, нормами указанного Закона камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в зданиях судов общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены, то есть в сферу регулирования данного Закона не входят. Вышеуказанные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятии, предусмотренных действующим законодательством.
Соответственно, на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции в настоящее время должны соответствовать Своду правил СП 152.13330.2018 "Здания федеральных судов. Правила проектирования", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 августа 2018 г. N 524/пр.
Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции.
Согласно СП 152.13330.2018 площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна составлять не менее 4 м. Число мест в камерах устанавливается заданием на проектирование (пункт 8.8).
Каждая камера оборудуется электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Для освещения применяются антивандальные светильники (РБУ-125 или аналоги). Освещенность камеры должна соответствовать санитарным нормам. Антивандальные светильники устанавливаются на потолке, на расстоянии 1/3 длины камеры от входной двери. Электрические провода к светильнику подводятся скрытно, в закладных устройствах под штукатуркой. Выключатели освещения устанавливаются в помещении для личного состава конвоя или в коридоре (пункт 8.11).
Уборные для лиц, содержащихся под стражей, предусматриваются мужская и женская. Уборные оснащаются металлическими раковинами для умывания (с подводками горячей и холодной воды) с жестким креплением к стене, санитарным оборудованием из нержавеющей стали, антивандальными дверями со смотровым окном из ударопрочного стекла, без внутренних запоров, с открыванием наружу (ручки без замков устанавливаются с внешней стороны), освещением и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией (аналогично камерам). Естественное освещение в санитарных узлах не допускается (пункт 8.15).
Согласно паспорту безопасности Октябрьского районного суда г. Красноярска, здание Октябрьского районного суда г. Красноярска построено в 1973 году, для лиц, содержащихся под стражей, оборудовано 5 камер, площадь каждой камеры 5,6 кв.м., помещение оборудовано принудительной приточно-вытяжной вентиляцией и санитарном узлом; имеется кипятильник, в камерах установлены скамейки, приставные столики отсутствуют. В здании суда имеется 20 залов судебных заседаний, в том числе: для рассмотрения уголовных дел 6 залов, которые оборудованы металлическими защитными кабинами (л.д.32-39).
Как следует из представленной информации и.о. председателя Октябрьского районного суда г.Красноярска, согласно требования законодательства Российской Федерации, лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, независимо от категории преступлений, в совершении которых они обвиняются, а также от их социального положения и значимости уголовного дела, всегда при рассмотрении судами уголовных дел и материалов, в зале судебного заседания размещаются за защитным барьером, то есть в стеклянном боксе или металлической клетке. Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебного заседания запрещена. Поскольку ФИО1 являлся лицом, в отношении которого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в зале судебных заседаний в ходе рассмотрения вопроса о мере пресечения, а также в ходе рассмотрения уголовного дела № по существу, он находился в защитной кабине для содержания подсудимых, выполненной из металлической решетки, оборудованной в соответствии со Сводом правил 152.13330.2012 «Здания судом общей юрисдикции. Правила проектирования».
Условия содержания подсудимых (осужденных) в камерах конвойного помещения здания Октябрьского районного суда г.Красноярска соответствуют требования, предъявляемым СП 152.13330.2012, в том числе по размеру. Все камеры оборудованы электрическим освещением, отоплением, скамьями, приточно-вытяжной вентиляцией, замена которой произведена летом 2020 года, работа вентиляционной системы соответствует санитарным нормам. Для освещения камер конвойного помещения применяются антивандальные светильники 90Вт. В конвойном помещении оборудована отдельная уборная, оснащенная раковиной для умывания (с подводкой воды), в которую подсудимых (осужденных) выводят по их просьбе, количество посещений при этом не ограничено, в санитарном узле находятся все туалетные принадлежности. Кроме того, в конвойном помещении установлен водонагреватель объемом 20 литров, позволяющий обеспечить горячей и кипяченной водой для заваривания сухого пайка, всех лиц, находящихся в камерах конвойного помещения суда (л.д.45).
Таким образом, суд приходит к выводу, что к зданию Октябрьского районного суда г. Красноярска, построенного до введения в действие Свода правил СП 152.13330.2018, данный свод правил не может применяться в полной мере.
Здание Октябрьского районного суда г. Красноярска, учитывая его год постройки и размещения 1973 года, соответствует положениям СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.12.1999 № 154, Свода правил «СП 152.13330.2012. Свод правил. Здания судом общей юрисдикции. Правила проектирования», утвержденного Приказом Госстроя от 25.12.2012 №111/ГС.
