Дело № 2-199 /2022
УИД № 27RS0013-01-2021-002950-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Амурск 02 марта 2022 года
Амурский городской суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Лошмановой С.Н.,
при секретаре Соколовой Я.В.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Амурске Хабаровского края гражданское дело по иску администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края к ФИО1 о взыскании целевых бюджетных средств, представленных в виде субсидии и неиспользованных на предусмотренные субсидией цели, в бюджет муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее администрация Эльбанского городского поселения, истец) обратилась в Амурский городской суд с иском к ФИО1 (далее ФИО1, ответчик) о взыскании целевых бюджетных средств, представленных в виде субсидии и неиспользованных на предусмотренные субсидией цели, в бюджет муниципального образования, указав, что 25.11.2020 между истцом и ответчиком было заключено соглашение № 4 о предоставлении из бюджета Эльбанского городского поселения субсидий на возмещение затрат на оплату электроэнергии, топлива, реализацию энергосберегающих мероприятий, приобретение основных средств субъектам малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам деятельности (далее соглашение). Согласно соглашению ФИО1 из бюджета Эльбанского городского поселения в 2020 году была предоставлена субсидия на возмещение затрат на оплату электроэнергии, топлива, реализацию энергосберегающих мероприятий, приобретение основных средств субъектам малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам деятельности, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главным распорядителем средств бюджета поселения по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: статья 05001260, вид расходов 811, в рамках муниципальной программы «развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Эльбанском городском поселении на 2020-2022 года».
Размер субсидии составил 121643, 71 руб., она носит целевой характер и не может использоваться на другие цели. ФИО1 в течение двух лет ежегодно в срок до 10 апреля года, должна представлять Главному распорядителю средств бюджета поселения документы об основных финансово-экономических показателях субъекта малого предпринимательства.
06.04.2021 ответчику было направлено письмо-напоминание о необходимости направить вышеуказанные документы.
По факту непредставления документов финансовым отделом администрации Эльбанского городского поселения была проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, в результате которой выявлено, что по состоянию на 14.07.2021 в адрес Главного распорядителя бюджетных средств (истца) указанные документы не поступили, был составлен соответствующий акт о нарушении условий Соглашения. По условиям составленного акта получателю субсидии был предоставлен срок для устранения нарушений – 15 календарных дней, однако условия акта ФИО1 не выполнила.
16.11.2021 ответчику было направлено требование о возврате в бюджет Эльбанского городского поселения субсидии в размере и сроки, определенные в указанном требовании. До настоящего времени субсидия не возвращена.
06.04.2021 ФИО1 была исключена из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением своей деятельности, что не освобождает её от обязанности возврата субсидии в размере 121 643,71руб., предоставленной на возмещение затрат на оплату электроэнергии, топлива, реализацию энергосберегающих мероприятий, приобретение основных средств субъектам малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам деятельности и не использованной по назначению (л.д. 2-5).
Истец администрация Эльбанского городского поселения, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на удовлетворении исковых требованиях настаивал в полном объеме (л.д. 83).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что возникли форс-мажорные обстоятельства. Начались ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, покупателей стало меньше, выручка снизилась. Кроме того, с января 2021 года поменялась налоговая база, их перевели на патент, в связи с чем возросли налоги. Ранее платила 12000 рублей, а стала платить 35000 рублей налогов в квартал. Из-за этого стала работать в долг, в результате чего пришлось закрыть свою деятельность. Перед администрацией она отчитывалась за свою трудовую деятельность. В марте месяце, когда закрыла своё индивидуальное предприятие, перестала предоставлять отчеты. До этого всегда отчеты предоставляла, сколько продано, сколько потрачено. Она оплачивала электроэнергию, все чеки предоставила администрации. Также купила холодильник и мясорубку, также представила чеки. Она продолжала бы работать, если бы не сложившаяся ситуация. У неё были большие планы. У неё двое детей, которых она воспитывает одна, в случае удовлетворения исковых требований платить ей будет нечем. Доказательствами того, что она представляла документы в администрацию, не располагает, подтвердить данное обстоятельство не может.
