РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Кочедыковой Д.А.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2‑4921/2016 по иску ФИО3 к ОАО «ИЭСК» о признании недействительным п.11.4 Технических условий № договора об осуществлении технологического присоединения № от **/**/****., обязании исполнить обязательства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ОАО «ИЭСК» и просит суд признать недействительным пункт 11.4 Технических условий № договора об осуществлении технологического присоединения № от **/**/****, обязать ответчика исполнить обязательства, предусмотренные пунктами 6.2; 6.3 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от **/**/****
В обосновании заявленных требований указано, что между истцом и ответчиком **/**/**** заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, неотъемлемой частью которого являются технические условия для присоединения к электрическим сетям №.
Пунктом 11.4 Технических условий на истца незаконно возложена обязанность установить устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности, в виде отдельного аппарата, либо встроенного в прибор учета электрической энергии, у которого функция контроля величины максимальной мощности должна быть указана в заводском паспорте.
В соответствии с ч.1 ст.26 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок технологического присоединения, его процедура, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.
Подпунктом «в» пункта 25.1 Правил предусмотрено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности. Из содержания указанной нормы следует, что в технических условиях должны быть указаны требования к таким устройствам, а не обязанность потребителя по их установке.
Возложение на потребителей электрической энергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности, а равно обязанности контролировать максимальную мощность действующим законодательством не предусмотрено.
Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами также не установлены. При этом, пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.
Статьей 26 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является публичным.
В силу п.15 Правил указанный договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № и направляется заявителю - физическому лицу.
Обязанности по выполнению технических условий сторонами по договору определяются исключительно сетевой организацией, поэтому потребитель лишен возможности изначально повлиять на их содержание.
Правила технологического присоединения к электрическим сетям утверждены в целях защиты прав потребителей электрической энергии.
Включение ответчиком в типовой договор условий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, нарушает права потребителя.
В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно п.76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
В соответствии с условиями заключенного **/**/**** договора № сетевая организация обязалась в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
**/**/**** истец уведомил ответчика о выполнении технических условий и просил направить представителя электросетевой компании для участия в совместном осмотре присоединяемых энергопринимающих устройств, подготовить и выдать заявителю документы, предусмотренные пунктом 6.3 договора.
До настоящего времени данные обязательства ответчик не исполнил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств с участием истца не провел, фактическое присоединение энергопринимающих устройств истца к электрическим сетям не осуществил, фактический прием (подачу) напряжения и мощности не произвел, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения истцу не выдал.
По договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенному истцом и ответчиком **/**/****, сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя: бытовых устройств и иного оборудования (или их комплекса), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению, который определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора, и обязательства сторон по их выполнению.
Пунктом 16.3 Правил установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 14 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединения, указанные в пункте 11 технических условий №, должны выполняться истцом исключительно в границах своего участка.
Согласно акту осмотра (обследования) электроустановки от **/**/****№, представителем филиала ОАО «ИЭСК» «Восточные электрические сети» в присутствии заявителя (уполномоченного представителя) истца произведен осмотр бытовых устройств и иного оборудования, построенных в рамках выполнения технических условий от **/**/****№, которым установлено следующее: к осмотру предъявлено вводное устройство с автоматическим выключателем 63А, трехфазный счетчик ЭНЕРГОМЕРА ЦЭ6803В № в жилом доме, провод СИП-2А.
При этом, никаких замечаний по выполнению пункта 11.3 технических условий в акте от **/**/**** не установлено. Это обстоятельство давало право истцу считать, что установленный им прибор учета класса точности 1 полностью соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от **/**/****№, и устанавливать иной прибор учета с функцией контроля максимальной мощности за счет истца стороны не согласовывали.
Более того, в соответствии с пунктом 76 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ установка приборов учета электрической энергии более высокого класса точности и (или) обладающих дополнительными функциями осуществляется за счет потребителя только при его согласии.
Несмотря на возражения истца в замечаниях по акту указано, что нет устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности, вводной автоматический выключатель с номинальным током 63А (пункт 6).
