ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270019-01-2021-000168-30 от 21.07.2021 Охотского районного суда (Хабаровский край)

Дело №2а-86/2021

УИД № 27RS0019-01-2021-000168-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2021 г. р.п. Охотск

Хабаровский край

Охотский районный суд Хабаровского края

в составе единолично председательствующего судьи Пак О.В.,

при секретаре Джерелейко О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, участвующей в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия),

представителя административного ответчика ФИО2,

помощника прокурора Охотского района Хабаровского края Балуева Д.В., старшего помощника прокурора Охотского района Хабаровского края Сосниной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Теплоэнергосервис» к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края об оспаривании пункта 2.8.1 постановления администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 13.07.2018 №230 «О порядке предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению», и о взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее – АО «Теплоэнергосервис») обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, сославшись на то, что абз. 4 п. 8 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, установлено, что порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации. 13.07.2018 г. администрация Охотского муниципального района Хабаровского края постановлением №230 утвердило Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. Право на получение субсидии имеют организации, у которых установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию превышает установленный предельно максимальный тариф для населения (п. 1.4) Административный истец является ресурсоснабжающей организацией и имеет право на получение субсидии в целях возмещения убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории района. Постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 30.03.2021 г. №81, вступившим в силу со дня официального опубликования в Сборнике муниципальных правовых актов Охотского муниципального района №4 (167) 2021, Порядок №230 дополнен п. 2.8.1., в соответствии с которым, обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в соглашение, является согласование новых условий соглашения в случае уменьшения администрации района ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, или расторжение соглашения при недостижении согласия по новым условиям. Ссылаясь на положения ст. 78 БК РФ, и п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 г. №87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», считает, что оспариваемый пункт муниципального правового акта противоречит смыслу и цели предоставления субсидии. Статья 78 БК РФ не ограничивает предоставление субсидий лимитами бюджетных обязательств. Административный истец является коммерческой организацией и несет затраты в связи с поставкой тепловой энергии населению. При установлении экономически обоснованного тарифа регулятором учитываются экономически обоснованные затраты РСО. В свою очередь, устанавливая льготный тариф (ниже, чем экономически обоснованный), муниципалитет обязан компенсировать межтарифную разницу в полном объеме, в связи с чем, основанием для предоставления субсидии является именно наличие экономически обоснованного и льготного тарифов, установленных регулирующим органом. Положение спорного пункта противоречит ст. 78 БК РФ, и его применение создает угрозу нарушения прав и законных интересов административного истца в виде неполучения субсидии в полном объеме.

До судебного заседания административным ответчиком представлен письменный отзыв, согласно которому, оспариваемый пункт 2.8.1. постановления администрации района от 13.07.2018 г. №230 не противоречит действующему законодательству, и принят в соответствии с Общими требованиями к нормативно-правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности №303 от 30.12.2020 г., в представленном письменном отзыве, на удовлетворении требований административного иска настаивала, ссылаясь на судебную практику ВАС РФ (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 №87) и апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.06.2018 г. №74-АПГ18-3, указала, что недополученные доходы организации, вызванные межтарифной разницей должны возмещаться в полном объеме, иное противоречит смыслу и цели предоставлении субсидии. Административный истец, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязан отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. Административный истец имеет право на получение субсидии из государственного бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги в полном объеме. Оспариваемая норма ограничивает право административного истца на полное возмещение недополученных доходов, препятствует получению такой субсидии, что прямо противоречит ст. 78 БК РФ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного иска по изложенным в нем доводам поддержала в полном объеме.

