ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 260012-01-2019-002450-47 от 12.01.2019 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

№12-213/2019

№ 26RS0012-01-2019-002450-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2019 года гор. Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Жукова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Арго» ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №5 г. Ессентуки мирового судьи судебного участка №3 г. Ессентуки от 10 июня 2019 года по делу в отношении ООО «Арго» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №5 г. Ессентуки мирового судьи судебного участка №3 г. Ессентуки от 10 июня 2019 года ООО «Арго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 (десять тысяч) рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением, представитель ООО «Арго» ФИО1 подал на него жалобу, в которой указал, что обжалуемое постановление считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с правовой позицией, содержащейся в пункте 4 постановления ВС РФ №5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КРФ об АП» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

В случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что и материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч.1. ст. 4.4. КоАП РФ.

Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч.2 ст. 4.4. КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Таким образом, объединение протоколов об административных правонарушениях в одно производство допустимо только в случае возможности назначения наказания по правилам ч.2 ст. 4.4 КРФ об АП.

В свою очередь указанная норма предусматривает применение административного наказания при идеальной совокупности административных правонарушений. Указанный вид множественности административных правонарушений характеризуется совершением лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями Кодекса. В этом случае наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

В отношении общества составлены протоколы по ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП.

Следовательно, в действиях общества не усматриваются составы нескольких административных правонарушений, что исключает применение наказания по ч. 2 ст.4.4. КРФ об АП, а соответственно, возможность совместного рассмотрения нескольких протоколов судом в одном производстве с вынесением одного постановления.

В оспариваемом постановлении указано, что общество надлежаще уведомлено о рассмотрении административного дела, законного представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало.

Посчитав предписания незаконными и неисполнимыми, общество обжаловало их в Арбитражном суде Ставропольского края, о чем направлено заявление в мировой суд, с просьбой отложить рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за их неисполнение до разрешения арбитражным судом дел об оспаривании предписаний.

Указанное ходатайство оставлено судом без рассмотрения.

Решением арбитражного суда СК от 21.06.2019 г. по делу удовлетворены требования общества о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания от 12.02.2019 г.

Решением арбитражного суда СК от 27.06.2019 г. по делу удовлетворены требования общества о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания от 12.02.2019 г.

На указанные судебные акты Департаментом поданы апелляционные жалобы, принятые к рассмотрению Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом.

Решением по делу суд отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным предписания от 12.02.2019 г. По состоянию на 06.08.2019 года на официальном сайте арбитражного суда РФ размещена только резолютивная часть решения суда, принятая 24.06.2019 г.

После публикации мотивированного решения суда обществом будет подготовлена апелляционная жалоба.

Информация о результатах рассмотрения дел арбитражным судом известна Департаменту, поскольку его представители принимали участие в заседаниях арбитражного суда, однако, не сообщили суду указанную информацию.

Т.о. недостоверным является вывод мирового судьи о том, что предписания не признаны недействительными.

Предписание от 12.02.2019 г. не обладает признаком исполнимости. Недопустимо указание в предписании на общую обязанность соблюдать закон, требование об обязательности соблюдения которого всегда предъявляется к деятельности любого субъекта права.

- Осуществлять деятельность с соблюдением требований Положения об Особо охраняемом эколого-курортном регионе КМВ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 г. № 462;

Незаконность и неисполнимость указанного требования заключается в следующем.

Принадлежащий обществу объект размещения отходов (<адрес>, <адрес>) включен в государственный реестр объектов размещения отходов (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ)

Указанный полигон действует в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае, Утвержденной постановлением Правительства СК № 408-П от 22.09.2016 г.(с изменениями, внесенными постановлением Правительства СК от 01.10.2018 г. № 425-п)

Отсутствие события нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.

Ранее в отношении общества было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КРФ об АП (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.12.2016 года).

В качестве одного из событий административного правонарушения указано на размещение полигона ТБО в границах 3 зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения г. Ессентуки, что по мнению Департамента, является нарушением ряда нормативных актов, в т.ч. Положения «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», утвержденного постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 г.

Постановлением Ессентукского городского суда от 30.07.2017 г. общество привлечено к административной ответственности.

Решением СКС от 27.09.2017 г. постановление Ессентукского городского суда от 30.07.2017 г. отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании постановления Департамента Росприроднадзора по СКФО от 10.01.2017 г. , общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.9 КРФ об АП.

В качестве события административного правонарушения обществу вменяется осуществление деятельности по размещению твердых бытовых отходов на полигоне ТБО, находящимся в <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , расположенном во 2-ой зоне горно-санитарной охраны курорта федерального значения г. Ессентуки, что является нарушением Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.2016 года и ФЗ РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».

«Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 14.04.2017 г. Постановление Департамента от 10.01.2017 г. оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.

Решением СКС от 05.07.2017 г. постановление о привлечении к административной к ответственности отменено, административное производство прекращено.

В части требования разработать и согласовать с органами экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.

В марте 2016 г. предприятие направило в Департамент заявление об установлении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. К нему прилагался проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), который содержит раздел «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (стр. 88)

В мае 2016 г. Департаментом выдано разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Т.е. такие мероприятия обществом разработаны в составе проекта ПДВ.

Исходящим от 19.04.2019 г. общество направило в адрес Департамента уведомление, в котором изложены доводы, содержащиеся в настоящем объяснении, в том числе, в отношении невозможности исполнения первого требования предписания и незаконности второго требования по причине отсутствия нарушения со стороны общества.

Какие либо возражения со стороны Департамента на указанное уведомление не поступили.

Просит суд:

Признать постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №5 г. Ессентуки мирового судьи судебного участка №3 г. Ессентуки от 10 июня 2019 года по делу в отношении ООО «Арго» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП, незаконным.

Отменить постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №5 г. Ессентуки мирового судьи судебного участка №3 г. Ессентуки от 10 июня 2019 года по делу в отношении ООО «Арго» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП.

Представитель ООО «Арго» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Арго».

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. От представителя по доверенности ФИО2 в суд поступило заявление о рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КРФ об АП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КРФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КРФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №5 г. Ессентуки мирового судьи судебного участка №3 г. Ессентуки вынесено 10 июня 2019 года. 06.08.2019 года копия указанного постановления получена ООО «Арго» по почте, что подтверждается копией почтового конверта и отчетом об отслеживании. Жалоба подана представителем ООО «Арго» по доверенности ФИО1 в суд 13.08.2019 года, следовательно, срок на подачу настоящей жалобы не пропущен.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела. Согласно ст. 26.1 КРФ об АП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КРФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КРФ об АП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При этом, ч. 3 ст. 26.2 КРФ об АП, установлен запрет использования доказательств, полученных с нарушением закона.

На основании ст. 2.1 КРФ об АП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КРФ об АП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КРФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КРФ об АП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 23 января 2019 года «О проведении внеплановой документальной проверки в отношении ООО «Арго» в период с 23 января 2019 года по 12 февраля 2019 года Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу осуществлена внеплановая документарная проверка, на основании которой выданы предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды: от 12 февраля 2019 года, от 12 февраля 2019 года, от 12 февраля 2019 года, сроком исполнения до 12 марта 2019 года.

