№ 2-158/2022 (2-2733/2021)
УИД № 26RS0012-01-2021-005088-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2022 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Жуковой В.В. с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика АО «Энергоресурсы» - ФИО2, выступающей на основании доверенности № от 14.01.2022 года,
при секретаре судебного заседания Быковой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Энергоресурсы» о признании виновным в умышленном не исполнении требований ФЗ № 261 по эксплуатации прибора учета тепловой энергии, в умышленном создании препятствий для ввода узла учета тепловой энергии на коммерческий учет, в неправомерном применении расчетного метода начислений платы по коммунальной услуге отопления, об уменьшении задолженности по коммунальной услуге отопления, о взыскании причиненных убытков, морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к АО «Энергоресурсы» о признании виновным в умышленном не исполнении требований ФЗ № 261 по эксплуатации прибора учета тепловой энергии с 07.07.2018 г. и до ноября 2019 г., о признании виновным в умышленном создании препятствий для ввода узла учета тепловой энергии на коммерческий учет с 07.07.2018 г. и до ноября 2019 г., о признании виновным в неправомерном применении расчетного метода начислений платы по коммунальной услуге отопления с 01.01.2019 г. и по ноябрь 2019 г., об уменьшении задолженности по коммунальной услуге отопления за январь – июнь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб. в месяц, а за июль-ноябрь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб. в месяц, о взыскании причиненных убытков в 2019 г. в размере <данные изъяты> руб., о взыскании причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп.
В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 указал, что он является собственником квартиры №37. В многоквартирном доме с 2015 г. и по декабрь 2020 г. управляло ТСН в МКД «4 корпус». До мая 2019 г. у него не было долгов по ЖКХ. О том, что придется платить за отопление при отключенной системе отопления, он узнал в конце мая 2019 г. АО «Энергоресурсы» с 07.07.2018 г. умышленно препятствует постановке на коммерческий учет общедомового прибора учета тепловой энергии и, таким образом причиняет ему убытки. Он неоднократно пытался совместно с АО «Энергоресурсы» разобраться в сложившейся ситуации, направлял им заявления (заявление от 16.05.2019 г., заявление от 28.10.2019 г., заявление от 22.11.2019 г.). В ответ он получил письма АО «Энергоресурсы» (письмо № 5183 от 05.11.2019 г., письмо № 5905 от 28.11.2019 г. и письмо № 2699 от 24.05.2019 г.). В этих письмах однозначно видна сознательная позиция АО «Энергоресурсы», что они не несут ответственности за внутренние инженерные системы, хотя он в своих заявлениях ссылался на требования п. 12 ст. 13 Федерального закона № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...», по которому ресурсоснабжающая организация обязана приступить к эксплуатации общедомового прибора учета через два месяца после выявления случая ненадлежащей эксплуатации его собственниками. В данном случае собственников (в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ) представляет ТСН в МКД «4 корпус». Одновременно за разъяснениями он обратился в Министерство ЖКХ Ставропольского края (заявление от 21.11.2019 г.)
Министерство ответило ему письмом № от 09.12.2019 г., в котором подтвердило то, что Ресурсоснабжающая организация обязана самостоятельно выполнять требования п.12 ст.13 Федерального закона №261.
АО «Энергоресурсы» является одновременно и поставщиком коммунального ресурса и исполнителем коммунальной услуги по отоплению. Он в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. является ответственным за находящийся в его квартире прибор учета на линии горячего водоснабжения.
Индивидуального прибора учета тепловой энергии на линии системы отопления у него нет.
Контроль за поступлением в дом тепловой энергии для отопления должен осуществляться общедомовым прибором учета, установленном в подвале. За эксплуатацию общедомового прибора учета отвечают ТСН (в соответствии с п.1 и п.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ) и АО «Энергоресурсы (в соответствии с п.12 ст. 13 Федерального закона №261 от 23 11 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...»).
С апреля 2018 г. начисления за коммунальную услугу отопления производит АО «Энергоресурсы», как исполнитель этой услуги. Являясь одновременно и поставщиком и исполнителем коммунальной услуги отопления, АО «Энергоресурсы» заинтересовано получать с него повышенную плату и любыми путями стремится это делать, в том числе и не законными.
Одним из таких путей является вывод из эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии и не принятие его на коммерческий учет. Это дает возможность, хоть и не законно, переходить к оплате за коммунальную услугу отопления расчетным путем с использованием норматива потребления тепловой энергии.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в соответствии со ст.19 Федерального закона №190 от 29.07.2010 г. «О теплоснабжении...» в трех случаях: а) отсутствии в точках учета приборов учета; б) неисправность приборов учета; в) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Расчетный метод для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя также допускается и Федеральным законом №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...». При этом оба закона требуют определять количество потребленного коммунального ресурса при помощи приборов учета, а расчетный метод рассматривается, как допускаемый.
Статья 19 Федерального закона №190 «Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя». П.2 Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета...
Статья 13 Федерального закона №261 «Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов...» п.1, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов... П.2 Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественных значениях энергетических ресурсов произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов... До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов, осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
О требовании по определению фактического количества энергии, поданной потребителю, говорится и в ст. 541 ГК РФ: п.1.. . Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета её фактического потребления.
В данном случае эти положения абсолютно не выполняются, так как АО «Энергоресурсы» заинтересовано получать с истца повышенную плату, а он практически, не имеет возможности повлиять на ситуацию, кроме как, в судебном разбирательстве.
О том, что АО «Энергоресурсы» является выгодополучателем свидетельствуют прилагаемые таблицы № и №. То, что АО «Энергоресурсы» обязано с 07.07.2018 г. (через два месяца после выведения общедомового прибора учета тепловой энергии из коммерческого учета для проведения государственной поверки - (Акт от 07.05.2018 г. подписанный представителем АО «Энергоресурсы» ведущим специалистом ТИ ФИО4 и представителем ТСН ФИО5) приступить к эксплуатации общедомового прибора учета определяется Федеральным законом № 261: Ст.13 Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетически ресурсы. П.12... до 1 июля 2013 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащение МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии... ..организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований части 3-6, 1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны обеспечить допуск указанным организациям к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не препятствовать вводу их в эксплуатацию... После 1 июля 2013 г. положения настоящей статьи должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета и не устранением таких нарушений совершивших их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов не выполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранения такого не выполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Приведенные выше положения законов №190 и №261 требуют некоторых пояснений. В законе №190 говорится о неисправности прибора учета, а в законе №261 о «ненадлежащей его эксплуатации». Понятие «неисправность прибора учета» описывается в Постановлении Правительства РФ №1034 от 18.11.2013 г. «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»: «неисправность средств измерений узла учета - состояние средств измерений, при которых узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативной и технической и конструкторской, проектной документаций (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также работой в нештатных ситуациях).
Понятие «ненадлежащая эксплуатация» это действия противоположные тем, что совершаются при «надлежащей эксплуатации», которые расшифровываются в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г. «Об утверждении правил содержания общего имущества в МКД»:
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатаций осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.
Рассматривая конкретно п.12 ст.13 Федерального закона №261 можно сделать вывод, что Законодатель рассматривает два случая эксплуатации общедомового прибора учета - «надлежащая эксплуатация» и «не надлежащая эксплуатация». Во втором случае он обязывает ресурсоснабжающую организацию приступить к самостоятельной эксплуатации этого прибора учета с целью не допущения не контролируемого расхода коммунального ресурса, и, соответственно, невозможности обмана потребителей через два месяца после выявления факта ненадлежащей эксплуатации, то есть в данном случае с 07.07.2018 г. При этом следует учесть, что в законе не приводится никаких требований к собственникам, кроме обеспечения доступа к месту установки прибора учета или для их эксплуатации, а после выполнения ресурсоснабжающей организацией необходимых действий с прибором учета они выставляют счет на оплату и, при необходимости, через суд.
Порядок практического применения этой нормы Федерального закона (п.12 ст.13) должен быть прописан в договоре ресурсоснабжения между ТСН и АО «Энергоресурсы» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012г «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами»:
П.18 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия: г) определенное с учетом требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию МКД коллективным (общедомовым) прибором учета... в обеспечении доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательства сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течении всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета». Не включение в договор ресурсоснабжения между ТСН и АО «Энергоресурсы» требований п.12 ст.13 Федерального закона №261 является нарушением п.1 ст.422 ГК РФ.
