ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 27Д от 22.07.2022 Исетского районного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0-27 Дело №2-267/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Исетское 18 июля 2022 года

Мотивированное решение составлено 22 июля 2022 года.

Исетский районный суд Тюменской области в составе

председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

с участием представителя истца Галбура О.С.,

ответчика Щукиной Т.А., её представителя Щукиной Н.О.,

при секретаре Мещеряковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Югра-Экология» к Щукиной Т.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

АО «Югра-Экология обратилось в суд с иском к Щукиной Т.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В обоснование заявленных требований указано, что АО «Югра-Экология» в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ханты - - Югре от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Департаментом промышленности - Югры, является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности включающей: Березовский муниципальный район, Белоярский муниципальный район, Сургутский муниципальный район, городской округ , городской округ , городской округ , городской округ , городской округ , городской округ , Нижневартовский муниципальный район, городской округ . Договор об оказании услуг по обращению с ТКО является договором публичной оферты. В связи с чем, Региональный оператор разместил предложение о заключении Договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовые формы договоров в июне 2019 г. на своем сайте в разделе «Договорная кампания» https://ww,vv.yugra-ecology.ni/dogovomava-kampaniva/, а также в газете «Новости Югры». Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является заключенным и соответственно с обязательством оплаты, оказываемых Региональным оператором услуг, также с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: (офисное помещение и продовольственный магазин). Должник осуществляет деятельность в принадлежащих ему объектах, следовательно, в результате функционирования объектов происходит образование твердых коммунальных отходов, которые необходимо вывозить и утилизировать. Требования Истца основаны на тех обстоятельствах, что подписанный экземпляр договора, либо мотивированный отказ от его подписания, в адрес АО «Югра-Экология» не возвращены, в связи с чем, он считается заключенным на условиях типового договора. Согласно п. 6 типового договора, утв. Постановлением Правительства , потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Во исполнение условий типового договора, Соглашения с Департаментом промышленности - Югры, Истец надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается универсальными передаточными документами. Сумма задолженности о объекту «Офисное учреждение», расположенному по адресу: , за период с января 2020 года по апрель 2022 года. составляет 1355,53 руб. Сумма задолженности по объекту «Продовольственный магазин», расположенному по адресу: , за период с мая 2020 года по апрель 2022 года составляет 89016,84 руб. Общая сумма задолженности по договору №ЮЭ86К02000000059 от ДД.ММ.ГГГГ за период с января 2020 года по апрель 2022 года составляет 90372,37 руб. Программа 1С АИС «Восток. Юридические лица» автоматически производит расчет стоимости услуг в месяц, НДС начисляется автоматически на сумму стоимости услуг. Исходя из вышеизложенного, при отсутствии доказательств вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также не соответствие в ведении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют основания для освобождения ответчика от обязанности оплаты качественных услуг по вывозу ТКО региональному оператору. Однако в нарушение условий Договора и действующего законодательства РФ, ответчик до настоящего времени в полном объеме не произвел расчет за оказанную услугу. Истцом было подано заявление о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка Сургутского судебного района города окружного значения Сургута. Судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ. Однако от Ответчика поступили возражения на судебный приказ. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Сургутского судебного района города окружного значения Сургута вынесено определение об отмене судебного приказа. Для урегулирования спора в досудебном порядке ДД.ММ.ГГГГ Истцом была направлена претензия в адрес Ответчика об оплате задолженности по Договору. Истцом не был получен ответ на претензию, денежные средства на оплату задолженности по Договору не поступали. Указанное свидетельствует, что Истцом был соблюден досудебный (претензионный) порядок. Доказательств того, что Ответчик в процессе своей деятельности не производил ТКО в материалы дела не представлено. Претензий о ненадлежащем качестве услуг, Ответчиком не заявлялось, равно как не представлено доказательств того, что отходы не вывозились. Доказательств того, что вывоз отходов, осуществлялся иным лицом, Ответчиком не представлено. Доказательства наличия обстоятельств, позволяющих действовать Ответчику в соответствии с пунктом 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, Ответчиком не представлены. Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен осуществить обращение с ними не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.

Просит суд взыскать с Щукиной Т.А. в пользу истца сумму задолженности за оказанную услугу по обращению с ТКО з период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 90372 рубля 37 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2911 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 на исковых требованиях настаивала по указанным основаниям, пояснила, что ближайшая к адресу объектов ответчика контейнерная площадка находится по , всего на территории расположено 12 контейнерных площадок. Ответчик деятельность на объектах недвижимости осуществляет, при этом договор с Региональным оператором не был заключен, хотя из переписки ответчика следует, что ему было известно о существовании Регионального оператора, от заключения договора ответчик уклоняется и оплату не производит, при этом имеет возможность выбрасывать мусор путем его размещения на контейнерных площадках, откуда регулярно истцом вывозятся ТКО. При этом на второй объект начисляется оплата как за офисное помещение из расчета 29 рублей на 1 сотрудника и составляет самый минимальный размер.

Ответчик Щукина Т.А. и её представитель по доверенности Щукина Н.О. в судебном заседании по существу иска возражали, пояснили, что Щукиной Т.А. действительно принадлежит склад и магазин по указанному адресу, деятельность там осуществляет арендатор, у которого заключён договор на вывоз бумаги и пластика с ООО «Чистый город». О том, что им нужно заключить договор с Региональным оператором, они не знали, их никто не уведомлял и до 2022 года претензий не было, все счета выставлены в марте 2022 года. В настоящее время ими подана заявка на заключение договора с региональным оператором и организации индивидуальной контейнерной площадки. Полагает, что оплата должна осуществляться с момента заключения договора.

Представитель третьего лица ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась. О дате и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, о причинах своей неявки суд не уведомила.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что в силу соглашения заключенного с Департаментом промышленности - Югры ДД.ММ.ГГГГ, акционерное общество «Югра-Экология» наделено статусом регионального оператора в – Югре. Сургутский муниципальный район входит в зону деятельности Регионального оператора (л.д.23-25).

Согласно п. 8.2. указанного соглашения, региональный оператор обязан приступить к осуществлению деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Щукина Т.В. является собственником нежилых помещений в виде складского помещения и здания магазина, расположенных по адресу: , что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.91, 92, 130-132, 133-135).

ДД.ММ.ГГГГ между Щукиной Т.А. и ФИО6 заключён договор аренды указанных нежилых помещений (л.д. 86-90).

Истцом представлен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №№ ЮЭ0059 от ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к составленный между АО «Югра -Экология» и Щукиной Т.В. (л.д.42-43,44-46).Представленный в материалы дела договор и дополнительное соглашение ответчиком не подписан.

Согласно акту сверки взаимных расчетов по контрагенту № ЮЭ0059 от ДД.ММ.ГГГГ между АО «Югра-Экология» и ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность составляет 96294 рубля 45 копеек (л.д.54).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Щукиной Т.В. направлена претензия о погашении задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ЮЭ0059 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59 оборот).

Ссылаясь на заключение договора на условиях типового договора, оказание ответчику услуг по обращению с ТКО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие их оплаты, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности в сумме 90372 рубля.

Статьей 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона об отходах).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8 (17) Правил обращения с ТКО, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Предложение о заключении договора размещено истцом на его официальном сайте и в СМИ. Инициативу в заключении договора могут проявить как потребитель, так и региональный оператор.

На основании пункта 8 (4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Последний не вправе отказать собственнику ТКО в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находится места их накопления. Уклонение от заключения договора, обязанность заключения которого установлена федеральным законом не допускается.

В соответствии с пунктом 8 (18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 8 (11) Правил , потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы в установленный срок, согласно пунктам 8 (14), 8 (15) Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.

Учитывая, что ответчиком договор не подписан, суд пришел к выводу, что договор заключен на условиях типового договора по цене, предложенной региональным оператором. При этом тарифы утверждены для конкретного района на основании приказа Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-нП, с приложением и последующими изменениями (л.д.27-31).

В настоящее время ответчиком подана заявка на заключение договора, но на момент принятия решения договор еще не был заключен.

До даты заключения договора правоотношения сторон в силу вышеизложенных правовых норм также регулировались условиями типового договора.

Отсутствие контейнерной площадки в непосредственной близости от объектов недвижимости ответчика, не указывает на отсутствие оказания услуги по вывозу ТКО, так как имеется возможность выбрасывать мусор путем его размещения на контейнерной площадке, расположенной по адресу: , уд. Набережная, 29 (л.д. 136-142).

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).

Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 -782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. В силу статьи 711 ГК РФ основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком (исполнителем) результата работ заказчику.

Исходя из положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, достаточным основанием для оплаты услуг выступает именно сам факт их оказания заказчиком исполнителю. Обратное означало бы пользование ответчиком оказанными исполнителем услугами без предоставления встречного эквивалентного исполнения, что недопустимо между организациями в силу общих начал и принципов гражданского законодательства.

Факт оказания услуг истцом ответчику по обращению с ТКО подтвержден материалами дела.

При этом суд полагает необходимым отметить, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.

Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.

Истцом оказана услуга ответчику по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Ответчик доказательств самостоятельного вывоза и утилизации твердых бытовых отходов не представила, как не представила доказательства, что не является собственником каких-либо ТКО.

Договор купли-продажи вторичного сырья, заключённый ДД.ММ.ГГГГ с арендатором указанных объектов недвижимости ИП ФИО8 и ООО «Чистый город», доказательством вывоза и утилизации ТКО не является, так как предметом договора является сбор макулатуры (л.д. 77).

Доводы ответчика о том, что она не знала о существовании Регионального оператора и необходимости заключения договора, не имеет правового значения в силу вышеуказанных правовых актов. Отсутствие заключенного письменного договора с Региональным оператором не освобождает потребителя (собственника помещения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг Региональным оператором. В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на потребителя.

Кроме того, из представленного ответчиком письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИП ФИО8 (арендатор) обращалась в АО «Югра-Экологи» с заявлением о не начислении платы по обращению с ТКО (л.д. 76). В дальнешем ответчиком велась переписка с истцом с требованиями прекратить начисление платы по обращению с ТКО (л.д. 93-99).

Проверив расчет стоимости оказанных услуг, произведенный истцом, суд признает его арифметически верным, произведенным в соответствии с установленными объемами, тарифами и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, с Щукиной Т.В. в пользу истца в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 2911 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования АО «Югра-Экология» удовлетворить.

Взыскать с Щукиной Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт в пользу АО «Югра-Экология» (ИНН 8601065381) задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 90372 рубля 37 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2911 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исетский районный суд .

Председательствующий подпись Л.В. Макарова