ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240056-01-2022-001994-54 от 27.05.2022 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело №12-58/2022

УИД №24RS0056-01-2022-001994-54

Р Е Ш Е Н И Е

27 мая 2022 года п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

представителя ЗАО «Сибирь» Кудерко Е.И.,

генерального директора ЗАО «Сибирь» Юртаева С.Н.,

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев жалобу представителя ЗАО «Сибирь» – Кудерко Е.И. на постановление главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО7/ЭП от 15.02.2022 г. о привлечении юридического лица – закрытого акционерного общества «Сибирь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО7/ЭП от 15.02.2022 г. юридическое лицо - закрытое акционерное общество «Сибирь» (далее по тексту ЗАО «Сибирь») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно указанного постановления прокуратурой Балахтинского района 20.05.2021 г. при участии специалиста Красноярского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке, расположенном вблизи модульного комплекса по переработке молока, производству, хранению и реализации молочной продукции (далее - молокозавод), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Также осмотрены септики ЗАО «Сибирь», и прилегающая к ним территория. Собственник молокозавода - ЗАО «Сибирь» ОГРН , ИНН , юридический адрес (местонахождение): <адрес>. ЗАО «Сибирь» действует на основании устава, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания от 05.06.2012 г. (далее - Устав). Согласно статье 2.1 Устава, общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной своей цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. В соответствии со ст. 2.4 Устава, основным предметом деятельности общества является производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукция. Статьями 14.1, 14.5 Устава установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым годовым общим собранием акционеров сроком на пять лет. Согласно выписки из протокола общего собрания акционеров ЗАО «Сибирь» от 03.10.2020 г. и приказа от 03.10.2020 г. , генеральным директором является ФИО5 В соответствии со статьей 14.4 Устава к компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета. При проведении проверки 20.05.2021 г. с 09-00 по 12-00 на земельном участке, расположенном около молокозавода ЗАО «Сибирь», расположенном в водоохранной зоне р. Чулым, выявлено, что со стороны молокозавода ЗАОР «Сибирь», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на расстоянии примерно от 50 до 300 метров от строения молокозавода, жидкие отходы молочной промышленности с характерным запахом молочной продукции (отходы молочной продукции), по рельефу стекают по направлению берега р. Чулым, протекают в канаве и поступают в р. Чулым. Вытекающие жидкие отходы имеют стойкий характерный запах молочной продукции, белесый оттенок, что зафиксировано в ходе проверки путем фотографирования, а также зафиксирован путь движения отходов по направлению р. Чулым. На близлежащей к молокозаводу территории иных объектов слива жидких отходов, иных производственных объектов не располагается, выше по уклону от молокозавода никаких стоков или следов их вытекания (луж, размытие почвы и пр.) не обнаружено. Стекающие жидкие отходы, согласно Федеральному кадастру отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее по тексту ФККО), могут быть отнесены: отходы производства молочной продукции, код по ФККО 3 01 150 00 00 0, класс опасности не определен. По результатам проверки прокуратурой составлена справка от 19.11.2021 г., прилагаются фото и видеоматериалы, подтверждающие факт сброса жидких отходов. ЗАО «Сибирь» предоставило в прокуратуру копии договоров: договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 г. б/н, предметом договора является оказание услуги по откачке септика с ИП ФИО1 (ИНН ), срок с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г., договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 г. , в котором ИП ФИО1 (ИНН ) обязуется оказывать ЗАО «Сибирь» строительные услуги по откачке септика, срок с 01.01.2021 г. по 31.12.2022 г. При этом в предоставленных договорах отсутствуют сведения - по какому адресу откачивается септик, с какой периодичностью, куда вывозится откачанное содержимое септика (жидкие отходы), имеется ли у ИП ФИО1 лицензия на право транспортирования отходов, какие строительные услуги имеются в виду, кому передаются откачанные отходы, для каких целей (очистка, утилизация, захоронение и пр.). Поскольку в вышеуказанных договорах отсутствуют сведения о передаче права собственности ЗАО «Сибирь» на образованные в результате деятельности отходы, то всю ответственность за ненадлежащее обращение с жидкими отходами несет ЗАО «Сибирь». В материалах дела имеются акты выполненных работ по данным договорам от 01.01.2020 г., 31.07.2020 г., 31.08.2020 г., 30.10.2020 г., 30.11.2020 г., 31.12.2020 г., 31.01.2021 г., 28.02.2021 г., 31.03.2021 г., 30.04.2021 г., 23.08.2021 г., 22.08.2021 г., 20.08.2021 г., 19.08.2021 г., 18.08.2021 г., 16.08.2021 г., 15.08.2021 г., 13.08.2021 г., 12.08.2021 г., 11.08.2021 г., 10.08.2021 г., 09.08.2021 г., 15.09.2021 г., 16.09.2021 г., 17.09.2021 г., 18.09.2021 г., 13.09.2021 г., 14.09.2021 г. на услугу «откачка септика Молокозавод». Проверкой установлено, что ЗАО «Сибирь» не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при накоплении, транспортировании, утилизации или обезвреживании жидких отходов из септика, что привело к сбросу жидких отходов (отходы производства молочной продукции, код по ФККО 3 01 150 00 00 0) на почву, прилегающего к территории ЗАО «Сибирь», земельного участка. