ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240054-01-2022-000140-96 от 24.03.2022 Ужурского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-403/2022

УИД № 24RS0054-01-2022-000140-96

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2022 года г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,

при секретаре Фоменко Е.Е.,

с участием административного истца помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Овчинникова И.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ужурского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой Ужурского района в период с 18 часов до 19 часов 17 января 2022 года проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет наличия сайтов, на которых размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Проверкой установлено, что в поисковой системе https://yandex.ru/ на странице: https://kupitmagniti.ru/ в свободном доступе размещена информация о способах хищения коммунальных ресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, газа, электроэнергии, а именно информация об использовании технических средств (неодимовые магниты для остановки счетчиков воды, газа, электроэнергии) в целях изменения объема показаний потребляемых коммунальных ресурсов (электроэнергии, газа, водопотребления) в сторону уменьшения, реклама по продаже неодимовых магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета, с целью искажения данных о действительных объемах потребленных коммунальных энергоресурсов. Также содержится информация следующего содержания: «Как остановить счетчик газа магнитом: процесс похож на остановку счётчиков воды, магнит нужного размера и силы сцепления необходимо поместить на счетчик газа. Использование магнитов для остановки счетчика газа позволит сэкономить на счетах за газ, магнит окупится в первые месяцы использования. Как остановить счетчик воды магнитом: для остановки не требуется никаких вмешательств внутрь устройства, достаточно приложить на прибор учета воды магнит нужного размера и силы сцепления, а так же выбрать оптимальное положение. Использование магнитов для остановки счетчика воды позволит сэкономить на счетах за воду, магнит окупится практически сразу на первый - второй месяц использования, это не останется незамеченным для Вашего бюджета. Как остановить счетчик электроэнергии магнитом: существует 3 распространенных типа счетчика механический (индукционный), электромеханический (гибридный) и цифровой (электронный). Первые два имеют подвижные металлические детали, которые останавливаются магнит поэтому можно просто приложить неодимовый магнит сверху или сбоку счетчика соответственно. Использование магнитов для остановки электросчетчиков позволит сэкономить на счетах за свет, уже скоро магнит окупится и это не останется незамеченным вашим бюджетом». В силу действующих в Российской Федерации правовых актов предусмотрен запрет на распространение информации о продаже устройств для остановки счетчиков с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (ст. 165 УК РФ, ст. 7.27.1 КоАП РФ). В ходе проведения прокуратурой района проверки в поисковой системе https://yandex.ru/ на странице: https://kupitmagniti.ru/установлено, что у неустановленного круга лиц имеется возможность осуществить покупку неодимовых магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета электричества, водопотребления, газопотребления. Использование, применение продукции, информация о распространении которой содержится на указанном сайте, является противоправным, поскольку ведет к незаконному уклонению от уплаты потребляемых коммунальных ресурсов. Обеспечение доступа к незаконной информации подрывает деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, нарушает имущественные права граждан-потребителей коммунальных услуг. Вследствие хищения коммунального ресурса собственником конкретного помещения в многоквартирном доме, бремя оплаты потребленного ресурса возлагается на других собственников помещений этого дома, поскольку образовавшаяся разница между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальных приборов учета всех помещений дома (общедомовые нужды) оплачивается всеми собственниками дома. Прокурор Ужурского района просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на странице с электронным адресом https://kupitmagniti.ru/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; включить информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице с электронным адресом https://kupitmagniti.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Административный истец помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Овчинников И.Л. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Роскомнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Представитель Енисейского управления Роскомнадзора Берляков И.В. в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку иск подан в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Как следует из п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в частности, на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно, использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что согласно акту проверки 17 января 2022 года прокуратурой Ужурского района Красноярского края проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет наличия сайтов, на которых размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Проведенной проверкой установлено, что при вводе в поисковой системе «Яндекс» сайтов: https://kupitmagniti.ru/ в свободном доступе размещены материалы о способах хищения коммунальных ресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, газа, электроэнергии, а именно информация об использовании технических средств (Неодимовые магниты для остановки счетчиков воды, газа и электроэнергии.) в целях изменения объема показаний потребляемых коммунальных ресурсов электроэнергии, газа, водопотребления) в сторону уменьшения, реклама по продаже неодимовых магнитов, способных остановить или произвести несанкционированное вмешательство в работу приборов учета электричества, с целью искажения данных о действительных объемах потребленных коммунальных энергоресурсов. Также содержится информация о цене, видах, способах доставки в города Российской Федерации указанных технических приспособлений. Кроме того на сайте замещена информация следующего содержания: «Как остановить счетчик газа магнитом: процесс похож на остановку счётчиков воды, магнит нужного размера и силы сцепления необходимо поместить на счетчик газа. Использование магнитов для остановки счетчика газа позволит сэкономить на счетах за газ, магнит окупится в первые месяцы использования. Как остановить счетчик воды магнитом: для остановки не требуется никаких вмешательств внутрь устройства, достаточно приложить на прибор учета воды магнит нужного размера и силы сцепления, а так же выбрать оптимальное положение. Использование магнитов для остановки счетчика воды позволит сэкономить на счетах за воду, магнит окупится практически сразу, на первый - второй месяц использования, это не останется незамеченным для Вашего бюджета. Как остановить счетчик электроэнергии магнитом: существует 3 распространенных типа счетчика механический (индукционный), электромеханический (гибридный) и цифровой (электронный). Первые два имеют подвижные металлические детали, которые останавливаются магнитом, поэтому можно просто приложить неодимовый магнит сверху или сбоку счетчика соответственно. Использование магнитов для остановки электросчетчиков позволит сэкономить на счетах за свет, уже скоро магнит окупится и это не останется незамеченным вашим бюджетом. Указанные обстоятельства подтверждаются актом от 17.01.2022, скриншотами страницы интернет-сайта https://kupitmagniti.ru/, в том числе, по состоянию на день вынесения решения, скриншотом выписки из единого реестра Роскомнадзора.

Согласно справке начальника ОУР ОМВД России по Ужурскому району от 17.01.2022 проверен по учетам ГУ МВД России по Красноярскому краю правообладатель страницы:https://kupitmagniti.ru/. Установить личность и местонахождение правообладателя указанной интернет-страницы не представилось возможным в виду отсутствия сведений последнего.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, газа, а также вводу установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила), определено, что потребитель обязан в целях учета потребляемых коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку (пп. «г» п. 34 Правил).

Согласно пп. «г» п. 34 Правил потребитель не вправе самостоятельно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

В силу п. 81 (11) Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.

Статьей 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статьей 7.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

Статья 165 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, связанной с использованием технических средств (неодимовых магнитов) в целях изменения объема показаний потребляемых коммунальных ресурсов (электроэнергии, водопотребления, газопотребления) в сторону уменьшения, искажения данных о действительных объемах потребляемых коммунальных ресурсов.

Учитывая изложенное, информация, размещенная на странице https://kupitmagniti.ru/ об использовании технических средств (неодимовых магнитов) в целях изменения объема показаний потребляемых коммунальных ресурсов (электроэнергии, водопотребления, газопотребления) в сторону уменьшения с целью искажения данных о действительных объемах потребленных коммунальных энергоресурсов, нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, способствует совершению правонарушений и преступлений.

Как следует из официальной информации, размещенной в открытом доступе, страница интернет-сайта https://kupitmagniti.ru/ не внесена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. По состоянию на день вынесения решения суда (24.03.2022) страница сайта https://kupitmagniti.ru/доступна, что следует из материалов дела.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправные действия, юридически значимым является сам факт распространения на Интернет-ресурсе такой информации. Установление данного факта является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Признание информации запрещенной к распространению позволит включить ее в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Ужурского района Красноярского края о признании информации, размещенной на странице https://kupitmagniti.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», на странице с электронным адресом https://kupitmagniti.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Включить информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице с электронным адресом https://kupitmagniti.ru/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Ю.Н. Моховикова

Решение в окончательной форме составлено и подписано 24 марта 2022 года