ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 250004-01-2021-000150-10 от 18.05.2021 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край)

Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 25GV0004-01-2021-000150-10

18 мая 2021 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе судьи Сорокиной С.В., при секретаре судебного заседания Летягиной Ю.И., с участием представителя командира войсковой части ЛДВ., представителя заинтересованного лица - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» ФЕА., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об оспаривании командиром войсковой части действий начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), связанных с отказом в удовлетворении его ходатайства об исключении суммы ущерба, указанного в акте от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Командир войсковой части обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать необоснованным вывод, содержащийся в акта дсп от ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной Межрегиональным управлением ведомственного контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации в отношении войсковой части (далее - акт), в части признания неправомерным списания имущества номенклатуры шкиперско-технической службы на сумму 4315756 рублей 50 копеек;

- возложить на Межрегиональное управление ведомственного контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации обязанность исключить из п. указанную сумму ущерба.

В обоснование заявленных требований административный истец в своем заявлении, а его представитель в суде указали, что комиссией выездной проверки сделан ошибочный вывод о наличии ущерба в виде неправомерного списания хладона 114В2 в количестве 931,48 кг, поскольку основано на неполной информации о количестве заправок системы объемного химического тушения (ОХТ) судна хладоном 114В2, а также на отсутствии недостач по актам инвентаризации для списания хладона 114В2 на естественную убыль. Полагая ненадлежащим определение комиссией фактических обстоятельств заправки системы ОХТ, срока использования имущества, нормативов списания и фактических его обстоятельств, а также определения размера ущерба, полагают акт нарушающим права административного истца ввиду отсутствия законных оснований к учету и принятию мер по возмещению этого ущерба.

Заинтересованное лицо на стороне административного истца – начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» направил в суд своего представителя, который в судебном заседании поддержал доводы административного истца, указав, что комиссией Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по ВМФ) не установлен прямой действительный ущерб, поскольку фактическое отсутствие имущества не выявлено, замеры количества хладона 114В2 комиссией не производились, а выводы акта основаны на результатах инвентаризаций имущества и актах его списания, которое в свою очередь произведено несвоевременно ввиду отсутствия судна в районе базирования. Вместе с тем, поскольку законодателем закреплена естественная убыль хладона-114В при заправке и проверке ингибиторной системы, указанная убыль фактически имела место при заправках стационарной судовой системы ОХТ судна в июле 2017 года и в июле 2020 года, а также при штатных проверках системы в проверяемый период, указанные сведения послужили основанием для законного списания материальных запасов на основании актов списания от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, начальник Управления в суд не явился, его представитель в представленных в суд письменных возражениях требования, изложенные в административном исковом заявлении не признал и просил в их удовлетворении отказать, сославшись на пропуск административным истцом установленного ст. 219 КАС РФ срока на обращение в суд с административным иском, указав, что должностному лицу выводы оспариваемого акта стали известны не позднее даты его подписания 5 ноября 2020 года, из чего следует, что последним днем срока на обращение в суд является 6 февраля 2021 года, в то время как административное исковое заявление поступило в суд 18 марта 2021 года, уважительных причин пропуска данного срока административным истцом не приведено. Ссылка на подачу возражений на оспариваемый акт в порядке п. 67 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, по мнению представителя административного ответчика не свидетельствует о наличии законных оснований для исчисления срока на подачу административного иска с даты получения командиром войсковой части протокола рассмотрения возражений, поскольку рассмотрение возражений, как следует из протокола, не изменяет выводов, отраженных в акте, подача возражений не является обязательным порядком досудебного урегулирования спора и не прерывает процессуальные сроки обращения в суд.

По существу заявленных требований представитель административного ответчика указал, что у Управления отсутствуют основания для снятия с финансового контроля числящегося за войсковой частью ущерба в размере 4315756 рублей 50 копеек, отраженного в акте выездной проверки, поскольку выводы контрольного органа основаны на установленных в ходе проверки обстоятельствах, свидетельствующих о допущенных нарушениях, при наличии документально подтвержденной суммы нарушения.

Заслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица на стороне административного истца, исследовав представленные сторонами в обоснование доводов возражения и доказательства, военный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Аналогичные положения содержатся в приказе Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 года № 100дсп, которым утвержден Регламент организации и осуществления ведомственного финансового контроля и аудита в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В частности, в соответствии с п. п. 35, 38 - 40 Регламента по результатам проведения контрольного мероприятия составляется акт, который включает в себя основания для проведения контрольного мероприятия, выявленные нарушения, а также выводы, включающие обобщенную информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, предложения по их устранению.

Из оспариваемого акта следует, что контрольной группой Управления в период с 13 октября по 5 ноября 2021 года проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , по результатам которой выявлено неправомерное (незаконное) списание имущества номенклатуры шкиперско-технической службы – хладона-114В2 в количестве 931, 48 кг на сумму 4315756,50 рублей. При этом в обоснование выводов комиссией приведены положения п. 98 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. №300дсп (далее приказ №300дсп), которым определен порядок списания естественной убыли только при выявлении недостачи по акту о результатах инвентаризации и установленные в ходе проверки обстоятельства проведения в войсковой части ежегодных инвентаризаций в 2017-2019 г., согласно которым имущество войсковой части дважды в год подвергалось инвентаризации, которыми недостачи и излишки хладона-114В2 в пределах норм естественной убыли не выявлялись, вместе с тем актами списания материальных запасов в период с марта по август 2019 года указанное имущество списано в количестве 931,48 кг. При этом в акте отражено, что инвентаризационными комиссиями ведомости замера или взвешивания хладона-114В2 не оформлялись, к инвентаризационным описям не прикладывались, списание имущества по актам инвентаризаций не оформлялось, недостача в приказах командира войсковой части об итогах проведения инвентаризации материальных средств не объявлялась и с учета войсковой части установленным порядком не списывалась.

Из копии протокола возражений командира войсковой части на акт и копии протокола их рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Управлением установленным порядком рассмотрены и отвергнуты возражения относительно оценки комиссией стоимости ущерба, в том числе ввиду истечения срока эксплуатации хладона-14В2, неполноты представленной комиссии информации о количестве заправок системы ОХТ судна и ингибиторной системы в соответствии требованиями инструкции по эксплуатации, а также доводы об ошибочных выводах инвентаризационной комиссии войсковой части об отсутствии недостачи хладона-114В2 в том числе в результате его естественной убыли при заправках.

Исследованными в судебном заседании актами о результатах инвентаризаций от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ходе проведения указанных инвентаризаций по объектам нефинансовых активов излишков и недостач материальных средств, в том числе хладона-114В2 не установлено.

Из выписки книги учета недостач, хищений, утрат, уничтожений, повреждений имущества шкиперско-технической службы войсковой части следует, что недостач и ущербов по указанной службе не числится.

Актами списания материальных запасов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ произведено списание имущества – хладона-114В2 в количестве 931,48 кг. При этом списание произведено на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 300дсп, а также указаний начальника ТУ ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ г.

Из исследованной в судебном заседании телеграммы усматривается, что ею доведены указания о соблюдении установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2013 г. № 222дсп порядка и документального оформления списания с учета хладона-114В2, израсходованного при отборе проб при проведении анализов (испытаний) на соответствие государственному стандарту, а также установленная Типовым табелем снабжения кораблей и судов норма потери пенообразователя и хладона-114В2 для стационарных судовых систем от испарения в количестве пяти процентов от емкости в год.

Вместе с тем приведенные доказательства, вопреки доводам административного истца, не свидетельствуют о наличии законных оснований для списания материальных средств, и не являются основанием для признания выводов акта незаконными.

Делая вывод об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований, военный суд исходит из того, что Министерство обороны Российской Федерации в силу Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает учет, хранение и расходование финансовых средств, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил. В связи с этим утвержденный Министром обороны Регламент организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, как и Руководство по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 года № 300дсп (далее- Руководство), Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2010 года № 1365 являются обязательными для исполнения командиром войсковой части .

В соответствии с пунктом 98 Руководства списание естественной убыли возможно только при выявлении недостачи по акту о результатах инвентаризации.

Как следует из акта выездной проверки, его содержание соответствует предъявляемым к нему требованиям. Акт составлен по установленной форме, в нем указаны основания для проведения проверки, выявленные нарушения, а также выводы и предложения по устранению нарушений.

Кроме того, сам по себе акт носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов, в связи с чем, не может каким-либо образом нарушать права командира войсковой части.

