Гражданское дело № 2-356/2022
УИД № 27RS0015-01-2022-000566-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2022 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стромиловой Е.А.,
при секретаре Басалаевой Н.Н.,
с участием представителя истца заместителя Ванинского транспортного прокурора Бобровой И.Б.,
представителя ответчика ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и татарского пролива» ФИО1, действующего на основании доверенности № 1, выданной сроком до 31.12.2022 без права передоверия другим лицам,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения в морских портах Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск законодательства об охране окружающей среды. С 01.01.2020 вступили в силу поправки к Приложению VI Международной конвенции о предотвращении загрязнения морской среды с судов (далее - МАРПОЛ), в соответствии с которым содержание массовой доли серы в судовом топливе не должно превышать 0,5% (далее - низкосернистое топливо). Комитет по защите морской среды Международной морской организации на 74-й сессии принял резолюцию МЕРС.320(74), которой утвердил руководство по порядку исполнения требования указанной конвенции о предельном содержании серы в судовом топливе. На основании вышеизложенного, а также с учетом разъяснений Минтранса России от 26.11.2019 № ЮЦ-Д5-26/19561 капитаны морских портов организовывают проверки российских и иностранных судов на предмет выполнения требований по содержанию серы в судовом топливе, для чего при инспекции судна (осмотре судна), осуществляют отбор проб судового топлива с последующим анализом отобранных проб в специализированных аккредитованных лабораториях. Во исполнение вышеуказанных норм ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» с МГУ им. адм. ФИО2 17.01.2020 заключило договор по лабораторному исследованию образцов нефтепродуктов. Для отбора проб топлива ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» заключило договор от 26.01.2021 с АО «Петролеум Аналистс», согласно условиям которого (Приложение № 1) не предусматривается оказание услуг по отбору проб судового топлива в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск, что также подтверждается исполнителем по данному договору.
25.12.2021 Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой руководителю ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и татарского пролива» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений экологического законодательства.
27.01.2022 года представление прокуратуры рассмотрено, однако действенных мер, направленных на устранение нарушений закона не принято.
По состоянию на 11.04.2022 договор, предусматривающий оказание услуг по отбору в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де- Кастри, Охотск администрацией портов не заключен. Таким образом, в морских портах Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск отсутствует фактическая возможность реализации полномочий по контролю за соблюдением требований о соответствии судов требованиям конвенции МАРПОЛ, в части перехода на использование низкосернистого топлива.
Указанные нарушения негативно влияют на экологическую безопасность в акватории вышеуказанных портов, могут повлечь причинение вреда морской среде, свидетельствуют об игнорировании международных обязательств в сфере мореплавания, что негативно сказывается на имидже Российской Федерации.
Просит суд обязать ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» обеспечить возможность отбора проб судового топлива в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск с последующим его анализом в специализированных аккредитованных лабораториях на предмет выполнения требований по содержанию серы. Установить ответчику срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.
В судебном заседании представитель истца заместитель Ванинского транспортного прокурора Боброва И.Б. исковые требования поддержала, пояснив выше изложенное и просит их удовлетворить в полном объеме. Также пояснила, что просят суд возложить обязанность по обеспечению возможности отбора проб судового топлива, а не заключать новый договор.
Истец Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор Ермакова Е.В. направила в адрес суда письменный отзыв на возражения ответчика, в котором указала, что изучив возражения руководителя ФГУП «АМП Охотского моря и Татарского пролива» полагаю их несостоятельными, поскольку позиция ответчика документально не подтверждена. Так из возражений следует, что капитаны портов организовывают проверки российских и иностранных судов на предмет выполнения требований по содержанию серы в судовом топливе, для чего при инспекции судна (осмотре судна) при наличии оснований полагать, что судовое топливо может не соответствовать требованиям Конвенции МАРПОЛ, осуществляется отбор судового топлива с последующим анализом отобранных проб в специализированных аккредитованных лабораториях. При этом отбор проб топлива в соответствии с п. 1.1 договора от 26.01.2021 № 02/2021-опер, заключенного ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» с АО «Петролеум Аналистс» осуществляется последним на территории Российской Федерации. Вместе с тем, из ответов капитанов морских портов Николаевск-на- Амуре, Охотск, Де-Кастри следует, что в 2020 - 2021 гг. отборы проб судового топлива в портах не осуществлялись. Согласно Приложению № 1 к договору от 26.01.2021 № 02/2021-опер оказание услуг АО «Петролеум Аналиетс» по отбору проб судового топлива в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск не предусматривается. Указанное также подтверждается ответом АО «Петролеум Аналиетс» от 28.12.2021 № 342/2021. Имеющиеся между заказчиком и исполнителем противоречия втолковании предмета договора от 28.12.2021 № 02/2021-опер до настоящеговремени не урегулированы. Таким образом, готовность ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» обеспечить возможность отбора пробсудового топлива в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск документально не подтверждена. С учетом изложенного выше, полагаю доводы «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» подлежащими отклонению.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и татарского пролива» ФИО1, действующий на основании доверенности № 1, выданной сроком до 31.12.2022 без права передоверия другим лицам с заявленными исковыми требованиями не согласился. В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что учреждение несогласно с предъявленным требованием по следующим основаниям. С 01.01.2020 вступили в силу поправки в Приложение VI Международной конвенции о предотвращении загрязнения морской среды с судов (Конвенция МАРПОЛ), в соответствии с которой содержание массовой доли серы в судовом топливе не должно превышать 0,5% (низкосернистое топливо). Комитет по защите морской среды Международной морской организации на своей 74-ой сессии принял резолюцию МЕРС.320(74), которой утвердил руководство по порядку исполнения требований Конвенции МАРПОЛ о предельном содержании серы в судовом топливе. В целях своевременного и надлежащего исполнения указанных требований капитанам морских портов предлагается руководствоваться следующим. Капитаны морских портов организовывают проверки российских и иностранных судов на предмет выполнения требований по содержанию серы в судовом топливе, для чего при инспекции судна (осмотре судна), проводимой в соответствии с системой инспектирования соответствующего регионального соглашения о государственном портовом контроле (Парижский, Токийский и Черноморский меморандумы), или в соответствии с процедурами, установленными Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним в отношении российских судов, и при наличии оснований полагать, что судовое топливо может не соответствовать требованиям Конвенции МАРПОЛ, осуществляется отбор судового топлива с последующим анализом отобранных проб в специализированных аккредитованных лабораториях. Так, основанием для взятия образцов топлива для лабораторного исследования являются: обнаружение несоответствий в записях в судовых документов (судовой, машинный журнал, журнал нефтяных операций) и невыполнение судовых процедур; отсутствие накладных на поставку топлива соответствующих пункту 5 привила 18 Приложения VI МАРПОЛ 73/78; отсутствие образцов бункерного топлива и несоблюдение условий их хранения (в соответствии с пунктом 8.1 правила 18 Приложения VI МАРПОЛ 73/78 и резолюции МЕРС.96(47)); информации третьих лиц о нарушении положений МАРПОЛ 73/78; профессиональное суждение инспектора государственного портового контроля о возможном несоответствии топлива требованиями МАРПОЛ 73/78. Работниками службы капитанов морских портов, входящих в состав Учреждения данные требования соблюдаются неукоснительно. Кроме этого ежемесячно службы капитанов морских портов представляют в Учреждение отчеты о доступности низкосернистого топлива в морских портах Российской Федерации и с 15.12.2019 Учреждение ежемесячно направляет результаты проведенного анализа в Росморречфлот. Для целей проведения отбора проб судового топлива и их последующего анализа Учреждением заключены договоры с АО «Петролеум Аналистс» от 26.01.2021 № 02/2021-опер и МГУ им. адм. ФИО2 от 17.01.2021 № 9/01-2020. Так согласно предмету договора от 26.01.2021 № 02/2021-опер территорией оказания услуг является территория Российской Федерации (пункт 1.1). Именно с такой зоной покрытия и заключался договор с АО «Петролеум Аналистс». В Приложении № 1 к договору от 26.01.2021 № 02/2021-опер установлен оговоренный перечень услуг, оказание услуг в иных портах рассчитываются индивидуально. Также Истцом не приняты во внимание условия пункта 2.4.2 договора от
