Дело № 12-33/2021
УИД № 27RS0002-01-2021-000030-84
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
24 марта 2021 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев жалобу защитника Ступина Ю.Ю. на постановление и.о. заместителя начальника главного управления – начальника управления государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО1 № А№ от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона ФИО2 от 10 декабря 2020 года в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением и.о. заместителя начальника главного управления – начальника управления государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО1 от 24 декабря 2020 года ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание с учетом требований ст. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Данным постановлением ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ признано виновным за нарушение требований ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п.п. 1.4, 2.6.2, 4.10.2.1, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, а именно: за нарушение требований законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности при управлении, оказании работ и выполнении услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу Хабаровский край, с. Князе-Волконское (военный городок № 23), ДОС № 39.
В жалобе, поданной в суд, защитник юридического лица Ступин Ю.Ю. просит постановление должностного лица, вынесенное в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, отсутствие состава административного правонарушения и вины, не исследованность всех обстоятельств дела. Указывает, что в постановлении должностного лица не установлен и не доказан состав административного правонарушения; обоснование наличия у юридического лица обязанности по соблюдению требований, указанных в постановлении не приведено, постановление не мотивировано, не содержит оценки наличия у юридического лица возможности соблюдения нарушенных требований; вопрос о назначении юридическому лицу административного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, должностным лицом не рассматривался, какие обстоятельства учтены при назначении административного наказания в виде штрафа не указано; руководитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не был уведомлен о проведении проверки.
Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, должностного лица главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО1, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В суде защитник Ступин Ю.Ю. жалобу поддержал, приведя те же доводы, в дополнение пояснил, что лица, представляющие интересы ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и при привлечении к ответственности должностным лицом административного органа, имели доверенности, оформленные ненадлежащим образом, подписанные не руководителем самого юридического лица, а начальником ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МРО РФ, т.е. неуполномоченным лицом, при этом не выяснялся вопрос о том, имел ли начальник ЖКС № 1 полномочия на выдачу и подписания доверенностей работникам ЖКС № 1 от имени юридического лица и на представление интересов самого юридического лица, в том числе подписания от имени этого юридического лица указанных постановлений. В этой связи при вынесении постановлений и их подписания, работники ЖКС №1 не обладали полномочиями на совершение указанных действий от имени юридического лица. Указывает на то, что прокурором незаконно возбуждено дело об административном правонарушении, а должностным лицом административного органа незаконно вынесено постановление о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, поскольку имеется решение суда о возложении работ в рамках капитального ремонта МКД ДОС 39 с. Князе-Волконское на МО РФ. Согласно акта общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда ДОС 39 от 19.09.2019, МКД ДОС 39 с. Князе-Волконское требует проведение капитального, не текущего ремонта, собственником которого является МО РФ и принятие решение о капитальном ремонте общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД. Вступившим в законную силу решением суда от 18.05.2020 обязанность по проведению текущего ремонта МКД ДОС 30 возложена на Министерство обороны РФ.
В качестве прокурора в суде присутствовал помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона Восточного военного округа Камушкин А.В., который с доводами жалобы не согласился и пояснил, что о проведении проверки был уведомлен филиал, юридическое лицо не извещалось, поскольку не поднадзорно прокуратуре. Акт проверки, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении юридическому лицу не направлялись. Копия постановления была вручена представителю юридического лица ФИО5, который явился в прокуратуру для представления интересов филиала, таким образом, нарушений при проведении проверки и составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении допущено не было. Просит постановление должностного лица оставить без изменения как законное и обоснованное, поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения, а жалобу защитника без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Ступина Ю.Ю., прокурора Камушкина А.В., проверив материалы дела, нахожу постановление должностного лица подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом административного органа указанные требования закона при рассмотрении дела в полном объеме выполнены не были.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В целях реализации указанной части статьи 161 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит, перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил № 491).
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с п.п. 1.4, 2.6.2, 4.10.2.1, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.1.15 Правил № 170 юридические лица в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования (п. 1.4).
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (п. 2.6.2).
Не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (п. 4.1.15).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1).
Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм (п. 4.2.1.3).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (п. 4.2.3.1).
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (п. 4.2.3.2).
Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурновлажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (п. 4.10.2.1).
Как следует из материалов дела, деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу Хабаровский край, с. Князе-Волконское (военный городок № 23), ДОС № 39, осуществляемая на основании договора управления, ведется ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №, выданной Управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ДАТА.
18 ноября 2020 года на основании решения заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона № от 16.11.2020 в связи с рассмотрением обращения ФИО6 ФГКУ «1029 ЦГСЭН» МО РФ в отношении филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, являющегося структурным подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении, оказании работ и выполнении услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Хабаровский край, с. Князе-Волконское (военный городок № 23), ДОС № 39.