Согласно Своду правил СП 31-104-2000 допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания (пункт 5.35).
Площадь каждой камеры - 4 кв. м. В камерах для подсудимых предусмотрено обеспечение раздельного размещения мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, а также изолированного размещения лиц, которым запрещено общение между собой (пункт 5.26).
Группа помещений для подсудимых и конвоя включает: камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел (пункт 5.35).
Без естественного освещения допускается проектировать: камеры для подсудимых, кладовую вещественных доказательств, кладовую для хранения имущества, изъятого судебными приставами при аресте, кладовые для уборщиц, санитарные узлы (пункт 7.2).
Подзона для подсудимых должна выделяться заградительной решеткой в соответствии с пунктом 8.3 (пункт 5.9).
В целях соблюдения требований безопасности в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следует устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см, ограждающую с четырех сторон место для содержания подсудимых во время проведения судебных процессов; заградительная решетка должна иметь дверь размером 200 х 80 см и перекрытие (сетка рабица); для изготовления заградительной решетки следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм; допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала (пункт 8.3).
В камерах временного содержания подсудимых следует предусматривать размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке (пункт 8.7).
Согласно Своду правил 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции. Правил проектирования» площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна составлять не менее 4 м. Число мест в камерах устанавливается заданием на проектирование.
Каждая камера оборудуется электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Для освещения применяются антивандальные светильники (РБУ-125 или аналоги). Освещенность камеры должна соответствовать санитарным нормам. Антивандальные светильники устанавливаются на потолке, на расстоянии 1/3 длины камеры от входной двери. Электрические провода к светильнику подводятся скрытно, в закладных устройствах под штукатуркой. Выключатели освещения устанавливаются в помещении для личного состава конвоя или в коридоре (пункт 8.12).
Уборные для лиц, содержащихся под стражей, предусматриваются мужская и женская. Уборные оснащаются металлическими раковинами для умывания (с подводками горячей и холодной воды) с жестким креплением к стене, санитарным оборудованием типа "чаша Генуя", дверями деревянными со смотровым окном из ударопрочного стекла, без внутренних запоров, с открыванием наружу (ручки без замков устанавливаются с внешней стороны), освещением и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией (аналогично камерам). Естественное освещение в санитарных узлах не допускается (пункт 8.16).
Для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел предусматриваются защитные кабины (п. 7.9).
Как следует из приложения С указанного Свода правил, для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, необходимо огораживать с четырех сторон на высоту не менее 2,2 м, формируя таким образом защитную кабину. Примыкание кабины к стене с оконными проемами не допускается. Ограждаемая площадь должна обеспечивать размещение до 20 лиц, содержащихся под стражей, (устанавливается заданием на проектирование) и принимается из расчета 1,2. Скамьи устанавливаются в один или два ряда. Рекомендуемое число мест на скамье - не более 6.
Защитная кабина, выполненная из металлической решетки должна иметь дверь размером 2x0,8 м, оснащенную замком сувальдного типа, запирающимся только снаружи, задвижкой с возможностью фиксации в закрытом положении с помощью навесного замка и покрытия (сетка рабица). Для изготовления решетки, следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм. Допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.
Нормативно правового акта, регулирующего порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в судах, не имеется, основным документом, регламентирующим деятельность конвойных подразделений является Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции, а также изданным во исполнение данного акта Приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 01.10.2012 № 185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, форм отчетов-заявок».
Согласно приложению № 1 к приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 октября 2012 № 185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, форм отчетов-заявок» по временной норме № 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции камеры для подсудимых оборудуются только скамьями. Оснащение помещений данной категории иными предметами мебели не предусмотрено.
Таким образом, отсутствие в конвойном помещении Октябрьского районного суда г.Красноярска стола и техники для разогрева пищи, прав административного истца не нарушает.
Охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в судах осуществляется в соответствии с требования Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп (далее - Наставление). Таким образом, обеспечение режима содержания в конвойном помещении судов возложено на сотрудников ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» и доступ к воде и санитарному узлу производится ими по требованию.