На устный вопрос: разъяснить какое именно устройство и где необходимо установить, представитель ответчика ответил, что это устройство нужно приобрести непосредственно в сетевой организации и установить на опоре, указанной в технических условиях.
Несогласие истца относительно требований сетевой организации об установке устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности, было отражено в акте представителем ФИО4, о чем в акте имеется запись в тексте от **/**/****.
В устранение замечаний по пункту 11.2 технических условий № истцом был установлен автоматический выключатель номиналом 25А и ответчику направлено повторное уведомление о выполнении технических условий заявителем (уведомление от **/**/****№). Указанное уведомление ответчиком рассмотрено не было.
**/**/**** ответчику подана претензия о ненадлежащем исполнении условий договора.
**/**/**** сетевая организация сообщила, что **/**/**** проводился осмотр электроустановки, однако никаких документов, подтверждающих уведомление истца о предстоящем осмотре, а также о проведении такого осмотра истцу не представлено.
Земельный участок истца огорожен забором и доступ к энергопринимающим устройствам, расположенным внутри жилого дома, ограничен. При таких обстоятельствах произвести осмотр энергопринимающих устройств в отсутствие истца либо его представителя фактически невозможно.
Поскольку устройство, обеспечивающее контроль максимальной мощности должно быть установлено на опоре, то мероприятия по пункту 11.4 технических условий истец должен будет осуществлять за границами своего участка, что противоречит пункту 16.3 Правил технологического присоединения.
Ответчик незаконно требует от истца установить дополнительное устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности, вразрез с установленным без замечаний прибором учета по пункту 11.3 технических условий.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила суд о рассмотрении дела в своем отсутствии.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании, ссылаясь на требования ст.ст. 309, 310, 426 ГК РФ, ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит суд заявленные требования удовлетворить. И дополнительно суду пояснила, что п.11.4 технических условий на потребителя незаконно возложены обязательства по установлению устройства. Следует, что истец обязана провести работы за границами своего земельного участка. Кроме того, установление устройства повлечет для истца необоснованные расходы по его охране и эксплуатации. У истца же доступа к данному устройству не будет, в то время как она должна будет нести бремя его содержания.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, указанным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснил, что исковое заявление подано истцом в связи с ее несогласием с определением точки расположения контроля величины максимальной мощности. Однако ни заключенный между сторонами договор, ни технические условия не предусматривали его расположение. Более того, в технических условиях, а именно в п.11.3, указано, что заявитель обязуется осуществить установку прибора учета на границе раздела электрических сетей Сетевой организации и заявителя. в п.11.4 четко условий четко сказано, что заявитель осуществляет установку устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности. Не указано, что должно быть установлено конкретное устройство. Указано, что в заводском паспорте устройства должна быть указана функция контроля величины максимальной мощности. Выключатель же лишь ограничивает передаваемую мощность для потребителя. Права потребителя в данной части никоим образом не ущемляются. После составления акта осмотра от 24.11.2015г. истцом не были устранены все имеющиеся замечания, в связи с чем ответчик полагает, что у него не возникло обязанности составить акт осмотра повторно.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что **/**/**** между ОАО «ИЭСК» и ФИО3 был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, максимальной мощностью до 15кВТ включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Указано, что технологическое присоединение необходимо для электроснабжения бытовых устройств и иного оборудования (или их комплекса), расположенных на земельном участке по адресу: ....
Согласно п.11.4 Технических условий, являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от **/**/**** заявитель осуществляет установку устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности (данное устройство может быть выполнено в виде отдельного аппарата, либо встроено в прибор учета электроэнергии, устанавливаемый по п.11.3 настоящих ТУ, функция контроля величины максимальной мощности должна быть указана в заводском паспорте устройства).
В силу п.11.3 Технических условий заявитель осуществляет установку прибора учета электроэнергии на границе раздела электрических сетей Сетевой организации и Заявителя в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №.
В соответствии с п.6.2, п.6.3 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от **/**/**** ОАО «ИЭСК» взяло на себя обязательства в течении 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного п.5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
В соответствии с п.1 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике» (далее - Закон) технологическое присоединение осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Так, процедура технологического присоединения четко регламентирована Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
Существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения перечислены в п. 16 Правил, к которым в частности относится перечень мероприятий по технологическому присоединению, определяемый в технических условиях.
Согласно п. 25(1) Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны в частности требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности (подп. «в» п. 25(1) Правил).
Устройства, обеспечивающие контроль величины максимальной мощности не являются приборами ограничения мощности, т.к. под словом «контроль» понимается наблюдение за чем-либо с целью проверки. Согласно разъяснениям Министерства энергетики РФ (№ 09-1842 от 03.06.2015г.) устройствами, обеспечивающими контроль величины максимальной мощности, могут быть элементы электрической цепи, в т.ч. электрические приборы, аппараты, приборы учета электрической энергии, функцией (или одной из функций) которых является контроль или фиксация величины максимальной мощности. Назначение прибора, аппарата должно быть четко указано в паспорте (руководстве по эксплуатации) завода-изготовителя либо сертификате соответствия.
Устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности, предназначено обеспечить защиту и безопасную эксплуатацию энергопринимающего устройства заявителя. Также данное устройство позволяет уменьшить перегрузку электрической сети за счёт контроля величины максимальной мощности, выделенной заявителю техническими условиями. Устройство контроля величины максимальной мощности обеспечивает контроль величины максимальной мощности путём измерения мгновенной мощности электропотребления. В функции контроля не включаются функции отключения энергопринимающих устройств от электрической сети.
Отсутствие контроля мощности создает риск отбора потребителями (у которых не осуществляется контроль максимальной мощности) мощности сверх согласованной в документах о технологическом присоединении, что нарушает права иных потребителей (несанкционированный отбор мощности). При этом контроль мощности могут осуществлять как определенные виды приборов учета, так и совокупность нескольких устройств (обычный прибор учета + устройства, позволяющие контролировать мощность).
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил).
Таким образом, заявитель помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Условиями договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с ФИО3, предусмотрено, что указанные приборы устанавливаются на границе раздела электрических сетей, которая устанавливается на границе участка заявителя (п. 13 Договоров).
Таким образом, включение в п.11.4. Технических условий требований по установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности, прямо предусмотрено Правилами и обязательно для выполнения заявителем в границах его земельного участка.
Согласно п. 26 Правил требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с п. 25 и 25(1) Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012г. N442) (далее Основные положения) определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее -расчетные приборы учета).
Собственник энергопринимающих устройств несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.
Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям. установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании (п. 147 Основных положений).
Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки (п. 144 Основных положений).
В соответствии со ст.ст. 11-13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 26'1-ФЗ (ред. От 25.12.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Абзац 9 п. 40 Основных положений содержит аналогичные требования. Таким образом, приборы учета электрической энергии (мощности), устройства релейной защиты и устройства, обеспечивающие контроль величины максимальной мощности подлежат установке заявителем самостоятельно, что также подтверждается в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы России данных в письме № от **/**/****
ФИО3 в целях технологического присоединения и последующего осуществления энергоснабжения (заключения договора энергоснабжения) энергопринимающего устройства - бытовых устройств и иного оборудования (или их комплекса), расположенного по адресу: ...., обратилась в ОАО «ИЭСК» с соответствующей заявкой на технологическое присоединение.
На основании заявки **/**/**** заключен договор об осуществлении технологического присоединения № Согласно данному договору ОАО «ИЭСК» обязано выполнить мероприятия по технологическому присоединению до границы участка ФИО3, а ответчик соответственно в границах своего земельного участка (пункты 6.1., 8.1. Договора, п. 16.3 Правил технологического присоединения).
В соответствии с п. 18 Правил технологического присоединения и п. 6.2, 8.2, 8.3 Договора после выполнения технических условий заявителем и сетевой организацией, проводится совместная проверка выполнения технических условий в соответствии с разделом IX Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положениями п.82 Правил технологического присоединения предусмотрено, что проверка выполнения заявителем технических условий осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:
а)проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;
б)осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
Ддя проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий (п. 85 Правил технологического присоединения). По результатам осмотра электроустановок заявителя сетевая организация составляет в 2 экземплярах акт осмотра (обследования) электроустановки (п. 87 Правил технологического присоединения).
Согласно п. 89 Правил технологического присоединения при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя. При осмотре электроустановок замечания указываются в акте осмотра (обследования) электроустановки. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению. Акт о выполнении технических условий оформляется после устранения выявленных нарушений.
Так от Истицы в ОАО «ИЭСК» уведомление о выполнении технических условий № поступило **/**/****. за подписью представителя по доверенности ФИО4
В ходе проверки выполнения технических условий № со стороны заявителя и осмотра энергопринимающего устройства, было установлено, что заявителем не выполнены пункты 1.1.2, 11.4 Технических условий. Данный факт был зафиксирован в Акте осмотра (обследования) электроустановки № от **/**/****. Данный Акт был подписан и получен ФИО4 **/**/****
В указанном Акте представитель Истицы указал, что согласен на устранения замечаний только по п. 11.2 Технических условий, замечания по п. 11.4. Технических условий устранять не будут.
Повторное уведомление о выполнении технических условий в ОАО «ИЭСК» от ФИО3 поступило **/**/**** Однако сведения об устранении замечаний по п. 11.4. Технических условий в нем отсутствовали, что свидетельствовало о неустранении замечаний указанных в Акте осмотра (обследования) электроустановки № от **/**/****
Из возражений ответчика следует, что о дате проведения осмотра по уведомлению Истицы от **/**/****. был уведомлен представитель по телефону, однако при осмотре представитель отказался от подписи Акта осмотра (обследования) электроустановки от **/**/****. Данным актом было зафиксировано, что п. 11.4. Технических условий не был выполнен.
На сегодняшний день также отсутствуют сведения (уведомления) о выполнении Истицей п. 11.4 Технических условий договора №
Таким образом, требование Истицы об обязании ОАО «ИЭСК» исполнить п. 6.2. Договора является не обоснованным и не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, согласно п. 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют документы, подтверждающие осуществление технологического присоединения: Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и Акт об осуществлении технологического присоединения. Учитывая, что со стороны Истицы мероприятия, предусмотренные договором выполнены не были, технологическое присоединение не осуществлено и фактический прием (подача) напряжения и мощности со стороны ОАО «ИЭСК» не осуществлялись.
В соответствии с п. 19.1 Правил технологического присоединения указанные акты не позднее 2 рабочих дней со дня их подписания заявителем и сетевой организацией подлежат направлению в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется.
Однако, учитывая невыполнение ФИО3 технических условий договора №, документы, подтверждающие осуществление технологического присоединения в отношении ее энергопринимающего устройства не составлялись и процедура технологического присоединения не окончена до настоящего времени. Следовательно, Акты о технологическом присоединении гарантирующему поставщику (ООО «Иркутскэнергосбыт») не направлялись.
Таким образом, без выполнения сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, ОАО «ИЭСК» фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности не осуществляет.
На основании изложенного требование ФИО3 об обязании ОАО «ИЭСК» исполнить п. 6.3. Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от **/**/**** также является необоснованным и незаконным.
Вместе с тем Истица, применяя к. спорным правоотношениям п. 25.1., 26 Правил технологического присоединения, не учитывает, что требованиями технических условий обязательными для выполнения сетевой организации и за ее счет являются лишь «обоснованные требования к усилению существующей электрической сети.. .» (под. «б» п. 25.1. Правил), соответственно все остальные требования обязательны для исполнения заявителем в границах его земельного участка.
Пункт 26 Правил технологического присоединения говоря об обязательности выполнения требований ТУ как заявителем, так и сетевой организацией дает ссылку на требования указанные в п. 25 Правил.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ОАО «ИЭСК» о признании недействительным п.11.4 Технических условий № договора об осуществлении технологического присоединения № от **/**/****., обязании исполнить обязательства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Лозневая