Дело № 2404/2019
57RS0026-01-2019-002501-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Худова Ю.А.,
при секретаре Савковой А.М.,
с участием помощника прокурора Орловского района Хлыстовой Д.С.,
представителя ответчика-администрации Неполодского сельского поселения Орловского района ФИО1,
представителя ответчика- администрации Орловского района ФИО2,
представителя третьего лица, ОМВД России по Орловскому району, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области к Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района, Администрации Орловского района Орловской области о разработке проекта организации дорожного движения,
у с т а н о в и л:
прокурор Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Российской Федерации (РФ) обратился в суд с требованиями об обязании администрации Неполодского сельского поселения как органа местного самоуправления разработать проект организации дорожного движения для автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес> и пересечении данной улицы с <адрес>, а администрацию Орловского района обеспечить финансирование переданных полномочий по содержанию указанных автомобильных дорог.
Иск мотивирован выявленным в ходе прокурорской проверки фактом нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Хлыстова Д. С. заявленные требования поддержала, пояснила, что проект организации дорожного движения, который должен содержать, в том числе схемы расположения технических средств организации дорожного движения, включающие в себя дорожные знаки, а также адресные ведомости размещения дорожных знаков по <адрес> и пересечении данной улицы с <адрес>, отсутствует. С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ, требований просит суд обязать администрацию Неполодского сельского поселения обеспечить разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования по <адрес>; обеспечить реализацию мероприятий по оборудованию указанных автомобильных дорог техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; Администрацию Орловского района обязать обеспечить финансирование переданных полномочий по содержанию указанных автомобильных дорог в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика -администрации Неполодского сельского поселения ФИО1 иск признала частично, пояснила, что Дата администрацией сельского поселения с ИП ФИО4 заключен муниципальный контракт № на изготовление проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог согласно перечню, в который включены <адрес> Проект организации дорожного движения по <адрес> д. Жилина был изготовлен в 2016 году ИП ФИО4 для администрации Орловского района до передачи полномочий сельскому поселению.
Представитель ответчика- администрации Орловского района ФИО2 возражал против иска, пояснил, что Дата с администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района заключено соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения. Финансирование переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета <адрес> в виде межбюджетных трансфертов по факту их выполнения администрацией поселения. Данные денежные средства заложены в бюджет района. <адрес> не является распорядителем денежных средств.
Представитель третьего лица- ОМВД России по Орловскому району ФИО3 поддержал исковое заявление, считает, что отсутствие проекта организации дорожного движения в <адрес> влияет на безопасность дорожного движения и нарушает права неопределенного круга лиц.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования, являясь обоснованными, подлежат удовлетворению.
Так, исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 6 ст. 13 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Федеральным законом N 257-ФЗ, Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу п. п. 9, 10 которой к работам по содержанию автомобильных дорог отнесена также и разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков, экспертиза проектов; в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Дата между администрацией Орловского района и администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района, на основании статьи 15 Закона 131-ФЗ заключено соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе: деятельность по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и дорожных сооружений на них (подп. "а" п. 1.1 ч. 1) (л.д. 14-16).
Согласно Дополнительному соглашению N1 от 11.03.2019 к Соглашению от 18.12.2018, к полномочиям Неполодского сельского поселения отнесена также разработка проектов организации дорожного движения на территории поселения (подп. "м", п. 1.1 ч. 1). Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с Дополнительным соглашением N 1, осуществляются за счет бюджета Орловского района в виде иных межбюджетных трансфертов на 2019 года в размере 35 500 рублей (л.д. 17).
Постановлением администрации Неполодского сельского поселения от Дата N 448 утвержден перечень автомобильных дорог местного значения поселения в границах населенных пунктов и вне их, в котором под номерами 40-42 обозначены <адрес> (л.д. 18-19).
Во исполнение Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и в целях использования единого подхода по применению положений государственных стандартов в области безопасности дорожного движения подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который утвержден совместным письмом Министерства внутренних дел РФ от 02 августа 2006 года N 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07 августа 2006 года N 01-29/5313.
В соответствии с п. 1.1 указанного Порядка проект организации дорожного движения разрабатывается на основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что заказчиком проекта организации дорожного движения являются: - для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
В соответствии с п. п. 3.2, 4.2, 4.4 Порядка проект организации дорожного движения должен содержать, в том числе схемы расположения технических средств организации дорожного движения, включающие в себя дорожные знаки, а также должен содержать адресные ведомости размещения дорожных знаков.
Проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующим подразделением Госавтоинспекции МВД России, проект утверждается заказчиком, изменения к проекту должны быть согласованы с подразделением ГИБДД (п. п. 5, 6, 8 Порядка).
Исходя из системного толкования указанных норм, в отношении дорог местного значения органы местного самоуправления обязаны разработать проект организации дорожного движения, включающий в себя схему (дислокацию) дорожных знаков.
Вместе с тем органами прокуратуры выявлена неполнота принимаемых администрацией Неполодского сельского поселения мер по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах поселения, а также по обеспечению транспортной безопасности, что было озвучено в судебном заседании. Вследствие чего, несмотря проведенные администрацией поселения работы по приведению дорожных знаков в соответствие с требованием ГОСТа, заключение муниципального контракта на выполнение работ на разработке проекта организации дорожного движения, требования прокурора являются актуальными.
Таким образом, администрация Неполодского сельского поселения обязана организовать разработку актуального проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог указанных выше, обеспечив надлежащее согласование и утверждение данного проекта, а администрация Орловского района обеспечить необходимое финансирование и иные сопутствующие этому действия (решения) в пределах переданных полномочий. Указанную обязанность с учетом конкретных обстоятельств дела и правил ст. 206 ГПК РФ ответчикам надлежит исполнить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 103, 194-199 и 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск удовлетворить.
Обязать администрацию Неполодского сельского поселения Орловского района обеспечить разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования по <адрес>; реализацию мероприятий по оборудованию указанных автомобильных дорог техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Администрации Орловского района обеспечить финансирование переданных полномочий по содержанию указанных автомобильных дорог в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем составления судом мотивированного текста решения 27.11.2019.
Председательствующий Ю. А. Худов