ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270021-01-2022-000926-91 от 10.08.2022 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Административное дело № 2а-599/2022

УИД № 27RS0021-01-2022-000926-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Переяславка 10.08.2022

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Абузярова А.В., при секретаре судебного заседания Нагорном А.А.,

рассмотрев административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Клачковой Севиль Хамидовне о взыскании налогов,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю (далее – МИФНС № 3 по Хабаровскому краю, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Клачковой С.Х. о взыскании налога на физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, штрафа в размере 1000 рублей; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, штрафа в размере 6000 рублей, а всего на общую сумму 7000 рублей.

В обоснование иска указано, что единая (упрощенная) налоговая декларация за 2 квартал 2015 года должна быть представлена не позднее 20.07.2015. Фактически декларация за 2 квартал 2015 года была представлена в налоговый орган налогоплательщиком – 27.04.2018, то есть с нарушением установленного законом срока, количество месяцев просрочки – 34.

Решением от 11.07.2018 № 40823 Инспекцией налогоплательщик Клачкова С.Х. была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), и назначен штраф в размере 500 рублей.

Требованием от 28.08.2018 № 2067 налогоплательщику было предложено уплатить штраф по единой (упрощенной) налоговой декларации в сумме 500 рублей до 17.09.2018, однако до настоящего времени требование не исполнено.

Кроме этого, единая (упрощенная) налоговая декларация за 3 квартал 2015 года должна быть представлена не позднее 20.10.2015. Фактически декларация за 3 квартал 2015 года была представлена Клачковой С.Х. в налоговый орган 27.04.2018, то есть с нарушением установленного законом срока, количество месяцев просрочки – 31.

Решением налогового органа от 11.07.2018 № 40824 Клачкова С.Х. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 500 рублей.

Требованием от 28.08.2018 №2066 налогоплательщику было предложено уплатить штраф по единой (упрощенной) налоговой декларации в сумме 500 рублей в срок до 17.09.2018, до настоящего времени требование административным ответчиком не исполнено.

В последующем декларация за 2015 год фактически была представлена в налоговый орган 27.04.2018, с нарушением установленного законом срока, количество месяцев просрочки – 28; декларация за 1 квартал 2016 года представлена в налоговый орган 27.04.2018, то есть с нарушением установленного срока, количество месяцев просрочки – 25; декларация за 2 квартал 2016 года представлена налогоплательщиком 27.04.2018, то есть с нарушением (22 месяца просрочки); декларация за 3 квартал 2016 года представлена в налоговый орган 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 19; декларация за 2016 год представлена налогоплательщиком 20.01.2017, количество месяцев просрочки – 16; декларация за 1 квартал 2017 года представлена в Инспекцию налогоплательщиком 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 13; декларация за 2 квартал 2017 года представлена в налоговый орган 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 10; декларация за 3 квартал 2017 года представлена налогоплательщиком 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 7; декларация за 2017 год представлена в Инспекцию 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 4; декларация за 1 квартал 2018 года представлена налогоплательщиком 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 1.

В связи с указанными нарушениями решениями налогового орана от 11.07.2018 № 40825, № 40826, № 40827, № 40828, № 40829, № 40830, № 40831, №40832, № 40833, № 40834 налогоплательщик Клачкова С.Х. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 500 рублей по каждому нарушению, а всего на сумму 6000 рублей.

Требованиями МИФНС № 3 по Хабаровскому краю от 28.08.2018 № 2068, № 2069, № 2070, № 2071, № 2072, № 2073, № 2074, № 2075, № 2076, № 2077 налогоплательщику предложено уплатить перечисленные выше штрафы по единой (упрощенной) налоговой декларации в срок до 17.09.2018, однако до настоящего времени налогоплательщиком требования налогового органа об уплате штрафов не исполнено.

Помимо изложенного, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоговым периодом признается один год, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год установлен – 02.05.2017, фактически декларация предоставлена налогоплательщиком лично – 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 12, также за 2015 год срок предоставления декларации установлен до 04.05.2016, однако фактически декларация предоставлена лично налогоплательщиком – 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 24.

Решениями Инспекции от 11.07.2018 № 1296, № 1295 налогоплательщик привлечен за указанные нарушения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа по каждому нарушению в сумме 500 рублей, а всего на сумму 1000 рублей. Требованиями от 28.08.2018 №2078 и № 2079 налогоплательщику предложено уплатить указанные штрафы в срок до 17.09.2018, однако требования Инспекции до настоящего времени Клачковой С.Х. не исполнены.

Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, однако определением мирового судьи судебный приказ был отменен.

Руководствуясь нормами налогового законодательства Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ), налоговый орган просит суд взыскать с административного ответчика Клачковой С.Х. налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, штрафа в размере 1000 рублей; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, штрафа в размере 6000 рублей, а всего на общую сумму 7000 рублей.

Административный истец МИФНС № 3 по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Административный ответчик Клачкова С.Х. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по месту регистрации.

Отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных КАС РФ, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также, если подано встречное административное исковое заявление (ч. 1 ст. 152 КАС РФ).

В силу ч. 6 ст. 45 КАС РФ участвующие в деле лица обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Из изложенного следует, что в порядке ч. 1 ст. 140 КАС РФ суд принял необходимые и надлежащие меры по извещению административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, административного ответчика.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 57Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей законодательства о налогах и сборах в качестве индивидуальных предпринимателей рассматриваются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Как установлено п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 209 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 настоящего Кодекса.

Из содержания ст. 346.11 НК РФ следует, что применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за некоторыми исключениями), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, также за некоторыми исключениями), а также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

В силу ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в отношении тех доходов, которые были получены от предпринимательской деятельности налогоплательщика, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Как следует из представленных суду материалов, Клачкова С.Х. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя – 11.08.2004, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 31.01.2022.