В период времени с 22 марта 2019 года по 10 апреля 2019 года Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на основании приказа от 20.03.2019 года «О проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица - ООО «Арго» проводилась внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлен факт невыполнения ООО «Арго» ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которых ООО «Арго» свою деятельность привести в соответствие с требованиями ст.9, ч. 3, ч.5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 4 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до 12 марта 2019 года, в ходе проводимой проверки в Департамент документы подтверждающие выполнение выданных предписания обществом не представлены, результате чего ООО «Арго» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 11 апреля 2019 года составлены протоколы об административном правонарушении: , в отношении юридического лица ООО «Арго» по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением мирового судьи судебного участка №5 города Ессентуки от 16 апреля 2019 года соединены в одно производство административные материалы по протоколам от 11 апреля 2019 года, от 11 апреля 2019 года, от 11 апреля 2019 года в отношении ООО «Арго» по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В период времени с 22 марта 2019 года по 10 апреля 2019 года Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на основании приказа от 20.03.2019 года «О проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица - ООО «Арго» проводилась внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлен факт невыполнения ООО «Арго» ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которых ООО «Арго» не выполнило в срок до 12 марта 2019 года законное предписание от 12.02.2019 года об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, а именно, осуществлении деятельность по размещению отходов с соблюдением требований Положения об особо охраняемом эколого-курортном регион РФ - Кавказских Минеральных водах (утверждено Постановлением Правительства РФ от 06. 07. 1992 года № 462 в соответствии с действующим законодательством РФ); организации деятельность в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: разработать план мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора; ООО «Арго» не выполнило в срок до 12 марта 2019 года законное предписание от 12.02.2019 года, об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, а именно, осуществлять деятельность в области обращения с отходами в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" - проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и по его результатам отчет направлять в территориальный орган Росприроднадзора; ООО «Арго» не выполнило в срок до 12 марта 2019 года законное предписание от 12.02.2019 года об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, а именно, осуществление деятельность в области обращения с отходами в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - переоформить лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами 1-4 класса опасности, в части выполняемых работ по сбору.

Представителем ООО «Арго» ФИО1 представлены (приложены к жалобе на постановление) суду решение Арбитражного суда СК от 21.06.2019 г. по делу , которым удовлетворены требования ООО «Арго» о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания от 12.02.2019 г. и решение Арбитражного суда СК от 27.06.2019 г. по делу , которым удовлетворены требования ООО «Арго» о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания от 12.02.2019 г.

Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признание незаконным предписаний, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие в деянии общества состава указанного административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, в указанной части дело подлежит прекращению по указанным обстоятельствам, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме того, решением по делу суд отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным предписания от 12.02.2019 г.

В судебном заседании установлено, что Общество имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов 1-4 классов опасности.

Обществом эксплуатируется полигон твердых бытовых отходов (далее - полигон ТБО), расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>

Приказом Росприроднадзора от 11.09.2015 № 731 «О включении объектов размещения отходов государственный реестр объектов размещения отходов полигон ТБО включен в Реестр.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 01.10.2018 № 425-л полигон включен в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае.

Распоряжением Правительства Ставропольского края от 14.10.2009 № 369-рп полигон включен в Перечень межмуниципальных зональных центров (отходоперерабатывающих комплексов) в Ставропольском крае.

В 2018 году Департаментом проведена проверка общества в сфере природопользования, по результатам которой составлен акт от 24.08.2018 и выдано предписание от 24.08.2018 согласно которому обществу предписано:

-осуществлять деятельность по размещению отходов с соблюдением требований Положения Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 № 462, в соответствии с действующим законодательством; разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В 2019 году, в соответствии с приказом руководителя департамента от 23.01.2019 в целях проверки ранее выданных предписаний (в том числе предписания ) департаментом проведена внеплановая проверка, по результатам которой 12 февраля 2019 года составлен акт .

Проверкой установлено, что предписание не исполнено, захоронение отходов ТБО на полигоне продолжается, чем нарушены требования Положения Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 № 462. Факты захоронения отходов на собственных полигонах ТБО, которые находятся в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод, подтверждаются отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности, представленной 15.01.2019 обществом в департамент в уведомительном порядке.

Кроме того, обществом не проводятся мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и мероприятия не согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, что является нарушением пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.

Обществу повторно выдано предписание от 12.02.2019: осуществлять деятельность по размещению отходов с соблюдением требований Положения Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 № 462, в соответствии с действующим законодательством; организовать деятельность в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно: разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Пункт 1 статьи 9 Закона об отходах производства и пункта 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Под размещением отходов в силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления понимается хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шлам хранилище, отвал горных пород и другое).

