Дело № 2а-1698/2023
(УИД № 27RS0005-01-2023-001713-49)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«18» сентября 2023 года г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре Кочуковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснофлотского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к Ассоциации «Дальневосточный центр трансфера технологий» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением к Ассоциации «Дальневосточный центр трансфера технологий», мотивируя свои требования тем, что Управлением федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области *** принято решение о государственной регистрации Ассоциации «Дальневосточный центр трансфера технологий». Запись о государственной регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц *** Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером .... Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, директором организации является ФИО4. В соответствии с пунктами 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган установленные сведения о своей деятельности. Вместе с тем, из материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение пунктов 3 (3.1) статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Ассоциацией «Дальневосточный центр трансфера технологий» установленные сведения о своей деятельности за *** в уполномоченный орган не представлены. Кроме того, организацией в Управление представлено заявление об отсутствии деятельности Ассоциации «Дальневосточный центр трансфера технологий». Организация не возражает о ликвидации в судебном порядке.
На основании изложенного, а также положений ч. 5 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО просит суд: 1. ликвидировать Ассоциацию «Дальневосточный центр трансфера технологий». 2. Назначить ликвидатора - директора ФИО1. 3. Обязать ликвидатора провести процедуру ликвидации в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО, представитель заинтересованного лица УФНС по Хабаровскому краю, представитель административного ответчика Ассоциации «Дальневосточный центр трансфера технологий», в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 2 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
По смыслу части 1 статьи 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 вышеназванного Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ).
Согласно подпункту 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Исходя из изложенного, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В соответствии с положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом, в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Также в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (ч. 1 ст. 1 КАС РФ, ст. 7 и ст. 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности, часть 2 статьи 24 Закона о противодействии терроризму, п. 3 ст. 61 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4, п.3 ст. 41 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).
На основании пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях») и в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту" (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган установленные сведения о своей деятельности.
Так, согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.
Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчеты о ее деятельности, о персональном составе ее руководящих органов и работниках, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном в пункте 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Судом материалами дела установлено, что Ассоциация «Дальневосточный центр трансфера технологий» зарегистрирована в качестве юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц <данные изъяты> за основным государственным регистрационным номером ..., данные сведения, в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, носят открытый характер и содержатся на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации <данные изъяты> запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО.
Также судом на основании представленных административным истцом документов установлено, что в нарушение пунктов 3 (3.1) статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Ассоциацией «Дальневосточный центр трансфера технологий» установленные сведения о своей деятельности за <данные изъяты> годы в уполномоченный орган не представлены.
Разрешая настоящий административный спор, суд, оценив установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, приходит к выводу о том, что выявленные нарушения действующего законодательства Ассоциацией «Дальневосточный центр трансфера технологий» носят систематический характер на протяжении длительного времени, факт нарушения действующего законодательства административным ответчиком в ходе рассмотрения дела установлен и подтвержден, однако данных о том, что общественной организацией предпринимались все зависящие от нее меры для устранения выявленных нарушений и исполнения требований закона в установленный срок, не представлено, равно как и не представлено сведений, подтверждающих невозможность по объективным причинам, не зависящим от организации, представить истребуемые сведения и устранить допущенные нарушения закона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П, по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В данном случае, в нарушение выше приведенных Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязывающего некоммерческую организацию представлять в уполномоченный орган перечисленные документы, административный ответчик с <данные изъяты> года указанные сведения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО не представлял, сообщений о продолжении деятельности данной организации не имеется, что не оспаривается административным ответчиком, всех возможных действий по принятию мер по устранению нарушений законодательства организацией не предпринято в отсутствие доказательств наличия у Ассоциации объективных обстоятельств, препятствующих устранению данных нарушений.
При таком положении административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО к Ассоциации «Дальневосточный центр трансфера технологий» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 177-180, 262 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области по административному иску к Ассоциации «Дальневосточный центр трансфера технологий» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Ассоциацию «Дальневосточный центр трансфера технологий», зарегистрированную *** в ЕГРЮЛ по адресу: <данные изъяты> прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Ассоциацию «Дальневосточный центр трансфера технологий», зарегистрированную *** в ЕГРЮЛ по адресу<данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2023 и будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей путем направления посредством почтовой связи.
Судья: Л.В. Иванова