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса». Заместителем прокурора Балахтинского района Красноярского края Штеем Т.А. 03.12.2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Сибирь». Требования, предъявляемые к деятельности в области обращения с отходами, предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Закон № 89-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами. В соответствии со статьей 3 Закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ в настоящем Федеральном законе используются, в том числе следующие понятия: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. В соответствии с разделом 3 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановление Госстандарт России от 28.12.2001 г. № 607-ст), в настоящем ГОСТе используются, в том числе следующие понятия: «Отходы» - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. При этом под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления, «Отходы производства» - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Частью 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в нарушении требований при образовании и накоплении отходов в септике ЗАО «Сибирь», которое привело 20.05.2021 г. к сбросу отходов производства молочной продукции, код по ФККО 3 01 50 00 00 0, на почву земельного участка, прилегающего к территории ЗАО «Сибирь», то есть не обеспечение безопасного обращения с отходами для окружающей среды, сопряжено с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, поскольку не определены классы опасности отходов, не установлена их опасность для окружающей среды (от чрезвычайно опасных отходов до практически неопасных отходов). Действия (бездействие) ЗАО «Сибирь, выразившееся в нарушении требований при накоплении жидких отходов в септике предприятия, которые привели к сбросу жидких отходов на почву земельного участка, прилегающего к септику ЗАО «Сибирь», данные факты не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ЗАО «Сибирь» является средним предприятием, но применить ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не представляется возможным из-за зафиксированного при проведении проверки сброса жидких отходов на почву.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица ЗАО «Сибирь» Кудерко Е.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, по тем основаниям, что ЗАО «Сибирь» привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Объективной стороной вменяемого правонарушения является нарушение требований при образовании и накоплении отходов в септике ЗАО «Сибирь», которое 20.05.2020 г. привело к сбросу отходов производства молочной продукции, код по ФККО 3 01 150 00 00 0, на почву земельного участка, прилегающего к территории ЗАО «Сибирь». Доводы административного органа не могут быть приняты во внимание в связи со следующим. Заявителем во исполнение указанных положений Закона №89-ФЗ был заключен договор от 01.01.2020 г. между ЗАО «Сибирь» и ИП ФИО1 возмездного оказания услуг по откачке септика, сроком действия с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. и договор оказания услуг от 01.01.2021 г. по откачке септика, сроком действия с 01.01.2021 г. по 31.12.2022 г. В момент проведения проверки должностные лица, всего лишь заглянув в септик, и не обладая специальными познаниями, установили, что септик был переполнен, но жидкие отходы при этом не переливались через верх колодца, а, якобы, уходили под поверхностью земли. Кроме того административным органом не определен и не установлен источник сброса жидкости, а также не определена принадлежность строения или сооружения, или иного объекта, из которого производится сброс. Географически в границах данного участка местности имеются иные объекты, которые также могут быть источниками загрязнения. При проведении проверки был исследован септик, течи, и неисправности выявлены не были, откачка септика производится регулярно, что исключает возможность формирования и накопления такого объема сточных вод при процессе производства. Учитывая изложенное, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о виде жидкости, месте ее накопления, формирования и точке сброса, собственнике объекта источника формирования отходов. Далее, при осуществлении проверки должностные лица без взятия проб и проведения их исследований, а также административный орган (лица, обладающие юридическим исследованием) определяют (без указания используемого им метода, без указания какую именно методику они применяли), что жидкость имеет стойкий запах молочной продукции, белый оттенок. Однако, какое именно вещество дает такой запах, является этот запах молочным, ни сотрудникам прокуратуры, на административным органом не было определено. Если предположить, что запах определен верно (что оспаривается заявителем), то следует отметить, что указанный запах дает молочная кислота лишь при стандартных условиях (то есть при комнатной температуре в диапазоне от 18 до 24 градусов по Цельсию). Кроме того, по химическим показателям это могут быть соли или эфиры молочной кислоты (лактаты), а также существует молочная кислота 4 сортов: химически чистая, «фармакопейная», «техническая» и «пищевая». К стандартным условиям не могут относится условия открытого воздуха в середине мая ранним утром. Согласно данным Росгидромета 20.05.2021 г. температура воздуха в п. Балахта составляла +9 днем и +2 ночью. Административным органом не было установлено само событие административного правонарушения, а также им не было установлено само лицо, виновное в его совершении. Указанное обусловлено следующим: административным органом выявлено наличие «сточных вод», однако указанная жидкость не была проверена на принадлежность ее к категории сточных вод или жидких отходов. Однако позднее классификация была безосновательно изменена административным органом на «жидкие отходы», но до настоящего времени отсутствуют достоверные и достаточные данные, свидетельствующие к какой именно категории, относится выявленная административным органом, жидкость. Указанные в постановлении выводы, носят предположительный характер и основаны на домыслах и догадках, но не подтверждены, в установленной законом, процессуальной форме. Материалами административной проверки не представлено неопровержимых доказательств того, что действия ЗАО «Сибирь» причинили ущерб окружающей среде и не обеспечили для окружающей среды безопасного обращения с отходами. Причинение ущерба окружающей среде, проведенной проверкой, не установлено, соответственно, причиненный ущерб отсутствует. Таким образом, отсутствует необходимый элемент состава административного правонарушения, что в силе п. 2 ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Ущерб, причиненный окружающей среде, материалами административной проверки не установлено, соответственно, отсутствует, что дает возможность применить к ЗАО «Сибирь» положения согласно ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Генеральный директор ЗАО «Сибирь» ФИО5 и его представитель Кудерко Е.И., в судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа, доводы, изложенные в жалобе поддержали в полном объеме. Дополнительно суду пояснили, что в жалобе заявлен довод об отсутствии события правонарушения и отсутствии доказательств факта причинения вреда, вменяемыми действиями. ЗАО «Сибирь» отрицает само событие административного правонарушения, и утверждает, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о совершении правонарушения юридическим лицом. Септик ЗАО «Сибирь» (место накопления) был исследован, течи в нем не обнаружено, перелив или его следы не зафиксированы. Не установлен источник/объект, из которого идет жидкость, не установлен характер жидкости. Проверяющими не представлено доказательств квалификации лица, проводившего неустановленное исследование органолептическим методом (запах) химического состава обнаруженной жидкости и оснований (методики) ее квалификации, как продукта кисло-молочного/молочного производства. Обвинение в правонарушении основано на предположениях и догадках, не имеющих доказательственного значения. Бесспорных доказательств должностным лицом в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах, не объективное, не полное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Заместитель прокурора Балахтинского района Красноярского края Штей Т.А. в судебном заседании доводы жалобы не поддержал, просил постановление /ЭП от 15.02.2022 г. о привлечении к административной ответственности ЗАО «Сибирь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление ФИО7, представитель отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, уведомленные о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно частей 1-3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В статье 1 Федерального закона от дата №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "Обращением с отходами" понимается в том числе деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В силу положений абзаца 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно ГОСТ 30772-2001 отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью (п. 3.1). Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (п. 3.12). Сбросы - жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов (п. 3.17). Сточные воды - жидкие сбросы населенных пунктов с примесью атмосферных и производственных вод (п. 3.42).

