ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270 от 31.08.2020 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело 27RS0-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Индустриальный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шкляр А.В., при ведении протокола секретарем Ли М.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в Аяно-Майский районный суд <адрес> с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> о возложении обязанностей, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по соблюдению требований законодательства в области соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, было выявлено, что в здании Клиентской службы (на правах группы) в <адрес> - ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по адресу: <адрес> отсутствует минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием, поскольку имеются снежные навалы при входе в вышеуказанное здание со стороны Клиентской службы. В нарушение п. 6.1.4 СП 59.13330, входная площадка при входе в Клиентскую службу, доступную для МГН, не имеет навес и водоотводы, а также поверхность покрытия входной площадки не является твердой, в связи с наличием снежного навала, что допускает скользкость. В нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330, в проеме входной двери, доступной для МГН, имеется порог, высотой 9 см., а также ширина дверного проема при входе в здание Клиентской службы составляет 72 см. Указанные нарушения существенно нарушают права и социальные гарантий инвалидов, гарантированные Конституцией РФ. Просил обязать государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> оборудовать вход в Клиентской службе (на правах группы) в <адрес> - ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, доступный для маломобильных групп населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: Оборудовать входную площадку при входе в клиентскую службу, доступную для МГН, навесом и водоотводом, а также обеспечить твердую поверхность покрытия входной площадки, не допускающую скользкость. Привести в соответствие с п. 6.1.5. СП 59.13330 не менее 0,9м. ширину дверного проема в стене (входная наружная дверь) в помещение клиентской службы, устранить имеющиеся пороги в дверном проема на входе в помещение клиентской службы.

Определением Аяно-Майского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ материалы гражданского дела переданы по подсудности на рассмотрение в Индустриальный районный суд <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3, действующая по поручению истца, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. В дополнение суду пояснила, что указанные нарушения существенно нарушают права и социальные гарантий инвалидов, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Изложенные в отзыве на исковое заявление доводы ответчика основаны на ложном понимании норм материального права. В Клиентской службе, расположенной по адресу: <адрес> не обеспечена доступность для его посещения маломобильных групп населения, требованиями действующего законодательства прямо предусмотрено обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Клиентская служба расположена в нежилом одноэтажном здании, по вышеуказанному адресу. Часть помещений указанного здания принадлежит на праве оперативного управления Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>. Дом, в котором находятся нежилые помещения Клиентской службы, не является вновь вводимым в эксплуатацию домом, равно как и прошедшим реконструкцию, модернизацию. Ответчиками не приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, не разработаны варианты и способы для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Доводы ответчика о ненадлежащем уведомлении о проведении проверки необоснованны, поскольку решение о проведении проверки, а также акт проверки вручены руководителю Клиентской службы ФИО5 о чем ФИО4 уведомила руководителя Центра ПФР . Более того, здание должно быть доступно для инвалидов. Просила удовлетворить заявленные прокурором <адрес> исковые требования о возложении обязанности на Центр ПФР оборудовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ доступный для маломобильных групп населения вход в Клиентскую службу.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, с требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в отзыве. В дополнение суду пояснила, что часть помещений в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>, занимаемых Клиентской службой, принадлежит Центру ПФР на праве оперативного управления. Здание, в котором расположены помещения Клиентской службы, построено в 1981 году, т.е. задолго до принятия Федерального закона № 181-ФЗ. Реконструкция или капитальный ремонт здания не производились, следовательно, вышеуказанные требования закона к данному объекту не применяются. Работники клиентской службы всегда оперативно откликаются на обращения граждан из числа инвалидов и обеспечивают необходимой помощью своевременно и квалифицированно: есть мобильная клиентская служба, граждане вправе обратиться через личный кабинет на сайте госуслуг. Центр ПФР является государственным учреждением и осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Бюджетные средства выделяются и расходуются строго по целевому назначению. Основанием для обращения прокурора с иском явилась проверка, проводившаяся согласно решению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решение о проведении принято не в отношении юридического лица, а в отношении его структурного подразделения, не являющегося филиалом либо представительством. Центр ПФР о проведении проверки не был уведомлен. Решение о проведении проверки, а также результаты проверки вручены лицу, не имеющему полномочий представлять интересы Центра по данным вопросам, руководителю Клиентской службы ФИО6 Акт проверки составлен до её окончания. Следовательно, результаты проверки, и доказательства, в том числе Акт проверки, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу исковых требований. Просила в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Выслушав стороны по делу, изучив письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Обособленное подразделение Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> Клиентская служба (на правах группы) в <адрес> обеспечивает прием и обслуживание граждан и страхователей по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. Клиентская служба подконтрольна в своей деятельности Отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес>. ОП клиентская служба взаимодействует в своей деятельности со структурными подразделениями ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском рае , государственным учреждением – Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в <адрес>, другими территориальными органами ПФР по соответствующим функциональным процессам.

Клиентская служба (на правах группы) в <адрес> расположена в помещении по адресу: <адрес>. Помещение принадлежит центру на праве оперативного управления.

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки выявлено, что в Клиентской службе (на правах группы) в <адрес> - ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> отсутствует минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием, поскольку имеются снежные навалы при входе в вышеуказанное здание со стороны Клиентской службы. В нарушение п. 6.1.4 СП 59.133330, входная площадка при входе в Клиентскую службу, доступную для МГН, не имеет навес и водоотводы, а также поверхность покрытия входной площадки не является твердой, в связи с наличием снежного навала, что допускает скользкость. В нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330, в проеме входной двери, доступной для МГН, имеется порог, высотой 9 см, а также ширина дверного проема при входе в здание Клиентской службы составляет 72 см, что препятствует доступности для его посещения маломобильных групп.

Согласно Акту обследования состояния доступности отдела ПФР в <адрес> Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> для поучения услуг ПФР инвалидам и другим МГН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание является отдельно стоящим, год постройки 1981. Согласно п. 3 о состоянии доступности, их обустройств для инвалидов на коляске - «доступность не организована». По итогам заключения о состоянии доступности территориального органа ПФР в отделе ПФР в <адрес> доступны участки помещений в помещении для отдельных категорий инвалидов, кроме инвалидов на кресле- коляске.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 24.10.2007г здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> двух этажное, год постройки 1978 года, стены и перегородки кирпичные. Здание имеет паспорт доступности для маломобильных групп населения, согласно которого ширина дверного проема 0,7 м. – не соответствует требованиям (п. 40);размер входной площадки отсутствует – не соответствует требованиям (п. 36); козырек на площадке не установлен (п. 37).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

При этом, в соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 798/пр утвержден свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

В соответствии с п. 6.1.1 указанного СП в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Согласно п. 6.1.4 входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Таким образом, объекты могут оснащаться приспособлением и оборудованием, как при начальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства, что противоречит доводам представителя ответчика о невозможности применения данных требований законодательства к зданиям, построенным до 01.07.2016г.

В следствие чего, судом установлено, что ответчиком не приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, не представлены доказательства обратного.

Доводы представителя ответчика о ненадлежащем уведомлении о проведении проверки необоснованны, поскольку решение о проведении проверки, а также акт проверки вручены руководителю Клиентской службы ФИО1 Более того, указанные доводы не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора, возложении обязанности на Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> в срок до 31.12.2020г. оборудовать входную площадку при входе в Клиентскую службу в <адрес> - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> по адресу: <адрес> навесом и водоотводом, обеспечить твердую поверхность покрытия входной площадки, не допускающую скользкость; привести в соответствие с п. 6.1.5. СП 59.13330 ширину дверного проема в стене (входная наружная дверь) в помещение Клиентской службы не менее 0,9 м.; устранить имеющиеся пороги в дверном проеме на входе в помещение клиентской службы.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> о возложении обязанностей удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> в срок до 31.12.2020г. оборудовать входную площадку при входе в Клиентскую службу в <адрес> - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в <адрес> по адресу: <адрес> навесом и водоотводом, обеспечить твердую поверхность покрытия входной площадки, не допускающую скользкость; привести в соответствие с п. 6.1.5. СП 59.13330 ширину дверного проема в стене (входная наружная дверь) в помещение Клиентской службы не менее 0,9 м.; устранить имеющиеся пороги в дверном проеме на входе в помещение клиентской службы.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд <адрес>.

Судья А.В. Шкляр

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.09.