ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 250001-01-2019-000422-97 от 01.10.2020 Владивостокского гарнизонного военного суда (Приморский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

УИД№ 25GV0001-01-2019-000422-97

Владивостокский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Абрамовича М.В., при секретаре судебного заседания Носач К.С., с участием представителя административного истца начальника ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» Говоруха Н.А., представителя заинтересованного лица ФГКУ «1976 ОМИС» Глушко М.И., представителей административного ответчика «Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Восточному военному округу) Овчинниковой А.А. и Кирсановой Ю.Н., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев административное дело начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю») оспаривающего отдельные выводы акта результатов выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности,

установил:

Начальник ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» обратился с административным иском в котором просил признать незаконными выводы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Восточному военному округу) (МУВФКА) в акте от 27 июня 2019 года №33 выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенного в отношении ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», в части отраженных в п.4 страницы 20 и в пункте 7.1 страницы 27. В связи с этим он просил обязать МУВФКА исключить из названного акта выводы отраженные в п.4 страницы 20, в пункте 7.1 страницы 27, а также в пунктах 3,4 страницы 30 раздела «Предложения по устранению нарушений».

В обоснование заявленных требований он указал, что контрольной группой МУВФКА в июне 2019 года была произведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности по результатам которой составлен указанный выше акт. Не согласившись с выводами содержащимися в акте ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» направило административному ответчику возражения от 3 июля 2019 года. Протоколом рассмотрения возражений от 24 июля 2019 года №16 возражения в части обжалуемых пунктов акта не были приняты во внимание, а оспариваемые пункты акта признаны законными и обоснованными. С выводами административного ответчика изложенными в оспариваемых пунктах акта он не согласен по следующим основаниям.

В п.4 страницы 20 акта указано, что при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности (ликвидации организации), часть задолженности являющейся безнадежной к взысканию дебиторской задолженностью (задолженность ликвидированных арендаторов без определения правопреемников) по договорам аренды (2012, 2013 годов) нежилых зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «1976 ОМИС», на общую сумму 4598745 рублей 60 копеек, была списана на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность», а именно: ООО «СпортИнвест» дата ликвидации 10 апреля 2018 года - 451281 рубль 60 копеек; ООО «ЭмерсДВ» дата ликвидации 6 февраля 2018 года - 4147464 рубля. В ходе контрольного мероприятия безнадежная к взысканию задолженность на счете 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не восстановлена, документы подтверждающие наличие способов и сроков возможного возобновления процедуры взыскания данной задолженности не представлено. Такие выводы контрольной группы противоречит требованиям нормативных документов по организации учета. Прекращение признания с балансового учета сомнительной задолженности осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов, при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» ведет бухгалтерский учет на основании представленных ФГКУ «1976 ОМИС» первичных учетных документов. Списание с балансового учета дебиторской задолженности ООО «СпортИнвест» и ООО «ЭмерсДВ» признанной комиссией ФГКУ «1976 ОМИС» сомнительной, произведено установленным порядком, на основании первичного документа - акта о списании сомнительной дебиторской задолженности с балансового учета. Оснований для учета сомнительной дебиторской задолженности, не признанной установленным порядком безнадежной к взысканию на счете 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не имеется.

В пункте 7.1 страницы 27 акта указано, что на счете 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не были учтены суммы ущерба, причиненного вследствие действий должностных лиц обслуживаемых воинских частей в размере 2993277 рублей 32 копейки, что привело к искажению бухгалтерского учета. В акте изложено требование отразить по учету неучтенные суммы ущерба и направить в адреса командиров воинских частей соответствующую информацию. Такое требование административного ответчика противоречит требованиям руководящих документов. Основанием для отражения финансовым органом в бюджетном учете расчетов по ущербу является первичный учетный документ, оформленный на основании приказа командира воинской части. Без издания соответствующим командиром приказа объявляющего сумму ущерба, оснований для отражения сумм выплаченных на основании поступивших исполнительных документов по счету 20900 не имеется, соответственно искажения бухгалтерского учета допущено не было.