В соответствии со ст. 80 НК РФ Клачкова С.Х. была обязана представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую отчетность, необходимую для проведения налогового контроля, а именно, единую (упрощенную) налоговую декларацию за 2 квартал 2015 года не позднее 20.07.2015, 3 квартал 2015 года не позднее 20.10.2015, налоговую декларацию за 2015 год не позднее 20.01.2016, за 1 квартал 2016 года не позднее 20.04.2016, за 2 квартал 2016 года, не позднее 20.07.2016, за 3 квартал 2016 года не позднее 20.10.2016, налоговую декларацию на 2016 год не позднее 20.01.2016, за 1 квартал 2017 года не позднее 20.04.2017, за 2 квартал 2017 года не позднее 20.07.2017, 3 квартал 2017 года не позднее 20.10.2017, налоговую декларацию за 2017 год не позднее 20.01.2018, за 1 квартал 2018 года не позднее 20.04.2018.

Однако в нарушение установленного законом срока предоставления налоговой декларации налогоплательщиком Клачковой С.Х. фактически декларация за 2 квартал 2015 года была представлена в налоговый орган 27.04.2018, то есть с нарушением установленного законом срока (количество месяцев просрочки – 34); за 3 квартал 2015 представлена в налоговый орган 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 31); налоговая декларация за 2015 год фактически была представлена в налоговый орган 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 28), декларация за 1 квартал 2016 года представлена в налоговый орган – 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 25), декларация за 2 квартал 2016 года представлена налогоплательщиком 27.04.2018 (22 месяца просрочки), декларация за 3 квартал 2016 года представлена в налоговый орган – 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 19), декларация за 2016 год представлена налогоплательщиком 20.01.2017 (количество месяцев просрочки – 16), декларация за 1 квартал 2017 года представлена в Инспекцию налогоплательщиком 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 13), декларация за 2 квартал 2017 года представлена в налоговый орган 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 10), декларация за 3 квартал 2017 года представлена налогоплательщиком – 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 7), декларация за 2017 год представлена в Инспекцию – 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 4), декларация за 1 квартал 2018 года представлена налогоплательщиком – 27.04.2018 (количество месяцев просрочки – 1).

В связи с неисполнением требований налогового законодательства Российской Федерации решениями МИФНС № 3 по Хабаровскому краю от 11.07.2018 № 40823, № 40824, № 40825, № 40826, № 40827, № 40828, № 40829, №40830, № 40831, № 40832, № 40833, № 40834 налогоплательщик Клачкова С.Х. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, по каждому нарушению в виде штрафа в размере 500 рублей, а всего в виде штрафа на общую сумму 6000 рублей.

В связи с неуплатой административным ответчиком налога в его адрес направлены требования от 28.08.2018 № 2067, № 2066, № 2068, № 2069, № 2070, от № 2071, № 2072, № 2073, № 2074, № 2075, № 2076, № 2077, в которых налогоплательщику предлагалось в срок до 17.09.2018 оплатить штрафы по единой (упрощенной) налоговой декларации в сумме 500 рублей за каждое нарушение установленного законом срока не предоставления в налоговый орган декларации, а всего на общую сумму 6000 рублей.

В нарушение установленных налоговым законодательством Российской Федерации сроков Клачкова С.Х., являясь налогоплательщиком, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, за совершение действий, выразившихся в несвоевременном предоставлении единой (упрощенной) налоговой декларации была привлечена Инспекцией к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Между тем, срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год установлен – 02.05.2017, фактически декларация предоставлена налогоплательщиком лично – 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 12, также за 2015 год срок предоставления декларации установлен до 04.05.2016, однако фактически декларация предоставлена лично налогоплательщиком – 27.04.2018, количество месяцев просрочки – 24.

Решениями Инспекции от 11.07.2018 № 1296, № 1295 налогоплательщик привлечен за указанные нарушения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа по каждому нарушению в размере 500 рублей, а всего на сумму 1000 рублей. Требованиями от 28.08.2018 №2078 и № 2079 налогоплательщику предложено уплатить указанные штрафы в срок до 17.09.2018, однако требования Инспекции до настоящего времени Клачковой С.Х. не исполнены.

Таким образом, суд, разрешая требования МИФНС № 3 по Хабаровскому краю о взыскании с Клачковой С.Х. штрафов за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации в общей сумме 6000 рублей, взыскании с административного ответчика штрафов за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в сумме 1000 рублей, находит заявленные требования налогового органа обоснованными и приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Административный ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по уплате налога, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты образовавшейся задолженности, не имеется.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Так, в силу названных норм закона, при разрешении настоящего спора судом установлено, что административным истцом соблюдена процедура уведомления должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность, сроки обращения в суд с административным иском.

Наряду с изложенным, согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу абз. 2 п.п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: до 20000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Принимая во внимание, что административные исковые требования МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю удовлетворены на сумму 7000 рублей, то государственная пошлина, исходя из указанной суммы, составляет 400 рублей.

С административного ответчика в доход муниципального района имени Лазо Хабаровского края подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Клачковой Севиль Хамидовне о взыскании недоимки по налогу (штрафа) – удовлетворить.

Взыскать с Клачковой Севиль Хамидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <адрес> (<данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю штрафы за неуплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в размере 1000 рублей, штрафы за неуплату налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в размере 6000 рублей, а всего взыскать 7000 (семь тысяч) рублей.

Взыскать с Клачковой Севиль Хамидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> зарегистрированной по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <адрес> (<данные изъяты>) в доход бюджета муниципального района имени Лазо Хабаровского края государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Абузяров