ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 260002-01-2019-000320-80 от 02.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2а-1554/2019

№ 26RS0002-01-2019-000320-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Савиной О.В.,

при секретаре Петросян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Минюста России по Ставропольскому краю к Ставропольской городской общественной организации Союз молодежи Ставрополья, заинтересованное лицо ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит признать Ставропольскую городскую общественную организацию Союз молодежи Ставрополья прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что <дата обезличена> на учредительном собрании принято решение о создании Ставропольской городской общественной организации Союз молодежи Ставрополья. <дата обезличена> Управлением юстиции администрации Ставропольского края принято решение о государственной регистрации Организации при ее создании учётный <номер обезличен>).

<дата обезличена> Управлением МНС России по Ставропольскому краю внесена запись ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до <дата обезличена> (ОГРН <***>).

На основании ст. 38 Закона об общественных объединениях, согласно Плана проведения проверок некоммерческих организаций в 2018 году, утвержденного приказом Главного управления от <дата обезличена>, в соответствии с распоряжением временно -исполняющего обязанности начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес обезличен>ФИО1 от <дата обезличена><номер обезличен>-р «О проведении плановой документарной проверки Ставропольской городской общественной организации Союз молодежи Ставрополья, в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, проводилась плановая проверка Организации за период деятельности общественной организации не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших дате начала проведения проверки. Предметом проверки являлось установление соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию" денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

<дата обезличена> Главным управлением в адрес (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа Организации и на домашний адрес руководителя, было направлено уведомление о проведении проверки (исх. <номер обезличен>).

Уведомления адресатом получены (подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении <номер обезличен>, <номер обезличен>).

В нарушение ст. 29 Федерального закона от <дата обезличена> №82-ФЗ «Об общественных объединениях» по запросу уполномоченного органа (Главное управление) для проведения плановой проверки не представлены документы, указанные в распоряжении о проведении плановой проверки <номер обезличен>-р от <дата обезличена>.

Проверка Организации проведена Главным управлением путем изучения материалов учетного дела. По результатам проведенной проверки, <дата обезличена> составлен акт проверки <номер обезличен>.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

1. В нарушение требований ст. 29 Закона № 82-ФЗ, к проверке не представлены документы о деятельности Организации, указанные в распоряжении о проведении проверки <номер обезличен>-р от <дата обезличена>, не оказано содействие представителям органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений (Главное управление), в ознакомлении с деятельностью Организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

2. Согласно материалам учетного дела, Организация на момент государственной регистрации входила в состав Краевой общественной организации «Союз молодежи Ставрополья» (далее- СКОО РСМ).

<дата обезличена> на VII Отчетно-выборной конференции Краевой общественной организации «Союз молодежи Ставрополья» принято решение о внесении изменений в наименование, которая стала называться <адрес обезличен>вой общественной организации «Российский Союз Молодежи», о чем <дата обезличена> внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2142651111183.

Согласно п. 5.4 Устава СКОО РСМ, местные организации осуществляют свою деятельность на основании Устава СКОО РСМ и Устава местной организации, утверждаемого секретариатом СКОО РСМ.

Организация собственный устав не принимала, соответственно осуществляет свою деятельность на основании устава вышестоящей организации, т.е. СКОО РСМ.

<дата обезличена> на Конференции СКОО РСМ принят устав СКОО РСМ в новой редакции. Однако, организация осуществляет свою деятельность на основании устава, принятого на II отчетно-выборной конференции Союза молодежи Ставрополья, <дата обезличена>, утратившего юридическую силу.

Согласно ч. 9 ст. 21 Закона № 82-ФЗ, изменения, вносимые в уставы общественных объединений подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

В нарушение требований ч. 9 ст. 21 Закона № 82-ФЗ, Организацией не представлены в уполномоченный орган (Главное управление) необходимые документы для государственной регистрации изменений, в связи с принятием устава в новой редакции.

3. В нарушение требований п. 2 ст. 14 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», требования учредительных документов некоммерческой организации не исполняются самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

4. В нарушение требований п.7 статьи 32 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и - индивидуальных предпринимателей», так как в установленный законодательством трёхдневный срок не представлены документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в связи с изменением лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Организации.

5. В нарушение ст. 29 Закона №82-ФЗ Организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2016-2017 гг., также Организацией не представлены документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Срок предоставления отчетности установлен постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» до 15 апреля года следующего за отчетным.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ, не представление по запросу органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, решений руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, является основанием для обращения Главного управления в суд, с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации, как в установленные Главным управлением сроки, так и до настоящего времени Организацией не устранены.

Таким образом, указанные нарушения действующего законодательства являются основанием для обращения Главного управления в суд с иском о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте проведения судебных заседаний извещался неоднократно и надлежащим образом (доказательства в деле). Заявлений в порядке ст. 150 КАС РФ в суд не поступало.

