Гр.дело№2-1086/2019№26RS0008-01-2019-002032-58 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2019 года
Буденовский городской суд Ставропольского края
В составе: председательствующего судьи Соловьевой О.Г.
при секретаре судебного заседания Раевневой А.Н.
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,
представителя ответчика - Военного комиссариата г.Буденновска и Буденновского района Ставропольского края ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края о признании Ветераном боевых действий,
установил:
ФИО1 обратился в Буденновский городской суд с заявлением к Военному комиссариату города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края, в котором указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он призвался на срочную службу в Вооруженные силы РФ в пограничные войска. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был командирован в <адрес> на границу с <адрес> для предотвращения прорыва вооруженных банд формирований на территорию Республики <адрес>. При увольнении в запас в ДД.ММ.ГГГГ. не произвели запись в военном билете о том, что он является участником по выполнению и задач по недопущению проникновения банд формирований через территорию <адрес> в <адрес>. При выполнении боевых задач в горах <адрес> у него был изъят военные билет потому, что как сообщило военное руководство, в случае если возьмут в плен, то они не узнают, кого взяли в плен и иную информацию. Он участвовал в наведении Конституционного порядка, но статуса «Участник боевых действий» не имеет. Он принимал участие в боевых действиях во время контртеррористических операций в <адрес>, рассчитывает на выдачу статуса «Участника боевых действий» для дальнейшего пользования льготами участников боевых действий. Основанием для выдачи удостоверений является факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории <адрес>, устанавливаемый в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. №65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Просит обязать Военный комиссариат города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края признать ФИО1 «Ветераном боевых действий»; обязать Военный комиссариат города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края предоставить ФИО1 удостоверение «Ветеран боевых действий».
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца ФИО2 просил удовлетворить требования ФИО1 пояснив, что ФИО1 был призван Военным комиссариатом города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края на срочную военную службу в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации. Уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации также на основании приказа Министра обороны РФ, в связи с чем надлежащим ответчиком является Военный комиссариат города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края, а не органы ФСБ, как указано в ответе на его обращение. Он исполнял воинскую обязанность на границе республики Дагестан и Чеченской Республики, в зоне вооруженного конфликта, рисковал своей жизнью.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, заявленные ФИО1 требования не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 7 Порядка выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Так как ФИО1, проходил военную службу в пограничных войсках (в составе других министерств и ведомств), он никакого отношения к Министерству обороны РФ не имеет. Министерство обороны РФ не является федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) его для выполнения задач в районах контртеррористических операций. Поскольку приказ Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595 и утвержденный им Порядок распространяется лишь на военнослужащих (в том числе, уволенных с военной службы) и гражданский персонал Вооруженных Сил РФ, решение о выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 полномочными органами Минобороны РФ не может быть принято. Так как ФИО1 проходил военную службу в пограничных войсках РФ, для вопроса о возможности получения удостоверения «Ветеран боевых действий» ему необходимо обратиться в адрес Управления ФСБ России по Ставропольскому краю. Просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно представленного истцом ФИО1 военного билета №, он был призван на действительную военную службу Буденовским городским военным комиссариатом Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ. Сведений в военном билете об участии ФИО1 в боевых действиях не имеется.
Из ответа Военного комиссариата города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ на запрос в отношении ФИО1 следует, что в военном билете ФИО1 № имеется запись о прохождении им военной службы в войсковой части № на стр. 4 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), запись заверена подписью и печатью начальника штаба подполковника ФИО4; запись в военном билете о периоде участия в боевых действиях военный комиссар производит лишь тогда, когда подтвержден статус ветерана боевых действий (то есть, когда удостоверение гражданином уже получено) (л.д.л.д.9).
Из архивной справки Центрального пограничного архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в приказе командира войсковой части №<адрес> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ№ имеется запись: «... Полагать бывшими в служебной командировке: в <адрес>, выполняя задачи по прикрытию участка административной границы с <адрес>:.. . - рядового ФИО1, призыва Осень ДД.ММ.ГГГГ, стрелка 3 погз 3 ммг, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.... В соответствии с приказом ГК ПВ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. военнослужащие имеют право на льготы, установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах». В документальных материалах войсковой части №<адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений о выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики ФИО1 не имеется (л.д.10-11).
Согласно ответа Управления ФСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение ФИО1, ему разъяснено, что удостоверения Ветерана боевых действий оформляются и выдаются на основании заявления лиц и при наличии подтверждающих документов. В соответствии с Инструкцией об организации в органах Федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной приказом ФСБ России от 4 декабря 2008 года № 588 (далее - Инструкция), удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц и при наличии подтверждающих документов. Согласно пункту 5 Инструкции к подтверждающим документам, относятся: приказ (выписка из приказа) руководителей, начальников органов безопасности, соответствующих должностных лиц федеральных органов правительственной связи и информации, пограничных войск и пограничных органов ФПС России, включенных в состав специальных сил, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, или справка, военный билет, выписка из послужного списка личного дела военнослужащего, подтверждающие его фактическое участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. В связи с отсутствием подтверждающих документов был подготовлен и направлен запрос в Центральный пограничный архив ФСБ России (<адрес>). В архивной справке Центрального пограничного архива ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ не указаны конкретные периоды выполнения Вами задач в условиях вооруженного конфликта на территории <адрес>. Руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, выдача удостоверения ветерана боевых действий в настоящее время не представляется возможной (л.д.12-13).
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III этого перечня (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ) к периодам ведения боевых действий отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Следовательно, фактическое привлечение сотрудника к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ "О ветеранах") и наличие документов подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов", к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта относится выполнение задач военнослужащими а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Центральным пограничным архивом Федеральной службы безопасности Российской Федерации, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в <адрес>, сведений о том, что он принимал участие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике не представлено. <адрес>, куда истец направлялся в командировку, согласно разделу III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведенному в приложении к Федеральному закону "О ветеранах", не отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Указание в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ№ о праве ФИО1 на льготы, установленные Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», подлежит зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях, не могут служить основанием выдачи удостоверения ветерана боевых действий, поскольку указанное предоставляло истцу право на получение льгот как военнослужащему Российской Армии, однако, не предоставляет права истцу на установление статуса и получение удостоверение ветерана боевых действий.
Действующее законодательство связывает возможность установления статуса ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения только с личным участием гражданина в боевых действиях, а истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено таких доказательств, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая вышесказанное, а также в соответствии со ст. 60 ГПК РФ непосредственное участие военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, а именно на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
То обстоятельство, что ФИО1 находился на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях и возложения на ответчика обязанности выдать ему удостоверение ветерана боевых действий, поскольку отсутствуют законные основания возможности применения норм Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как следует из материалов гражданского дела, истец принимал участие в выполнении служебно-боевых задач на территории Республики Дагестан, которая не отнесена к зоне вооруженного конфликта. Таким образом, суду не представлено относимых и допустимых доказательств того, что ФИО1 выполнял боевые задачи на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
Ссылка истца на архивную справку, как на достаточные доказательства по делу, является несостоятельной. Выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие истца в выполнении задач не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца ФИО1 в связи с отсутствием к этому законных оснований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в исковых требованиях ФИО1 к Военному комиссариату города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края об обязании признать ветераном боевых действий; обязать Военный комиссариат города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края предоставить ФИО1 удостоверение «Ветеран боевых действий» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решения составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Соловьева О.Г.