Дело № 2- 1427/2021
УИД № 27RS0013-01-2021-002421-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09.12.2021 г. Амурск
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.
при секретаре Жуковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителей: взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее по тексту ФИО1, истец) обратился в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее АО «Почта России», ответчик), указав что:
24.10.2019 прокуратура Жуковского района Калужской области отправила ему заказное письмо, которое поступило в доставочное ОПС пос. Харп 05.11.2019 с нарушением контрольного срока пересылки на 2 дня;
31.10.2019 Хабаровский краевой суд отправил ему заказное письмо, которое поступило в доставочное ОПС пос. Харп 15.11.2020 с нарушением контрольного срока пересылки на 2 дня;
11.11.2019 УФПС ЯНАО - филиал АО Почта России отправило ему заказное письмо, которое поступило в доставочное ОПС пос. Харп 19.11.2019 с нарушением контрольного срока пересылки на 3 дня;
18.09.2019 Данилевский отдел судебных приставов отправил ему заказное письмо, которое поступило в доставочный ОПС пос. Харп 28.09.2019 с нарушением контрольного срока пересылки на 1 день;
30.12.2019 Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу отправило ему заказное письмо, которое поступило в доставочный ОПС пос. Харп 09.01.2020 с нарушением контрольного срока пересылки на 1 день;
06.11.2019 он отправил в Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга заказное письмо, которое поступило в доставочное ОПС 17.11.2019 с нарушение контрольного срока пересылки на 2 дня.
Установив факт допущенных нарушения пересылки его корреспонденции, 10.03.2020 он обратился к ответчику с досудебной претензией, просил признать факт допущенных нарушений и компенсировать моральный вред. Ответчиком признано нарушение контрольного срока пересылки писем, отправленных 24.10.2019 прокуратурой Жуковского района Калужской области, 31.10.2019 Хабаровским краевым судом, 11.11.2019 УФПС ЯНАО - филиалом АО Почта России, 06.11.2019 ФИО1. По заказному письму, отправленному 30.12.2019 Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, ответчик факт нарушения не признал, со ссылкой на то, что срок пересылки из пос. Харп в г. Санкт-Петербург составляет 10 дней. Однако с данным сроком он- истец не согласен, поскольку сроки пересылки, в соответствии с приказом Минкомсвязи РФ от 04.06.2018 № 257 составляет 9 дней. Поскольку факт нарушения доставки почтового отправления является установленным, считает, что ответчик в соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека обязан компенсировать моральный вред, причиненный нарушением его прав. Размер справедливой компенсации он - истец, оценивает в 60000 рублей, из расчета по 10000 рублей, считая такую компенсацию морального вреда справедливой, адекватной и соразмерной, поскольку по вине ответчика он - истец, перенес нравственные страдания, душевные переживания, чувство волнения, беспокойства, что выразилось в подавленном настроении, расстройство аппетита, затруднении в концентрации внимания при написании писем и обращений. В данном случае следует учитывать систематичность нарушения сроков пересылки и незаконный отказ ответчика в удовлетворении претензии истца. Просит взыскать с ответчика в его - истца пользу справедливую и адекватную компенсацию морального вреда в размере 60000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика АО «Почта России» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав представленные письменные доказательства и иные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее по тексту ФЗ «О почтовой связи») пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
Согласно ст.19 ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются названным Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
В силу ст. 14 ФЗ «О почтовой связи» к основным гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится, среди прочих, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Согласно ч.1 ст. 34 ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи, либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе, за недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (далее по тексту Правила оказания услуг почтовой связи).
В соответствии с п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Согласно п.6 приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
-между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению № 1 к нормативам. Согласно приложению, контрольный срок определяется в календарных днях на пересечении столбца и строки, в которых указаны города федерального значения, административные центры субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется пересылка письменной корреспонденции;
-на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов 2 календарных дня;
-между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;
- между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа - 3 календарных дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Согласно п.7 названного приказа нормативы, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть скорректированы оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи в субъектах Российской Федерации с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной развитости транспортной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение (Приложение № 2 к нормативам). В целях применения указанных нормативов труднодоступными населенными пунктами субъектов Российской Федерации являются населенные пункты, с которыми: круглогодично отсутствует возможность осуществлять чаще чем 2 раза в неделю транспортное сообщение в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой (круглогодичная труднодоступность населенных пунктов); временно, в силу природно-климатических причин (разлив рек, ледостав, ледоход, распутица и другие), отсутствует транспортное сообщение в течение определенного периода времени (периодическая (сезонная) труднодоступность населенных пунктов).
В таких случаях частота сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть увеличены оператором почтовой связи не более чем на 21 календарный день. Оператор почтовой связи обязан информировать пользователей услугами почтовой связи об особенностях оказания услуг связи в труднодоступных населенных пунктах, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.
Согласно таблице № 6 Приложения № 1 к приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции», срок доставки почтовых отправлений от: г. Жуков до г. Калуга (административный центр Калужского района, Калужской области ) составляет 2 дня; от г. Калуга до г. Салехард ( административный центр ЯНАО) - 4 дня, от Салехарда до Лабытнанги - 2 дня, от Лабытнанги до п. Харп- 3 дня. Следовательно, контрольные сроки пересылки почтовых отправлений до п. Харп Приуральского района ЯНАО из г. Жукова составляют 11 дней.
Срок доставки почтовых отправлений между: г. Хабаровском и г. Салехардом (административным центром ЯНАО) составляет 8 дней; г. Салехардом (административный центр ЯНАО) и г. Лабытнанги (административный центр Приуральского района) составляет 2 дня; г. Лабытнаги (административный центр Приуральского района) и п. Харп (поселение, расположенное на территории данного муниципального района) срок доставки почтового отправления составляет 3 календарных дня. Следовательно, контрольные сроки пересылки почтовых отправлений до п. Харп Приуральского района ЯНАО из г. Хабаровска составляют 13 дней.