В ходе проверки установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ нарушены требования ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п.п. 1.4, 2.6.2, 4.10.2.1, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, а именно: многоквартирный жилой дом ДОС № 39 в с. Князе-Волконское 1968 года постройки, кирпичный, пятиэтажный, четырехподъездный, с мягкой рулонной кровлей и подвалом. Системы холодного водоснабжения, канализации, отопления здания централизованные от сетей военного городка. Твердое покрытие проездных и пешеходных дорожек перед подъездами домов и отмостка вокруг дома практически разрушены. Плиты приподъездных ступеней деформированы, отошли от стен домов на расстояние до 30 см. На фундаменте дома видны трещины, участки разрушения, выпадения штукатурного и бетонного слоев. Входные металлические двери в подъезды дома открыты настежь, закрываются не герметично, деревянные дверные коробки и полотна тамбурных дверей перекошены, не прилегают друг к другу. Целостность стен во входных тамбурах, а также полов на площадках первых этажей и лестничных маршах нарушена - имеются выбоины, ямы, щели. Наружные оконные рамы в подъездах имеют следы разрушения, деформированы, внутренние рамы местами заменены на новые, оконные остекления восстановлены из отдельных фрагментов. Внутри подъездов на стенах видны многочисленные участки разрушения и высыпания лакокрасочного, штукатурного и бетонного слоев, глубокие трещины, местами дыры. Батареи центрального отопления отсутствуют практически на всех лестничных площадках. Коробки электрощитков имеют следы коррозии, нарушено крепление коробки щитка со стеной, что создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций. В <адрес> (второй подъезд, второй этаж), где проживает ФИО6, на момент проверки батареи центрального отопления едва теплые на ощупь. На косяках при входе в квартиру, на наружных и внутренних стенах в жилых комнатах, в туалете в местах прохождения инженерных сетей видны трещины, участки разрушения отделочного и бетонного слоев. Трубы коммуникаций коррозированы. Деревянные полы под линолеумом ветхие. На входе в подвал со стороны улицы ограждающие стены и ступени лестничного марша имеют следы разрушения конструкций, видны выпавшие значительные фрагменты стен. Вход завален бытовым мусором. Внутри подвала освещение отсутствует, трубы инженерных сетей со следами коррозии, слышен звук льющейся воды из разрушенных коммуникаций. Затопления подвала сточными водами на момент проверки не отмечено. Имеются отдельные скопления воды в виде луж. Полы сырые, виден бытовой и прочий мусор (куски разрушающихся строительных конструкций). Предоставлен акт сезонного осмотра МКД (ДОС № 39) от 22.09.2020, о чем составлен акт проверки № 1224 от 18.11.2020 (л.д. 97-100).
В соответствии с Уставом, основными видами деятельности Учреждения являются в том числе, управление недвижимым имуществом.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и привлечения его к ответственности.
Вместе тем, с таким выводом должностного лица согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета фактических обстоятельств дела, норм материального права.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протокола, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу положений статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.12.2020 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеет филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), расположенный в г. Хабаровске Хабаровского края. Жилищно-коммунальная служба № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), по месту расположения которой выявлены нарушения требований законодательства, не является филиалом названого юридического лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Как следует из представленных материалов постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2020 в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ составлено заместителем военного прокурора Хабаровского гарнизона в отсутствие законного представителя юридического лица, которое было извещено надлежащим образом о времени и месте его составления (л.д. 141).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства (реестр, квитанция), подтверждающие факт направления копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно составлено. Между тем, в ходе рассмотрения жалобы, прокурор Камушкин А.В. пояснил, что копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении юридическому лицу не направлялась, поскольку была вручена представителю юридического лица ФИО5, явившемуся на составление постановления.
В силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Законным представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является Жданов А.А.
Таким образом, доверенность № ЖКС1-104 от 14.11.2019 на имя ФИО5, выданная начальником ЖКС № 1 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО8, не является документом предоставляющим право ФИО5 действовать от имени юридического лица.
С учетом изложенного, требования ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, прокурором выполнены не были, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении законному представителю юридического лица направлена не была.
Согласно п. 1.1 ст. 1 Приказа от 27 марта 2009 № 93 Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О реализации федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приказано заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.11.2020 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеет филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), расположенный в г. Хабаровске Хабаровского края.
Согласно представленным материалам уведомление о проведение проверки в филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО на основании решения о ее проведении № от 16.11.2020 поступило в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО 17.11.2020 по электронной почте (л.д. 5-7), вместе с тем данных об уведомлении юридического лица о проведении проверки в материалах дела не имеется, и в ходе рассмотрения дела представлено не было, поскольку не направлялось.
Иных доказательств, подтверждающих факт извещения юридического лица о проведении проверки, в материалах дела не имеется.
Таким образом, данных, которые позволяют сделать вывод об уведомлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как юридического лица, о проверяемых объектах филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах результаты проведения проверки в отношении филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в том числе акт проверки не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона.
В виду того, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 декабря 2020 года составлено с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, оно в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, которая устанавливает запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, не может быть признано допустимым доказательством по делу.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судьей установлено, что порядок проведения проверки не соблюден, то ее результаты, положенные прокурором в основу постановления от 10 декабря 2020 года являются недопустимым доказательством, исключение их из совокупности доказательств по настоящему делу влечет невозможность однозначно установить наличие вины Учреждения в совершении инкриминируемого правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Между тем, данное требование закона не выполнено, проведение проверки поручено помощнику военного прокурора Хабаровского гарнизона ФИО9 однако из акта проверки от 18.11.2020 следует, что указанное выше должностное лицо участия в проверке не принимал. Иных документов, подтверждающих проведение проверки указанным лицом, не имеется.
Между тем, данные обстоятельства оставлены должностным лицом административного органа без внимания.
Существенное нарушение процессуальных требований не позволило судье первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, то доводы жалобы по существу инкриминируемого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России правонарушения не подлежат оценке при настоящем разбирательстве.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в связи с чем, постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Между тем, ссылку защитника в жалобе на Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 265 от 28.05.2015 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нахожу несостоятельной, поскольку данный приказ утратил силу в связи с принятием ФЗ от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление и.о. заместителя начальника главного управления – начальника управления государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО1 № А№ от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника Ступина Ю.Ю. считать удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г.Хабаровска.
Судья (подпись)
Копия верна, Судья С.Н. Опалей
<данные изъяты>
<данные изъяты>