Представитель административного истца Говоруха настаивала на заявленных требованиях и утверждала, что по окончанию контрольного мероприятия административным ответчиком изменяются нарушения, выявленные контрольной группой в ходе проведения проверки. Она указала, что административный истец - финансовый орган на который возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственность за достоверность и полноту составленных ФГКУ «1976 ОМИС» первичных документов по совершившимся фактам хозяйственной жизни. С 2012 года ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» ежемесячно предоставлял начальнику «1976 ОМИС» информацию о числящейся дебиторской задолженности для принятия мер к ее погашению, а также ежеквартально предоставляла информацию о задолженностях заместителю командующего Тихоокеанским флотом по финансово-экономической работе. Данные меры в рамках договора об обслуживании «1976 ОМИС» являются достаточными. Ответственность за достоверность представленных первичных документов несет «1976 ОМИС».

Начальник ФГКУ «1976 ОМИС» Коробкин Р.С. в представленных возражениях поддержал заявленные требования и указал, что списание с балансового учета дебиторской задолженности ООО «СпортИнвест» на сумму 451281 рубль и ООО «ЭмерсДВ» на сумму 4147464 рубля, произведено установленным порядком, на основании представленного административному истцу первичного учетного документа - акта о списании сомнительной дебиторской задолженности с балансового учета. Вопрос признания дебиторской задолженности безнадежной к списанию отнесен к компетенции комиссии заинтересованного лица. При этого у ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» не имеется основании для признания задолженности безнадежной к взысканию, на основании только данных реестра юридических лиц о ликвидации указанных организаций, без решения комиссии обслуживаемого учреждения.

Представитель заинтересованного лица Глушко в судебном заседании поддержала заявленную позицию.

Представители административного ответчика Овчинникова и Кирсанова полагали административный иск не подлежащим удовлетворению в связи с пропуском процессуального срока установленного ст.219 КАС РФ. Кроме того, они полагали заявленные требования необоснованными. В части требований об оспаривании п.4 страницы 20 акта они утверждали, что после получения сведений о ликвидации в 2018 году ООО «СпортИнвест» и ООО «ЭмерсДВ», задолженности этих организаций по договорам аренды на общую сумму 4598745 рублей 60 копеек подлежали переводу на счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам», как безнадёжные к взысканию. Однако задолженность была списана на забалансовый счет 04 «сомнительная задолженность. Данное финансовое нарушение не обеспечивает достоверности бухгалтерского учета и верно квалифицирована контрольной группой, как искажение сведений о дебиторской и кредиторской задолженности. В части требований касающихся оспариваемого п.7.1 страницы 27 акта, они заявили, что в проверяемом периоде административным истцом необоснованно не были учтены на счете 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» суммы ущерба, причиненного вследствие действий должностных лиц обслуживаемых воинских частей, в размере 2993277 рублей 32 копейки, что привело к искажению бухгалтерской отчетности.

Из акта от 27 июля 2019 года №33 выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенного в отношении ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Восточному военному округу) видно, что в период с 4 по 27 июня 2019 года контрольная группа МУВФКА проверяла финансовые и иные документы названного финансового органа, за период с 1 апреля 2017 года по 31 мая 2019 года, по итогам проверки комиссией указано о выявлении различных нарушений. На странице 20 акта указано, что в нарушение п.220, 339 Инструкции №157н, при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности (ликвидации организации), часть задолженности являющейся безнадежной к взысканию дебиторской задолженностью (задолженность ликвидированных арендаторов без определения правопреемников) по договорам аренды (2012, 2013 годов) нежилых зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «1976 ОМИС» на общую сумму 4598745 рублей 60 копеек, была списана на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность», а именно: ООО «СпортИнвест» дата ликвидации 10 апреля 2018 года - 451281 рубль 60 копеек; ООО «ЭмерсДВ» дата ликвидации 6 февраля 2018 года - 4147464 рубля. В ходе контрольного мероприятия безнадежная к взысканию задолженность на счете 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не восстановлена, документы подтверждающие наличие способов и сроков возможного возобновления процедуры взыскания данной задолженности не представлены.

На странице 27 акта указано, что в нарушение п.220 Инструкции №157н, Учреждением в проверяемом периоде на счете 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» не были учтены суммы ущерба, причиненного вследствие действий должностных лиц обслуживаемых воинских частей, в размере 2993277 рублей 32 копейки, что привело к искажению бухгалтерского учета, а также к искажению представленной в 2017-2018 годах бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Так оплаченные ФКУ «ОСК Восточного военного округа» по исполнительным листам непроизводительные расходы, в сумме 3372518 рублей 20 копеек, переданные по извещениям по счету 30200 «Расчеты по принятым обязательствам» Учреждению, были переданы им филиалу №1. Из доклада начальника филиала №1 следует, что филиалом №1 сумма ущерба, в размере 867656 рублей (дорожно-транспортное происшествие), учтена на счете бюджетного учета 20934 «Расчеты по доходам от компенсации затрат», а суммы 2401862 рубля 20 копеек и 103000 рублей не отражены на счете бюджетного учета 20934 «расчеты по доходам от компенсации затрат», в связи с отсутствием приказов командиров войсковых частей 71289 и 24776, соответственно. Аналогично оплаченные Учреждением по исполнительным листам непроизводительные расходы воинских частей, на сумму 488415 рублей 12 копеек (в том числе переданные филиалу №1), не отражены на счете бюджетного учета 20934. Сведения о принятии решений командирами воинских частей по данным сумам непроизводительных расходов, не представлены.

На странице 30 акта в п.3 указано, что финансовому органу предложено в срок до 28 августа 2019 года учет безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по договорам аренды нежилых зданий и помещений, на общую сумму 4598745 рублей 60 копеек, привести в соответствие с нормативными актами. В п.4 акта предложено в срок до 28 августа 2019 года отразить по учету не учтенные суммы ущерба, причиненные вследствие действий должностных лиц обслуживаемых войсковых частей, в размере 2993277 рублей 32 копейки, направить в адрес командиров войсковых частей соответствующую информацию, для включения в книгу учета недостач и принятия решения, в соответствии с действующим законодательством, по непроизводительному использованию бюджетных средств.

Из записи на листе 31 акта видно, что начальник ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» А.Сайчик получил экземпляр оспариваемого акта 27 июня 2019 года.

Оценивая заявление представителя административного ответчика о пропуске процессуального срока предусмотренного ст.217 КАС РФ, суд учитывает, что установленный названной статьей процессуальный срок начал исчисляться с 28 июня 2019 года и истекал соответственно 27 сентября 2019 года. Из материалов дела видно, что с административным иском в суд начальник ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» обратился 23 августа 2019 года. После этого определением судьи от Владивостокского гарнизонного военного суда от 26 августа 2019 года административный иск был возвращен административному истцу. Поскольку указанное определение суда было отменено кассационным определением Кассационного военного суда от 7 февраля 2020 года, то процессуальный срок административным истцом не пропущен.

Согласно Уставу ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 22 апреля 2019 ода №773, предметом и целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством полномочий МО РФ в сфере государственной финансовой, налоговой и социальной политики в деятельности Вооруженных сил РФ, в порядке установленном законодательством, осуществление финансового обеспечения соединений, воинских частей и учреждений. Для достижения этих целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе организацию и ведение бухгалтерского учета нефинансовых и финансовых активов, обязательств, операций их изменяющих и полученных по указанным операциям финансовых результатов Учреждения и состоящих на обслуживании воинских частей (организаций).

Из договора на обслуживание №155/2017 от 20 декабря 2017 года следует, что ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» заключил договор о финансово-экономическом обеспечении ФГКУ «1976 ОМИС», который включал ведение бюджетного учета имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни в соответствии с первичными учетными документами, формирование и составление бюджетной отчетности, осуществление функции администратора доходов и другое. Согласно договору, Исполнитель - финансовый орган имеет право на возврат без исполнения документов, изданных и оформленных Заказчиком с нарушением требований законодательства, с указанием причин возврата и предложений по их устранению. Кроме того Исполнитель несет ответственность за соответствие предоставляемых услуг и составлению отчетности по операциям, осуществляемым в интересах Заказчика, требованиям законодательства и нормативно правовым актам МО РФ.

Из справки о выявленных нарушениях в ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» от 27 июня 2019 года видно, что комиссией МУВФКА у названного финансового органа выявлены нарушения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления и представления отчетности:

- по коду нарушения 3.01.04 - искажение сведений о дебиторской и кредиторской задолженности, в нарушение требований п.220, 339 Инструкции №157н, при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности (ликвидация организации), часть задолженности является безнадежной к взысканию дебиторской задолженностью по договорам аренды (2012, 2013 годов) нежилых зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «1976 ОМИС», на общую сумму 4598745 рублей 60 копеек, была списана на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность», а не на счет 209 00 «расчеты по ущербу и иным доходам»;

- по коду 3.01.09 прочие нарушения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, составления и представления отчетности, в нарушение п.220 Инструкции №157н, Учреждением в проверенном периоде на счете 209 00 «расчеты по ущербу и иным доходам» не были учтены суммы ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц обслуживаемых воинских частей, в размере 2993277 рублей 32 копейки.

Представленные выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 июня 2019 года свидетельствуют о том, что ООО «СпортИнвест» ликвидировано 10 апреля 2018 года, а ООО «ЭмерсДВ» ликвидировано 6 февраля 2018 года.

Согласно акту №2/61/2019 о списании сомнительной дебиторской задолженности с балансового учета от 20 марта 2019 года, комиссия ФГКУ «1976 ОМИС» по результатам инвентаризации дебиторской задолженности подлежащей списанию, установила наличие с 2013 года задолженности ООО «СпортИнвест» по договору арендной платы №141/3/АИ-41 от 18 октября 2010 года, в размере 451281 рубль 60 копеек; а также с 2013 года задолженности ООО «ЭмерсДВ» по договору арендной платы №141/3/АИ-268 от 10 мая 2012 года, в размере 4147464 рубля. Указано, что указанная задолженность комиссией признана сомнительной согласно п.11 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Минфина России от 27 февраля 2018 года №32н. В связи с изложенным эта задолженность подлежит списанию с баланса на забалансовый счет 04 «задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Из оборотно-сальдовой ведомости по счету 04, за январь 2018 года - май 2019 года, представленной начальником отдела учета и отчетности ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» Ананьевым от 6 июня 2019 года следует, сальдо на конец периода «дебет»: ООО «СпортИнвест» в размере 451281 рубль 60 копеек; ООО «ЭмерсДВ» в размере 4147464 рубля.

Из бухгалтерской справки к документу «Операция (бухгалтерская)» от 26 марта 2019 года №00000343. Операция - списание сомнительной задолженности по акту №2/61/2019 от 20 марта 2019 года ООО «СпортИнвест» в размере 451281 рубль 60 копеек, ООО «ЭмерсДВ» в размере 4147464 рубля.

Согласно приложению №21 к оспариваемому акту, изложен перечень исполнительных листов оплаченных и переданных ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», в том числе по решению Арбитражного суда Хабаровского края, в связи с возмещением ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием, на сумму 2401862 рубля 20 копеек; по решению Первомайского районного суда, в связи с взысканием заработной платы за время вынужденного прогула, в размере 24580 рублей. Итого на общую сумму 488415 рублей 12 копеек.

Судом исследованы представленные сторонами извещения №00000903, 00000904 от 21 июня 2017 года, № Д0000076 от 26 июня 2017 года, № Д0000077 от 27 июня 2017 года, №Д0000081 от 3 июля 2017 года и другие документы, свидетельствующие о производстве расчетов ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» и его филиалом №1 выплат, в счет исполнения судебных решений по возмещению ущерба.

Из письма начальника ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» начальнику ФГКУ «1976 ОМИС» от 27 марта 2019 года №543/3/2734, представленные акты на списание, в том числе №2/61/2019 приняты к учету. Должностное лицо финансового органа проинформировало, что списание сомнительной задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства ликвидацией дебитора.

Суд не считает необходимым входить в оценку представленной сторонами переписки начальника филиала №1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» с командиром войсковой части 71289 и другими должностными лицами, где должностные лица излагали свое мнение о порядке отражения суммы ущерба, на сумму 2401862 рубля 20 копеек, поскольку указанные документы не относятся к предмету рассмотрения по данному делу.

Из письма административного истца от 3 июля 2019 года №543/6-5983 и представленных письменных возражений от 3 июля 2019 года на оспариваемый акт, видно, что не соглашаясь с выводами акта, должностным лицом финансового органа были поданы возражения на акт, в том числе связанные с требованиями указанными в административном иске.