Ст. 422 Договор и закон. П.1 Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В нашем случае договор ресурсоснабжения (№ от 01.06.2015г. с дополнительным соглашением от 01.04.2018 г.) может служить образцом «договора присоединения», описанном в ст. 428 ГК РФ, по которому ТСН фактически ничего не может сделать вопреки желанию АО «Энергоресурсы». Об умышленном неисполнении АО «Энергоресурсы» требовании Федерального закона №261 (п.12 ст.13) свидетельствует и следующие положения: в Постановлении Правительства РФ №1034 в п. 16 говорится о возможности организации коммерческого учета обеими сторонами договора ресурсоснабжения.
П. 16 «Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемого потребителям тепловой энергии, теплоносителя может быть организован как теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, так и потребителем».
Кроме того, в Постановлении Правительства РФ №124 в п. 21.2 (фактически в развитии требований п.12 ст.13 Федерального закона №261) записано: «В многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды горячей воды электрической энергий, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами или в которых собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, ведение учета потребляемых коммунальных ресурсов, а также осуществление расчетов за коммунальные ресурсы осуществляется исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных исполнителем и введенным в эксплуатацию в установленном порядке. В случае если после установки коллективного (общедомового) прибора учета исполнителем потребителями установлен и введен в эксплуатацию в установленном порядке иной прибор учета, для учета потребляемых коммунальных ресурсов и осуществления расчетов за коммунальные услуги и ресурсы применяются показания установленного потребителями коллективного (общедомового) прибора учета.
Основания для не принятия общедомового прибора учета тепловой энергии на коммерческий учет АО «Энергоресурсы» наиболее полно изложило в своем письме № от 24.05.2019 г. со ссылкой на Постановления Правительства РФ № от 18.11.2013 г. «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Это Постановление состоит из нескольких основных разделов: 1.Проектиование узлов учета. 2.Ввод в эксплуатацию узлов учета. 3.Эксплуатация узлов учета.
Ввод в эксплуатацию узла учета (канала отопления) в доме был выполнен 01.06.2014 г. Был составлен «Акт допуска к эксплуатации узла учета у потребителя», подписанный комиссией из представителя «Ессентукской теплосети» и представителя ООО «Жилсервисстрой» (управляющая компания дома в то время). Комиссия в акте отметила, что узел учета соответствует пунктам 64 ибб ПКУТЭТ (запись ПКУТЭТ расшифровывается как «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя»). В акте указан тип прибора - МКТС и его заводской номер 2827 и диаметры измерительных модулей Ду50. Такой же тип прибора и заводской номер указаны во всех «ведомостях учета тепловой энергии» вплоть до 2021 г. 07.05.2018 г. комиссия в составе представителя АО «Энергоресурсы» и ТСН в МКД «4 корпус» произвела распломбировку узла учета для проведения очередной государственной поверки. Был составлен акт, в котором указан тот же заводской номер и тип теплосчетчика, что и в акте от 01.06.2014 г. Никаких особых замечаний в акте не указано. Сравнивая два акта (от 01.06.2014 г. и от 07.05.2018 г.) можно сказать, что какой был в 2014 г. (и соответствовал Постановлению №1034) узел учета, таким он и остался в 2018г. Нужно было сделать поверку его и проверив работоспособность, осуществлять коммерческий учет тепловой энергии, а не получать повышенную плату. Текст письма АО «Энергоресурсы» №2699 от 24.05.2019 г. составлен с явной попыткой обмануть истца и ввести в заблуждение. Постановление №1034 требует разного подхода к процедуре ввода узла учета в эксплуатацию и к самой эксплуатации, в частности к поверке прибора учета у потребителя. Ввод в эксплуатацию прибора учета у потребителя осуществляется в соответствии с пунктами 61-73 этого Постановления, а эксплуатация прибора учета (в том числе поверка прибора) регламентируется пунктами 80-92. Основное требование АО «Энергоресурсы» это представить проект узла учета. Кстати, такое же требование предъявляет АО «Энергоресурсы» уже в 2021 г. к УК «Регион-Гео» (акт №223 от 29.01.2021г. «Обследования тепловых сетей»). Требования АО «Энергоресурсы» не обоснованы, так как Постановление №1034 и изготовитель теплосчетчика решают этот вопрос так: в «Руководстве по эксплуатации теплосчетчика МКТС» (организация изготовитель ООО «Интелприбор») имеется целый раздел №5 «Монтаж теплосчетчика», в котором приведены необходимые данные для монтажа. Этот раздел полностью удовлетворяет п. 39.1 Постановления №1034. П.39.1 п.39.1 «Если изготовитель в составе технической документации на теплосчетчик представил проектную документацию на узел учета тепловой энергии, теплоноситель, разработанную на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенных для многократного применения (далее типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах «д-з», «м-н» п.44 и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией содержащей сведения, указанные в подпунктах «а-г», «и-л» п44 настоящих Правил...».
П.44 Проект узла учета содержит: А) Копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условия подключения; Б) план подключения потребителя к тепловой сети; В)принципиальную схему теплового пункта с узлом учета; Г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок; Д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета; Е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы); Ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета в соответствии с п71 настоящих правил; З) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя; И) расход теплоносителя по теплопотребляющим приборам по часам суток в зимний и летний периоды; К) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам; Л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета; М) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления; Н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.
Кроме того, узел учета в доме был смонтирован при проведении капитального ремонта системы отопления в 2010 г., который выполнялся силами АО «Энергоресурсы» (тогда «Ессентукская теплосеть»), и введен в эксплуатацию в 2014 г. В соответствии с п.49 Постановления Правительства РФ №1034 составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются.
П.49.. .Проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются.
Несмотря на то, что для принятия узла тепловой энергии дома на коммерческий учет не требовался проект узла учета, АО «Энергоресурсы» заставило ТСН заказать этот проект. Проект выполнен ООО «НАТЭК» (шифр проекта 2019-АТС-016) в соответствии с техническими условиями АО «Энергоресурсы» №14\2019 (письмо №3082 от 26.06.2019 г). Проект согласован АО «Энергоресурсы» 15.07.2019 г. Проект называется «Рабочий проект узла учета горячего водоснабжения, но в нем приведены чертежи как узла учета системы отопления, так и системы горячего водоснабжения (листы проекта 1.10, 2,3,7 и 7.1). Даже после этого и до июня 2021 г. АО «Энергоресурсы» продолжает производить начисления по коммунальной услуге отопления по нормативу, а не по показаниям прибора учета.
Начиная с 2014 г. и по 2020 г. дом получал (в соответствии с приказом Минэнерго России №103 от 12.03.2013 г.) паспорт готовности к отопительному периоду без замечаний. Это говорит о том, что у АО «Энергоресурсы» не было никаких претензий и к узлу учета тепловой энергии. В 2018 г. АО «Энергоресурсы» (в своем письме № от 24.05.2018 г.) выдвигает не законные требования с целью умышленного не введения узла учета тепловой энергии на коммерческий учет. Постановление №1034 в п.91, также как и фактически, требование п. 60.1 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» требует следующего: п.91 не реже одного раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонте проверяется работоспособность узла учета, а именно: А) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации; Б) срок действия поверки; B) работоспособность каждого канала измерений; Г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров; Д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных; П60.1 По истечению укзанных в п59.1 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу предоставленную на общедомовые нужды и плата за коммунальную услугу отопления определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в МКД не обеспечили в установленным порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечению срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу по отоплению - в порядке указанным в абзаце втором пункта 42.1 настоящих Правил.
Из текстов этих двух пунктов из разных Постановлений Правительства РФ следует, что: 1. Ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется один раз, 2. После очередной (внеочередной) поверки прибора учета требуется только проверка его работоспособности.
Управляющая организация домом в спорный период (ТСН в МКД «4 корпус) в 2016 г. восстановило «Технический паспорт теплоузла» (в соответствии с данными с отчетом ТСН за 2016 г.) В 2018 г. ТСН выполнило поверку узла учета и просило АО «Энергоресурсы» (письмо ТСН от 27.06.2018 г.) опломбировать его и соответственно составить акт периодической проверки узлу учета, который и являлся основанием для ведения коммерческого учета. Вместо этого, АО «Энергоресурсы» стало требовать выполнения действий, основанных на предвзятом применении положений Постановления №1034, а также выполнения работ, абсолютно не имеющих отношения к узлу учета (письмо АО «Энергоресурсы» №1739 от 29.06.2018 г.) с умышленной целью не принимать прибор учета на коммерческий учет и незаконно получать повышенную плату за отопление.
В соответствии с данными таблиц №1, №2 АО «Энергоресурсы» считает возможным получить оплату за отопление в 2019 г. и исходя из объема тепловой энергии 10,56 Гкал вместо предъявленных истцу и оплаченных 7,45Гкал в 2018 г. Это стало возможным из-за того, что невозможно контролировать расходы тепла из-за умышленного не введения в эксплуатацию АО «Энергоресурсы» общедомового прибора учета тепловой энергии.
Все приведенные выше доводы позволяют рассматривать умышленные действия АО «Энергоресурсы» по не выполнению требований по эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии и создания препятствий для принятия его на коммерческий учет с целью предъявления ему к оплате повышенных начислений по коммунальной услуге отопления и причинения ему убытков, как действия не отвечающие критериям добросовестного участника правоотношения как с ним, так и с ТСН в МКД «4 корпус». Об этом же свидетельствует и постоянные действия АО «Энергорсурсы» по взысканию с него незаконно возникшей по их вине его задолженности до окончательного решения судов.
При вынесении судом решения по затронутым вопросам просит особо учесть, что он, как потребитель, не является ответственным за эксплуатацию ОДПУ. Кроме того, у него, также как и у АО «Энергоресурсы» нет претензий по объёмам тепловой энергии на отопление предъявленных ему для определения начислений за 2018 г., хотя остаются на сегодня претензии на применение расчетного метода, так как хотя расчет не верен в ноябре и декабре 2018 г., а в октябре 2018 г. вообще не предъявлен, но цифры за эти три месяца находятся на уровне предыдущих лет (с 2015 г. по 2017 г). В данном исковом заявлении он оспаривает начисления за январь - ноябрь 2019 г.
То, что для него явно не справедливо оплачивать коммунальную услугу отопления исходя из норматива потребления тепла, а не по показаниям ОДПУ явно видно из таблицы №4, в которой приведены сведения по объемам потребления тепла за 2015-2020 гг. Из этой таблицы четко видно, что при работе прибора учета объём тепловой энергии, предъявляемой к оплате и соответственно плата за отопление уменьшается примерно на 20-30% по сравнению с оплатой по нормативу. Считает необходимым и справедливым суду уменьшить его задолженность за январь-июнь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб., а за июль-ноябрь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб. в месяц (в соответствии расчетом, изложенным в таблице №3).
Просит суд:
Признать АО «Энергоресурсы» виновным в умышленном не исполнении требований ФЗ № 261 по эксплуатации прибора учета тепловой энергии с 07.07.2018 г. и до ноября 2019 г.
Признать АО «Энергоресурсы» виновным в умышленном создании препятствий для ввода узла учета тепловой энергии на коммерческий учет с 07.07.2018 г. и до ноября 2019 г.
Признать АО «Энергоресурсы» виновным в неправомерном применении расчетного метода начислений платы по коммунальной услуге отопления с 01.01.2019 г. и по ноябрь 2019 г.
Уменьшить его задолженность по коммунальной услуге отопления за январь – июнь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб. в месяц, а за июль-ноябрь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб. в месяц.
Взыскать с АО «Энергоресурсы» в пользу ФИО1 причиненные убытки в 2019 г. в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с АО «Энергоресурсы» в пользу ФИО1 причиненный моральный вред в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с АО «Энергоресурсы» в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Энергоресурсы» - ФИО2, выступающая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных истцом ФИО1 требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым указала следующее.
Неоднократно в адрес организаций, под управлением которых находился указанный МКД, сообщалось о том, какие требования, в соответствии с действующим законодательством, необходимо предпринять для ввода указанного прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 14 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034, используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
В связи с тем, что общедомовой прибор учета не был принят на коммерческий учет, АО « Энергоресурсы» производило расчет по отоплению за январь 2019 г., согласно п. 59 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г., № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление Правительства № 354), согласно которого плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Средний объем потребленных Гкал — это сумма среднемесячных показаний общедомового прибора учета с октября 2017 по апрель 2018 разделённая на 6.
<данные изъяты> Гкал. Расчет потребления тепловой энергии на отопление за Январь 2019 п. 59(1). Средний объём потребленных Гкал / общую площадь дома * общую площадь квартиры= Индивидуальное потребление <данные изъяты>.