Заслушав ответчицу, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края в целях реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Амурском муниципальном районе" постановлением от 10.04.2014 N 366 было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение затрат на оплату электроэнергии, топлива, реализацию энергосберегающих мероприятий, приобретение основных средств субъектам малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам деятельности".
На основании указанного Положения 25.11.2020 администрация Эльбанского городского поселения заключила с ФИО1 Соглашение о предоставлении из бюджета Эльбанского городского поселения субсидий на возмещение затрат на оплату электроэнергии, топлива, реализацию энергосберегающих мероприятий, приобретение основных средств субъектам малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам деятельности.
Согласно пункту 2.2 Соглашения субсидии носят целевой характер и не могут использоваться на другие цели.
В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.3 Соглашения получатель субсидии в течение двух лет ежегодно в срок до 10 апреля года обязан предоставлять Главному распорядителю средств бюджета поселения документы об основных финансово-экономических показателях субъекта малого предпринимательства.
В судебном заседании установлено, что в период с 20.05.2003 по 09.12.2021 ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о постановке на учет 27 № 001606824 (л.д.16), выпиской из ЕГРИП № ИЭ9965-21-222925223 (л.д.46), что ей, как индивидуальному предпринимателю, из бюджета Эльбанского городского поселения была выделена субсидия в размере 121643,71 руб., что подтверждается приложением к постановлению администрации Эльбанского городского поселения от 25.11.2020 № 543 (л.д. 38).
Также в судебном заседании установлено, что 06.04.2021 ответчику было направлено письмо-напоминание о необходимости предоставления документов об основных финансово-экономических показателях субъекта малого предпринимательства (л.д. 35, 36).
До 10.04.2021 ФИО1, в нарушение пунктов 4.3.2, 4.3.3, 4.2 Соглашения не предоставила необходимые документы, в связи с чем был составлен акт (л.д. 39-40) о нарушениях: не представила ежегодные, основные финансово-экономические показатели субъекта малого предпринимательства – получателя поддержки; не представила письменно информацию об изменении сведений, содержащихся в ЕГРИП.
В связи с нарушением условий Соглашения ФИО1 16.12.2021 было направлено письмо-требование (л.д.42, 43-44) о возврате в бюджет Эльбанского городского поселения субсидии в размере 121643,71 руб.
В соответствии с п. 5.3 Соглашения в случае не устранения Получателем субсидии нарушений в сроки, указанные в акте, Главный распорядитель средств бюджета поселения выставляет требование о возврате субсидии в бюджет Эльбанского городского поселения.
Согласно п. 5.4 Соглашения возврат суммы субсидии Получатель обязан произвести в течение 10 рабочих дней.
Из п. 5.5 Соглашения следует, что в случае невозврата Получателем предоставленной субсидии в установленный срок, Главный распорядитель средств бюджета поселения принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательства должны быть исполнены надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Обязанность ответчика вернуть сумму субсидии следует из самого Соглашения. Доводы ответчика об отсутствии денежных средств не могут быть приняты судом как основание для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 24 ГК РФ Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, а ответчик от её уплаты не освобожден, то с ответчика в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3632,87 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края к ФИО1 о взыскании целевых бюджетных средств, представленных в виде субсидии и неиспользованных на предусмотренные субсидией цели в бюджет муниципального образования, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края денежные средства –субсидию, предоставленную на возмещение затрат на оплату электроэнергии, топлива, реализацию энергосберегающих мероприятий, приобретение основных средств субъектам малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам деятельности в размере 121 643 рубля 71 копейки.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход Амурского муниципального района в размере 3632,87 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 1 месяца со дня его составления в мотивированном виде.
Председательствующий С.Н. Лошманова
Мотивированный текст решения изготовлен 25.03.2022.
Судья