№ 02/2021-опер, который обязывает Учреждение информировать АО Петролеум Аналистс» о предстоящих инспекциях и сообщать дату начала инспекции не позже, чем за 24 (двадцать четыре) часа. В случае необходимости проведения инспекции в новом месте, не предусмотренном договором от 26.01.2021 № 02/2021-опер или в случае, когда стоимость инспекции не предусмотрена договором от 26.01.2021 № 02/2021-опер или прайс-листом АО «Петролеум Аналистс», Учреждение обязано письменно проинформировать АО «Петролеум Аналистс» не позже, чем за 5 (пять) суток до начала инспекции. Учитывая изложенное в Плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения заложены денежные средства на «Прочие расходы» с целью проведения, в том числе, взятия образцов топлива для лабораторного исследования. Просит обратить внимание, что при заключении договора на проведение инспекционных услуг по определению качества (состава) нефтепродуктов специалистами Учреждения проводится работа по установлению организаций, имеющих возможности выполнения необходимых работ. В поселках Охотск, Де-Кастри и городе Николаевск-на-Амуре не установлено специализированных организаций, оказывающих услуги по определению качества (состава) нефтепродуктов. Просит суд отказать Николаевскому-на-Амуре транспортному прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Также в судебном заседании пояснил, что согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Никаким нормативно-правовым актом не урегулирован вопрос о том каким именно образом должен производится отбор проб. Нарушение носит мнимый характер. МАП не осуществляет отбора проб. МАП занимается организацией работ по отбору проб. Во исполнения данных обязанностей был заключен договор, представление прокурора было рассмотрено, возражений не имелось. Согласно п. 1.1 договора от 26.01.2021 года № 02/2021-опер, Заказчик поручает Исполнителю и последний принимает на себя обязательства оказывать инспекционные услуги по определению количества и/или качества нефти, нефтепродуктов, других видов грузов и других видов инспекций (далее по тексту - «инспекции» или «услуги») на основании письменных номинаций (заявок) Заказчика, оформленных в соответствии с разделом 3 настоящего Договора. Территория оказания услуг - Российская Федерация. Согласно ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. В данном случае необходимо буквальное толкование данного пункта договора, действительно на всей территории РФ. В приложение № 1 к договору имеется прайс-лист на тарифы в тех портах, куда АО «Петролеум Аналистс» имеет возможность выезжать в свободном порядке. Согласно п. 2.4.2 договора, Информировать Исполнителя о предстоящих инспекциях и сообщать дату начала инспекции не позже, чем за 24 (двадцать четыре) часа. В случае необходимости проведения инспекции в новом месте, не предусмотренном настоящим Договором, или в случае, когда стоимость инспекции не предусмотрена настоящим Договором или прайс-листами Исполнителя, Заказчик обязан письменно проинформировать Исполнителя не позже, чем за 5 (пять) суток до начала инспекции. При этом, в случае если стоимость инспекции не была предусмотрена настоящим Договором или прайс-листами Исполнителя, Исполнитель вправе отказаться от проведения инспекции, если Заказчик не менее чем за 48 часов до начала инспекции не подтвердит свое согласие со стоимостью инспекции. Согласно данного пункта договора, в том случае, если потребуется отбор проб в других портах, не указанных в приложении, то мы имеем возможность отбора данных проб с учетом наличия финансирования. На данный момент для отбора проб в рамках заключенного договора имеются денежные средства в размере 180 084,00 рублей. На данный момент прокурор хочет понудить МАП производить отбор проб, выполнять деятельность, которая не входит в уставную деятельность. Заключенный договор о 26.01.2021 года № 02/2021-опер не предусмотрен действующим законодательством, это была инициатива администрации морских портов, жест доброй воли, он действует до окончания денежных средств. В этом году планируется заключение нового договора, также просим учесть что еще имеется договора по отбору проб с лабораторией имени Невельского.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане России имеют право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту. Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Государственное регулирование деятельности в морском порту в силу п. 9 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о морских портах) осуществляется, в том числе в целях предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, соблюдения в морском порту требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом о морских портах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в области в области торгового мореплавания, транспортной безопасности, охраны окружающей среды, капитаны портов осуществляют государственный контроль.