Суд считает ответчика, извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, причину его неявки в суд признает неуважительной.

Представитель Инспекции ФНС по <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Из доказательств, представленных истцом, следует, <дата обезличена> на учредительном собрании принято решение о создании Ставропольской городской общественной организации Союз молодежи Ставрополья. <дата обезличена> Управлением юстиции администрации <адрес обезличен> принято решение о государственной регистрации Организации при ее создании учётный <номер обезличен>).

<дата обезличена> Управлением МНС России по <адрес обезличен> внесена запись ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до <дата обезличена> (ОГРН <***>).

На основании ст. 38 Закона об общественных объединениях, согласно Плана проведения проверок некоммерческих организаций в 2018 году, утвержденного приказом Главного управления от <дата обезличена>, в соответствии с распоряжением временно -исполняющего обязанности начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес обезличен>ФИО1 от <дата обезличена><номер обезличен>-р «О проведении плановой документарной проверки Ставропольской городской общественной организации Союз молодежи Ставрополья, в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, проводилась плановая проверка Организации за период деятельности общественной организации не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших дате начала проведения проверки. Предметом проверки являлось установление соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию" денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

<дата обезличена> Главным управлением в адрес (место нахождение) постоянно действующего руководящего органа Организации и на домашний адрес руководителя, было направлено уведомление о проведении проверки (исх. <номер обезличен>).

Уведомления адресатом получены (подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении <номер обезличен>, <номер обезличен>).

В нарушение ст. 29 Федерального закона от <дата обезличена> №82-ФЗ «Об общественных объединениях» по запросу уполномоченного органа (Главное управление) для проведения плановой проверки не представлены документы, указанные в распоряжении о проведении плановой проверки <номер обезличен>-р от <дата обезличена>.

Проверка Организации проведена Главным управлением путем изучения материалов учетного дела. По результатам проведенной проверки, <дата обезличена> составлен акт проверки <номер обезличен>.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

В нарушение требований ст. 29 Закона № 82-ФЗ, к проверке не представлены документы о деятельности Организации, указанные в распоряжении о проведении проверки <номер обезличен>-р от <дата обезличена>, не оказано содействие представителям органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений (Главное управление), в ознакомлении с деятельностью Организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Согласно материалам учетного дела, Организация на момент государственной регистрации входила в состав Краевой общественной организации «Союз молодежи Ставрополья».

<дата обезличена> на VII Отчетно-выборной конференции Краевой общественной организации «Союз молодежи Ставрополья» принято решение о внесении изменений в наименование, которая стала называться <адрес обезличен>вой общественной организации «Российский Союз Молодежи», о чем <дата обезличена> внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2142651111183.

Согласно п. 5.4 Устава СКОО РСМ, местные организации осуществляют свою деятельность на основании Устава СКОО РСМ и Устава местной организации, утверждаемого секретариатом СКОО РСМ.

Организация собственный устав не приняла, соответственно осуществляет свою деятельность на основании устава вышестоящей организации, т.е. СКОО РСМ.

<дата обезличена> на Конференции СКОО РСМ принят устав СКОО РСМ в новой редакции. Однако, организация осуществляет свою деятельность на основании устава, принятого на II отчетно-выборной конференции Союза молодежи Ставрополья, <дата обезличена>, утратившего юридическую силу.

Согласно ч. 9 ст. 21 Закона № 82-ФЗ, изменения, вносимые в уставы общественных объединений подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

В нарушение требований ч. 9 ст. 21 Закона № 82-ФЗ, Организацией не представлены в уполномоченный орган (Главное управление) необходимые документы для государственной регистрации изменений, в связи с принятием устава в новой редакции.

В нарушение требований п. 2 ст. 14 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», требования учредительных документов некоммерческой организации не исполняются самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В нарушение требований п.7 статьи 32 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и - ндивидуальных предпринимателей», так как в установленный законодательством трёхдневный срок не представлены документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в связи с изменением лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Организации.

В нарушение ст. 29 Закона №82-ФЗ Организация не представила документы, содержащие отчет о своей деятельности с указанием действительного места нахождения, о персональном составе руководящих органов за 2016-2017 гг., также Организацией не представлены документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Срок предоставления отчетности установлен постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» до 15 апреля года следующего за отчетным.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ, не представление по запросу органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, решений руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, является основанием для обращения Главного управления в суд, с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации, как в установленные Главным управлением сроки, так и до настоящего времени Организацией не устранены.

Таким образом, указанные нарушения действующего законодательства являются основанием для обращения Главного управления в суд с иском о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Судом установлены обстоятельства для ликвидации негосударственного образовательного учреждения и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю – удовлетворить.

Признать Ставропольскую городскую общественную организацию Союз молодежи Ставрополья прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Ставропольскую городскую общественную организацию Союз молодежи Ставрополья из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12.04.2019 г.

Судья О.В. Савина