В судебном заседании 07.07.2021 г. представитель административного ответчика - администрации Охотского муниципального района Хабаровского края ФИО2, действующая на основании доверенности от 04.03.2021 г. №04 пояснила, что оспариваемый пункт 2.8.1. в постановление администрации Охотского муниципального района от 13.007.2018 г. №230 был внесен в связи с утвержденными в 2020 году Постановление правительства РФ Общими требованиями к нормативно-правовым актам. Административный истец не подпадает под действие пункта 2 указанного Постановления Правительства РФ, которым установлены исключения, при наличии которых эти требования не распространяются на соответствующие нормативно-правовые акты. В судебное заседание 21.07.2021 г. представитель административного ответчика не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Старший помощник прокурора Охотского района Соснина О.А. полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку как оспариваемый муниципальный правовой акт в целом, так и отдельный его пункт 2.8.1 не противоречат ст. 78 БК РФ, поскольку не ограничивают прав административного истца, а административный ответчик обязан был внести изменения в муниципальный правовой акт, в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, доводы сторон, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, 3, 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд могут обратиться, в случаях, предусмотренных федеральным законом, лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 18.07.2011 г. №274 с 01.09.2011 г. за АО «Теплоэнергосервис» закреплены функции по оказанию жилищно-коммунальных, транспортных и прочих коммунальных услуг на территории Охотского муниципального района, в том числе, по выработке и транспортировке тепловой энергии для нужд предприятий и населения. Постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 30.06.2021 г. №205, АО «Теплоэнергосервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского поселения Р.п. Охотск Охотского муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, входят в систему муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению", органы местного самоуправления Охотского муниципального района края наделены государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 13.07.2018 г. №230 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Согласно ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Общих требований, в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются, в частности, наименование органа местного самоуправления или организации, осуществляющих функции главного распорядителя бюджетных средств, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель как получатель бюджетных средств).

Согласно подпункту «к» пункта 5 Общих требований, при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается, в том числе, требование о включении в соглашение в случае уменьшения главному распорядителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, условия о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям.

Постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 30.03.2021 г. №81, в целях приведения муниципального правового акта в соответствие с законодательством Российской Федерации, в постановление администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 13.07.2018 г. №230 внесены изменения, в том числе, указанное постановление дополнено пунктом 2.8.1. следующего содержания:

«2.8.1. Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в соглашение, является согласование новых условий соглашения в случае уменьшения администрации района ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, или расторжение соглашения при недостижении согласия по новым условиям.»

Указанное постановление опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Охотского муниципального района Хабаровского края №4(167) от 31.03.2021 г. и вступило в силу со дня официального опубликования.

Данные обстоятельства следуют из доводов административного иска, пояснений сторон и не оспариваются сторонами.

Оспаривая вновь внесенный в постановление администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 13.07.2018 г. №230 пункт 2.8.1., административный истец полагает, что он противоречит смыслу и цели предоставления субсидии, и его применение создает угрозу нарушения прав и законных интересов административного истца в виде неполучения субсидии в полном объеме, и в этом смысле, противоречит ст. 78 БК РФ, которая не ограничивает предоставление субсидий лимитами бюджетных обязательств.

Суд, соглашаясь с утверждением административного истца о том, что ст. 78 БК РФ не ограничивает предоставление субсидий лимитами бюджетных обязательств, вместе с тем, считает, что административный ответчик, внеся оспариваемый пункт в постановление от 13.07.2018 г. №230, действовал в рамках своих полномочий, в целях приведения муниципального правового акта в соответствие с Общими требованиями, предъявляемыми к муниципальным правовым актам, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 78 БК РФ.

При этом, судом не установлено обстоятельств, которые в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492, исключали бы распространение Общих требований на оспариваемый муниципальный правовой акт, а также судом не установлено несоответствия оспариваемого пункта муниципального правового акта подпункту «к» пункта 5 Общих требований или искажения его смысла, приводящего к нарушению положений ст. 78 БК РФ или к нарушению прав и законных интересов административного истца.

Довод представителя административного истца о том, что оспариваемый пункт муниципального правового акта ограничивает право административного истца на получение субсидии из государственного бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, является несостоятельным, основанным на неверном толковании оспариваемой нормы, поскольку по своему смыслу она таких ограничений не содержит, а предоставляет возможность согласовать новые условия соглашения, либо расторгнуть соглашение при недостижении согласия по новым условиям.

Ссылка представителя административного истца на апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.06.2018 г. №74-АПГ18-3, несостоятельна в связи с тем, что указанное решение не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Принимая во внимание изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности суд установил, что пункт 2.8.1 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного Постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 13.07.2018 г. №230 не противоречит федеральному законодательству, а именно, статье 78 Бюджетного кодекса РФ, имеющей большую юридическую силу, а заявленное требование административного истца является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Учитывая, что требование административного истца оставлено без удовлетворения, понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины, также не подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Теплоэнергосервис» к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края об оспаривании пункта 2.8.1 постановления администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 13.07.2018 №230 «О порядке предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению», и о взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22.07.2021 г.

Судья Пак О.В.