Индивидуальное потребление*Тариф за 1 Гкал= Индивидуальное потребление 1,3184*2523,79=3327,41 рублей
АО «Энергоресурсы» для ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета сообщало и вело активную переписку с представителями МКД по <адрес>А, <адрес>, о предоставлении комплекта документов, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», в котором определен порядок и комплектность необходимой документации и о создании комиссии, учитывая сложившиеся обстоятельства ОДПУ АО «Энергоресурсы» не был принят на коммерческий учет, в этой связи, расчет по услуге отопления с февраля 2019 г., производился исходя из норматива потребления согласно п. 42 (1), п. 60(1) Постановления Правительства № и в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется потребителями равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Объем нормативного потребления определяется по следующей формуле:
Pi = Si x NT x ТТ, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.
ТТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так в период с февраля 2019 г. по июнь 2019 г. начисления производились следующим образом:
<данные изъяты> руб.
с июля 2019 г. в связи с изменением тарифа:
<данные изъяты> руб.
Утверждения истца о том, что МКД оборудован ОДПУ – несостоятельны, так как сам истец утверждает, что общедомовой прибор учета не принят АО «Энергоресурсы» на учет.
Данная ситуация сложилась ввиду следующих фактических обстоятельств.
В МКД № а, <адрес> 12.11.2012 г. принят в эксплуатацию УУТЭ: МКТС заводской №, М121 И6-50 заводской №, М121 И6-50 заводской №, М121 И6-32 заводской №, М121 И6-15 заводской №. Дата выпуска приборов 2009 г. Полный средний срок службы приборов 12 лет — 2021 г. 16.04.2018 г. закончился межповерочный период приборов учета.
В связи с тем, что УУТЭ не соответствовал Федеральному закону от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и «Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034 п. 7, п. 14, Приказу Минстроя России от 17.03.2014 г. № 99 «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее — Правила) п. 128 управляющей компанией частично проведена модернизация УУТЭ.
В 2019 г. составлен новый проект на УУТЭ в части горячего водоснабжения.
В части отопления замена приборов учета не производилась. В связи с проведением частичной реконструкции, изменена схема монтажа УУТЭ (с вычислителем МКТС заводской №). Измененная схема монтажа не соответствовала проекту на УУТЭ. Устаревшие приборы не соответствовали правилам. На основании чего УУТЭ не мог быть допущен в коммерческий учет и необходимо было провести реконструкцию УУТЭ в части отопления.
Изготовленный ранее проект не соответствует тому, как фактически исполнен узел учета на отопление, в связи с чем, он не может быть введен в эксплуатацию.
Таким образом, на основании изложенного, в действиях АО «Энергоресурсы» отсутствуют признаки умышленного не исполнения требований Федерального закона № 261, а также умышленного создания препятствий для ввода узла учета тепловой энергии на коммерческий учет. Расчеты производились АО «Энергоресурсы» за услуги отопления и горячего водоснабжения, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, помимо наличия у собственника прав, указанных в ст. 209 ГК РФ, на него возлагаются и обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, в том числе, внесение предусмотренных ЖК РФ платежей и сборов за содержание жилого помещение, проведение текущего и капитального ремонта зданий, уплате налогов и т.д.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственники жилого помещения несут с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ч.ч.1,2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за отопление.
В силу ч.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
В соответствии с договором теплоснабжения № 287 от 01 июня 2015 года и дополнительным соглашением от 01 апреля 2018 года АО «Энергоресурсы» является поставщиком тепловой энергии в указанный многоквартирный дом, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
С 2015 года по декабрь 2020 года управляющей компанией в многоквартирном доме была ТСН в МКД «4 корпус».
Полагая, что умышленными действиями ответчика по неисполнению требований ФЗ №261, по созданию препятствий для ввода узла учета тепловой энергии на учет, им производится неправомерный расчетный метод начислений платы по коммунальной услугу отопления, истец ФИО1 обратился в суд с требованиями об уменьшении суммы задолженности, взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Так, в связи с непринятием в эксплуатацию теплосчетчика, ФИО1 обращался с заявлениями в АО «Энергоресурсы», на что получил ответы.
Как усматривается из ответа АО «Энергоресурсы» за исх. 2699 от 24.05.2017 года, (по вопросу причины не принятия узла учета тепловой энергии (далее УУТЭ) в жилом многоквартирном доме по <адрес>.) 07.05.2018 г. ведущим специалистом тепловой инспекции АО «Энергоресурсы» УУТЭ был распломбирован для проведения очередной поверки (Акт от 07.05.2018 г.). Согласно акта УУТЭ является неработоспособным и с 07.05.2018 г. расчет по отоплению и горячему водоснабжению по <адрес>, был произведен согласно п.59 Постановления №354 от 06.03.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Для ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета до ДД.ММ.ГГГГ от ТСЖ <адрес> в адрес АО «Энергоресурсы» не предоставлен комплект документов, указанных в требованиях Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», в котором определен порядок и комплектность предоставляемой документации.
Повторно сообщают,что для ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии после ремонта, поверки, а также обязательного ежегодного повторного ввода узла учета в эксплуатацию (до начала отопительного сезона), необходимо создать комиссию в следующем составе: а) представитель АО «Энергоресурсы»; б) представитель потребителя; в) представитель специализированной организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Владелец узла учета обязан представить комиссии проект узла учета, согласованный с АО «Энергоресурсы» и паспорт узла учета, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием натяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток). Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в тепловую инспекцию АО «Энергоресурсы» для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. Места и устройства для пломбировки узла учета заранее должны быть подготовлены монтажной организацией. Пломбировке подлежат места, определенные Схемой опломбировки, в месте подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого, может повлечь за собой искажение результатов измерений.
Как следует из ответа АО «Энергоресурсы» за исх. 5183 от 05.11.2019 года, многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДНУ), однако в ноябре, декабре 2018 года и в январе 2019 года расчет по услуге отопления производился согласно п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с истечение срока госповерки ОДДУ. Так как жильцами МКД выбран способ управления - ТСН в МКД «Четвертый корпус», а в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства № 354: «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), по вопросу обслуживания и оборудования, входящего в общее имущество МКД, просят обращаться к председателю. Учитывая, что ОДПУ не принят в коммерческий учет, расчет по услуге отопление с февраля 2019 года производится исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса согласно пункту 42 Постановления Правительства № 354 и в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 179 от 30.06.2016: оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется потребителями равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Дополнительно сообщают, что в соответствии с пунктом 159 Постановления Правительства № 354: «потребители, несвоевременно и (или) не полностью внёсшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно ответу АО «Энергоресурсы» за исх. 5905 от 28.11.2019 года, повторно сообщают, что многоквартирный <адрес> (далее МКД) оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДЛУ), однако в ноябре, декабре 2018 года и в январе 2019 года расчет по услуге отопления производился согласно п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с истечением срока госповерки ОДПУ, указывая основания, изложенные в ответе от за исх. 5183 от 05.11.2019 года. Начисления произведены в соответствии с законодательством Российской Федерации и подлежат оплате в полном объеме.
Кроме того, ФИО1 обратился в Министерство ЖКХ Ставропольского края, на что получил ответ № от 09.12.2019 года, согласно которому указано следующее.
Указанная в обращении часть 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ), указывает на необходимость самостоятельного обеспечения надлежащей эксплуатации прибора учета ресурсоснабжающей организацией, если собственник прибора учета до истечения 2-х месяцев с момента выявления нарушения надлежащей эксплуатации прибора учета не устранил выявленное нарушение. То есть, ресурсоснабжающая организация самостоятельно проводит мероприятия направленью на обеспечение надлежащей работы приборов учета. К таким мероприятиям относится в том числе, поверка приборов учета. Причем расходы, понесенные при проведении таких мероприятий, будут отнесены на собственника приборов учета.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи, в соответствии с частью д) пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, прибор учета считается вышедшим из строя. В этом случае, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, определяется в соответствии с пунктом 59 Правил.
По вопросу расчета норматива потребления тепловой энергии министерство сообщает, что в соответствии с приказом министерства от 14 сентября 2012 г. № 325-о/д «Об утверждении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в Ставропольском крае» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года и утвержденные органами местного самоуправления Ставропольского края.
Таким образом, в настоящее время на территории г. Ессентуки действуют нормативы потребления тепловой энергии, утвержденные решением совета г. Ессентуки.
Действующее нормативное регулирование отношений в сфере теплоснабжения допускает учет поставленной тепловой энергии одним из способов: по показаниям приборов учета тепловой энергии, размещенных на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (теплоснабжающей организацией и потребителя), либо - исходя из утвержденных нормативов потребления тепловой энергии.
На основании ч. 3 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В силу п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений п. 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с п. 60 (1) Правил № 354 по истечении указанного в п. 59 (1) предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42 (1) настоящих Правил.
Согласно п. 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при от-сутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение условий не допускается.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 14 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034, используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что 07 мая 2018 года общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, был распломбирован для проведения очередной поверки, и на протяжении 2018-2019 годов общедомовой прибор учета не был принят на коммерческий учет.
В связи с чем, начисления за поставленную тепловую энергию АО «Энергоресурсы» за период с ноября 2018 года по январь 2019 года производились в соответствии с п. 59 (1) Правил № 354 (по среднемесячным показаниям), а с февраля 2019 года по декабрь 2019 года - в соответствии с п.60(1) Правил № 354. (по нормативам потребления).
Доводы истца о том, что АО «Энергоресурсы» умышленно не исполняет требования ФЗ №261 по эксплуатации прибора учета, создает препятствия для ввода узла учета на коммерческий учет, и производит неправомерный метод расчета платы за отопление, не нашли объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства и трактованы на неверном понимании закона.
Действительно, в ответах на обращения ФИО1 АО «Энергоресурсы» ссылалось на начисление платы в соответствии с п. 59 Правил № 354. Между тем, в ходе судебного разбирательств по иному делу было достоверно установлено, что ссылка на п. 59 Правил № 354 является ошибочной и фактически расчет платы за отопление производился с ноября 2018 года по январь 2019 года по п. 59 (1) Правил № 354, а с февраля 2019 года по декабрь 2019 года - по п. 60(1) Правил № 354. Соответствующие доводы отражены и в представленных суду возражениях на апелляционную жалобу заявителя.
Доводы ФИО1 о том, что пункты 59 (1) и 60(1) Правил № 354 не применимы, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, суд находит необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что в рассматриваемый период прибор учета введен в эксплуатацию не был.
Утверждение истца о том, что п.п. 59 (1) и 60(1) Правил № 354 не возлагают на потребителя обязанность оплаты за отопление тепловой энергии, основано на неверном толковании норм права, по причине чего подлежит отклонению.
Также суд не соглашается с доводами ФИО1 о том, что пункты 59 (1) и 60(1) Правил № 354 не применимы, поскольку согласно п. 40 Постановления № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу в соответствии с п.п. 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих правил.
Таким образом, в рассматриваемом случае, производя начисления с февраля 2019 года по п. 60 (1) Правил № 354, ответчик обоснованно применял порядок расчета, установленный абз. 2 п. 42 (1) Правил № 354.
Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами: решением мирового судьи судебного участка №4 г. Ессентуки Ставропольского края от 13.03.2020 года, апелляционным определением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 01.03.2021 года.
На основании ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, истцом ФИО1 заявлено требование о взыскании в его пользу с АО «Энергоресурсы» морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п. 2 ст. 23 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
В соответствии с положениями ст. 151 Гражданского кодекса РФ и ст. 15 Закона N 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации, морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, об отсутствии нарушений прав истца действиями ответчика, в связи с чем, об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Энергоресурсы» о признании виновным в умышленном не исполнении требований ФЗ № 261 по эксплуатации прибора учета тепловой энергии с 07.07.2018 г. и до ноября 2019 г., о признании виновным в умышленном создании препятствий для ввода узла учета тепловой энергии на коммерческий учет с 07.07.2018 г. и до ноября 2019 г., о признании виновным в неправомерном применении расчетного метода начислений платы по коммунальной услуге отопления с 01.01.2019 г. и по ноябрь 2019 г., об уменьшении задолженности по коммунальной услуге отопления за январь – июнь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб. в месяц, а за июль-ноябрь 2019 г. до суммы <данные изъяты> руб. в месяц, о взыскании причиненных убытков в 2019 г. в размере <данные изъяты> руб., о взыскании причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп., - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Председательствующий судья В.В. Жукова
Мотивированное решение суда изготовлено 04 марта 2022 года.