ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 250004-01-2020-000024-81 от 13.02.2020 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край)

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 25GV0004-01-2020-000024-81

13 февраля 2020 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Комлева К.В., при секретаре судебного заседания Фалайло С.Ю., с участием представителя административного истца Кравцова Э.В., представителя начальника и председателя жилищной комиссии Управления ФСБ России по Камчатскому краю (далее - Управление) Выборновой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-37/2020 по административному исковому заявлению Кравцова Э.В., поданному от имени бывшего военнослужащего Управления <...> Васильева О.А., об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления, связанных со снятием члена его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях и производством расчета жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений,

установил:

Кравцов Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления от 13 декабря 2019 года о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях супруги административного истца – Васильевой Е.С. и предоставлении Васильеву жилищной субсидии на состав семьи 2 человека, без учета его супруги, а так же возложить обязанность на жилищную комиссию Управления восстановить супругу административного истца на указанном учете, произвести расчет жилищной субсидии Васильеву на состав семьи 3 человека.

Обосновывая заявленные требования, представитель административного истца, как в заявлении, так и в суде указал, что Васильев с июня 1988 года по август 2016 года проходил военную службу в Управлении. При этом он был признан нуждающимся в жилом помещении с формой обеспечения – предоставление жилищной субсидии для строительства или приобретения жилого помещения составом семьи 3 человека, однако оспариваемым решением супруга административного истца была снята с такого учета, а расчет указанной субсидии был произведен должностными лицами Управления на состав семьи 2 человека.

Представитель административных ответчиков, возражая против удовлетворения требований, указала, что 2 декабря 2015 года административный истец обратился в жилищную комиссию Управления с просьбой принять его и дочь Васильеву О.В. на учет нуждающихся в жилом помещении и с указанной даты он был принят на такой учет составом семьи 2 человека.

15 августа 2016 года Васильев был исключен из списков личного состава Управления, как уволенный с военной службы по состоянию здоровья в отставку. 26 марта 2018 года, после утраты им статуса военнослужащего, обратился в жилищную комиссию Управления с просьбой принять на учет нуждающихся в жилом помещении и его супругу Васильеву Е.С.

Решением жилищной комиссии Управления от 8 мая 2018 года супруга административного истца была принята на указанный выше учет.

Вместе с тем данное решение жилищной комиссии противоречило требованиям Приказа Директора ФСБ от 24 октября 2011 года № 590, поскольку Васильев обратился в жилищную комиссию с указанной просьбой уже утратив статус военнослужащего и на основании ст. 56 ЖК РФ жилищная комиссия 13 декабря 2019 года сняла с учета нуждающихся в жилых помещения супругу административного истца, а Васильеву было решено предоставить жилищную субсидию на состав семьи 2 человека.

Административный истец надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени проведения судебного заседания в суд не прибыл, своего представителя в суд не направил, каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

Выслушав объяснения сторон и изучив материалы административного дела, военный суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета, при этом военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 3 Правил организации в органах ФСБ работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом Директора ФСБ России от 24 октября 2011 года № 590, военнослужащие для признания их нуждающимися в жилых помещениях подают в жилищную комиссию заявление с приложением предусмотренных Правилами документов.

Согласно п. 1 Порядка «Предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам российской федерации, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ и членам их семей», утвержденного Приказом Директора ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587 военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах безопасности, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечиваемых жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии, для предоставления им жилищной субсидии жилищной комиссией органа безопасности принимается решение, которое оформляется протоколом заседания жилищной комиссии.

Из справки Управления от 7 февраля 2020 года , выписки из приказа начальника Управления от 12 августа 2016 года видно, что Васильев проходил военную службу в Управлении, уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава Управления с 15 августа 2016 года.

Как усматривается из заявления Васильева от 2 декабря 2015 года и выписки из протокола заседания жилищной комиссии Управления от 17 декабря 2015 года административный истец обратился в указанную комиссию с просьбой принять его и дочь Васильеву О.В. на учет нуждающихся в жилом помещении составом семьи 2 человека и с даты его обращения он был принят на соответствующий учет.

Согласно заявлению Васильева от 26 марта 2018 года и выписке из протокола заседания жилищной комиссии Управления от 8 мая 2018 года , административный истец в марте 2018 года обратился в жилищную комиссию Управления и просил принять на учет нуждающихся в жилом помещении его супругу Васильеву Е.С. в составе его семьи и решением комиссии супруга административного истца была принята на такой учет.

Как указано в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма и выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из протокола заседания жилищной комиссии Управления от 13 декабря 2019 года видно, что супруга административного истца – Васильева Е.С. была снята с указанного учета, поскольку не подлежала принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях после увольнения с военной службы административного истца и утраты им статуса военнослужащего.

Кроме того, в тот же день комиссия решила предоставить Васильеву и члену его семьи дочери Васильевой В.О. жилищную субсидию для строительства или приобретения жилого помещения.

На основании изложенного и приведенных выше норм действующего законодательства, регламентирующего принятие военнослужащих ФСБ России и членов их семей на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечение их жилищными субсидиями, военный суд приходит к выводу о том, что реализация права на обеспечение жильем военнослужащих носит заявительный характер и принятие на указанный учет военнослужащих и членов их семей подлежит в период прохождения ими военной службы, то есть до утраты ими статуса военнослужащего. В связи, с чем требования административного истца о признании незаконным решение жилищной комиссии Управления от 13 декабря 2019 года о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях супруги административного истца – Васильевой Е.С. и предоставлении Васильеву жилищной субсидии на состав семьи 2 человека, без учета его супруги и возложении обязанности на жилищную комиссию Управления восстановить супругу административного истца на указанном учете, а так же произвести расчет жилищной субсидии Васильеву на состав семьи 3 человека, удовлетворению не подлежат.

При этом, по мнению военного суда являются несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что супруга Васильева не подлежала снятию с указанного учета, поскольку является членом его семьи и только на этом основании она подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета вместе с Васильевым. Делая такой вывод, военный суд учитывает положения приведенных выше норм права согласно которым жилыми помещениям, а равно как и жилищными субсидиями для строительства или приобретения жилых помещений обеспечиваются военнослужащие – граждане, уволенные с военной службы и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные установленным порядком нуждающимися в жилых помещениях, то есть основанием для предоставления указанной субсидии является нахождение лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях на законных основаниях.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 181 КАС РФ, военный суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Кравцова Э.В., поданного от имени Васильева О.А., об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления ФСБ России по Камчатскому краю, связанных со снятием члена его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях и производством расчета жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть, начиная с 14 февраля 2020 года.

<...>

Судья 35 гарнизонного военного суда К.В. Комлев

Секретарь судебного заседания С.Ю. Фалайло

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>