ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 250015-01-2019-001128-96 от 15.01.2019 Дальнегорского районного суда (Приморский край)

дело № 2-630/2019 г.

№ 25RS0015-01-2019-001128-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнегорск 16 июля 2019 года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Ядвига Е.П., при секретаре Колосковой Е.В., с участием истца – представителя администрации Дальнегорского городского округа ФИО1, ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Дальнегорского городского округа к ФИО2 об освобождении земельного участка от самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

В районный суд с иском обратилась администрация Дальнегорского городского округа к ФИО2, ссылаясь на то, что в ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что ФИО2 использует земельный участок площадью 14 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> под хозяйственные нужды (выпас птицы) без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Представитель истца с учётом уточненных исковых требований просила суд обязать ФИО2 освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и привести его в первоначальное положение путём сноса самовольного ограждения.

В судебном заседании представитель администрации Дальнегорского городского округа Лобанова Е.С. уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что спорное ограждение она возвела взамен ранее существующего сарая и забора. Спорное строение не является самовольной постройкой. Ранее данное ограждение было при покупке ею дома с участком, это ограждение никому не мешает, оформить в соответствующем законном порядке приобретённый ею дом и земельный участок она не может, так как отсутствуют на это необходимые документы. Она обращалась по данному вопросу в администрацию округа и в суд, но ей отказали.

Допрошенный свидетель К. в судебном заседании пояснила, что ей на праве собственности принадлежит дом, расположенный по адресу: Приморский <адрес> На принадлежащем ей земельном участке помимо дома возведены сараи. По соседству с ней расположен дом, принадлежащий ФИО2 Она знает, что ФИО2 имеет квартиру в г.Дальнегорске, а потому в д. Мономахово проживает непостоянно, в основном летом. У ФИО2 земельный участок огорожен забором. Ей мешает забор ФИО2, поскольку последняя сделала там загон для птицы, складирует дрова, а также выбрасывает мусор. Доступа к своему сараю из-за забора ФИО2 у неё нет. Она уже неоднократно обращалась в различные органы: прокуратуру г.Дальнегорска, земельный комитет и администрацию округа с просьбой разрешить вопрос по поводу ограждения ФИО2 На протяжении трёх лет у неё отсутствует доступ к своему сараю, а ей необходимо убирать куда-то инвентарь, складировать дрова.

Свидетель А. в судебном заседании пояснила, что её мать ФИО2 приобрела земельный участок с домом около 11-12 лет назад. Её мать стала заниматься хозяйством, отремонтировала дом, построила веранду. Когда мать приобретала дом, спорный забор уже существовал. Каждый год этот забор ремонтировался, но при этом границы участка не менялись, то есть не увеличивались и не уменьшались.

Выслушав обе стороны по делу, свидетелей К., А., изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику.

В соответствии с положениями ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьёй 13 ЗК РФ установлено, что в полномочия органов местного самоуправления входит управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию уполномоченным органом местного самоуправления.

В ст.ст.3,25,26 Земельного Кодекса РФ определено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии со ст.2 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Перечень правоустанавливающих документов на земельный участок закреплен в постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

Право на земельный участок возникает с момента регистрации прав на него, если иное не установлено законом. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктами 1 - 2 ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

В силу п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно акту проверки , составленным специалистом УМИ администрации Дальнегорского городского округа от <дата>, ФИО2, в нарушение требований ст.ст.25,26 ЗК РФ, самовольно заняла и использует для хозяйственных нужд (выпас птицы), не имея предусмотренных земельным законодательством РФ прав на землю, находящейся в государственной собственности участок земли, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 14 кв.м.

Муниципальным земельным инспектором по использованию и охране земель Дальневосточного городского округа, начальником отдела земельных отношений УМИ администрации Дальнегорского городского округа <дата> ФИО2 было выдано предписание, а именно на ФИО2 возложена обязанность: оформить в установленном земельным законодательством порядке правоустанавливающие документы на земельный участок площадью 14 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> или освободить используемый без оформления участок земли в срок до <дата> С данным предписанием ФИО2 ознакомлена <дата>.

Дальнегорским отделом Управления Росреестра по Приморскому краю <дата> вынесено постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ст.7.1 КоАП РФ за самовольное занятие спорного земельного участка и правонарушителем это постановление не обжаловалось. Более того, ответчик в судебном заседании не отрицала факт отсутствия у неё каких-либо документов собственности либо аренды на спорный земельный участок, поскольку как установлено судом, данный земельный участок принадлежит муниципальному образованию.

Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик ФИО2 использует спорный земельный участок незаконно, в отсутствие оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на этот земельный участок суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, приходит к выводу об удовлетворении требований администрации Дальнегорского городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации Дальнегорского городского округа Приморского края - удовлетворить.

Обязать ФИО2 освободить используемый ею без оформления земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и привести его в первоначальное положение путём сноса установленного на нём самовольного ограждения.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Е.П. Ядвига