Из представленной ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» информации следует, что периодичность посещения туалета подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в камерах конвойного помещения, не регламентирована Наставлением, вывод производится по прибытию в суд, в обеденное время, а также по их просьбе при наличии сотрудников, не задействованных в обеспечении судебных процессов. Обязанность по обеспечению подозреваемых и обвиняемых во время содержания в конвойном помещении суда питьевой кипяченной водой возложена на начальника (старшего) конвоя в суде. Согласно требования пункта 302 Наставления, в перерывах между судебными заседаниями подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются в потребном количестве питьевой кипяченой водой, в том числе для приготовления сухого пайка (л.д. 95-96).
Также в материалы дела представлена фотография водонагревателя, установленного в конвойном помещении Октябрьского районного суда г.Красноярска (л.д.97).
Из представленных доказательств следует, что камеры для лиц, содержащихся под стражей в Октябрьском районном суде г.Красноярска, соответствуют Своду правил 31-104-2000, а также Своду правил 152.13330.2012. Камеры оборудованы скамьями, вентиляцией (заменена в 2020 году, находится в рабочем состоянии), искусственным освещением (антивандальные светильники 90Вт), в конвойном помещении имеется санузел, куда лица, содержащиеся под стражей, выводятся по требованию, также имеется доступ к питьевой воде.
Административный истец указывает, что в камерах конвойного помещения отсутствовал санузел, однако нормами Сводов правил СП 31-104-2000 и СП 152.13330.2012 не предусмотрено наличие в камерах конвойного помещения санзула.
Кроме того, нормами Сводов правил допускается размещение конвойных помещений в подвальном этаже здания, в связи с чем, отсутствие в камерах конвойного помещения окон прав истца не нарушает.
Довод административного истца о несоблюдении квадратуры на человека в камерах суд признает несостоятельным, поскольку количество лиц, находящихся одновременно в одной камере конвойного помещения законодательством не ограничено. Камеры в здании суда не относятся к числу мест содержания под стражей. Кроме того, лиц, находящихся под стражей доставляли для участия в судебных заседаниях, в связи с чем, одновременное нахождение всех доставленных лиц в камерах маловероятно.
Кроме того, сведений о нарушении прав административного истца, содержанием его камерах конвойного помещения совместно с курящими, судом не установлено, поскольку такой учет не ведется, при этом, Сводом правил не предусмотрено раздельного размещение курящих и некурящих лиц, указанные лица помещаются отдельно по возможности.
Довод истца о том, что в камерах конвойного помещения грязно, суд признает несостоятельным, поскольку как следует из информации и.о. председателя Октябрьского районного суда г.Красноярска, ежедневно младшим обслуживающим персоналом суда производится влажная уборка, с применениям дезинфицирующих средств. Помимо того, в конвойном помещении имеется постоянно действующий бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха.
Довод истца о том, что здание Октябрьского районного суда г.Красняорска не соответствовал требованиям ФЗ №103 от 15.07.1995, суд признает несостоятельным, поскольку нормами указанного Закона здания судов общей юрисдикции, в том числе расположенные в них камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний к местам содержания под стражей не отнесены. Таким образом, не предоставление во время пребывания в суде истцу ежедневной прогулки, а также не выдача ему средств личной гигиены (туалетной бумаги, зубной пасты и щетки), литературы, средств периодической печати, а также настольных игр, прав истца не нарушает.
Кроме того, из представленных доказательств, судом установлено, что нахождение ФИО1 в металлической кабине во время судебных заседаний, связано с обеспечением безопасности во время судебных заседаний, что соответствует Системе нормативных документов в строительстве свод правил по проектированию и строительству здания судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», (утв.Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.12.1999 № 154) и СП 152.13330.2012. Свод правил. Здания судом общей юрисдикции. Правила проектирования (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 №111/ГС) и п. 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 N 140ДСП (в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Конвоиры на постах располагаются с правой и левой стороны от барьера (защитного заграждения). Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена).
Неудобства, которые ФИО1 претерпел в связи с нахождением его в конвойном помещении и металлической клетке во время судебных заседаний связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
Административным истцом не представлено доказательств того, что принимаемые меры по обеспечению безопасности в здании Октябрьского районного суда г.Красноярска, являлись чрезмерными и могли обоснованно восприниматься административным истцом как унижающие его честь и достоинство. Истцом не представлено доказательств нарушения его личных неимущественных прав, либо причинения ему физических и нравственных страданий.
Оценив представленные по делу доказательства, суд учитывает положения ст. 62 КАС РФ, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административными ответчиками в соблюдение требований ст.62 КАС РФ в материалы дела представлены письменные доказательства, свидетельствующие об отсутствии нарушений прав административного истца.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, МУ МВД России «Красноярское, МВД России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Худик