ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270012-01-2019-000260-93 от 06.05.2019 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-225/2019

№ 27RS0012-01-2019-000260-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 06 мая 2019 г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,

с участием помощника прокурора Будника Г.И.,

представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 18.01.2019 № 01-24-186,

при секретаре Орешенковой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнебуреинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, с учетом уточнения, о признании бездействий незаконными и обязании устранить нарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой Верхнебуреинского района проведен мониторинг сети «Интернет» в части соблюдения требований федерального законодательства, в ходе которого выявлены нарушения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно, на едином портале государственных и муниципальных услуг услуги размещены не в полном объеме. Так на портале https:\\www.gosuslugi.ru не размещены сведения о предоставлении следующих видов услуг «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Верхнебуреинского муниципального района» и «Прием заявления о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья администрацией Верхнебуреинского муниципального района». Не предоставление муниципальных услуг в электронной форме оказывает существенное влияние на права и свободы человека и гражданина, так как это является препятствием для получения муниципальной услуги.

Просит суд признать бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края незаконным и обязать разместить информацию обо всех предоставляемых в электронной форме муниципальных услугах на портале https:\\www.gosuslugi.ru.

В судебном заседании помощник прокурора Верхнебуреинского района Будник Г.И. исковые требования, заявленные с учетом их уточнения, поддержал, а также дополнительно просил установить срок исполнения судебного решения в течение 2-х месяцев со дня его вступления в законную силу.

Представитель административного ответчика ФИО1 исковые требования не признала, пояснив суду, что в настоящее время на портале «госуслуги» размещены 99 видов услуг, предоставляемых администрацией в электронном виде, но 2 услуги, а именно: «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Верхнебуреинского муниципального района» и «Прием заявления о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья администрацией Верхнебуреинского муниципального района» до настоящего времени не размещены, но администрацией района приняты все необходимые меры по их скорейшему размещению.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29.09.2016 № 583 в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях выполнения требований ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в электронном виде, к числу которых также отнесены: «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Верхнебуреинского муниципального района» и «Прием заявления о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья администрацией Верхнебуреинского муниципального района».

Из представленного акта осмотра сайта сети «Интернет» от 25.03.2019 следует, что помощником прокурора Верхнебуреинского района был осмотрен сайт глобальной сети «Интернет» по электронному адресу https:\\www.gosuslugi.ru\strukture\2740100010000000104 и было установлено, что по состоянию на 25.03.2019 на сайте администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края предоставлен не весь перечень услуг, в том числе отсутствуют 2 услуги, указанные в утвержденном перечне: «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Верхнебуреинского муниципального района» и «Прием заявления о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья администрацией Верхнебуреинского муниципального района». Данный факт о неразмещении двух названных видов услуг на сайте в сети интернет подтвердила в суде представитель административного ответчика ФИО1

В соответствии с ч. 6 ст. 4 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусмотрено, что перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг (ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах.

Согласно требованиям ч.ч. 1, 6, 7 ст. 11 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 указанного ФЗ переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 г. органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 г.) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края до настоящего времени не приняты исчерпывающие меры по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

На федеральном портале https:\\www.gosuslugi.ru размещены сведения о предоставляемых муниципальных услугах не в полном объеме, то есть административным ответчиком требования Закона № 210-ФЗ в части обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) не исполняются.

Установленные обстоятельства свидетельствует о том, что администрацией проявлено бездействие, нарушающее права неопределённого круга получателей муниципальных услуг. Указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан и условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Таким образом с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов и на срок устранения таких нарушений.

Прокурором заявлено требование о совершении действий в целях устранения нарушений прав в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

С учетом сложности и характера обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий необходимых для его исполнения, отсутствия возражений ответчика относительно сроков устранения недостатков указанных прокурором, суд устанавливает срок устранения нарушений 2 месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Верхнебуреинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по неразмещению сведений обо всех предоставляемых в электронной форме муниципальных услугах на портале https//www.gosuslugi.ru.

Обязать администрацию Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края разместить информацию обо всех предоставляемых в электронной форме муниципальных услугах на портале https//www.gosuslugi.ru в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 г.

Судья С.Н. Рамзина