ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240049-01-2021-001039-73 от 29.09.2021 Сосновоборского городского суда (Красноярский край)

Административное дело № 2а-894/2021

УИД № 24RS0049-01-2021-001039-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г. Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бушминой А.В.,

при секретаре судебного заседания Ошейко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мишина Владимира Викторовича к начальнику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю (далее по тексту МИФНС России № 26 по Красноярскому краю) Захаровой С.Н. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности отменить приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Мишин В.В. обратился в суд с административным иском к начальнику МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности отменить приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств. Требования мотивировала тем, что решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Мишину В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени было отказано. В связи с чем, 16.07.2021 г. в адрес начальника МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н. Мишиным В.В. направленно заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, с приложением копии чека об оплате. По настоящий момент аресты, наложенные на счета не сняты. 26.07.2021 г. в адрес руководителя УФНС России по Красноярскому краю Буракова Д.С. направлена жалоба на бездействие начальника МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н.

Приведя правовое обоснование, просит суд признать бездействие начальника МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н. незаконным, возложить обязанность отменить приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Административный истец Мишин В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, поскольку решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 07.06.2021 г. в удовлетворении требований МИФНС России № 26 по Красноярскому краю о взыскании с Мишина В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени было отказано.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Дмитриенко Д.Н., действующий на основании доверенности № 1 от 11.01.2021 года, в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме, указал на отсутствие бездействия со стороны начальника МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н., поскольку платеж на сумму 24321,39 рублей осуществлен по реквизитам КБК, относящегося к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, тогда как при погашении задолженности по налогам или страховым взносам, начисленной по разным КБК, налогоплательщиком должно быть обеспечено формирование отдельных платежных документов с разными показателями КБУ и ОКТМО, а излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет предстоящих платежей по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).

В силу положений статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с подп.1,2 п.1 ст.430 НК РФ (в редакции на 01.01.2018), плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера, составляющего 29354 рубля за расчетный период 2019 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 6884 рубля за расчетный период 2019 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2 ст.430 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Основания и порядок начисления пени за просрочку исполнения обязанности об уплате налога и сбора установлены ст.75 НК РФ.

После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, применяются меры принудительного исполнения обязанности по уплате задолженности, определенные статьями 46 и 76 НК РФ путем: обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства на основании соответствующего решения (пункт 1 статьи 46 НК РФ); приостановления операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств на основании соответствующего решения (пункт 8 статьи 46, статья 76 НК РФ).

Согласно положений статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам).

Налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 или пунктом 3.2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронной форме в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пунктах 7 - 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Судом установлено, что Мишин В.В. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (ИНН ), не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

За 2019 год Мишин В.В. был обязан уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере 29354 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) в размере 6884 рублей.

В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю было выставлено и направлено требование по состоянию на 14.02.2020 г., при этом срок уплаты указанной в требовании суммы (недоимка по страховым взносам на пенсионное страхование – 29354 рублей и пени в размере 268,10 рублей, на медицинское страхование – 6884 рублей и пени в размере 62,88 рублей), установлен до 12.03.2020 г.

В связи с неисполнением в добровольном порядке требования , Инспекцией, в порядке статьи 46 НК РФ, вынесено решение от 20.03.2020 г. о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 36 568,98 руб., которое направлено в адрес Мишина В.В. почтовым отправлением 09.04.2020 г. и вручено 14.04.2020 г.

На основании статьи 47 НК РФ ИФНС России по Центральному району г. Красноярска принято решение от 01.09.2020 г. о взыскании страховых взносов за счет имущества налогоплательщика и вынесено постановление от 01.09.2020 г. о взыскании налога за счет имущества на общую сумму 36568,98 руб., которое и направлено в ОСП по г. Сосновоборску.

В рамках исполнительного производства от 10.09.2020 г. -ИП в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ взысканы денежные средства в счет уплаты страховых взносов на ОПС в сумме 12 361,58 руб., в том числе по состоянию на 19.05.2021 г. - 12247,58 руб.

На основании статьи 76 НК РФ, с учетом частичного погашения (взыскания) задолженности по решению МИФНС России № 26 по Красноярскому краю 19.05.2021 г. принято решение, согласно которому сумма, подлежащая взысканию (обеспечению) в целях исполнения решения составляет 24321,39 руб.

По состоянию на 21.05.2021 г., с учетом взысканных сумм, по требованию и решению задолженность составила: по страховым взносам на ОПС - 16992,42 руб., пени - 268,1 руб.; на ОМС - 6884 руб., пени - 62,88 руб.

Мишиным В.В. произведена самостоятельная уплата денежных средств в сумме 24321,39 руб. по КБК (страховые взносы на ОПС в фиксированном размере зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии). Оплата задолженности по страховым взносам на ОМС не произведена.

Решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 07.06.2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Мишину Владимиру Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени, отказано.

16.07.2021 г. Мишин В.В. направил в МИФНС России № 26 по Красноярскому краю заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

26.07.2021 г. Мишин В.В. направил в УФНС России по Красноярскому краю жалобу о проведении проверки в отношении начальника МИНФС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н. по факту бездействия.

Решением от 20.08.2021 г. .12-17/18543 продлен срок рассмотрения жалобы до 10.09.2021 г. включительно.

Решением руководителя УФНС России по Красноярскому краю от 10.09.2021 г. жалоба Мишина В.В. на бездействие должностных лиц МИФННС России № 26 по Красноярскому краю по отмене решения от 19.05.2021 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, оставлена без удовлетворения.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему:

Решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Мишину Владимиру Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени, отказано.

Вместе с тем, не согласившись с решением от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю обратился в суд с апелляционной жалобой, одновременно заявив о восстановлении процессуального срока на обжалование данного судебного решения, в обосновании указав на то, что срок подачи апелляционной жалобы пропущен им по причине получения вышеуказанного решения суда лишь ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на уважительность причин пропуска процессуального срока.

Определением Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю процессуальный срок на обжалование решения Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Мишину Владимиру Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени.

Из указанного следует, что на момент обращения Мишина В.В. к начальнику МИФНС России № 26 по Красноярскому краю с заявлением об отмене приостановления операций по счетам в баке и переводов электронных денежных средств ДД.ММ.ГГГГ, а также с жалобой руководителю УФНС России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в отношении начальника МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н. по факту бездействия, решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу, следовательно, юридической силы не имело, а значит не могло быть принято во внимание МИФНС России № 26 по Красноярскому краю, в связи с чем у налогового органа не было оснований для отмены приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Мишина В.В. к начальнику МИФНС России № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н. о признании бездействия незаконным и отмене приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств необходимо отказать.

При этом суд полагает необходимым обратить внимание административного истца на то, что в силу положений ч.1.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Мишина Владимира Викторовича к начальнику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю Захаровой С.Н. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности отменить приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 04.10.2021 года.

Судья: А.В. Бушмина