В силу пункта 7.8 указанного ГОСТа собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение, а если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Балахтинского района Красноярского края 20.05.2021 г. в период времени с 09 час. 00 мин. До 12 час. 00 мин. при участии государственного инспектора Красноярского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов ФИО8 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке, расположенном вблизи модульного комплекса по переработке молока, производству, хранению и реализации молочной продукции (далее - молокозавод), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Также осмотрены септики ЗАО «Сибирь» и прилегающая к ним территория.

В рамках проведения проверки осуществилось фотографирование.

Собственник молокозавода - ЗАО «Сибирь» ОГРН , ИНН , юридический адрес (местонахождение): <адрес>, <адрес>.

ЗАО «Сибирь» действует на основании устава, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания от 05.06.2012 г.

Статьями 14.1, 14.5 Устава установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым годовым общим собранием акционеров сроком на пять лет.

Согласно выписки из протокола общего собрания акционеров ЗАО «Сибирь» от 03.10.2020 г. и приказа от 03.10.2020 г. , генеральным директором является ФИО5

Согласно статье 2.1 Устава, общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной своей цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

В соответствии со ст. 2.4 Устава, основным предметом деятельности общества является производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукция.

При проведении проверки 20.05.2021 г. с 09-00 по 12-00 на земельном участке, расположенном около молокозавода ЗАО «Сибирь», расположенном в водоохранной зоне р. Чулым, выявлено, что со стороны молокозавода ЗАОР «Сибирь», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на расстоянии примерно от 50 до 300 метров от строения молокозавода, жидкие отходы молочной промышленности с характерным запахом молочной продукции (отходы молочной продукции), по рельефу стекают по направлению берега р. Чулым, протекают в канаве и поступают в р. Чулым. Вытекающие жидкие отходы имеют стойкий характерный запах молочной продукции, белесый оттенок, что зафиксировано в ходе проверки путем фотографирования, а также зафиксирован путь движения отходов по направлению р. Чулым. На близлежащей к молокозаводу территории иных объектов слива жидких отходов, иных производственных объектов не располагается, выше по уклону от молокозавода никаких стоков или следов их вытекания (луж, размытие почвы и пр.) не обнаружено.

Стекающие жидкие отходы, согласно Федеральному кадастру отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. №242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее по тексту ФККО), могут быть отнесены: отходы производства молочной продукции, код по ФККО 3 01 150 00 00 0, класс опасности не определен.

По результатам проверки прокуратурой составлена справка от 19.11.2021 г., прилагаются фото и видеоматериалы, подтверждающие факт сброса жидких отходов.

В ЗАО «Сибирь» имеются: договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 г. б/н, предметом договора является оказание услуги по откачке септика с ИП ФИО1 (ИНН ), срок с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.; договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 г. , в котором ИП ФИО1 (ИНН ) обязуется оказывать ЗАО «Сибирь» строительные услуги по откачке септика, срок с 01.01.2021 г. по 31.12.2022 г.; акты выполненных работ по данным договорам от 01.01.2020 г., 31.07.2020 г., 31.08.2020 г., 30.10.2020 г., 30.11.2020 г., 31.12.2020 г., 31.01.2021 г., 28.02.2021 г., 31.03.2021 г., 30.04.2021 г., 23.08.2021 г., 22.08.2021 г., 20.08.2021 г., 19.08.2021 г., 18.08.2021 г., 16.08.2021 г., 15.08.2021 г., 13.08.2021 г., 12.08.2021 г., 11.08.2021 г., 10.08.2021 г., 09.08.2021 г., 15.09.2021 г., 16.09.2021 г., 17.09.2021 г., 18.09.2021 г., 13.09.2021 г., 14.09.2021 г. на услугу «откачка септика Молокозавод».

В вышеуказанных договорах от 01.01.2020 г. отсутствуют сведения о передаче права собственности ЗАО «Сибирь» на образованные в результате деятельности отходы, следовательно всю ответственность за ненадлежащее обращение с жидкими отходами несет ЗАО «Сибирь».

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса».

Заместителем прокурора Балахтинского района Красноярского края Штеем Т.А. 03.12.2021 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Сибирь».

Постановлением главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО7 за /ЭП от 15.02.2022 г. юридическое лицо - ЗАО «Сибирь» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом административного органа доводы представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ЗАО «Сибирь» ФИО5 и его представителя Кудерко Е.И. об отсутствии в действиях ЗАО «Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, аналогичные доводам поданной жалобы на постановления по делу об административном правонарушении, подробно исследованы, и им дана надлежащая юридическая оценка.

