ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240048-01-2022-007433-69 от 05.09.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-9661/2022

УИД № 24RS0048-01-2022-007433-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2022 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Худик А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лисовский Д.О. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ:

Лисовский Д.О. обратился в суд с иском к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское», в котором просит взыскать с министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю компенсацию причиненного вреда в результате ненадлежащего содержания в нечеловеческих условиях в размере 10 000 руб.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был доставлен в Ленинский районный суд г.Красноярска и помещён в конвойное помещение, где содержался с утра 09:00-10:00 час. до 16:30-17:30 час. За время его содержания ему не была предоставлена прогулка, помещение не имело окон и санузла, вентиляция либо отсутствовала, либо была неисправна, так как было очень жарко и душно, влажная уборка проводилась давно, также как и побелка стен, освещение было тусклым.

Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Лисовский Д.О. принято в порядке административного судопроизводства, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Судебный департамент при Верховном суде РФ, Управление Судебного департамента в Красноярском крае, МВД России, МУ МВД России «Красноярское».

Административный истец Лисовский Д.О. в судебное заседание не явился, находится в местах лишения свободы, о слушании дела извещен надлежаще и своевременно, ходатайств об участии в судебном заседании, либо об отложении рассмотрения дела не заявлял (л.д.18).

В судебном заседании представители административных ответчиков министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Судебного департамента при Верховном суде РФ, Управления Судебного департамента в Красноярском крае, МВД России, МУ МВД России «Красноярское» не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ранее представили Судебного департамента при Верховном суде РФ, Управления Судебного департамента в Красноярском крае, МВД России и МУ МВД России «Красноярское» представили возражения на иск, в которых просили отказать в удовлетворении требований, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие (л.д.20-21, 52, 60-62).

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Лисовский Д.О. доставлялся в Ленинский районный суд г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ для участия в судебном заседании по уголовному делу по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.264.1 УК РФ, доставлен в суд в 10 час. 30 мин. убыл в СИЗО-1 в 18 час. 00 мин., из которых: с 14 час. 20 мин. до 17 час. 00 мин. участвовал в судебном заседании, что следует из представленной информации Ленинского районного суда г.Красноярска, а также постовой ведомости судебного конвоя ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» Ленинского суда г.Красноярска (л.д.28, 34-36).

Порядок содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определен нормами Федерального закона от 5 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Вместе с тем, нормами указанного Закона камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в зданиях судов общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены, то есть в сферу регулирования данного Закона не входят. Вышеуказанные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятии, предусмотренных действующим законодательством.

Соответственно, на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции в настоящее время должны соответствовать Своду правил СП 152.13330.2018 "Здания федеральных судов. Правила проектирования", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 августа 2018 г. N 524/пр.

Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции.

Согласно СП 152.13330.2018 площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна составлять не менее 4 м. Число мест в камерах устанавливается заданием на проектирование (пункт 8.8).

Каждая камера оборудуется электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Для освещения применяются антивандальные светильники (РБУ-125 или аналоги). Освещенность камеры должна соответствовать санитарным нормам. Антивандальные светильники устанавливаются на потолке, на расстоянии 1/3 длины камеры от входной двери. Электрические провода к светильнику подводятся скрытно, в закладных устройствах под штукатуркой. Выключатели освещения устанавливаются в помещении для личного состава конвоя или в коридоре (пункт 8.11).

Уборные для лиц, содержащихся под стражей, предусматриваются мужская и женская. Уборные оснащаются металлическими раковинами для умывания (с подводками горячей и холодной воды) с жестким креплением к стене, санитарным оборудованием из нержавеющей стали, антивандальными дверями со смотровым окном из ударопрочного стекла, без внутренних запоров, с открыванием наружу (ручки без замков устанавливаются с внешней стороны), освещением и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией (аналогично камерам). Естественное освещение в санитарных узлах не допускается (пункт 8.15).

Согласно паспорту безопасности Ленинского районного суда г. Красноярска, здание суда построено в 2003 году, для лиц, содержащихся под стражей, оборудовано 6 камер, площадь каждого бокса – 15,2 кв.м., камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, имеется 2 санитарных узла, для приема личных вещей подсудимых имеются деревянные ячейки 35х40 см., а также крючки для верхней одежды, имеется титан для кипяченой воды. В июле-августе 2020 года, на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком – ООО «Спектр» был проведён ремонт конвойного помещения, а именно: окрашены деревянные поверхности, окрашены противопожарными составами каркасы скамеек и столов, произведен ремонт стен и потолков камер, коридора, помещения для личного состава конвоя, произведен ремонт вентиляционного оборудования (л.д.22-25).