По смыслу указанных правовых норм в их нормативном единстве с пунктом 4.16 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» критерием разграничения деятельности по хранению и захоронению отходов является временное либо постоянное (соответственно) размещение отходов и возможность (невозможность) их последующего использования.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Закон об отходах производства и потребления запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 Положения об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных водах (утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 № 462 - далее по тексту - Положение) особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды создан в соответствии с Указом Президента РФ от 27.03 1992 № 309 и является федеральным курортом.

Особо охраняемый эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды (далее Кавказские Минеральные Воды) располагается на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево- Черкесской ССР.

В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод входят: в Ставропольском крае - города Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, ФИО3, а также районы Минераловодский, Георгиевский и Предгорный.

Полигон ТБО принадлежащий обществу и находящийся в <адрес> расположен на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

Согласно п. 1 раздела 2 «Охрана и рациональное использование природных лечебных факторов» Положения КМВ образованы в целях сохранения и воспроизводства уникальных природных лечебных факторов - Минеральных вод и лечебных грязей, охраны земель, недр, ландшафта, горных выработок, пригодных для лечебного использования, воздушного бассейна, древесной и иной растительности, животного мира, памятников природы и культуры, источников водоснабжения и других водных объектов.

Согласно пункту 2 указанного раздела Положения на территории КМВ обеспечивается постепенный вывод предприятий, оказывающих вредное влияние на природные лечебные факторы и использующих технологии, не подлежащие перепрофилированию; внедряются безотходные, экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.

Пунктом 4 указанного раздела Положения на территории КМВ запрещается устройство свалок, а также полигонов для захоронения различных токсичных веществ.

Из Положения Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425, также следует, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.

В соответствии с пунктом 3.1 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01), не допускается размещение полигонов во всех зонах охраны курортов.

Обстоятельства, свидетельствующие о нахождении полигона ТБО (<адрес>), принадлежащего ООО «Арго», на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, для которой введены ограничения по размещению отходов, в том числе по использованию полигона ТБО для целей «захоронения отходов», отражены в акте проверки от 24.08.2018 , проведенной департаментом в период с 30.07.2018 по 24.08.2018.

Само по себе то обстоятельство, что полигон ТБО, принадлежащий ООО «Арго» и находящийся в <адрес>, расположен на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод не означает нарушение законодательства об особо охраняемом эколого-курортном регионе.

В материалах дела нет сведений о том, что общество, используя полигон ТБО, нарушает запреты, установленные п. 4 Положения «Об особо охраняемом эколого- курортном регионе Кавказские минеральные воды» (утв. Постановлением Правительства РФ № 462 от 06.07.92) - размещение свалок, скотомогильников а также захоронение различных токсичных отходов.

Проверкой не подтверждено наличие у общества свалок, скотомогильников, а также захоронение на полигоне различных токсичных отходов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" полигон относится к числу объектов размещения отходов и является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов, и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Общество на основании лицензии эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов, который образован в установленном порядке, включен в государственный реестр объектов размещения отходов, а также в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае и в Перечень межмуниципальных зональных центров (отходоперерабатывающих комплексов) в Ставропольском крае.

Проверкой установлено, что полигон принимает и размещает только твердые коммунальные отходы на основании лицензии; образованные в результате хозяйственной деятельности отходы, не относящиеся к ТКО, общество передает в целях обращения с ними другой организации по договору.

Довод представителя Департамента о том, что были взяты анализы, в результате которых обнаружены токсичные отходы, отклоняется как не подтвержденный доказательствами и актами проверок.

Полигон расположен в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес> согласно сведениям публичной кадастровой карты данный участок имеет категорию - земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов: под размещение и обустройство полигона ТБО.

Эти обстоятельства подтверждено актом проверки, заключением государственной экологической экспертизы 2004 года, материалами дела.

