Дело № 2а-3673/2021
УИД № 26RS0029-01-2021-007501-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шевляковой И.Б.
при секретаре судебного заседания Казанчевой С.Г.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
заинтересованного лица ФИО3,
представителя заинтересованного лица
ФИО3Абрамяна Р.В.,
помощника прокурора г. Пятигорска Денисовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска к избирательному объединению «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» об отмене регистрации кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов, на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва,
У С Т А Н О В И Л :
Решением Думы города Пятигорска от 29 июня 2021 года № 26-69 РД назначены выборы депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва на 19 сентября 2021 года, решение вступило в силу с 01 июля 2021 года.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования города- курорта Пятигорска, на которую возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва многомандатных избирательных округов с № 1 по № 11, от 24 июля 2021 года № 33/228 заверен список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России».
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска от 03 августа 2021 года № 40/319 зарегистрирован список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России».
Указанная избирательная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением к избирательному объединению «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», в котором просила отменить регистрацию ФИО3 кандидатом в составе списка (№ 4) по Единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного избирательной комиссией муниципального образования (постановление от 30 июля 2021 года № 40/319)); отменить регистрацию ФИО2 кандидатом в составе списка (№ 20) по Единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного избирательной комиссией муниципального образования (постановление от 30 июля 2021 года № 40/319)).
В обоснование заявленных административный исковых требований представитель административного истца – председатель избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска ФИО1 в административном исковом заявлении и в судебном заседании указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 13 минут избирательное объединение «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» обратилось в избирательную комиссию муниципального образования города-курорта Пятигорска о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва. ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 10 минут избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» в избирательную комиссию муниципального образования города-курорта Пятигорска представлены документы, необходимые для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва.
Порядок представления в избирательную комиссию списка кандидатов и иных документов, связанных с выдвижением избирательным объединением списка кандидатов, установлен ст. 23 Закона Ставропольского края от 12 мая 2017 года № 50-кз «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» (далее - Закон Ставропольского края № 50-кз). Согласно абз. 3 п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона Ставропольского края № 50-кз, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата в объеме, установленном подп. 58 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Руководствуясь ст. 28 Закона Ставропольского края № 50-кз, избирательная комиссия муниципального образования города-курорта Пятигорска направила представление о проверке сведений о судимости кандидатов в Информационный центр ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
В составе списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» указаны ФИО3 (№ 4 списка), ФИО2 (№ 20 списка).
Согласно полученным данным Информационного центра ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ФИО3 осужден по приговору Пятигорского городского суда Ставропольского края по п. «а, б» ч. 2 ст. 213 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года. Постановлением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 02 октября 2002 года ст. 74 УК РФ условное осуждение отменено, судимость снята. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден 06 октября 2000 года по приговору Ставропольского краевого суда на КМВ по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ. Определением Верховного суда РФ от 14 февраля 2001 года приговор отменен с прекращением уголовного дела за недоказанностью. Кассационным определением Верховного суда РФ от 13 ноября 2001 года определение Верховного суда РФ от 14 февраля 2001 года отменено, приговор Ставропольского краевого суда на КМВ от 06 октября 2000 года оставлен без изменения. Постановлением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 сентября 2004 года п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ переквалифицирован на ч. 1 ст. 290 УК РФ, к отбытию 1 года 6 месяцев лишения свободы. Освобожден 14 октября 2004 года по отбытию наказания.
В заявлениях указанных о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Пятигорска шестого созыва в составе списка, вышеуказанные кандидаты сведений о судимости не представили.
Сведения о судимости кандидатов не были и не могли быть известны избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, в связи с чем являются вновь открывшимися обстоятельствами.
В соответствии с ч. 9 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подп. «в», «д», «з» или «и» п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
В соответствии с подп. «з» ч. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости является основанием для отмены регистрации кандидатов, выдвинутых в составе списка (ФИО3 № 4 и ФИО2 № 20) судом.
