ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270016-01-2022-000586-18 от 07.09.2022 Вяземского районного суда (Хабаровский край)

№ 2а-355/2022

УИД № 27RS0016-01-2022-000586-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский 07 сентября 2022 года

Вяземский районный суд Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи Останиной К.А.,

при секретаре Снегур И.М.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Вяземского района Хабаровского края Гашковой С.Е.,

представителя административного ответчика – администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края Карпенко С.В.,

представителя заинтересованного лица Управления коммунальной инфраструктуры и жизнеобеспечения администрации Вяземского района Галифанидова А.Б.,

представителей заинтересованного лица МУП «Вектор» - Гарина А.Н., Смирнова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Вяземского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации к администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Вяземского района Хабаровского края обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации к администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействие, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указав, что при проведении прокурорской проверки исполнения администрацией района законодательства в сфере ЖКХ, установлено, что на котельных с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково, эксплуатируемых МУП «Вектор», на котельных п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево, эксплуатируемых МУП «Прогресс» отсутствуют приборы учета тепловой энергии. Установлено, что котельные являются собственностью администрации Вяземского муниципального района. Таким образом, администрацией Вяземского района не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых ресурсов. Поскольку указанные котельные являются муниципальной собственностью, обязательное оснащение источников тепловой энергии приборами учета обеспечивает коммерческий учет тепловой энергии соблюдение требований энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит суд признать незаконным бездействие администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в необеспечении котельных с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково эксплуатируемых МУП «Вектор», котельных п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево эксплуатированных МУП «Прогресс» приборами учета тепловой энергии; обязать администрацию Вяземского муниципального района Хабаровского края оборудовать указанные котельные приборами учета тепловой энергии в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи Вяземского районного суда Хабаровского края от 24.08.2022 привлечены в качестве заинтересованных лиц МУП «Вектор», МУП «Прогресс», Управление коммунальной инфраструктуры и жизнеобеспечения Вяземского муниципального района администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явились, о его месте и времени уведомлялись надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать административное дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Вяземского района Хабаровского края Гашкова С.Е. поддержала требования административного искового заявления, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края Карпенко С.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что со стороны администрации отсутствуют бездействия, поскольку согласно графика установки приборов учета, на 2024 по 2027 годы запланирована установка приборов учета тепловой энергии в котельных расположенных с. Аван, с. Дормидонтовка, п. Дормидонтовка, с. Капитоновка, с. Красицкое. Кроме того, в бюджет Вяземского муниципального района на 2022 год не заложены денежные средства на установку приборов учетом на котельные.

Представитель заинтересованного лица Управления коммунальной инфраструктуры и жизнеобеспечения администрации Вяземского района Галифанидов А.Б. в судебном заседании пояснил, что установка приборов учета тепловой энергии в котельных расположенных с. Аван запланирована на 2024 год, с. Дормидонтовка запланирована на 2025 год, п. Дормидонтовка на 2026 год, с. Капитоновка, с. Красицкое запланирована на 2027 год, а установка приборов учета тепловой энергии в котельных расположенных с. Виноградовка, с. Видное, с. Глебово, с. Венюково, с. Кедрово, п. Шумный, с. Котиково, с. Забайскальское, с. Кукелево не обязательно и нецелесообразно, поскольку данными котельными отапливается одно или два здания. Котельные введены в эксплуатацию до 2011 года, кроме котельной расположенной в с. Аван, которая введена в эксплуатацию в 2012 году.

Представители заинтересованного лица МУП «Вектор» Гарин А.Н., Смирнов И.Н., возражали против удовлетворения административного иска, пояснив, что установка приборов учета тепловой энергии в котельных не соответствует целям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», кроме того данная установка повлечет большие экономические затраты.

Представитель заинтересованного лица МУ «Прогресс» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет (п. 1).

Согласно п. 3 ст. 13 указанного Закона, до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Под котельной в силу п. 3.5. СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76 (утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 944/пр) понимается источник тепловой энергии, состоящий из здания или нескольких зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным техническим оборудованием, инженерными коммуникациями, предназначенными для генерации тепловой энергии путем сжигания органического топлива.

Из материалов дела следует, что котельные, расположенные в Вяземском муниципальном районе Хабаровского края в с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково, п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево, являются муниципальной собственностью.

На основании договора № 4 от 28.10.2015, дополнительных соглашений к договору от 07.06.2016, от 05.07.2016, от 26.07.2017 котельные, расположенные в с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Вектор».

На основании договора № 25 от 29.07.2016, дополнительных соглашений к договору от 30.10.2018, от 20.09.2016 котельные, расположенные в п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Прогресс».

В соответствии с Уставами МУП «Вектор» и МУП «Прогресс» указанные котельные эксплуатируются данными предприятиями.

В ходе прокурорской проверки исполнения администрацией Вяземского муниципального района законодательства в сфере ЖКХ, установлено, что на котельных с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково, эксплуатируемых МУП «Вектор», на котельных п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево, эксплуатируемых МУП «Прогресс» отсутствуют приборы учета тепловой энергии, что подтверждается ответом главы Вяземского муниципального района от 15.06.2022 о результатах рассмотрения представления прокурора Вяземского района по непринятию достаточных мер по оснащению котельных, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета тепловой энергии и введению установленных приборов учета в эксплуатацию, а также актами проверки от 21.08.2022.

Пунктом 4 статьи 13 указанного Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Исключение составляют ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту.

Доказательств того, что котельные не подлежат оснащению прибором учета по причине ветхости, аварийности, подлежащего сносу или капитальному ремонту здания, материалы дела не содержат, суду не представлено.

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года, (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Ссылки о нецелесообразности установки приборов учета тепловой энергии в котельных расположенных с. Виноградовка, с. Видное, с. Глебово, с. Венюково, с. Кедрово, п. Шумный, с. Котиково, с. Забайскальское, с. Кукелево, поскольку данные котельные отапливают одно или два здания, судом не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не относятся к исключительным случаям, предусмотренным Федеральным законом «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми установка приборов учета не требуется.

Доводы о том, что запланированы даты установки приборов учетов в котельных расположенных с. Аван, с. Дормидонтовка, п. Дормидонтовка, с. Капитоновка, с. Красицкое, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).

Административным ответчиком в соответствии со ст. 62 КАС РФ, не представлено доказательств, подтверждающих, что данные котельные не подлежат оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных ст. 13 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, со стороны административным ответчиком имеется бездействие, выразившееся в необеспечении котельных с эксплуатируемых МУП «Вектор», МУП «Прогресс» приборами учета тепловой энергии.

В силу части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Поскольку администрацией Вяземского муниципального района Хабаровского края осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества (котельные), не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска и возложения обязанности на административного ответчика оборудовать котельные, расположенные в Вяземском муниципальном районе Хабаровского края в с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково, п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево приборами учета тепловой энергии, учитывая разумность и соблюдение баланса интересов сторон, установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Вяземского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации к администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействие, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в необеспечении котельных с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково эксплуатируемых МУП «Вектор», котельных п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево эксплуатированных МУП «Прогресс» приборами учета тепловой энергии.

Возложить обязать на администрацию Вяземского муниципального района Хабаровского края оборудовать указанные котельные с. Аван, с. Венюково, с. Видное, с. Глебово, с. Кедрово, с. Виноградовка, п. Шумный, с. Котиково эксплуатируемых МУП «Вектор», котельных п. Дормидонтовка, с. Дормидонтовка, с. Красицкое, с. Капитоновка, с. Забайскальское, с. Кукелево эксплуатированных МУП «Прогресс» приборами учета тепловой энергии в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий К.А. Останина

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2022 года.

Председательствующий К.А. Останина