Согласно письму филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Ставропольскому краю от 27.02.2017, земельный участок расположен за пределами 2 зоны округа санитарной охраны г. Ессентуки и не входит в зону ограничений.

Проверками не подтверждено нарушений обществом запретов, установленных частью 5 статьи 12 Закон об отходах производства и потребления, п. 4 Положения «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские минеральные воды», 3.1 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01), поскольку общество не ведет на полигоне запрещенных видов деятельности; полигон не располагается в зоне ограничений.

Кроме того, требования к устройству и содержанию полигонов ТБО разработаны на основании ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и применяются при проведении санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. Надзор за соблюдением требований указанных санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Такими полномочиями Департамент не наделен.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" - нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Согласно ст. 80 ФЗ "Об охране окружающей среды" требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Аналогичные правила установлены в ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 39 постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

У административного органа нет полномочий на приостановление или прекращение деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем, предписание выдано с превышением полномочий Росприроднадзора.

Исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Судебной практикой выработаны определенные критерии исполнимости предписания, в частности: содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами; недопустимо указание в предписании на общую обязанность соблюдать закон, требование об обязательности соблюдения которого всегда предъявляется к деятельности любого субъекта права.

В оспариваемом предписании содержится требование о необходимости осуществлять деятельность с соблюдением требований Положения об особо охраняемом эколого-курортном регионе КМВ.

Указанная формулировка не позволяет установить, какое именно нарушение подлежит устранению, а, следовательно, не позволяет определить способ устранения нарушения.

В соответствии со ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предприятия, осуществляющие производственную деятельность, в результате которой происходит выброс вредных веществ в атмосферный воздух, разрабатывают проекты нормативов предельно допустимых выбросов, содержащие раздел «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях».

В марте 2016 г. предприятие направило в Департамент заявление об установлении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. К нему прилагался проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), который содержит раздел «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (стр. 88)

В мае 2016 года Департаментом выдано разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что необходимые мероприятия обществом разработаны в составе проекта ПДВ и согласованы в установленном порядке.

Обществом разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ). В состав проекта ПДВ, согласно п. 3.9 Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятий, должен входить раздел «Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий».

Разработка указанных мероприятий осуществлялась с использованием РД 52.04.52- 85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Методические указания» и Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно положениям РД 52.04.52-85, предприятия, не включённые в перечень объектов, получающих предупреждения о возможных НМУ, по согласованию с МЦГМС, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ не разрабатывают.

В соответствии со ст. 65 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием, объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Согласно Порядку осуществления регионального государственного экологического надзора, утвержденного Постановлением Ставропольского края от 12 июля 2012 года N 242-п, Минприроды СК осуществляет государственный региональный экологический надзор в рамках которого проводит согласование мероприятий по регулированию выбросов вредных веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с п. 5.1. Порядка компетенция Минприроды СК в части экологического контроля распространяется на особо охраняемые природные территории краевого значения.

Исходя из совокупности приведенных норм компетенция Минприроды СК ограничена объектами, подлежащими только региональному экологическому надзору.

В соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N903, полигон ООО «Арго» является объектом федерального экологического контроля, в связи с чем, в части экологического контроля не является подконтрольным Министерству природных ресурсов СК.

В отношении полигона ООО «Арго», расположенного в <адрес>, функции государственного экологического контроля осуществляет Департамент Росприроднадзора по СКФО.

Оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает права общества, что влечет его незаконность.

При таких обстоятельствах, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №5 г. Ессентуки мирового судьи судебного участка №3 г. Ессентуки от 10 июня 2019 года по делу в отношении ООО «Арго» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП, подлежит отмене, с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КРФ об АП, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №5 г. Ессентуки мирового судьи судебного участка №3 г. Ессентуки от 10 июня 2019 года по делу в отношении ООО «Арго» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП, - отменить.

Производство по делу в отношении ООО «Арго» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП, прекратить, за отсутствием в действиях ООО «Арго» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Жукова В.В.