Федеральным законом № 67-ФЗ предусмотрена обязанность кандидата на этапе выдвижения сообщить соответствующей избирательной комиссии информацию об имеющейся либо имевшейся у него судимости, включая даты ее снятия и погашения (п. 2.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ), при этом сведения о судимости в обязательном порядке включают в себя элементы, предусмотренные подп. 58 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ. Нарушение данных требований влечет отказ кандидату в регистрации (подп. «е» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ). В случае если кандидат уже зарегистрирован и избирательной комиссией выявлено сокрытие им факта имеющейся либо имевшейся судимости, данное обстоятельство является основанием для обращения зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии либо кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в суд с исковым заявлением об отмене его регистрации.
Согласно ч. ч. 2 и 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым, а погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, связанные с судимостью.
Между тем судимость, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П // СЗ РФ. 2013. № 43. Ст. 5622; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2016 года № 450-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2016. № 6), за пределами уголовно-правового регулирования приобретает автономное значение и влечет не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами, исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера.
На основании изложенного, представитель административного истца просил и просил удовлетворить административный иск к избирательному объединению «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», отменить регистрацию ФИО3 кандидатом в составе списка (№ 4) по Единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного избирательной комиссией муниципального образования (постановление от 30 июля 2021 года № 40/319)); отменить регистрацию ФИО2 кандидатом в составе списка (№ 20) по Единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Птяигорска шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного избирательной комиссией муниципального образования (постановление от 30 июля 2021 года № 40/319)).
В судебное заседание представитель административного ответчика - избирательного объединения «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», извещенный о времени и месте разбирательства дела в установленном законом порядке, не явился. Учитывая изложенное, а также то, что его присутствие судом обязательным не признавалось, в силу положений ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании с доводами административного искового заявления согласился частично. Пояснил, что, все документы, необходимые для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу №, в частности заявление о согласии баллотироваться, оформляли секретарь и представитель избирательного объединения «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России». При подписании документов он не увидел, что сведения о судимости не указаны, так как имеет плохое зрение и не одел очки. Сведения о судимости им не скрывались и были сообщены представителю партии.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании не признал заявленные к нему административные исковые требования. Полагал, что оснований для отмены его регистрации кандидатом в депутаты не имеется, так как он не желал скрыть судимость и дату её снятия, не указал о наличии снятой судимости по причине того, что в выданных ему на протяжении последних трех лет Информационным центром ГУ МВД России по Ставропольскому краю справкам – от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ таковых сведений не содержалось, при этом не отрицал факт привлечения его к уголовной ответственности и погашения судимости.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 - адвокат Абрамян Р.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании с иском избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска не согласился, пояснив суду, что, несмотря на формальные обстоятельства, выразившиеся в том, что ФИО3 не указал в своем заявлении сведения о снятой судимости в 2002 году, оснований для удовлетворения иска и отмены регистрации его в качестве кандидата, предусмотренных, в том числе Федеральным законом № 67-ФЗ, не имеется. Обратил внимание суда на положения п. 6.1 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 115-ФЗ), где, как полагает, указано о запрете принятия таких решений об отмене регистрации. Указал, что те основания, которые предусмотрены Федеральным законом № 67-ФЗ, при наличии которых ФИО3 изначально не мог быть зарегистрирован в качестве кандидата, отсутствуют, потому что наличие его снятой судимости за преступление средней тяжести в 2002 году исключает всяческие возможности снятия с выборов и лишения права быть избранным.
Участвующий в деле прокурор - помощник прокурора г. Пятигорска Денисова К.А. выступила с заключением о том, что заявленные административные исковые требования избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска об отмене регистрации ФИО3 кандидатом в составе списка (№ 4) по Единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорского шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска 30 июля 2021 за № 40/319, об отмене регистрации ФИО2 кандидатом в составе списка (№ 20) по Единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорского шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска 30 июля 2021 года за № 40/319 подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 2.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном п. 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Действующим избирательным законодательством обязанность по сообщению в избирательную комиссию сведений о судимостях лежит на кандидате в депутаты. Непредставление указанных сведений влечет нарушение порядка выдвижения кандидаты в депутаты, выразившегося в сообщении недостоверных сведений о личности, в части наличия погашенной судимости. Таким образом, кандидат обязан сообщить в избирательную комиссию сведения о судимости независимо от того, что судимость погашена.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 19 Закона Ставропольского края № 50-кз граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на соответствующих выборах непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющим в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право участвовать в выборах.
Представление в избирательную комиссию списка кандидатов и иных документов, связанных с выдвижением избирательным объединением списка кандидатов регулируется ст. 23 Закона Ставропольского края № 50-кз.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона Ставропольского края № 50-кз вместе со списком кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования представляется заявление в письменной форме каждого кандидата, включенного в список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением по соответствующему избирательному округу, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном ч. 4 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата в объеме, установленном подп. 58 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В силу п. 58 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, сведения о судимости кандидата – это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» ч. 26 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п. 2.1 ст. 33 настоящего Федерального закона, является основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Согласно подп. 2.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном п. 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
При этом суд учитывает, что используемое в избирательном законодательстве понятие «сведения о судимости кандидата» не совпадает с понятием «судимость», употребляемым в уголовном и уголовном процессуальном законодательстве, где наличие судимости имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.
По смыслу ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остается объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность.
Следует отметить, что специально оговорено условие о том, что при снятии и погашении судимости в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о дате снятия или погашения судимости. То есть, сведения о снятой или погашенной судимости (вне зависимости от того снята либо погашена такая судимость) также в любом случае должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться, а неуказание таких сведений, в свою очередь, является сокрытием кандидатом сведений о судимости.
Согласно ч. 9 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подп. «в», «д», «з» или «и» п. 7 настоящей статьи, либо в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подп. «а», «б», «в», «г» или «е» п. 26 ст. 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
Из материалов дела следует и установлено судом, что избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» в избирательную комиссию муниципального образования города-курорта Пятигорска выдвинут список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, в рамках чего ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ поданы документы для заверения списка кандидатов на выборах (л.д. 31-34), в том числе, список кандидатов в депутаты Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» по единому избирательному округу из 24 человек, в который включен ФИО3 под номером № 4 (л.д. 25) и ФИО2 под номером № 20 (л.д. 28-29), заявления указанных кандидатов о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов и иные документы в отношении кандидатов (л.д. 20-23).
Из заявлений ФИО3 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию муниципального образования города-курорта Пятигорска следует, что он дали своё согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Пятигорска шестого созыва в составе списка по единому избирательному округу избирательному объединению «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России». При этом сведений о наличии судимостей, как и сведения о наличии снятых и погашенных судимостях в заявлении указанными лицами не указано (л.д. 20-23).
Избирательная комиссия муниципального образования города-курорта Пятигорска, проверив соответствие порядка выдвижения списка кандидатов в депутаты Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Ставропольского края № 50-кз, установила соответствие порядка выдвижения указанного списка требованиям Закона Ставропольского края № 50-кз и приняла постановление от 03 августа 2021 года № 40/319 о регистрации списка кандидатов в депутаты Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутого «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» по единому избирательному округу (далее постановление от 03 августа 2021 года № 40/319).
В указанном списке под № 4 значится ФИО3, под номером № 20 – ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ за № избирательной комиссией муниципального образования города-курорта Пятигорска направлено представление в Информационный центр ГУ МВД России по Ставропольскому краю о проверке достоверности сведений о наличии (отсутствии) судимости, фактов привлечения к административной ответственности, на который Информационным центром ГУ МВД России по Ставропольскому краю направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно указанному ответу сообщено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> края, осужден 19 сентября 2021 года по приговору Пятигорского городского суда Ставропольского края по п. «а, б» ч. 2 ст. 213 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года. Постановлением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 02 октября 2002 года на основании ст. 74 УК РФ условное осуждение отменено, судимость снята.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, осужден 06 октября 2000 года по приговору Ставропольского краевого суда на КМВ по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ, ст. 64 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 года. Определением Верховного суда РФ от 14 февраля 2001 года приговор отменен с прекращением уголовного дела за недоказанностью. Кассационным определением Верховного суда РФ от 13 ноября 2001 года определение Верховного суда РФ от 14 февраля 2001 года отменено, приговор Ставропольского краевого суда на КМВ от 06 октября 2000 года оставлен без изменения. Постановлением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 17 сентября 2004 года п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ переквалифицирован на ч. 1 ст. 290 УК РФ, к отбытию 1 года 6 месяцев лишения свободы. Освобожден 14 октября 2004 года по отбытию наказания.
В ответе также указано, что согласно ч. 3 ст. 15 УК РФ данное деяние относилось к преступлениям средней тяжести. В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания. Судимость ФИО2 погашена 14 октября 2007 года. Информации о привлечении к административной ответственности ФИО3 и ФИО2 по ст. ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется (л.д. 35-43).
Указанное обстоятельство заинтересованные лица не оспаривали.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10 марта 2016 года № 451-О отметил, что по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 3), 15 (ч.4), 17 (ч.1) и 32 (ч. 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве относится альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия его реализации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации признал, что необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды, которые не сводятся к возможности избирателей составить свое мнение о личности кандидата, в том числе ознакомившись с его официально обнародованной биографией, включая сведения о его бывшей судимости; совершенное когда-либо в прошлом тяжкое или особо тяжкое преступление является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии; исходя из этого ограничение пассивного избирательного права и, соответственно, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, как мера, направленная на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти, преследует конституционно значимые цели повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 марта 2016 года № 450-О указал, что поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Таким образом, с учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости).
В соответствии с действующим правовым регулированием наличие у кандидата судимости само по себе не является препятствием к реализации его пассивного избирательного права, за исключением случаев, указанных в п. 3 и 3.2 ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ. Однако сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отказа в его регистрации, для его исключения из заверенного списка кандидатов (подп. «б» п. 26 ст. 38 данного Федерального закона), а также для отмены его регистрации судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения (ч. 9 ст. 76 данного Федерального закона).
Обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением по соответствующему избирательному округу, обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.
Кандидат в депутаты указывает сведения о наличии у него судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости), как сведения о его личности. Указание сведений о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) для кандидата является обязательным требованием закона.
Из представленных письменных доказательств установлено, что заинтересованные лица - кандидаты в депутаты в депутаты Думы города Пятигорска шестого созыва ФИО3 и ФИО2 в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона Ставропольского края № 50-кз не указали в заявлении о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» по соответствующему избирательному округу (л.д. 20-23) сведения о судимости кандидата в объеме, установленном подп. 58 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, а также сведения о дате снятия или погашения судимости, что в соответствии с ч. 9 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отмены судом регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.
При таких фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела, доводы заинтересованных лиц, представителя заинтересованного лица признаются судом несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм избирательного законодательства.
Кроме того, судом учтено, что срок обращения административного истца в суд, предусмотренный ч. 5 ст. 240 КАС РФ, не нарушен, т.к. административное исковое заявление подано в суд 21 августа 2021, т.е. с соблюдением восьмидневного срока до дня голосования 19 сентября 2021 года.
Судом при постановлении решения также учтены требования ч. 4 ст. 241 КАС РФ, согласно которым, решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Таким образом, административные исковые требования избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска к избирательному объединению «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» об отмене регистрации кандидатов ФИО3 и ФИО2, включенных в зарегистрированный список кандидатов под номером 4 и 20 соответственно, на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска к избирательному объединению «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» об отмене регистрации кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов, на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва ФИО3, включенного в список под номером 4 по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного постановлением избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска от 30 июля 2021 года № 40/319.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва ФИО2, включенного в список под номером 20 по единому избирательному округу на выборах депутатов Думы города Пятигорска шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрированного постановлением избирательной комиссии муниципального образования города-курорта Пятигорска от 30 июля 2021 года № 40/319.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Пятигорский городской суд Ставропольского края.
Судья И.Б. Шевлякова