Что касается законности содержащихся в акте предложений (предписаний), то они также соответствуют нормам законодательства, приняты в пределах предоставленных управлению полномочий, при наличии достаточных к тому оснований, прав и законных интересов командира войсковой части не нарушают.

Поскольку из представленных суду в качестве доказательств актов инвентаризации материальных запасов войсковой части не усматривается выявление инвентаризационными комиссиями излишков и недостач хладона-114В2, в том числе в результате его естественной убыли, что препятствовало правомерности последующего его списания, военный суд приходит к выводу об обоснованности заключения акта выездной комиссии в оспариваемой части, так как оно в полной мере соответствует приведенным нормам Руководства.

Не влияет на вывод суда и заключение административного расследования, проведенного в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ по факту неправомерного списания хладона-114В2 на <...> войсковой части в количестве 931,48 кг, поскольку сами по себе технические осмотры и заправки системы ОХТ и ингибиторных систем не являются основанием для списания естественной убыли хладона-114В2, так как не устанавливают наличие недостачи материальных запасов в пределах норм естественной убыли, а данное заключение не освобождает командира войсковой части от предусмотренной Регламентом обязанности выполнить содержащиеся в акте предложения (предписания).

Вопреки доводам представителей административного истца и представителя заинтересованного лица об отсутствии действительного (реального) ущерба, проведенными в войсковой части инвентаризациями не установлено излишков или недостач хладона-114В2, что свидетельствует о неправомерном его списании и об отсутствии списанного хладона по состоянию на инвентаризацию 1 июня 2020 года.

Федеральным законом от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статьей 2 которого установлено, что к прямому действительному ущербу относятся утрата или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояние указанного имущества, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества. К имуществу воинской части относится недвижимое и движимое имущество, в том числе вооружение, военная и специальная техника, специальные средства, денежные средства (деньги), денежные документы, ценные бумаги, бланки документов строгой отчетности, другие материальные средства, являющиеся собственностью Российской Федерации и закрепленные за воинской частью.

В силу положений пункта 4 Порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26 октября 2013 г. № 775дсп, недостающее имущество, в том числе превышающее нормы естественной убыли, списывается с учета воинской части на основании приказа командира воинской части, в котором обязательно указывается решение о списании и сумма ущерба. Финансовым органом в соответствии с представленной выпиской из приказа командира воинской части сумма ущерба заносится в регистры бухгалтерского (бюджетного) учета.

В силу статьи 1 Федерального закона № 161-ФЗ утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества относятся к реальному ущербу.

Доводы административного истца, направленные на иную оценку фактических обстоятельств дела, являются необоснованными.

Довод об ошибочном расчете суммы ущерба не соответствует сведениям, отраженным в акте , составленном комиссией войсковой части и утвержденным ее командиром, исходя из цен, предоставленных по состоянию на 29 октября 2020 года довольствующим органом-начальником службы технического и шкиперского имущества войсковой части , на основании телеграммы начальника СТШИ Технического управления Тихоокеанского флота от ДД.ММ.ГГГГ, что согласуется с требованиями статьи 6 Федерального закона № 161-ФЗ в части определения размера ущерба от утраты централизованно поставляемого имущества, на дату его обнаружения.

Учитывая, что командиром войсковой части установленным порядком на акт выездной проверки поданы возражения, до разрешения которых должностному лицу не было известно об окончательных выводах этой проверки, оснований для вывода о пропуске административным истцом установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока на подачу административного искового заявления об оспаривании выводов, содержащихся в акте, не имеется. Указанный срок надлежит исчислять с даты получения командованием соответствующего протокола возражений на акт. Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, командиром войсковой части административное исковое заявление направлено в суд в пределах трех месяцев с даты получения протокола рассмотрения возражений на акт, в связи с чем довод административного ответчика о пропуске такого срока судом признается необоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска командира войсковой части об оспаривании действий начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), связанных с отказом в удовлетворении его ходатайства об исключении суммы ущерба, указанного в акте от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, то есть, начиная с 25 мая 2021 года.

Судья 35 гарнизонного военного суда С.В. Сорокина

Верно.

Судья 35 гарнизонного военного суда С.В. Сорокина

Секретарь судебного заседания Ю.И. Летягина