В соответствии со ст. 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, п. 14 положения о капитане морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 17.02.2014 № 39, на капитана морского порта возлагается осуществление функций по контролю за соблюдением федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию.
В судебном заседании установлено, что с 01.01.2020 вступили в силу поправки к Приложению VI Международной конвенции о предотвращении загрязнения морской среды с судов (далее - МАРПОЛ), в соответствии с которым содержание массовой доли серы в судовом топливе не должно превышать 0,5% (далее - низкосернистое топливо). Комитет по защите морской среды Международной морской организации на 74-й сессии принял резолюцию МЕРС.320(74), которой утвердил руководство по порядку исполнения требования указанной конвенции о предельном содержании серы в судовом топливе. На основании вышеизложенного, а также с учетом разъяснений Минтранса России от 26.11.2019 № ЮЦ-Д5-26/19561 капитаны морских портов организовывают проверки российских и иностранных судов на предмет выполнения требований по содержанию серы в судовом топливе, для чего при инспекции судна (осмотре судна), осуществляют отбор проб судового топлива с последующим анализом отобранных проб в специализированных аккредитованных лабораториях.
Во исполнение вышеуказанных норм ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» с МГУ им. адм. ФИО2 17.01.2020 заключило договор по лабораторному исследованию образцов нефтепродуктов. Для отбора проб топлива ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» заключило договор от 26.01.2021 с АО «Петролеум Аналистс», согласно условиям которого (Приложение № 1) не предусматривается оказание услуг по отбору проб судового топлива в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск, что также подтверждается исполнителем по данному договору.
25.12.2021 Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой руководителю ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и татарского пролива» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений экологического законодательства.
27.01.2022 года представление прокуратуры рассмотрено, однако действенных мер, направленных на устранение нарушений закона не принято. Из представленного ответа на представление следует, что по результатам рассмотрения приняты следующие меры по недопущению нарушение: при заключении договора на новый срок дополнить приложение в части места проведения инспекции пунктами: п. Охотск, Де-Кастри и г. Николаевск-на-Амуре, а также при заключении договора на новый срок провести тщательный анализ на наличие специализированных организаций, имеющих возможность проведения инспекционных услуг по определению качества (состава) нефтепродуктов в п. Охотск, Де-Кастра и г. Николаевске-на-Амуре, либо отбора проб с последующим направлением в адрес специализированной лаборатории. (л.д. 38-41).
Согласно письма от 11.04.2022 года № Н-01/950, новый договор не заключался, по состоянию на 11.04.2022 года сумма по договору не выбрана.
В исковом заявлении истец указывает, что по состоянию на 11.04.2022 договор, предусматривающий оказание услуг по отбору в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск администрацией портов не заключен. Таким образом, в морских портах Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск отсутствует фактическая возможность реализации полномочий по контролю за соблюдением требований о соответствии судов требованиям конвенции МАРПОЛ, в части перехода на использование низкосернистого топлива.
Предметом деятельности ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» является обеспечение организационного, материально-технического и финансового исполнения капитанами морских портов Охотского моря и Татарского пролива своих функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» обязано обеспечить в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск возможность отбора проб судового топлива с последующим его анализом в специализированных аккредитованных лабораториях на предмет выполнения требований по содержанию серы.
Согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Между АО «Петролеум Аналистс» и ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» заключен договора № 02/2021-опер от 26.01.2021 года. Согласно п. 1.1 договора от 26.01.2021 года № 02/2021-опер, Заказчик поручает Исполнителю и последний принимает на себя обязательства оказывать инспекционные услуги по определению количества и/или качества нефти, нефтепродуктов, других видов грузов и других видов инспекций (далее по тексту - «инспекции» или «услуги») на основании письменных номинаций (заявок) Заказчика, оформленных в соответствии с разделом 3 настоящего Договора. Территория оказания услуг - Российская Федерация. В соответствии с п. 2.4.2 договора, Информировать Исполнителя о предстоящих инспекциях и сообщать дату начала инспекции не позже, чем за 24 (двадцать четыре) часа. В случае необходимости проведения инспекции в новом месте, не предусмотренном настоящим Договором, или в случае, когда стоимость инспекции не предусмотрена настоящим Договором или прайс-листами Исполнителя, Заказчик обязан письменно проинформировать Исполнителя не позже, чем за 5 (пять) суток до начала инспекции. При этом, в случае если стоимость инспекции не была предусмотрена настоящим Договором или прайс-листами Исполнителя, Исполнитель вправе отказаться от проведения инспекции, если Заказчик не менее чем за 48 часов до начала инспекции не подтвердит свое согласие со стоимостью инспекции.
На запрос суда от АО «Петролеум Аналистс» сообщило, что между АО «Петролеум Аналистс» и ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» заключен типовой договор № 02/2021- опер от 26.01.2021 (далее - Договор), предусматривающий оказание инспекционных (сюрвейерских) услуг по определению количества и/или качества нефти, нефтепродуктов и других видов грузов. Приложением 1 к данному Договору предусмотрены инспекционные услуги в портах Дальневосточного федерального округа. Стоимость данных услуг в явном виде установлена с учетом расходов на инспекцию только для портов, указанных в Приложении 1. П. 2.4.2 договора действительно не ограничивает Заказчика в изменении (увеличении) объема услуг, в случае возникновения потребности. При наступлении такой потребности следует руководствоваться п. 8.2. Договора «Настоящий Договор может быть изменен, дополнен, расторгнут только по взаимному согласию Сторон, оформленному соответствующим Дополнительным соглашением к настоящему Договору». Таким образом, для проведения отбора проб судового топлива в новом месте - в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск (Хабаровский край) ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» необходимо направить запрос в адрес АО «Петролеум Аналистс» с указанием наименования услуг и сроков их выполнения для подготовки коммерческого предложения, для согласования/подписания сторонами Дополнительного соглашения к Договору и определения возможности выполнения инспекции в требуемые сроки с учетом наличия персонала, авиа-билетов и других обстоятельств.
Суд не соглашается с доводами истца, что отборы проб судового топлива в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри и Охотск не производятся из-за бездействия ответчика в части не заключения договоров в отношении указанных портов и опровергается в том числе заключенным договором № 02/2021-опер от 26.01.2021 года.
Также суд учитывает, что согласно ответов капитанов морских портов в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск (Хабаровский край) компаний реализующих низкосернистое топливо нет, судовые планы перехода на низкосернистое топливо от судоходных компаний за период 2020-1 полугодие 2021 года не поступало; в рамках данных мероприятий отборы проб судового топлива и его анализ не доводились; за период 2020-1 полугодие 2021 года информация от судовладельцев о недоступности (отсутствии) низкосернистого топлива не было; обращений от судоходных компаний (иных заинтересованных лиц) по вопросам выполнения Международной конвенцией по предотвращению загрязнений с судов 1973 г. не поступали; отказа в оформлении выхода судна по причине несоответствия судового топлива предъявляемым требованиям на было.
Таким образом, исходя из буквального толкания действующего договора № 02/2021-опер от 26.01.2021 года, действие данного договора распространяется на всю территории Российской Федерации, приложение № 1 не ограничивает действие договора территориально, а фактически прописывает, закрепляет стоимость оказываемых услуг в конкретном порту. Механизм реализации услуги по отбору проб судового топлива в акваториях морских портов Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск (Хабаровский край) сторонами в договоре закреплен, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Стромилова Е.А.
Копия верна:
Судья: Стромилова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2022 года.