ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270016-01-2022-000374-72 от 17.06.2022 Вяземского районного суда (Хабаровский край)

№ 2а-228/2022

УИД № 27RS0016-01-2022-000374-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский 17 июня 2022 года

Вяземский районный суд Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи Останиной К.А.,

при секретаре Фетисовой Е.А.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Вяземского района Хабаровского края Стреленко Н.В.,

представителя административного ответчика – главы Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края Макеровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Вяземского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района о признании незаконным бездействие и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вяземского района Хабаровского края обратился в суд с иском защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района о возложении обязанности, в обоснование указал, что прокуратурой района дана оценка соблюдению администрацией требований законодательства о безопасности дорожного движения, о дорогах и дорожной деятельности. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В пунктах 2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 № 288, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится владельцами автомобильных дорог в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. При этом, должно проводится первичное обследование – 1 раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования; повторное обследование проводится ежегодно. Установлено, что в нарушение указанных требований оценка технического состояния автомобильных дорог сельского поселения в текущем периоде 2022 года не проводилась. Не проведение оценки технического состояния дорог создает условия для невозможности определения их состояния, соответственно не позволяет определить точный объем затрат, необходимых для обеспечения поддержания дорог в нормативном состоянии. Уточнив требования, просит признать бездействие администрации Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района, выразившееся в непроведении обследования технического состояния автомобильных дорог с. Котиквоского незаконным; возложить обязанность на администрацию Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района в срок не позднее 31.12.2022 провести техническую оценку автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Вяземского района Хабаровского края Стреленко Н.В., поддержала уточненные требования.

В судебное заседание представитель административного ответчика глава Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края Макерова О.П. административное исковое заявление признала в полном объеме, пояснила, что 24.03.2022 между администрацией Котиковского сельского поселения и ООО «ИВЦ «Энергоактив» заключен муниципальный контракт № 13-ВР-ХК на выполнение работ по проведению диагностики, оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, установлен срок выполнения работ до 15.08.2022.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Вяземского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района оценка технического состояния автомобильных дорог сельского поселения в текущем периоде 2022 года не проводилась.

В рамках проверки административным ответчиком представлена информация об объектах, находящихся в муниципальной собственности Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района (за исключением земельных участков), в том числе о дорогах общего пользования местного значения.

Из ответа администрации Котиковского сельского поселения адресованного прокуратуре Вяземского района от 28.02.2022 следует, что муниципальные контракты по проектированию, содержанию, текущему и капитальному ремонту дорог местного значения не заключались. Техника для содержания дорог не приобреталась; оценка технического состояния дорог в 2021 году не проводилась; в местном бюджете на цели выполнения оценки технического состояния дорог запланировано средств в сумме 70000 руб. Выполнение работ по техническому состоянию дорог планируется на второе полугодие 2022 года.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия сельского поселения закреплены в пункте 5 части 1 статьи 5 Устава Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Согласно п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 данного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 17 указанного Федерального закона в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 № 288, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации (п. 2). Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (п. 3). При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования; повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится) ( пп.1, 2 п. 4).

Из материалов дела следует, что автомобильные дороги в населенном пункте Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района по ул. Коммунистическая, ул. Центральная, ул. Садовая, переулок Садовый, переулок без названия от улицы Садовая, 25 до улицы Коммунистическая, ул. Дорожная, ул. Станционная, ул. Лесная, являются дорогами общего пользования местного значения, находятся в собственности сельского поселения. Оценка технического состояния дорог в 2021, 2022 гг. не проводилась.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, органы, организации, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обращаясь в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор ссылался на то, что непроведение административным ответчиком оценки технического состояния дорог создает условия для невозможности определения их состояния, соответственно не позволяет определить точный объем затрат, необходимых для обеспечения поддержания дорог в нормативном состоянии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности администрацией Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района в нарушение требований, выражающихся в непроведении оценки технического состояния дорог, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области дорожной деятельности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с безопасностью дорожного движения, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем, требования административного искового заявления о признании незаконным бездействие администрации Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района, выразившееся в непроведении обследования технического состояния автомобильных дорог с. Виноградовское, подлежат удовлетворению.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия) (пункт 1 часть 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из вышеуказанных положений законодательства, требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района в срок не позднее 31.12.2022 провести техническую оценку автомобильных дорог, находящейся в муниципальной собственности Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края, являются обоснованными.

Исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий административным ответчиком и учитывая имеющиеся документы, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором срок исполнения решения суда, является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Вяземского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района о признании незаконным бездействие и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района, выразившееся в непроведении обследования технического состояния автомобильных дорог с. Котиковское.

Возложить обязанность на администрацию Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района в срок не позднее 31 декабря 2022 года провести техническую оценку автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Котиковского сельского поселения Вяземского муниципального района Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий К.А. Останина

Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2022 года.

Председательствующий К.А. Останина