Контрольные сроки пересылки почтовых отправлений до п. Харп Приуральского района ЯНАО из г. Салехарда составляют 5 дней.
Срок доставки почтовых отправлений между г. Москва и г. Салехардом (административным центром ЯНАО) составляет 4 дня; контрольные сроки пересылки почтовых отправлений до п. Харп Приуральского района ЯНАО из г. Салехарда составляют 5 дней. Следовательно, контрольные сроки пересылки почтовых отправлений до п. Харп Приуральского района ЯНАО из г. Москва составляют 9 дней.
Срок доставки почтовых отправлений между: г. Санкт-Петербургом и г. Салехардом (административным центром ЯНАО) составляет 5 дней; контрольные сроки пересылки почтовых отправлений до п. Харп Приуральского района ЯНАО из г. Салехарда составляют 5 дней. Следовательно, контрольные сроки пересылки почтовых отправлений до п. Харп Приуральского района ЯНАО из г. Санкт-Петербурга составляют 10 дней,
В соответствии с приложением № 2 к Приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» ЯНАО относится к субъектам РФ с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отделение почтовой связи поселка Харп поступили письма:
05.11.2019 из Прокуратуры Жуковского района Калужской области, отправленное 24.10.2019 из г. Жуков, с нарушением контрольного срока на 1 день;
15.11.2019 из Хабаровского краевого суда, отправленное 31.10.2019 из г. Хабаровска, с нарушением контрольного срока на 2 дня;
19.11.2019 из Управления Федеральной почтовой связи, отправленное 11.11.2019 из г. Салехарда, с нарушением контрольного срока на 2 дня;
28.09.2019 из Даниловского отделения судебных приставов, отправленное 18.09.2019 из г. Москва, с нарушением контрольного срока 1 день,
09.01.2020 из Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребители и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу, отправленное 30.12.2019 из г. Санкт-Петербурга, с нарушением контрольного срока в 1 день,
19.11.2019 из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО ФИО1, отправленное 06.11.2019 из п. Харп Приуральского района ЯНАО, с нарушением контрольного срока в 3 дня,
что подтверждается ответом на обращение ФИО1; копиями почтовых конвертов и кассовыми чеками (л.д. 5,6,7,8,10,11,12).
Судом, установлено, что истцом при составлении искового заиления допущена отписка в части указания даты доставления почтового отправления из Хабаровского краевого суда в п. Харп, в частичности истцом указано, что 31.10.2019 почтовое отправление отправлено из г. Хабаровска и поступило в ОПС п. Харп 05.11.2020, что опровергается отслеживанием почтовых отправлений, и не оспаривается ФИО2, суд правильной считает дату получения указанного отправления 15.11.2019.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих факт увеличения на какой-либо срок контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи в г. Лабытнанги ЯНАО.
Согласно письму УФАС ЯНАО АО «Почта России» в адрес ФИО1 (л.д. 6), претензия ФИО1 рассмотрена. По результатам проверки установлено замедление в пересылке писем. За ненадлежащее исполнение обязательств по пересылке почтовых отправлений оператор почтовой связи несет ответственность и возмещает пользователю убытки, причиненные при их оказании в соответствии со ст.34 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176 -ФЗ. В случае нарушения контрольного срока пересылки почтовых отправлений выплачивается неустойка в размере 3% платы за услугу по пересылке за каждый день задержки, но не более суммы, оплаченной за данную услугу. Иных выплат не предусмотрено. Поскольку ФИО1 не предоставил квитанции, подтверждающую факт заключения договора об оказании услуг связи, вопрос о выплате денежной компенсации не рассмотрен.
В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Доводы ответчика, изложенные в ответе от 30.11.2021 № 0031574038 по запрос суда о том, что первоочередное право на получение возмещения за внутреннее почтовое отправление остается за отправителем, судом не принимаются как не основанные на законе, поскольку в соответствии с пунктом 63 главы VII Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять отправитель, адресат (далее - заявитель) или уполномоченный представитель заявителя.
Поскольку факт нарушения ответчиком контрольного срока пересылки письменной корреспонденции нашел свое подтверждение, исковые требования о компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из совокупности вышеуказанных установленных судом фактических обстоятельств, при которых истцу был причинен моральный вред, принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, оценивая степень вины ответчика, нарушившего контрольные сроки пересылки почтовых отправлений; учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности денежной компенсации причиненного истицу морального вреда в размере 1000 рублей.
Пунктом 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку с ответчика акционерного общества «Почта России» в пользу истца подлежит взысканию сумма 1000 рублей, размер штрафа с данного ответчика в пользу истца составит 500 руб. в соответствие со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Истец при подаче в суд иска понес почтовые расходы в размере 65 рублей, что подтверждается почтовым конвертом, на который наклеены марки с указанными на них номиналами. Почтовые расходы подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 98 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителей: взыскании компенсации морального вреда, штрафа; взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000,00 (одной тысячи) рублей, штраф в размере 500,00 (пятисот) рублей, судебные расходы в размере 65 (шестидесяти пяти) рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 300,00 (триста) рублей.
Копию решения в мотивированном виде направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде, через Амурский городской суд Хабаровского края.
Судья С.Н. Лошманова
Мотивированный текст решения изготовлен 16.12.2021 (с учетом выходных дней 11.12.2021, 12.12.2021).
Судья С.Н. Лошманова