ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 260028-01-2021-000386-88 от 29.03.2021 Петровского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-258/2021

№ 26RS0028-01-2021-000386-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2021 года г.Светлоград

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ромась О.В.,

при секретаре Портянко А.С.,

с участием истца – ФИО6,

представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края ФИО7 и ФИО8, действующих на основании доверенностей --- и --- от ***,

представителя третьего лица военного комиссариата по городу Светлоград, Петровскому и Грачевскому районам Ставропольского края ФИО4, действующей по доверенности от ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Петровского районного суда гражданское дело по заявлению ФИО6 к Управлению труда и социальной защиты населения Петровского городского округа Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО6 обратился вПетровский районный суд Ставропольского краяк Управлению труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края с заявлением, в последствии уточненным, о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, мотивируя свои требования следующим.

02.12.2020 заявитель обратился в Ставропольский Военный гарнизонный суд об установлении факта его участия в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС.

Определением от 09.12.2020 Ставропольским Военным гарнизонным судом ФИО6 было отказано в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ в связи с неподсудностью дела военному суду.

Заявитель в период с 11.11.1986 по 27.10.1988 проходил действительную военную срочную службу в рядах Советской армии.

С 11.11.1986г. по май 1987г. он находился в ВЧ ---, которая являлась учебной частью и дислоцировалась в пгт. ..., а затем после указанной даты и до 26.10.1988г. он проходил службу в ВЧ ---, которая дислоцировалась в пгт. ... на территории Украины. 26.10.1988г. он был уволен из рядов Советской армии по сроку окончания службы.

О том, что в апреле 1986г. произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, он знал, однако, к каким последствиям может привести нахождение в зоне поражения от взрыва, ему ничего известно не было, так как эта информация была засекречена. Всех предупреждали о соблюдении мер безопасности, проводили инструктаж, говорили, что местность заражена.

Территории дислокации вышеуказанных воинских частей согласно Постановлению Кабинета Министров Украинской ССР от 23 июля 1991г. № 106 относятся к зоне радиоактивного заражения, где среднегодовая доза облучения превышает эффективную эквивалентную дозу человека (0,5 бэр).

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред.от 24.04.2020) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности (НРБ) в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред.от 24.04.2020) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред.от 24.04.2020) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным впунктах 3и4части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаютсяудостоверенияучастников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условияоформления и выдачи удостоверений определяютсяорганами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР работы, связанные с ликвидацией последствий аварии, признаются таковыми при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти.

В силу разъяснений пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 № 7, от 11.05.2007 № 23) поскольку факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы порождает права и льготы, закрепленные в базовом Законе, то он может быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, подтверждающие право на получение указанных льгот и компенсаций, и такие документы невозможно получить в ином порядке либо восстановить их в случае утраты (глава 28 ГПК РФ). Факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами, из числа названных в части 1 статьи 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями свидетелей.

Воинские части, в которых заявитель проходил срочную службу, находились в зоне отчуждения (зона отселения ст.9 – где среднегодовая доза облучения от радиоактивных выпадений превышает 0,5 бэр), и поэтому он полагает, что это является одним из оснований для установления факта его участия в ликвидации последствий ЧАЭС.

Кроме того, в период прохождения срочной службы, под видом тактических учений, отдельными командами по 5-7 человек он неоднократно направлялся в особую опасную зону ЧАЭС, в его обязанности входило: патрулирование лесных дорог, недопущение фактов мародерства, недопущение пропуска гражданских лиц в зону дезактивации. Командировочные документы и соответствующие отметки в военных билетах не оформляли.

Тот факт, что личный состав ВЧ --- и ВЧ ---, в которых заявитель проходил срочную службу, принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС также подтверждается и Приложениями №1 и №2 к приказу Министра обороны от 27.03.2003г. ---, а также приложенными нормативными документами.

С учетом вышеизложенного, просит признать факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании заявитель ФИО6 поддержал данное заявление, и пояснил, что занимается восстановлением и оформлением документов с 90-х годов и ввиду отсутствия отметки в его военном билете об участии в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, он вынужден обратиться в суд, поскольку установление данного факта необходимо для получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель третьего лица военного комиссариата по городу Светлоград, Петровскому и Грачевскому районам Ставропольского края ФИО4 в судебное заседание предоставила отзыв, из которого следует, что Приказом МЧС России № 253, Минтруда России № 207н, Минфина России № 73н от 21.04.2020 «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» (зарегистрирован в Минюсте России ***---) утвержден порядок выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. ФИО6 в период с *** по *** проходил военную службу по призыву в воинских частях --- и ---. В данный период времени указанные воинские части входили в состав Вооруженных Сил СССР и дислоцировались на территории Украины. В связи с отсутствием в военном билете записи начальника штаба воинской части, в которой ФИО6 проходил службу, о том, что он принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, ФИО6 в апреле 1999 года обратился в военный комиссариат с просьбой о направлении анкеты-запроса в архив для подтверждения факта своего участия в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС. За исх. --- от *** военным комиссариатом был направлен запрос в Центральный архив МО о предоставлении сведений его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На указанный запрос Центральный архив МО от *** сообщил, что документы в/ч --- за 1986-1988 годы, на хранение в ЦАМО не поступали и рекомендовал обратиться в Министерство обороны Республики Украины.

Военным комиссариатом был сделан запрос в Центральный архив МО Украины и получен ответ, что документы в/ч 64517 за период с 1984 по 1998 годы в Отраслевой государственный архив МО Украины не поступали.

Повторно ФИО6 обратился в военный комиссариат после личного обращения в Министерство обороны РФ, из полученного ответа за исх. --- от *** следует, что в соответствии с Перечнем воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 27.03.2003 ---, личный состав войсковой части --- принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Войсковая часть --- в Перечне отсутствует. По вопросу участия личного состава войсковой части --- в ликвидации последствий катастрофы следует обращаться в отраслевой государственный архив МО Украины.

Военный комиссариат за исх.--- от *** направил повторный запрос в адрес архива МО Украины о подтверждении необходимых сведений, до настоящего времени подтверждения участия ФИО6 в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС не поступало.

Возражений по существу заявленных ФИО6 требований отзыв не содержит.

Представители третьего лица Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края ФИО3 и ФИО8 в судебное заседание предоставили возражение, из которого следует, что согласно Положению о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от ***----п и Соглашения о сотрудничестве, заключенного между министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края и администрацией Петровского городского округа Ставропольского края от 18 мая 2018, Положению об Управлении труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края, утвержденному решением Совета депутатов Петровского городского округа Ставропольского края от 08.12.2017 ---, управление наделено полномочиями по приему документов для выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС соответствующего образца, направлению их в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, осуществлению выдачи оформленных удостоверений.

21.01.2019 года ФИО6 обратился в управление с заявлением и пакетом документов для получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Согласно пункту 11 Соглашения о сотрудничестве 25.01.2019 управлением заявление и пакет документов были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Краевая комиссия по выдаче удостоверений гражданам, подвергшихся воздействию радиации Министерства приняла решение об отказе в выдаче гр.ФИО6 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с тем, что в направленных документах не нашлось подтверждения участия ФИО6 в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС непосредственно в пределах зоны отчуждения (30 км зоне). На основании изложенного просили отказать ФИО6 в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края ФИО2, действующая по доверенности --- от ***, уведомленная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, из которого следует, что установление факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения (30-км зоне) влечет за собой определенные обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон).

В соответствии со ст. 15 Закона меры социальной поддержки предоставляются
гражданам на основании удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со статьей 7 Закона территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

При этом право на получение удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС предоставлено действующим законодательством только гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

То есть, необходимым и обязательным условием отнесения граждан, в т.ч. военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие Закона, является выполнение ими работ в пределах зоны отчуждения.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 г. ---н утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утративший силу в соответствии с совместным Приказом от 21 апреля 2020г. ---н/73н. Данным приказом утверждены новый Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), начало действия которого - 29.08.2020.

Как ранее действовавший, так и новый Порядки устанавливают единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения.

Для оформления и получения удостоверения в соответствии с п. 4 Порядка заявителем представляются один или несколько документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.

Таким документами (для военнослужащих и лиц, призванных на специальные сборы) являются: справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; соответствующими архивами; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); военный билет (разделы «Прохождение военных сборов» и «Особые отметки» с записью о работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения.

По вопросу необходимости подтверждения выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения имеются решения Верховного Суда Российской Федерации. Одно из них от 20.01.2010 № ГКПИ09-1510. В данном решении сказано о том, что Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является специальным законом и относит к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, военнослужащих не в связи с прохождением ими службы в определенной местности, а по основанию выполнения работ в зоне отчуждения.

В представленной заявителем копии военного билета АК --- отсутствует запись о его участии в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В копии справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 13.07.1999 указано, что документы воинской части 64517 на хранение в архив не поступали.

К копии справки Отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины от 25.11.1999 также указано, что документы на хранение в архив не поступали.

С учетом изложенного представленными документами не подтверждается факт участия ФИО6 в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Воинская часть 64517 указана в Перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организации Вооруженных сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации от ***---, однако, по мнению министерства, этого недостаточно для подтверждения личного участия ФИО6 в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В заявлении ФИО6 указывает, что воинские части, в которых он проходил службу, дислоцировались в пгт. ... и пгт. ....

Согласно Перечню населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденному постановлением кабинета министров Украины от 23 июля 1991 г. ---, данные населенные пункты относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а не к зоне отчуждения.

В случае невозможности получения заявителем надлежащих документов или невозможности восстановления утраченных документов (о чем есть соответствующее подтверждение), в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 264-267 ГПК РФ) гражданин вправе установить данный факт в судебном порядке.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 14.12.2000 № 35 (с изменениями и дополнениями) указал, что факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в части 1 статьи 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями свидетелей. Вместе с тем, если заявитель при установлении факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный выше факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо, в необходимых случаях оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.

Считает необходимым опросить свидетелей (при их наличии), которые могли бы подтвердить факт участия заявителя в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Но, при этом необходимо, чтобы свидетели или один из них сами непосредственно были в том же месте, в тот же период и имели документальное подтверждение данного факта пребывания (непосредственно в зоне отчуждения).

Данный факт является принципиально важным, поскольку имеют место случаи, когда свидетель имеет только удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, которое принимается за основу, а на основании чего оно было выдано, судом не исследуется.

Обращает внимание суда, что в заявлении истец просит установить факт участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, но этого недостаточно для приобретения права на получение удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Необходимо установить факт участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС именно в зоне отчуждения.

При этом заявитель не указывает, когда он направлялся для работы в зоне отчуждения (конкретные дни или периоды), поэтому не ясно какие периоды должны быть подтверждены.

Учитывая изложенное, считает, что достаточных оснований для установления факта работы ФИО6 в зоне отчуждения на основании представленных документов не имеется. Однако, если в ходе рассмотрения данного дела ФИО6 будет доказан факт участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30-км зоне), в том числе и по показаниям свидетелей, министерство в целом не возражает против установления данного факта и просит суд рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя министерства.

Суд, в соответствии со статьей 167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав в судебном заседании пояснения заявителя, допросив свидетелей, исследовав собранные в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, с *** по *** ФИО6 проходил военную службу по призыву, что подтверждается военным билетом АК ---, выданным *** (взамен утраченного) военным комиссариатом Ставропольского края по городу Светлоград, Петровскому и Грачевскому районам.

Согласно Разделу 11 военного билета с ноября 1986 года по май 1987 года ФИО6 проходил воинскую службу в в/ч ---), в мае 1987 года в – в в/ч ---), с мая по июль 1987 года – в в/ч ---), с июля 1987 по октябрь 1988 года – в в/ч ---).

Указанная информация также подтверждается справкой --- от ***, выданной Военным комиссариатом Ставропольского края по городу Светлоград, Петровскому и Грачевскому районам, согласно которой рядовой запаса ФИО6 с *** по *** действительно проходил военную службу по призыву в составе войсковой части ---, и согласно Приложения № 1 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от ***--- войсковая часть 64517 включена в перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании также установлено, что в 1999 году ФИО6 через военный комиссариат Петровского района Ставропольского края запросил информацию в Центральном архиве МО Украины для подтверждения участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, что подтверждается анкетой-запросом от 23.10.1999г. ---.

*** ФИО6 обратился в управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края с заявлением и пакетом документов для получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Согласно пункту 11 Соглашения о сотрудничестве 25.01.2019 управлением заявление и пакет документов были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Краевая комиссия по выдаче удостоверений гражданам, подвергшихся воздействию радиации Министерства приняла решение об отказе в выдаче гр.ФИО6 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с тем, что в направленных документах не нашлось подтверждения участия ФИО6 в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС непосредственно в пределах зоны отчуждения (30 км зоне), что подтверждается информацией УТСЗН ПГО СК --- от 29.03.2021г.

Из представленной в материалы дела информации военного комиссариата по городу Светлоград, Петровскому и Грачевскому районам Ставропольского края (вх. №620 от 12.03.2021) ФИО6 в период с 11.11.1986 по 27.10.1988 проходил военную службу по призыву в воинских частях --- и ---. В данный период времени указанные воинские части входили в состав Вооруженных Сил СССР и дислоцировались на территории Украины. В связи с отсутствием в военном билете записи начальника штаба воинской части, в которой ФИО6 проходил службу, о том, что он принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, ФИО6 в апреле 1999 года обратился в военный комиссариат с просьбой о направлении анкеты-запроса в архив для подтверждения факта своего участия в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС. За исх. --- от 09.04.1999 военным комиссариатом был направлен запрос в Центральный архив МО о предоставлении сведений его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На указанный запрос Центральный архив МО от 13.07.1999 сообщил, что документы в/ч --- за 1986-1988 годы, на хранение в ЦАМО не поступали и рекомендовал обратиться в Министерство обороны Республики Украины.

Военным комиссариатом был сделан запрос в Центральный архив МО Украины и получен ответ, что документы в/ч 64517 за период с 1984 по 1998 годы в Отраслевой государственный архив МО Украины не поступали.

Повторно ФИО6 обратился в военный комиссариат после личного обращения в Министерство обороны РФ, из полученного ответа за исх. --- от *** следует, что в соответствии с Перечнем воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 27.03.2003 ---, личный состав войсковой части 64517 принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Войсковая часть 89520 в Перечне отсутствует. По вопросу участия личного состава войсковой части --- в ликвидации последствий катастрофы следует обращаться в отраслевой государственный архив МО Украины.

Военный комиссариат за исх.--- от *** направил повторный запрос в адрес архива МО Украины о подтверждении необходимых сведений, до настоящего времени подтверждения участия ФИО6 в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС не поступало.

Из письма Минобороны России от ***---в следует, что войсковые части --- и --- в указанный период времени (1986-1990) входили в состав Вооруженных Сил СССР и дислоцировались на территории Украины (пгт.... и пгт. ...).

Из письма Минобороны России от ***--- следует, что документы войсковой части --- за 1986-1987 годы и войсковой части --- за 1987-1988 годы на хранение в Центральный архив Минобороны России и его филиалы не поступали.

Войсковые части --- и --- дислоцировались в Черниговской области в составе Киевского военного округа. В мае 1992года войсковые части 89520 и 64517 были переданы в состав Вооруженных Сил Украины. Информацией о местонахождении сведений архивы Минобороны России не располагают. Рекомендуется обратиться в отраслевой государственный архив Минобороны Украины.

В материалах дела имеется Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003г. «О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», согласно Приложению № 1 к которому в перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах, указана воинская часть --- КВО за --- (л.д.19).

Согласно Приложению № 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003г. «О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», к числу воинских частей, которые направляли на работы в 30-км зону, отдельные команды и группы военнослужащих отнесена воинская часть ---, за --- (л.д.44).

Статьей 8 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

В соответствии с Приложением № 1 «Перечень населенных пунктов, внесенных в зону радиоактивного заражения вследствие Чернобыльской АЭС» к Постановлению Кабинета Министров Украинской ССР от 23.07.1991 --- «Об организации исполнения постановлений Верховного Совета Украинской ССР о порядке ввода в действие законов Украинской ССР «О правовом режиме территории, которая подверглась радиоактивному заражению вследствие Чернобыльской катастрофы» и «О статусе социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» к населенным пунктам Зоны отчуждения отнесены пгт.... и пгт. ... (л.д.56-57).

09.12.2020 года ФИО6 обратился в Ставропольский гарнизонный военный суд с заявлением об установлении факта участия в ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС и возложении обязанности на военного комиссара г.Светлограда, Петровского и Грачевского районов Ставропольского края по внесению указанных сведений в его военный билет.

Определением от 09.12.2020 Ставропольским Военным гарнизонным судом ФИО6 было отказано в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ в связи с неподсудностью дела военному суду.

Согласно статьи 1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указанный закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними (статья 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Согласно положений статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 г. ---н утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утративший силу в соответствии с совместным Приказом от 21 апреля 2020г. ---н/73н. Данным приказом утверждены новый Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), начало действия которого - 29.08.2020.

Как ранее действовавший, так и новый Порядки устанавливают единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения.

Для оформления и получения удостоверения в соответствии с п. 4 Порядка заявителем представляются один или несколько документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.

Таким документами (для военнослужащих и лиц, призванных на специальные сборы) являются: справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; соответствующими архивами; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); военный билет (разделы «Прохождение военных сборов» и «Особые отметки» с записью о работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что у заявителя отсутствуют документы, необходимые для оформления и получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку военный билет не содержит отметок с записью о работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения), а также выписки из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения. Данные документы заявитель не может получить самостоятельно, ввиду их отсутствия в архивах Минобороны России и Минобороны Украины, что связано с тем, что войсковые части 89520 и 64517, дислоцировавшиеся в Черниговской области в составе Киевского военного округа, в мае 1992 года были переданы в состав Вооруженных Сил Украины. Информацией о местонахождении сведений архивы Минобороны России не располагают.

Согласно статьи 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

Установить юридический факт участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории пгт.... и пгт. ..., относящихся к территории зоны отчуждения, заявитель не может иначе, как в судебном порядке. Установление данного факта имеет для ФИО6 юридическое значение, которое заключается в реализации права на оформление и выдачу ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) следует, что поскольку факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы порождает права и льготы, закрепленные в базовом Законе, то он может быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, подтверждающие право на получение указанных льгот и компенсаций, и такие документы невозможно получить в ином порядке либо восстановить их в случае утраты (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ). Факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в части 1 статьи 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями свидетелей. Вместе с тем, если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный выше факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо в необходимых случаях оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.

В судебном заседании свидетель ФИО1 показал, что знаком с заявителем ФИО6. Он проходил военную службу в поселке «Десна» в войсковой части 89520 с 1984 по 1986 год. В военном билете у него стоит запись о том, что он участвовал в последствиях ликвидации Чернобыльской АЭС. Их знакомство состоялось в ноябре 1986 года в зоне ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Сначала они встретились на контрольно - пропускном пункте при въезде в войсковую часть, в которой он проходил службу (в/ч 89520), затем в казарме. Конкретно в районе Припяти он встречался с П-вым непосредственно в ходе операции по ликвидации последствий аварии 13 ноября 1986 года.

Свидетель ФИО5. в судебном заседании показал, что знаком с заявителем ФИО6. Он проходил военную службу с 1985 по 1987 год в войсковой части Великого .... В военном билете у него стоит запись о том, что он участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС. В 1986 году он попал в зону отчуждения с колонной для перегона военных автомобилей с целью их захоронения. С П-вым он был знаком до службы в армии, поэтому, когда встретил его 07.06.1987 года в зоне отчуждения, был рад увидеть земляка. ФИО6 «подавал машины из могильников, а он состоял в группе, которая увозила их в часть. 09.06.1987 он был уволен из рядов Советской армии.

В соответствии с п.13 «Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведённым в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации» утверждённом Постановлением Верховного Совета РФ от 13.08.1993 года, ----I к указанному списку отнесены в том числе работы по сносу, утилизации, захоронению и консервации зданий, сооружений, материальных ценностей.

Принимая во внимание показания свидетелей, материалы гражданского дела, исследованные документы, в судебном заседании с достоверностью установлено, что войсковые части --- и ---, в которых проходил срочную военную службу заявитель ФИО6 в период с 1986 по 1988 год дислоцировались в 30-км зоне (зоне отчуждения) на территории Черниговской области Украинской ССР, личный состав войсковой части --- принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

Судом установлено, что ФИО6 13 ноября 1986 года и 07.06.1987 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО6 об установлении юридического факта

участия в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС - удовлетворить.

Установить юридический факт – факт участия ФИО6 в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме, т.е. со 02.04.2021.

Судья Ромась О.В.