Дело № 2-839/2021
УИД № 26RS0013-01-2021-001269-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2021 года город Железноводск
Железноводский городской суд Ставропольского края под председательством судьи Лихомана В.П.,
при секретаре Косомировой Е.А.,
с участием
представителя истца
заместителя прокурора города Железноводска Михайлова О.З.,
представителя ответчика
администрации города-курорта Железноводска ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Железноводском городском суде Ставропольского края гражданское дело № 2-839/2021 по исковому заявлению прокурора города Железноводска Ставропольского края, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края и администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края об устранении нарушений законодательства об образовании и противодействии терроризму и экстремизму,
УСТАНОВИЛ:
Согласно содержанию искового заявления, прокуратурой города Железноводска проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму и экстремизму в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края, находящемся по адресу: <...> (далее – МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик»), в ходе которой установлено, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения указанному учреждению присвоена третья категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования учреждения от 20 ноября 2019 года, при этом обязанность по организации обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени не исполнена.
Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик», его учредителем является администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края. Учреждение финансируется из средств бюджета города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Вместе с тем, как указал истец, меры направленные на обеспечение охраны МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти учредителем не принимаются.
Учитывая наличие субсидиарной ответственности администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края по обязательствам как учредителя образовательного учреждения, при недостаточности денежных средств в образовательном учреждении ответственность по обязательствам такого учреждения, согласно доводам истца, должен нести собственник.
По результатам проведенной проверки прокуратурой города Железноводска внесено представление в адрес начальника управления образования администрации города-курорта Железноводска, вместе с тем, как указал истец, в рамках его рассмотрения действенных мер на устранение выявленных нарушений не принято.
Истец считает, что непринятие мер по надлежащему обеспечению безопасности образовательного процесса, выраженное в необеспечении охраны вышеуказанного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти нарушает права обучающихся на безопасные условия обучения участников образовательного процесса, что является недопустимым.
По мнению истца, невыполнение образовательным учреждением требований закона влечет невозможность обеспечения безопасности граждан и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью, при этом выявленные нарушения законодательства могут так же привести к чрезвычайным ситуациям и ставят под угрозу безопасное пребывание детей в общеобразовательном учреждении.
Кроме того, как указал истец, исковое заявление подано, в том числе, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как невозможно определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы могут быть нарушены.
По изложенным основаниям, прокурор города Железноводска Ставропольского края в исковом заявлении просил суд обязать администрацию города-курорта Железноводска Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на заключение договора охраны МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, а также обязать МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на охрану здания образовательного учреждения, находящегося по адресу: Ставропольский край, город Железноводск, <...>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора города Железноводска Ставропольского края Михайлов О.З. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края ФИО1 в судебном заседании возражала в отношении иска в части требуемого истцом срока устранения выявленных недостатков, и просила суд увеличить этот срок до девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу для принятия мер, связанных с выделением дополнительного финансированием на данные виды расходов.
В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края и представитель третьего лица управления образования администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, при этом обратились в суд с письменными ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные письменные доказательства по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Железноводска проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму и экстремизму в МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик».
В ходе проверки установлено, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения указанному учреждению присвоена третья категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования учреждения от 20 ноября 2019 года, при этом обязанность по организации обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени не исполнена.
Согласно пунктам 7.1, 13 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных организаций.
В силу части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (пункты 7 и 12статьи 2), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года № АФ-102/09, предусмотрено принятие профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь, речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по установлению обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение указанных положений закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Согласно пункту 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения (пункт 17 Требований).
В соответствии с пунктом 18 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования, а также обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 13 и 14 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения МБДОУ «Детский сад №16 «Колокольчик» присвоена третья категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования учреждения от 20 ноября 2019 года.
Пунктом 24 Требований установлены минимальные требования для обеспечения антитеррористической защищенности дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Согласно представленным доказательствам, ответчиком МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик», с учетом присвоенной третьей категории опасности, обязанность по организации обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени не исполнена.
В соответствии с пунктами 1.6 и 1.7 Устава МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование город-курорт Железноводск Ставропольского края в лице администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края. Полномочия учредителя указанного образовательного учреждения осуществляет управление образования администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (за исключением вопросов, являющихся исключительной компетенцией администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края). Полномочия собственника имущества МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края осуществляет администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Согласно пункту 6.5 Устава, МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» осуществляет деятельность в соответствии с муниципальным заданием учредителя, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета города-курорта Железноводска Ставропольского края (пункт 6.6).
Учитывая наличие субсидиарной ответственности администрации города-курорта Железноводска по обязательствам как учредителя образовательного учреждения, при недостаточности денежных средств в образовательном учреждении ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник.
Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что меры, направленные на обеспечение охраны МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края не принимаются.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Железноводска Ставропольского края по данному факту 5 мая 2021 года в адрес начальника управления образования администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, в рамках рассмотрения указанного представления действенных мер на устранение имеющихся нарушений администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края не принято.
Таким образом, суд считает обоснованным довод истца о том, что администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края, которая является учредителем МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края, не принимаются должные меры для обеспечения безопасности образовательного процесса, которые выражаются в необеспечении охраны указанного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, что нарушает права воспитанников этого учреждения на безопасные условия обучения, что является недопустимым.
В условиях состязательности гражданского процесса истцом доказаны те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Приведенные обстоятельства, установленные судом, однозначно свидетельствуют о том, что исковые требования прокурора города Железноводска являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, с учетом доводов представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, заявленные в иске сроки устранения выявленных нарушений требований законодательства суд считает недостаточным и полагает необходимым возложить обязанность на администрацию города-курорта Железноводска Ставропольского края обеспечить финансирование на заключение договора охраны МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в течение девяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом на МБДОУ «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края подлежит возложению обязанность по заключению договора на охрану его здания сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в течение десяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Железноводска Ставропольского края, предъявленное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края и администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края об устранении нарушений законодательства об образовании и противодействии терроризму и экстремизму, удовлетворить полностью.
Обязать администрацию города-курорта Железноводска Ставропольского края в течение девяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование на заключение договора охраны муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска Ставропольского края в течение десяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заключить договор на охрану его здания, находящегося по адресу: Ставропольский край, город Железноводск, <...>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Железноводский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман