копия
Дело № 2а-11343/2022
УИД № 24RS0048-01-2022-009864-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Кравчук Е.А.,
с участием административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,
установил:
ФИО1 обратился в суд к Минфину России в лице УФК по Красноярскому краю с административным иском, в котором просит: взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 120 000 руб., причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в камерах конвойного помещения Советского районного суда г.Красноярска. Требования мотивированы тем, что вследствие привлечения ФИО1 к уголовной ответственности ему пришлось посещать Советский районный суд г.Красноярска, где он содержался в камерах конвойного помещения с 09-00 до 19-00 час., расположенного в полуподвальном помещении, где отсутствуют: санитарный узел, умывальник, водоснабжение, окна и надлежащее освещение, приток свежего воздуха, в камеры помещали по 4-6 человек, несмотря на небольшой размер (6 кв.м), в одной камере находились курящие и некурящие, что приводило к удушью и приступам кашля. ФИО1 приходилось унижаться и уговаривать сотрудников конвойной службы, что они сводили его в санитарный узел. Вышеуказанное грубо нарушило права административного истца, причинило ему нравственные страдания и явились основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 22.07.2022 к участию в деле привлечены: в качестве административных соответчиков - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, МВД России; в качестве заинтересованных лиц – УСД в Красноярском крае, МУ МВД России «Красноярское».
В судебном заседании административный истец ФИО1, личное участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи на территории исправительного учреждения, административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель МУ МВД России «Красноярское» - ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители административных ответчиков, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в письменных возражениях просили отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав ФИО1, ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению, в том числе за счет соответственно казны Российской Федерации.
Вопросы правовой регламентации содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определены нормами Федерального закона от 05.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии с нормами которого, камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в судах общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены. Данные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятиях, предусмотренных законодательством. Соответственно, на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.
Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, определены Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов (СП 31-104-2000), а также изданным во исполнение данного акта Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2012 №185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок», которым утверждена Временная норма № 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Согласно приложению № 1 к приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2012 №185, по временной норме №1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции, камеры для подсудимых оборудуются только скамьями. Оснащение помещений данной категории иными предметами мебели не предусмотрено.
Свод правил 31-104-2000 устанавливает, что группа помещений для подсудимых и конвоя включает: камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел (п.5.35). Эту группу помещений следует размещать таким образом, чтобы она имела непосредственную связь со служебным входом в здание, а путь подсудимых от камер до зала судебных заседаний по слушанию уголовных дел - был изолированным, он должен проходить по отдельным лестницам и коридорам. При этом санитарный узел предусмотрен на группу помещений, а не каждую камеру временного содержания отдельно.
Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов (СП 31-104-2000) не предусмотрено оборудование каждой камеры для подсудимых отдельным санузлом и отдельным умывальником.
Согласно п.7.2 СП 31-104-2000 камеры для подсудимых допускается проектировать без естественного освещения. Пункт 8.7 указывает, что в камерах для временного содержания подсудимых следует предусматривать размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке.
Каждую камеру следует оборудовать электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями (высота – 0,45 м, ширина – 0,50 м), раскладным столом (высота – 0,75 м, ширина столешницы – 0,45 м, длина столешницы – 0,7 м) для приема пищи; стены камер окрашиваться в серый цвет пожаробезопасной краской (п.8.11).
Согласно п. 2 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложение к приказу МВД России от 7.03.2006 № 140дсп) охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Отдельные полки, батальоны, роты, взводы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как установлено судом, ФИО1 в периоды времени с ноября 2018 года по январь 2021 года доставлялся в качестве обвиняемого в Советский районный суд г.Красноярска, где в промежутке времени до начала судебного заседания по уголовному делу и после его окончания содержался в камере конвойного помещения, - что следует из письменных и устных пояснений административного истца, не оспаривается участвующими в деле лицами.
Приговором Советского районного суда г. Красноярска от 27.05.2020, вступившим в законную силу 18.02.2021, ФИО1 осужден по п. «а, г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 162, ч.3 ст. 69 УК РФ к наказанию, по совокупности приговоров, в виде 9 лет лишения свободы.
Исходя из паспорта безопасности Советского районного суда г.Красноярска от 20.02.2018, конвойное помещение, общей площадью 225,76 кв.м, находится на цокольном этаже здания, состоит из 10 камер, оборудованных скамейками и приставными столами, оснащено телефоном внутренним, городским, водонагревателем, видеонаблюдением в камерах, двумя санузлами, приточно-вытяжной вентиляцией.
Согласно акту обследований камер конвойного помещения Советского районного суда г.Красноярска от 14.02.2022, камеры соответствуют Сводам правил.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, разрешая административные исковые требования о взыскании денежной компенсации морального вреда в результате содержания в камерах конвойного помещения Советского районного суда г. Красноярска в период рассмотрения судом уголовного дела в отношении ФИО1, - суд отклоняет доводы административного истца о нарушениях в указанный выше период его содержания в суде, поскольку вышеприведенными Сводами правил (СП 152.13330.2012, СП 152.13330.2018) не предусмотрено оборудование каждой камеры для лиц, содержащихся под стражей, отдельной уборной и умывальником, окном, свободным доступом к воде; ФИО1 был вправе готовиться к судебному заседанию в камере следственного изолятора, а также ходатайствовать перед сотрудниками конвойной службой о посещении уборной, оборудованной в конвойном помещении суда; кратковременное содержание административного истца в камере конвойного помещения суда не нарушает его права, поскольку в отношении ФИО1 судом была предварительно избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражей, ввиду предъявления ему обвинения в совершении противозаконного деяния, что предполагает, в силу положений статей 5, 108 УПК РФ, пребывание истца в изоляции от гражданского общества. Более того, жалоб на условия содержания в помещении для лиц, содержащихся под стражей, ФИО1 не подавал.
Вопреки доводам административного истца, в конвойном помещении суда имеются: отопление, санитарный узел, умывальник, водоснабжение, надлежащее освещение, приток свежего воздуха; отсутствие в камерах окон и розеток не нарушает права административного истца, а курение в здании суда запрещено (п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
Учитывая, что судом не установлено противоправности действий должностных лиц административных ответчиков, равно как и не установлено и нарушения принадлежащих административному истцу каких-либо личных неимущественных прав и личных нематериальных благ, наличия причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и нарушением каких-либо его прав, принимая во внимание, что с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц ответчиков, условий содержания истец не обращался, а обстоятельства иска не содержат указаний на наступление последствий, предусмотренных п. 1 ст. 1070 ГК РФ, когда ответственность органов и должностных лиц наступает независимо от их вины, а также судом не установлено нарушений прав истца в вышеуказанный период его содержания, - суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возмещения ФИО1 вреда по заявленным им основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков