№24RS0056-01-2020-007838-47
Административное дело № 2а-7215/2020~ М-5574/2020
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Красноярск
Центральный районный суд города Красноярска
В составе председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре А.Е. Теленченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Красноярска обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в собственности ответчика имеются транспортные средства, однако административным ответчиком не надлежаще исполняется обязанность по уплате налогов; направленные требования об уплате налогов остались без удовлетворения. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 350 руб. и пени 39,98 руб.
Представитель административного истца ИФНС России по Центральному району г. Красноярска – ФИО2, действующая на основании доверенности от 05.03.2020, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что расчет представлен за 2018 год, за два автомобиля.
Административный ответчик Фосс Е.В. заявленные требования не признал, представил возражения на исковые требования, приобщенные к материалам дела, в которых просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с абз. 2,3 п. 2, п. 3 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 НК РФ.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, лично под расписку, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 5, 6 ст. 69 НК РФ).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 п. 1 указанной статьи).
Положениями п. 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4).
Из совокупности вышеизложенных норм налогового законодательства следует, что административное исковое заявление налогового органа о взыскании с физического лица сумм налоговой недоимки и пени может быть удовлетворено судом только в случае соблюдения налоговым органом установленного законом срока для взыскания обязательных платежей в судебном порядке, а если данный срок пропущен - в случае его восстановления судом при наличии уважительных причин, препятствующих подаче заявления в суд, в установленный законом срок.
По смыслу норм статьи 48 НК РФ, статьи 138 Кодекса административного судопроизводства пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании с физического лица задолженности по налогам и пени. Соответственно, факт соблюдения либо несоблюдения указанного в статье 48 НК РФ срока для обращения в суд является обстоятельством, подлежащим выяснению по каждому делу о взыскании обязательных платежей.
Согласно ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
При этом местом нахождения транспортного средства в целях налогообложения согласно п.п. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
Пунктом 24.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее также – Правил), действовавших в период спорных правоотношений установлено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.
Проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции Российской Федерации вне зависимости от места жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица или места регистрации и (или) нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения (п. 24.5 Правил).
При регистрации либо изменении регистрационных данных транспортных средств, в паспортах транспортных средств делаются соответствующие отметки. Производится замена регистрационных документов, а при отсутствии - их выдача (п. 41 Правил).
В соответствии со ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании, административному ответчику на праве собственности принадлежат транспортные средства: KIA SPORTAGE, г/н №, TOYOTA CAMRY, г/н №.
Налоговым уведомлением от 15.08.2019 №1061742, направленном административному ответчику в личный кабинет, ему предложен к уплате в срок до 02.12.2019 транспортный налог в размере 9712 рублей за 2018 год.
24.09.2019 административный истец направил административному ответчику, путем размещения в личном кабинете налогоплательщика, налоговое уведомление № 1061742 от 15.08.2019 о необходимости уплаты налогов, в том числе транспортного налога за принадлежащие ему транспортные средства в размере 9 712 руб., что подтверждается скриншотом с сайта www.nalog.ru.
24.12.2019 административным истцом в связи с имеющейся задолженностью, в том числе и по транспортному налогу административному ответчику направлено требование № 36446 об уплате недоимки в размере 9 350 руб. и пени размере 39,98 руб. в срок до 24.01.2020. Требование размещено в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается скриншотом с сайта www.nalog.ru.
Данное требование об уплате недоимки и пени по транспортному налогу административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем, административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по налогу и пени.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска от 26.05.2020 с административного ответчика была взыскана недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 9350 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 39,98 руб., итого 9389,98 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. в доход местного бюджета.
Определением мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска от 10.06.2020 по заявлению административного ответчика судебный приказ от 26.05.2020 отменен.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43, в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа, если такое заявление было принято к производству.
В течение шести месяцев после отмены судебного приказа, административный истец 04.12.2020 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Довод административного ответчика о необходимости расчета транспортного налога по ставке, действующей в Красноярском крае, суд находит обоснованным.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № 2761 от 17.11.2015 Фосс Е.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>», на срок с 14.11.2015 по 14.11.2015.
В соответствии со справкой от 15.12.2020, выданной АО «Красноярсккрайуголь» Фосс Е.В. работает в АО «Красноярсккрайуголь» заместителем генерального директора по экономике и финансам с 08.12.2014.
В Красноярском крае налоговая ставка по транспортному налогу определяется в соответствии со ст. 2 Закон Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 «О транспортном налоге», для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно -14,50 руб.
На имя Фосс Е.В. в г. Красноярске зарегистрированы транспортные средства: KIA SPORTAGE, г/н №, мощность двигателя 150 л.с., TOYOTA CAMRY, г/н №, мощность двигателя 150 л.с.
С учетом налоговой ставки 14,50 руб. с каждой лошадиной силы административному ответчику подлежит начислению транспортный налог за 2018 год в отношении указанных транспортных средств из расчета: 150 л.с. х 14,50 руб. = 2175 руб. на одно транспортное средства, итого за два транспортных средств 2175 руб.+2175 руб. = 4350 руб.
Поскольку административным ответчиком в добровольном порядке транспортный налог уплачен не был, с него подлежит взысканию пени из расчета: с 03.12.2019 по 15.12.2019 – 6,5 % / 100 / 300 х 4350 руб. х 13 = 12,25 руб.; с 16.12.2019 по 22.12.2019 – 6,25 % / 100 /300 х 4350 руб. х 7 = 6, 34 руб., итого 18,60 руб.
Доводы административного истца на применение п. 2 ст. 11 НК РФ к спорным правоотношениям, не может быть принят во внимание, поскольку для исчисления и уплаты транспортного налога в данном случае подлежит применению п. 5 ст. 83 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Уплата налога производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса для целей постановки на учет, снятия с учета физических лиц в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, а также для последующего исчисления налога местом нахождения транспортных средств признается:
для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;
для воздушных транспортных средств - место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства, а при отсутствии таковых - место государственной регистрации транспортного средства;
для иных транспортных средств - место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
При этом определение налоговыми органами места жительства (места пребывания) физического лица осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса, включая информацию органов МВД России, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), а также государственную регистрацию автомототранспортных средств.
С учетом изложенного для исчисления транспортного налога используются сведения о месте жительства (месте пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, представленные в налоговые органы в вышеперечисленном порядке.
Доводы административного ответчика о несоблюдении административных истцом обязательным положений Кодекса об административном судопроизводстве в Российской Федерации, суд находит не обоснованными и не подтвержденными как самим административным ответчиком, так и материалами дела.
Таким образом, суд частично удовлетворяет заявленные административные требования и взыскивает с административного ответчика в пользу административного истца задолженность по транспортному налогу за 2018 в размере 4350 руб. и пени в размере 18,60 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу государства задолженности по транспортному налогу в сумме 4350 рублей и 18,60 рублей пени.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета 400 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска. Мотивированное решение изготовлено 04.03.2021.
Председательствующий судья Бобылева Е.В.
Копия верна. Подписано судьей.