Как следует из представленной информации и.о. председателя Ленинского районного суда г.Красноярска, конвойные помещения для лиц, содержащихся под стражей, оборудованы в соответствии с требованиями, установленными Сводом правил по проектированию и строительству зданий районный (городских) (СП 31-104-2000) (л.д.28).

Таким образом, к зданию Ленинского районного суда г. Красноярска, построенного до введения в действие Свода правил СП 152.13330.2018, данный свод правил не может применяться в полной мере.

Здание Ленинского районного суда г. Красноярска, учитывая его год постройки (2003 год), соответствует положениям СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Своду правил СП 31-104-2000 допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания (пункт 5.35).

Площадь каждой камеры - 4 кв. м. В камерах для подсудимых предусмотрено обеспечение раздельного размещения мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, а также изолированного размещения лиц, которым запрещено общение между собой (пункт 5.26).

Группа помещений для подсудимых и конвоя включает: камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел (пункт 5.35).

Без естественного освещения допускается проектировать: камеры для подсудимых, кладовую вещественных доказательств, кладовую для хранения имущества, изъятого судебными приставами при аресте, кладовые для уборщиц, санитарные узлы (пункт 7.2).

В камерах временного содержания подсудимых следует предусматривать размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке (пункт 8.7).

Нормативно правового акта, регулирующего порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в судах, не имеется, основным документом, регламентирующим деятельность конвойных подразделений является Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции, а также изданным во исполнение данного акта Приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 01.10.2012 № 185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, форм отчетов-заявок».

Согласно приложению № 1 к приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 октября 2012 № 185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, форм отчетов-заявок» по временной норме № 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции камеры для подсудимых оборудуются только скамьями. Оснащение помещений данной категории иными предметами мебели не предусмотрено.

Охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в судах осуществляется в соответствии с требования Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп (далее - Наставление). Таким образом, обеспечение режима содержания в конвойном помещении судов возложено на сотрудников ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» и доступ к воде и санитарному узлу производится ими по требованию.

Из представленных доказательств следует, что камеры для лиц, содержащихся под стражей в Ленинском районном суде г.Красноярска, соответствуют Своду правил 31-104-2000. Камеры оборудованы принудительной вытяжной вентиляцией (ремонт проводился в 2020 году), искусственным освещением (обеспечено антивандальными светильниками), также в конвойном помещении имеется санузел, куда лица, содержащиеся под стражей, выводятся по требованию.

Отсутствие в камерах конвойного помещения окон, прав административного истца не нарушает, поскольку нормами Свода правил допускается размещение конвойных помещений в подвальном этаже здания.

Отсутствие в камерах конвойного помещения санузла прав административного истца не нарушает, поскольку оборудование камер санузлами нормами Свода правил не предусмотрено.

Довод административного истца относительно давней побелки стен в камерах конвойного помещения и загрязненности, суд признает несостоятельным, поскольку согласно паспорту безопасности Ленинского районного суда г.Красноярска, ремонт конвойных помещений, в том числе побелка стен камер проводился в 2020 году, из письменных пояснений Управления Судебного департамента в Красноярском крае следует, паспорта безопасности суда (л.д.30 оборот) видно, что влажная уборка и дезинфекция камер конвойного помещения производится ежедневно по окончанию рабочего дня.

Кроме того, нормами Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" здания судов общей юрисдикции, в том числе расположенные в них камеры конвойных помещений к местам содержания под стражей не отнесены, в связи с чем, не предоставление во время пребывания в суде Лисовский Д.О. прогулки, прав административного истца не нарушает.

Неудобства, которые Лисовский Д.О. претерпел в связи с нахождением его в конвойном помещении связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.

Оценив представленные по делу доказательства, суд учитывает положения ст. 62 КАС РФ, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доводы Лисовский Д.О. о том, что условия содержания в конвойном помещении являлись бесчеловечными, не подтверждаются представленными материалами.

Обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы, прежде всего, требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников изоляторов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.

Административными ответчиками в соблюдение требований ст.62 КАС РФ в материалы дела представлены письменные доказательства, свидетельствующие об отсутствии нарушений прав административного истца.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Лисовский Д.О. отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Лисовский Д.О. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Худик