Из протокола №16 рассмотрения возражений и письма начальника МУВФКА (по ВВО) от 25 июля 2019 года №229/ВВО/974 видно, что административным ответчиком были рассмотрены возражения ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», часть из которых были приняты комиссией по рассмотрению возражений. Однако часть возражений, включающих указанные в административном иске, контролирующим органом отклонены. В частности в п.1 протокола указано, что сведения об искажении данных бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2019 года в части дебиторской задолженности по счету 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в размере 4598745 рублей 60 копеек внесены контрольной группой в акт обоснованно. Также в п. 3 протокола указано, что сведения по искажению бухгалтерского (бюджетного) учета в связи с тем, что не были учтены суммы ущерба, причиненного вследствие действия должностных лиц обслуживаемых воинских частей, в размере 2993277 рублей 32 копейки внесены в акт обоснованно.

Согласно п.3 ч.1 ст.47.2 Бюджетного кодекса РФ платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок признаются безнадежными к взысканию в случае ликвидации организации-плательщика платежей в бюджет, в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или невозможности ее погашения учредителями указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете», первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

Приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 года №157н утвержден «Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с п.220 которого «Счет 20900» предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.339 указанного Единого плана, Счет 04 «Сомнительная задолженность» предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов, с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок, в погашение сомнительной задолженности, денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств, в погашение сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов, на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений, осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета, с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание сомнительной задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству Российской Федерации.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Оценив пояснения представителей лиц участвующих в деле и исследованные доказательства, суд приходит к убеждению, что при проведении административным ответчиком проверки хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» не было допущено нарушений требований «Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержденного приказом МО РФ от 17 февраля 2017 года №100дсп. Оспоренный акт административного ответчика составлен в соответствии с требованиями указанного приказа.

Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что должностным лицам ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» было известно о наличии задолженности ООО «СпортИнвест» и ООО «ЭмерсДВ» перед ФГКУ «1976 ОМИС» в указанных выше размерах. Представленные документы подтверждают утверждения представителей административного ответчика о том, что названные организации были ликвидированы 10 апреля 2018 года и 6 февраля 2018 года, соответственно. Финансовый орган - административный истец, в соответствии с договором на обслуживание №155/2017 от 20 декабря 2017 года был вправе вернуть представленный ФГКУ «1976 ОМИС» акт №2/61/2019 о списании сомнительной дебиторской задолженности с балансового учета от 20 марта 2019 года, однако не воспользовался своими полномочиями и принял его к производству, о чем уведомил ФГКУ «1976 ОМИС» письмом от 27 марта 2019 года.

Суд учитывает, что в соответствии с требованиями приказа Министерства Финансов от 1 декабря 2010 года №157Н, а также от 31 декабря 2016 года №256н, при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечить достоверность данных и информации содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Счет 04 «сомнительная задолженность» предназначена для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения решения о выбытии такой задолженности с балансового учета, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом. Учет такой задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания. Соответственно безнадежная к взысканию дебиторская задолженность не должна учитываться на забалансовом счете 04, а подлежит отражению на счете 20900. Соответственно в данной части требования административного истца являются необоснованными.

Из писем Министерства финансов РФ от 28 февраля 2014 года №02-06-10/8795, Департамента финансового обеспечения МО РФ от 24 марта 2014 года № 184/7/132 следует, что ущерб причиненный военному имуществу подлежит учету на счете 20900 «Расходы по ущербу и иным доходам». При таких обстоятельствах суд признает законным оспоренный акт в части выводов изложенных на странице 27, поскольку сведения по искажению бухгалтерского учета в связи с тем, что не были учтены суммы ущерба в размере 2993277 рублей 32 копейки, а заявленные требования в указанной части - необоснованными.

На основании изложенного суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме требования административного истца изложенные в административном иске, а акт контролирующего органа - административного ответчика, признает законным в оспоренной части.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» об оспаривании выводов Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Восточному военному округу) содержащихся в акте от 27 июня 2019 года №33 отраженных в п.4 страницы 20, в пункте 7.1 страницы 27, в пунктах 3,4 страницы 30 раздела «Предложения по устранению нарушений».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Владивостокский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с 16 октября 2020 года.

Председательствующий М.В. Абрамович