копия
Дело № 2а-11306/2022
УИД № 24RS0048-01-2022-009520-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Кравчук Е.А.,
с участием административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,
установил:
ФИО1 обратился в суд к Минфину России в лице УФК по Красноярскому краю с административным иском, в котором (с учетом устного уточнения в судебном заседании) просит: признать ненадлежащими условия содержания в Кировском районном суде г. Красноярска; взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб., причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в камерах конвойного помещения Кировского районного суда г. Красноярска. Требования мотивированы тем, что вследствие привлечения ФИО1 к уголовной ответственности, в ему пришлось посещать Кировский районный суд г.Красноярска, где он содержался в камерах конвойного помещения, расположенного в подвальном помещении, где отсутствуют: окна и надлежащее освещение, приток свежего воздуха, вентиляция, стол для приема пищи, резервуар с водой, комната для досмотра, площадь камер не соответствовала нормам размещения лиц, в которых помещали курящих и не курящих. Вышеуказанное грубо нарушило права административного истца, причинило ему нравственные и физические страдания, и явились основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 13.07.2022 к участию в деле привлечены: в качестве административных соответчиков - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, МВД России; в качестве заинтересованных лиц – УСД в Красноярском крае, МУ МВД России «Красноярское».
В судебном заседании административный истец ФИО1, личное участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи на территории исправительного учреждения, административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель МУ МВД России «Красноярское» - ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в связи с пропуском срока для обращения в суд, а также по существу, поскольку сотрудники конвойной службы не производили досмотр ФИО1 по прибытии его в Кировский районный суд г.Красноярска из следственного изолятора.
Представители административных ответчиков, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в письменных возражениях просили отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав ФИО1, ФИО2 исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению, в том числе за счет соответственно казны Российской Федерации.
Вопросы правовой регламентации содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определены нормами Федерального закона от 05.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии с нормами которого, камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в судах общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены. Данные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятиях, предусмотренных законодательством. Соответственно, на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.
Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, определены Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов (СП 31-104-2000), а также изданным во исполнение данного акта Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2012 №185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок», которым утверждена Временная норма № 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Согласно приложению № 1 к приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2012 №185, по временной норме №1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции, камеры для подсудимых оборудуются только скамьями. Оснащение помещений данной категории иными предметами мебели не предусмотрено.
Свод правил 31-104-2000 устанавливает, что группа помещений для подсудимых и конвоя включает: камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел (п.5.35). Эту группу помещений следует размещать таким образом, чтобы она имела непосредственную связь со служебным входом в здание, а путь подсудимых от камер до зала судебных заседаний по слушанию уголовных дел - был изолированным, он должен проходить по отдельным лестницам и коридорам. При этом санитарный узел предусмотрен на группу помещений, а не каждую камеру временного содержания отдельно.
Согласно п.7.2 СП 31-104-2000 камеры для подсудимых допускается проектировать без естественного освещения. Пункт 8.7 указывает, что в камерах для временного содержания подсудимых следует предусматривать размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке.
Каждую камеру следует оборудовать электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями (высота – 0,45 м, ширина – 0,50 м), раскладным столом (высота – 0,75 м, ширина столешницы – 0,45 м, длина столешницы – 0,7 м) для приема пищи; стены камер окрашиваться в серый цвет пожаробезопасной краской (п.8.11).
Согласно п. 2 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложение к приказу МВД России от 7.03.2006 № 140дсп) охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Отдельные полки, батальоны, роты, взводы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
На основании ч.1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Как установлено судом, ФИО1 в качестве обвиняемого доставлялся нарядами ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» в Кировский районный суд г.Красноярска в следующие даты: 11.03.2020, 18.03.2020, 02.07.2020, 25.08.2020, 01.10.2020, 22.10.2020, - где в промежутке времени до начала судебного заседания по уголовному делу и после его окончания (в период с 10:00 час. до 17:00 час.) ФИО1 содержался в камере конвойного помещения, - что следует из письменных пояснений административного истца, не оспаривается участвующими в деле лицами.
Исходя из паспорта безопасности Кировского районного суда г.Красноярска от 30.12.2021, конвойное помещение, общей площадью 50 кв.м, находится на цокольном этаже здания, состоит из 5 камер, оборудованных телефонной связью, ОПС и приточно-вытяжной вентиляцией, центральным отоплением, титаном и скамейками; имеется помещение для проведения досмотра и хранения личных вещей – камерный блок площадью 32,94 кв. м.
Согласно акту обследований камер конвойного помещения Кировского районного суда г.Красноярска от 28.10.2021, камеры соответствуют Сводам правил.
Приговором Кировского районного суда г. Красноярска от 30.09.2020, вступившим в законную силу, ФИО1 признан виновным в совершении преступления и осуждён к наказанию в виде лишения свободы; в 2021 году ФИО1 прибыл в ФКУ для дальнейшего отбывания наказания, - что следует из устных пояснений административного истца, не оспаривается сторонами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, разрешая административные исковые требования, - суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о нарушениях в указанные выше периоды его содержания в камерах конвойного помещения Кировского районного суда г. Красноярска не заслуживают внимания, поскольку вышеприведенными Сводами правил (СП 152.13330.2012, СП 152.13330.2018) не предусмотрено оборудование каждой камеры для лиц, содержащихся под стражей, окном, свободным доступом к воде; ФИО1 был вправе ходатайствовать перед сотрудниками конвойной службы о предоставлении ему питьевой воды, разогреть пищу; кратковременное содержание административного истца в камере конвойного помещения суда не нарушает его права, поскольку избранная судом мера пресечения в виде заключения под стражу, ввиду предъявления ему обвинения в совершении противозаконного деяния, что предполагает, в силу положений статей 5, 108 УПК РФ, пребывание истца в изоляции от гражданского общества. Более того, жалоб на условия содержания в помещении для лиц, содержащихся под стражей, ФИО1 не подавал, что не оспаривается административным истцом.
Неудобства, которые ФИО1 мог претерпеть в период его содержания в камере конвойного помещения суда, связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, бытовым неудобствам, пребыванию в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
Вопреки доводам административного истца, в конвойном помещении суда имеются: отопление, водоснабжение, надлежащее освещение, приток свежего воздуха; размещение конвойного помещения в подвальном помещении, отсутствие в камерах окон, столиков для приема пищи и розеток, а также небольшая площадь камер, - не нарушают права административного истца, который доставлялся в Кировский районный суд г.Красноярска исключительно для участия в судебных заседаниях; курение в здании суда запрещено (п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ); досмотр ФИО1 сотрудниками конвойной службы в Кировском районном суде г.Красноярска не производился.
Учитывая, что судом не установлено противоправности действий должностных лиц административных ответчиков, равно как и не установлено и нарушения принадлежащих административному истцу каких-либо личных неимущественных прав и личных нематериальных благ, наличия причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и нарушением каких-либо его прав, принимая во внимание, что с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц ответчиков, условий содержания истец не обращался, а обстоятельства иска не содержат указаний на наступление последствий, предусмотренных п. 1 ст. 1070 ГК РФ, когда ответственность органов и должностных лиц наступает независимо от их вины, а также судом не установлено нарушений прав истца в вышеуказанный период его содержания, - суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возмещения ФИО1 вреда по заявленным им основаниям, а также для признания ненадлежащими условий содержания в Кировском районном суде г. Красноярска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков