<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 25GV0004-01-2022-000043-56
8 апреля 2022 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Комлева К.В., при секретаре судебного заседания Кручининой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск командира войсковой части № об оспаривании акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее - Управление) от 2 декабря 2021 года № 61/46дсп в части неположенных выплат лицам гражданского персонала,
установил:
Командир войсковой части № обратился в суд с указанным выше заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным п. 4.2. акта от 2 декабря 2021 года № 61/46дсп (далее - Акт) выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №, проведенной Управлением, в части вывода о неправомерном установлении гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и опасными условиями труда, повышения окладов, повлекшего неположенные выплаты заработной платы на сумму <...> и обязать начальника Управления исключить этот пункт из Акта.
Обосновывая требования, административный истец в заявлении указал, что вопреки выводам, изложенным в оспариваемом акте о якобы имеющемся ущербе, в части, касающейся неположенной выплаты заработной платы и установления повышенных окладов лицам гражданского персонала на указанную выше сумму, какого-либо ущерба войсковой части № причинено не было. Повышенные оклады были установлены в строгом соответствии с ТК РФ и коллективным договором. Более того, перечисленные в Акте лица гражданского персонала фактически исполняли обязанности на работах с опасными условиями труда.
В связи с выявленными нарушениями на него возложена обязанность разработать и представить в Управление план мероприятий, направленных на улучшение финансовой и хозяйственной деятельности, устранение выявленных нарушений, издать приказы о назначении административных расследований, о внесении сумм ущерба в книгу учёта недостач и о привлечении виновных лиц к материальной и дисциплинарной ответственности, представить административному ответчику донесение об устранении названных в Акте нарушений.
Также указал, что протоколом от 23 декабря 2021 года № 66/20дсп его возражения на Акт в части оспариваемого вывода оставлены Управлением без удовлетворения. В связи с изложенным, полагает необоснованным утверждение административного ответчика о наличии материального ущерба, и считает, что оспариваемые выплаты были произведены на законных основаниях, в связи с чем спорный пункт подлежит исключению из Акта.
Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, в суд не прибыли, их представители ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, при этом в своих возражениях представитель административного ответчика заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, приведённым в протоколе рассмотрения возражений на Акт.
Представитель начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» ФИО1 в представленном в суд мнении, заявленные требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить.
Изучив материалы административного дела, военный суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Актом по результатам контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №, проведенных Управлением, был составлен Акт, в п. 4.2. (стр. 22), указано о неправомерном повышении окладов гражданскому персоналу, занятому на работах с опасными условиями труда в размере 24%, что повлекло неположенную выплату заработной платы на сумму <...>.
Акт со всеми приложениями в день его составления - 2 декабря 2021 года был вручен командиру воинской части, который 28 февраля 2022 года подал в суд административное исковое заявление.
При этом основанием для проведения указанной проверки послужили План ведомственного финансового контроля на 2021 год, утвержденный первым заместителем министра обороны Российской Федерации 2 декабря 2020 года, и приказ начальника Межрегионального управления от 18 октября 2021 года № 177, что подтверждается копиями этих документов.
Согласно копиям возражений от 10 декабря 2021 года № 5892 и протокола от 23 декабря того же года № 66/20дсп административным истцом поданы соответствующие возражения, в удовлетворении которых административным ответчиком отказано. В обоснование возражений и оснований отказа в их удовлетворении приведены доводы, аналогичные тем, что указаны в рассматриваемом административном исковом заявлении и возражений на него.
Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии с п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583», действующего в период спорных отношений, (далее - Положение), определявшего систему оплаты труда работников организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:
на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;
на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;
на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;
на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.
Вместе с тем должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах:
на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов;
на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Анализируя приведенные правовые нормы можно прийти к выводу, что правовое регулирование данных правоотношений предусматривало два подхода к выплате надбавки за работу во вредных условиях труда:
- по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) (на тех рабочих местах, на которых она была проведена);
- по спискам (перечням) вредных и опасных работ (по рабочим местам, в отношении которых СОУТ отсутствует).
В соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочее место это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Согласно Акту административный ответчик сделал вывод о наличии ущерба, причиненного неположенными выплатами за работу во вредных (опасных) условиях в связи с тем, что на рабочих местах работников, расположенных в плавучих мастерских, проведена СОУТ, и размер повышения «за вредность» должен был быть установлен строго в соответствии с результатами такой СОУТ.
Как видно из приложения № 14 к Акту, лицам гражданского персонала ФИО27ФИО28ФИО29 ФИО2 АФИО44ФИО45ФИО46ФИО47ФИО48 и ФИО49 произведена переплата за работу в особо вредных и вредных условиях в общем размере <...> за расчетный период 2018 и 2019 годы.
Вместе с тем, как видно из копий табелей учета за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года, выписок из вахтенных журналов КИЛ-27, МРК «Разлив», МТ-265, МТ-264, РБ-217, РБ-289, РБ-262, ЛДК «Сусанин», ПМ-15, МБ-61, МБ-148, СМТ «Аламбай», СМТ «Дунай», ГС «Север», БГК-682, ПМ-97, КФПС «Георгий Чернышев», СТР «Даугава», МПК-82, СР-77 и справок о работе на заказах № 649, РБ-57, № 663, № 202, № 203, № 376, № 516, № 651, а также выписки фактически отработанного времени на заказе № Т-112/1 «Судно-мишень», вышеуказанные лица за период с октября 2018 года по ноябрь 2019 года выполняли работы на надводных кораблях, судах и подводных лодках и находились на заказах 50% и более рабочего времени.
Как усматривается из выписок из приказов командира войсковой части № от 24 октября 2018 года №, от 21 ноября 2018 года №, от 7 декабря 2018 года №, от 23 января 2019 года № от 20 февраля 2019 года №, от 21 марта 2019 года №, от 17 апреля 2019 года №, от 19 июня 2019 года №, от 23 июля 2019 года №, от 21 августа 2019 года №, от 23 сентября 2019 года №, от 24 октября 2019 года № и от 21 ноября 2019 года №, указанным выше лицам производилась доплата за работу во вредных и опасных условиях труда.
Действительно, в силу ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с законодательством о СОУТ.
Однако, из фактических обстоятельств дела следует, что специфика труда данных работников предполагала выполнение ими работ не только непосредственно на рабочих местах, но и привлечение их к выполнению сторонних работ на надводных кораблях, судах, подводных лодках, то есть на территориях воинских частей, не находящихся в зоне контроля административного истца, который не мог в силу своих полномочий инициировать проведение СОУТ на указанных выше объектах, где его подчиненные выполняли вредные и опасные работы.
Более того, как видно из коллективного договора от 20 февраля 2018 года, зарегистрированного в Министерстве социального развития и труда Камчатского края 28 марта 2018 года, было установлено дополнительное условие о том, что работникам, привлекаемым к выполнению сторонних работ на надводных кораблях, судах, подводных лодках, работающим во вредных условиях труда и при условии нахождения на заказе 50% и более рабочего времени, выполняющим работы согласно Приложению № 1 к Положению о системе оплаты труда, производятся доплаты в размере 12% и 24%.
При этом приведенный в коллективном договоре перечень видов данных работ полностью соответствует видам деятельности, указанным в п.п. 300-307, 334 главы 2 Приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала «Работы с опасными условиями труда».
Вместе с тем следует отметить, что трудовое законодательство императивно указывает на принцип повышенной оплаты за работу во вредных (опасных) условиях труда. Само по себе проведение СОУТ, которое является одной из обязанностей работодателя по охране труда, не должно приводить к ухудшению положения работников, задействованных в выполнении работ, признанных вредными (опасными) приведенным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» под прямым действительным ущербом следует понимать утрату или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояния указанного имущества, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества.
На основании изложенного суд полагает необходимым признать незаконными указания в Акте на неправомерное установление гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и опасными условиями труда, повышения окладов, повлекшего неположенные выплаты заработной платы на сумму <...> и возложить на начальника Управления обязанность исключить указанную сумму из п. 4.2. Акта.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
Административный иск командира войсковой части № об оспаривании акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) от 2 декабря 2021 года № 61/46дсп в части неположенных выплат лицам гражданского персонала войсковой части № - удовлетворить.
Признать незаконным п. 4.2. акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) от 2 декабря 2021 года № 61/46дсп о проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части № в части неположенных выплат лицам гражданского персонала в общем размере <...> и обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) исключить эти выводы из указанного акта.
Об исполнении решения административному ответчику в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть, начиная с 9 апреля 2022 года.
Председательствующий по делу К.В. Комлев
<...>
Судья 35 гарнизонного военного суда К.В. Комлев
Секретарь судебного заседания К.В. Кручинина