ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 260029-01-2021-006073-46 от 16.08.2021 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2986/2021

УИД № 26RS0029-01-2021-006073-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Казанчевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края) к Воейковой О. АнатО. о взыскании недоимки, пени и штрафа по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец сослался на то, что в порядке ст. 48 НК РФ ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края мировому судье судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Воейковой О.А. недоимки по пени и штрафу по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек.

Мировым судьей судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края 29.05.2020 года вынесен судебный приказ № 2а-231/2020 о взыскании с Воейковой О.А. недоимки по пени и штрафу по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек.

Определением от 22.06.2020 года мирового судьи судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края судебный приказ от 29.05.2020 года № 2а-231/2020 отменен.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по взносам в ПФР, ей, в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, через личный кабинет налогоплательщика, направлено следующее требование об уплате налога и пени: требование об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимки по взносам в ПФР размере 4 306 рублей 57 копеек, которое в настоящее время не исполнено.

В рамках рассмотрения судебного дела о взыскании задолженности с Воейковой О.А. ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края сообщает суду следующую информацию:

Согласно положениям ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин несет обязанность по уплате налогов и сборов, установленные законодательством РФ.

Данная обязанность является безусловным требованием государства и имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, иначе нарушался бы воплощенный в ст. 57 Конституции РФ конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановление Конституционного суда РФ № 9-П от 14.07.2005 года).

На основании ст. 286 КАС РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления. (287.2 КАС РФ) Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа согласно ст. 48 НК РФ подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. При этом перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны судом уважительными, законодательством не определены. Процессуальным законодательством также не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными. Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 года № 367-О и от 18.07.2006 года № 308-0, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края является администратором имущественных налогов на территории г. Пятигорска, пос. Горячеводский, пос. Свободы, стан. Константиновская, пос. Нижнеподкумский, пос. Средний Подкумок, с. Золотушка (х. Казачий), с. Привольное, с общей численностью населения 212,3 тыс. человек, что предусматривает собой большое число налогоплательщиков. В настоящее время по данным ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края общая численность должников по имущественным налогам составляет 57 тыс. 979 человек, при этом общая сумма задолженности составляет 311 млн. 902 тыс.

В связи с введением в действие 15.09.2015 года КАС РФ изменился порядок обращения государственного органа в суд о взыскании обязательных платежей и санкций. А именно изменены требования ст. ст. 125, 126, 287 КАС РФ, гл. 11.1 КАС РФ, предъявляемые к заявлению о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, а также увеличился пакет документов, необходимый для формирования заявления о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов. Так, в соответствии с п. 7 ст. 125 КАС РФ, административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Материалами, приложенными к административному исковому заявлению, подтверждается, что судебный приказ о взыскании обязательных налоговых платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел каких-либо правовых оснований для отказа в принятии или возвращения заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 года № 367-0 и от 18.07.2006 года № 308-0, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

В случае, если судебный приказ вынесен мировым судьей, не усмотревшим правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, то инспекция обратилась к мировому судье в пределах трехлетнего срока (Кассационные определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2020 года № 88А-5239/2020, от 02.09.2020 года № 88А-5237/2020).

В соответствии с положениями Кассационного определения Первого кассационного суда обшей юрисдикции от 08.06.2020 года № 88а-15685/2020 факт вынесения мировым судьей судебного приказа, в случае, если срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа был пропущен, свидетельствует о восстановлении пропущенного срока.

В то же время ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края сообщает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и прекращается с уплатой налога налогоплательщиком или с возникновением иных обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога. Каждый гражданин должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК РФ). Зачастую данная обязанность возлагается на налоговые органы. В связи с этим по доводам ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов может быть восстановлен, так как требуется погашение существующей задолженности по налогам и сбором ввиду нарушения налогоплательщиком своей прямой обязанности по уплате законно установленных налогов в бюджет, предусмотренной ст. 23 НК РФ.

В налоговом органе правоприменительная практика относительно восстановления пропущенного срока на подачу административного искового заявления сложилась таким образом, что судьи данный срок восстанавливают. При рассмотрении административного иска суд принимает во внимание позицию судов кассационной инстанции и ограничивается проверкой соблюдения срока на обращение в суд после отмены судебного приказа.

Обращаясь к суду за защитой своих законных интересов, ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края преследует цели защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей. Отказ налоговому органу в осуществлении правосудия в связи с пропуском срока на обращение с заявлением, повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и, как следствие, приведет к неполному его формированию.

На основании изложенного административный истец просит суд восстановить в соответствии со ст. ст. 94, 95 КАС РФ срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Воейковой О.А. недоимку, пени и штрафы по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек.

Представитель административного истца – ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Воейкова О.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки и не просила о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, возражения административного ответчика, оценив доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам:

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство в подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с положениями ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, подтверждается представленными суду административным истцом доказательствами, что ранее Воейкова О.А. являлась индивидуальным предпринимателем. При прекращении указанного статуса Воейкова О.А. не исполнила свое обязательство по уплате обязательных взносов в ПФР.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по взносам в ПФР, ей, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, через личный кабинет налогоплательщика, направлено следующее требование об уплате налога и пени: требование об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимка, пени и штрафы по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, которое в настоящее время не исполнено.

Из доводов административного истца ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края следует, что административный ответчик не исполнил надлежащим образом обязанность по уплате обязательных страховых взносов, допустил просрочку, извещался о наличии у него задолженности.

Судом установлено, следует из материалов административного дела № 2а-231/2020 по заявлению ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о выдаче судебного приказа, что 29.05.2020 года мировому судье судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Воейковой О.А. недоимки по пени и штрафу по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек.

Мировым судьей судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края 29.05.2020 года вынесен судебный приказ № 2а-231/2020 о взыскании с Воейковой О.А. недоимки по пени и штрафу по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек.

Определением от 22.06.2020 года мирового судьи судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края судебный приказ от 29.05.2020 года № 2а-231/2020 отменен.

В этот же день – 22.06.2020 года копия определения мирового судьи судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края направлена в адрес ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края и получена адресатом 13.07.2020 года, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции на сопроводительном письме к определению, представленном административным истцом.

Настоящее административное исковое заявление ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о взыскании с Воейковой О.А. недоимки по пени и штрафу по взносам в ПФР поступило в Пятигорский городской суд Ставропольского края 16.07.2021 года, а сдано налоговым органом в почтовое отделение 12.07.2021 года.

Пунктом 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абзаца 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Административный истец обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного им срока, предусмотренного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.

Как усматривается из материалов административного дела № 2а-231/2020 по заявлению ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о выдаче судебного приказа о взыскании с Воейковой О.А. недоимки по пени и штрафу по взносам в ПФР, - в соответствии со ст. 123.2 КАС РФ и ст. 48 НК РФ ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края обратилась к мировому судье судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Воейковой О.А. о взыскание задолженности, указанной в требовании от ДД.ММ.ГГГГ – до 07.02.2020 года, с нарушением установленного законом шестимесячного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем наступления обязательств налогоплательщика по уплате налога.

В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ мировым судьей судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края 29.05.2020 года вынесен судебный приказ № 2а-231/2020 по заявлению ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о взыскании с Воейковой О.А. недоимки по пени и штрафу по взносам в ПФР в общей сумме 4 306 рублей 57 копеек, который отменен определением мирового судьи судебного участка № 8 города Пятигорска Ставропольского края от 22.06.2020 года в связи с поступлением возражений от Воейковой О.А. относительно исполнения данного судебного приказа, вследствие чего ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края обратилась в Пятигорский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Воейковой О.А.

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края к Воейковой О.А., поступившее в Пятигорский городской суд Ставропольского края 16.07.2021 года, принято в отделении связи согласно штемпелю на конверте 12.07.2021 года, то есть подано в суд с нарушением установленного законом шестимесячного срока после отмены определением от 22.06.2020 года мирового судьи судебного участка № 8 г. Пятигорска Ставропольского края судебного приказа № 2а-231/2020 от 29.05.2020 года, исчисляемого с 14.07.2020 года (дня, следующего за днем получения ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края копии определения об отмене судебного приказа) по 14.01.2021 года.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 года № 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации», указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Анализ приведенных выше правовых норм, а также материалов дела, позволяет сделать вывод о том, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

В данном случае начало течения для административного истца срока для подачи административного искового заявления в суд – 14.07.2020 года, т.е. на следующий день после получения ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края копии определения об отмене судебного приказа. Дата окончания срока – 14.01.2021 года.

При этом исковое заявление направлено в адрес суда 12.07.2021 года, что подтверждается штампом Почты России на конверте, имеющимся в материалах дела. Следовательно, ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края подано в суд исковое заявление к Воейковой О.А. о взыскании недоимки по пени и штрафу за пределами установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ срока подачи в суд соответствующего административного иска. Доказательств уважительности причин пропуска срока предъявления административного искового заявления в суд административным истцом суду не представлено, а приведенные им доводы в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления суд находит несостоятельными и не заслуживающими внимания.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года № 479-О-О).

Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что материалами дела достоверно подтверждается то обстоятельство, что с 14.07.2020 года административный истец имел возможность своевременно обратиться в суд общей юрисдикции с административными исковыми требованиями к административному ответчику, однако никаких мер к соблюдению установленного законом срока не предпринял, не представил доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд, суд считает заявленное ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административными исковыми требованиями к Воейковой О.А. о взыскании недоимки, пени и штрафов по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку суд считает установленным факт пропуска административным истцом без уважительных причин срока обращения в суд, в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края о взыскании с Воейковой О.А. недоимки, пени и штрафов по взносам в ПФР: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек, следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края) о восстановлении срока на подачу административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края к Воейковой О. АнатО. о взыскании недоимки, пени и штрафов по взносам в Пенсионный фонд российской Федерации: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек, отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края к Воейковой О. АнатО. о взыскании недоимки, пени и штрафов по взносам в Пенсионный фонд российской Федерации: налог в размере 4 306 рублей 57 копеек, на общую сумму 4 306 рублей 57 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.

Судья И.Б. Шевлякова