ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2420/19 от 30.09.2019 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело №2420/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2019 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой И.М.,

при секретаре Вильшанской Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к ФГУКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД РФ» об обязании совершения действий,

У С Т А Н О В И Л:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел Российской Федерации» о возложении обязанности по прекращению использования лесного участка до получения положительного заключения проекта освоения лесов, указав, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступившей информации проведена проверка исполнения лесного законодательства в деятельности ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел РФ».

ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел РФ» на основании договора постоянного (бессрочного) пользования от <дата><номер>-БП осуществляет использование лесного участка, расположенного по адресу: Западнодельтовое лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 167, выдел 39. Указанный лесной участок используется учреждением для эксплуатации военно-спортивного лагеря в рекреационных целях. Одним из условий предоставления учреждению земельного участка предусмотренным п.2.1.3 указанного договора является право арендатора на использование лесного участка после представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы лесов.

Прокуратурой установлено, что учреждением использование лесов осуществляется в нарушении документов, на основании которых предоставлены лесные участки, а так же требования закона, так как соответствующей проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, отсутствует. В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора учреждения внесено представление от <дата><номер>. Нарушения до настоящего времени не устранены.

Просят обязать ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел Российской Федерации» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу прекратить использование лесного участка, расположенного по адресу: Западнодельтовое лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 167, выдел 39, до получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов в службе природопользования и охраны окружающей среды <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Сегизеков В.Л. доводы искового заявления поддержал, просил суд исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД РФ» Акимова Т.Ю. действующая на основании доверенности, исковые требования полагала обоснованными, указала, что в целях устранения выявленного нарушения, заключен контракт на оказание услуг по разработке проекта освоения лесов, представлен отзыв на исковое заявление.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В соответствии со ст.9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из ст.12 Лесного кодекса РФ Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании ст.88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.3 приказа Рослесхоза от <дата><номер> «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ, а так же мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В силу п.2 указанного приказа невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а так же принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

В соответствии с п.п. 28,34 указанного нормативно-правового акта проект освоения лесов разрабатывается лицами, которыми лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст.12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов предоставляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажном носителе и один в электронном виде.

В соответствии с п.2.1. Постановления Правительства астраханской области от <дата><номер>-П «О службе природопользования и охраны окружающей среды» на территории <адрес> таким органом является служба природопользования и охраны окружающей среды <адрес>.

Из материалов дела следует, что ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел по Российской Федерации» использует лесной участок, расположенный по адресу: Приволжское участковое лесничество, квартал 167, выдел 39 на основании договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком <номер>-БП от <дата>.

Согласно акта приема-передачи лесного участка в пользование от <дата> Служба природопользования и охраны окружающей среды <адрес> на основании договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком <номер>-БП от <дата> передали ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел по Российской Федерации» для осуществления рекреационной деятельности лесной участок с кадастровым номером 0:09:000000:114, учетный кадастровый <номер>; кадастровый <номер>, учетный кадастровый номер части 2, номер учетной записи в государственном лесном реестре 72-2014-01, имеющей местоположение РФ, <адрес>, Западнодельтовое лесничество, квартал 167, выделы 39ч, 53ч.

Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки лесопользователей <адрес> установлено, что ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище министерства внутренних дел Российской Федерации» на основании договора постоянного (бессрочного) пользования осуществляет использование лесного участка, расположенного по адресу: Западнодельтовое лесничество, Приволжское участковое лесничество, квартал 167, выдел 39.

На указанном земельном участке находится военно-спортивный лагерь. Одним из условий предоставления обществу земельных участков, предусмотренным п. 2.1.3 указанного договора является право арендатора на использование лесного участка после представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы лесов.

Прокуратурой установлено, что учреждением использование лесов осуществляется в нарушение документов, на основании которых предоставлены лесные участки.

В адрес ФГУКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД РФ» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

В целях устранения выявленного нарушения ФГУКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД РФ» заключен государственный контракт от <дата><номер> на оказание услуг по разработке проекта освоения лесов на лесной участок с кадастровым номером 30:09:000000:114, площадью 1,2905 га, расположенный в Приволжском участковом лесничестве (квартал 167, часть выделов 39,53) Западнодельтовое лесничество службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес>, переданного в постоянное (бессрочное) пользование образовательной организации, для осуществления рекреационной деятельности.

<дата> на основании заявления начальника ФГУКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД РФ» Полякова А.Ф. о проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, проект передан для проведения государственной экспертизы в службу природопользования и охраны окружающей среды <адрес>.

При таких обстоятельствах суд, приходит к выводу, что требования истца законны и обоснованы, на момент проведения проверки, и до настоящего времени представление прокуратуры не исполнено. Использование лесов в отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительное заключение по результатам государственной экспертизы, нарушает права неопределённого круга лиц.

Суд полагает, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку на момент проведения проверки были выявлены факты нарушений требований законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к ФГУКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД Российской Федерации» об обязании совершения действий - удовлетворить.

Обязать ФГУКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД Российской Федерации» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу прекратить использование лесного участка, расположенного по адресу: Западнодельтовое лесничество, приволжское участковое лесничество, квартал 167, выдел 39, до получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов в службе природопользования и охраны окружающей среды <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен <дата>.

Судья: И.М. Морозова

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.