Так, административный орган пришел к выводу, что доводы представителя ЗАО «Сибирь» Кудерко Е.И. опровергаются материалами дела.

Согласно дополнительной справки прокуратуры Балахтинского района от 27.01.2022 г. указано, что при проведении проверки 20.05.2021 г. при осмотре территории молокозавода ЗАО «Сибирь» и прилегающей территории, проводилось фотографирование во время проведения проверки примерно с 09 час. 40 мин. был осмотрен септик через люк колодца, непосредственно сразу после откачки отходов (5 куб. м), и установлено, что септик переполнен, поскольку отходы производства молочной продукции виднелись на самой поверхности септика, что подтверждается фотографированием данного колодца. Данные отходы производства молочной продукции имели характерный запах молочной продукции, а также яркий светлый оттенок. Аналогичные виды жидких отходов в тот же день, во время проверки были обнаружены на территории, прилегающей к молокозаводу. К материалам дела приложены и исследовались административным органом: выкопировка по молочному комплексу, фото и видеофайлы от 20.05.2021 г., объяснения ИП ФИО1, объяснения, принимавшего участие в проверки государственного инспектора Красноярского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов ФИО8, опровергающие доводы заявителя.

Заявителем Кудерко Е.И. в материалы дела, в подтверждение своих доводов, не предоставлены доказательства утилизации отходов молокозавода.

В договорах возмездного оказания услуг от 01.01.2020 б/н и от 01.01.2020 г. , в котором ИП ФИО1 (ИНН ) обязуется оказывать ЗАО «Сибирь» строительные услуги по откачке септика, срок с 01.01.2021 г. по 31.12.2022 г., отсутствует информация о переходе права собственности на откачанные из септика жидкие отходы.

В соответствии с нормами статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации буквальное толкование договора возмездного оказания услуг, между ИП ФИО1 и ЗАО «Сибирь» не предусматривает переход права собственности на откаченные из септика жидкие отходы. Услуга по вывозу жидких отходов предполагает их транспортировку от септика до места слива. Следовательно, вовлечение в схему откачки жидких отходов, вывозимых ИП ФИО1, оказывающим такие услуги, не прекращает право собственности ЗАО «Сибирь» на образованные жидкие отходы. Кроме того, в вышеуказанных договорах не указано, куда и кем вывозится откачанное содержимое септика (жидкие отходы), имеется ли у ИП ФИО1 лицензия на право транспортирования отходов, какие строительные услуги имеются в виду, кому передаются откачанные из септика отходы, для каких целей (очистка, утилизация, захоронение и пр.).

Суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами административного органа и полагает доводы представителя юридического лица – ЗАО «Сибирь» – Кудерко Е.И. подлежащими отклонению, как основанными на неверном толковании норм материального права и направленными на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств правонарушения.

Доводы представителя юридического лица – ЗАО «Сибирь» – Кудерко Е.И. направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не опровергают наличия в действиях ЗАО «Сибирь» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Иных обстоятельств дела, правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения, жалоба не содержит.

Таким образом, при рассмотрении жалобы установлено, что, оценив имеющиеся в деле доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, должностное лицо административного органа пришло к законному выводу о доказанности совершения юридическим лицом ЗАО «Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрение дела об административном правонарушении произведено с соблюдением всех принципов и процедур Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и принципа презумпции невиновности, предусмотренного ст. 1.5 КоАП РФ. Какого-либо ограничения или нарушения прав юридического лица допущено не было.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении судья также не усматривает.

В целом административное наказание назначено юридическому лицу ЗАО «Сибирь» с учетом фактических обстоятельств дела и характера вмененного административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, в пределах санкции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в минимальном размере, а потому является справедливым и соразмерным содеянному.

Постановление о привлечении ЗАО «Сибирь» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы представителя юридического лица – ЗАО «Сибирь» – Кудерко Е.И., не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО7/ЭП от 15.02.2022 г. о привлечении юридического лица - закрытого акционерного общества «Сибирь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица – закрытого акционерного общества «Сибирь» – Кудерко Е.И. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд через Балахтинский районный суд.

Судья: