№-27 Дело № 2-685/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Моршанск 25 мая 2021 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Чепраковой О.В.
при секретаре судебного заседания Ходяковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люлиной Людмилы Элемировны к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» Моршанский филиал об освобождении от оплаты коммунальной услуги «отопление»
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» Моршанский филиал об освобождении от оплаты коммунальной услуги «отопление». В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником <адрес>. Квартира расположена в двухэтажном многоквартирном жилом доме. Изначально квартиры дома отапливались за счет индивидуальной системы отопления. Затем квартиры были подключены к централизованной системе отопления. Позже собственники квартир дома стали переходить на индивидуальное отопление. В 2020 году она приняла решение о переходе на индивидуальное отопление, так как проживание в квартире было некомфортным, температурный режим в квартире не соблюдался. За получением разрешения на переустройство системы теплоснабжения квартиры и установки газового котла, она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением. К заявлению ею были приложены технические условия на переустройство сети газопотребления от ДД.ММ.ГГГГ№ выданные АО «Газпром газораспределение Тамбов», согласно которым переустройство сети газопотребления в её квартире было технически возможным и безопасным.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> дала согласие на переустройство системы теплоснабжения и установку газового котла в <адрес>.
Для осуществления перехода на индивидуальное отопление была изготовлена проектная документация на установку газового счетчика, демонтаж ВПГ и установку настенного котла в квартире, было проведено общее собрание собственников квартир в многоквартирном жилом доме на котором было принято решение о даче согласия собственникам квартир на переход на индивидуальную систему отопления.
Таким образом, ею были получены все необходимые разрешения и согласования на переустройство квартиры путем отключения от централизованной системы отопления и переход на индивидуальную систему отопления.
Работы по отключению от централизованной системы отопления, и установка газового котла, с переходом на индивидуальную систему отопления были завершены к августу 2020 года. Соответствующими службами был произведен пуск газа и введение в эксплуатацию индивидуальной системы отопления. С момента фактического перехода на индивидуальную систему отопления она стала добросовестно оплачивать потребляемую услугу газоснабжения, производя расчеты за поставленный природный газ в её квартиру.
Переход её квартиры на индивидуальную систему отопления не повлиял на работоспособность центральной системы отопления дома, ООО «Глазурит» до начала отопительного сезона 2020-2021 годов были произведены все необходимые работы по нормализации работы системы отоплении.
Актом приемочной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было подтверждено завершение переоборудования жилого помещения <адрес>, а Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ей было дано согласие на переустройство жилого помещения <адрес>.
Согласно экспертному заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>№.П.2 от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что перепланировочные решения жилого помещения <адрес> соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях». Таким образом, переустройство её квартиры было выполнено в соответствии с требованиями законодательства, путем получения всех необходимых разрешений и согласований. Фактически автономная система отопления функционирует с августа 2020 года, с того ж времени коммунальная услуга «отопление» (центральное) в квартиру не предоставляется. Для решения вопроса о прекращении начисления оплаты за коммунальную услугу «отопление» она обращалась в АО «ТСК». Ей разъяснили, что через её квартиру проходят стояки центрального отопления, которые могут расцениваться как отопительные элементы её квартиры, данные стояки либо необходимо демонтировать, либо теплоизолировать в целях исключения теплопотерь. Ей был приобретен специальный материал, с необходимым сертификатом с описанием теплоизоляционных свойств. В целях исключения даже минимальной теплопотери, были заизолировала проходящие стояки теплоизоляционным материалом «энергофлекс» с большими теплоизоляционными свойствами (9 мм.) тремя слоями этого материала. В результате данных действий теплопотери централизованной системы отопления категорически исключены.
АО «ТСК» отказались освободить её от оплаты коммунальной услуги «отопление», которое в её квартиру не поставлялось с августа 2020 года, за весь отопительный сезон 2020-2021 года, что является незаконным и нарушает её права.
Начисляя к оплате стоимость услуги отопления, АО «ТСК» не предоставляет сведений о том, какое количество тепловой энергии ей поставляется за счет теплоизолированных транзитных стояков, для определения этого объема у организации имеются соответствующие приборы –тепловизоры. Однако квартиру не обследовали, расчёты поставляемой тепловой энергией не предоставили. Считает, что начисление фактически не предоставляемой коммунальной услуги производится незаконно.
Просит суд освободить её, ФИО1, от оплаты коммунальной услуги «отопление» в <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Моршанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет иска, Администрация <адрес> и ООО «Глазурит».
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истицы ФИО1, действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила суд их удовлетворить в полном объеме. При этом пояснила что Ответчик действует в нарушение требований российского законодательства, Ответчик не принимает во внимание, что Конституционным Судом Российской Федерации было принято Постановление №-П от ДД.ММ.ГГГГ Вопросы, связанные с переходом квартир в многоквартирных жилых домах на индивидуальное отопление, были внесены изменения в Постановление Правительства, регламентирующее порядок начисления, оплаты услуг отопления. С учетом данной позиции Конституционного Суда, было установлено, что все спорные квартиры, которые перешли на индивидуальное отопление, должны будут платить за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, общедомовую часть платежа. Что касается платы за центральное отопление внутри спорных квартир, то плату должны оплачивать только те квартиры, которые не доказали легальность своего переоборудования. Во исполнение данного Постановления Конституционного Суда РФ, также имеется Постановление Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ№-П, было вынесено постановление Правительства РФ №, оно внесло изменения в Постановление Правительства №, предусмотрев в формулах расчета нулевой объем потребления тепловой энергии в помещениях собственника, как по показаниям индивидуальных приборов учета, так и при установленном автономном отоплении. При таких обстоятельствах ФИО1, как собственнику необходимо было доказать легальность своего оборудования. Она имеет право собственности в квартире, которая находится в многоквартирном жилом доме. ДД.ММ.ГГГГ собственники всех помещений в данном доме своим протоколом приняли решение дать согласие на переустройство квартир, на отключение от центрального отопления, устройство индивидуального отопления квартир 1,2, 9,10,11,12,14,16,17,18,20. В данный протокол была включена и <адрес>. В соответствии с требованием ст.26 ЖК РФ ФИО1 соблюдена процедура, предусмотренная законом для легализации перехода на индивидуальное отопление. Она получила постановление о согласовании разрешительной документации на перевод системы отопления квартиры на автономный источник в МУП «ТС», оформила проектно-сметную документацию. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ было согласовано переустройство системы теплоснабжения и установка газового котла в <адрес>. Администрация <адрес>ДД.ММ.ГГГГ издала акт приемочной комиссии по приемке жилого помещения после завершения перепланировки №. Все эти документы, а также проектная документация были представлены в Тамбовскую сетевую компанию, а также в управляющую компанию, которая произвела наладку центрального отопления после перехода квартиры ФИО1 на индивидуальную систему отопления, которые засвидетельствовали отключение от центральной системы отопления. Сетевая компания засвидетельствовала, что квартира ФИО1 перешла на индивидуальную систему отопления, центральной системы отопления в квартире нет, остались проходящие транзитные стояки теплоснабжения в другую квартиру. По указанию Тамбовской сетевой компании стояки были заизолированы, предложенной сетевой компании способом, в большем объеме, не на 5 мм изоляционного материала, а на изоляционный материал с большими теплоизолирующими свойствами и большим диаметром изолирующего материала, что полностью исключает теплопотери. Тамбовская сетевая компания, уведомленная о легализации автономного источника отопления в спорной квартире, о наличии всей необходимой документации, продолжают начислять 100% оплату за фактически не предоставляемую услугу, что запрещено действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направляла в Моршанский филиала ОАО «Тамбовская сетевая компания» разъяснительное письмо, в котором указывали, что проект переустройства имеется. Лица, которые произвели переустройство, к ним относится и ФИО4, получили разрешение администрации и только после этого произвели работы по отсоединению от центральной системы отопления. Установленные отопительные приборы не входят в перечень запрещенных к использованию отопления жилых помещений. Они не говорят об отоплении на общедомовые нужды, это идет в квитанции отдельной строкой, это оплачивается. Просят освободить от оплаты коммунальной услуги в целом, с момента перехода на индивидуальное отопление. В данном доме уже имеют место прецеденты, часть квартир давно была переведена на индивидуальное отопление. Это <адрес>, №, №, №. Через все эти квартиры идут транзитные стояки, которые не изолированы, но данным квартирам не начисляют оплату за отопление не частично, не 100 %, как это делают в отношении ФИО1 Это правовое не равенство граждан, которое прямо запрещено Конституцией РФ. Требования поддерживают в полном объеме.
Ответчик – представитель АО «Тамбовская сетевая компания», действующая на основании доверенности ФИО5, в судебном заседании иск не признала и возражала против его удовлетворения. При этом пояснила, что в соответствии со ст. 25 ч.1 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену, перенос инженерных сетей, требующее внести изменения в технический паспорт. Переустройство квартиры с центрального на индивидуальное отопление, является переустройством квартиры, которое согласно ст. 26 Жилищного кодекса РФ должно проводиться с соблюдением требования законодательства, по согласованию с органами местного самоуправления. На основании ст. 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства, перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии. В соответствии с п.1.7.2 Правил, норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденной Постановлением № от 2003 г. переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или нарушений несущих конструкций зданий, нарушение в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности внешнего вида (фасадов), нарушение противопожарных устройств не допускается. Согласно письма Минстроя от 2014 г. № ОД/04, от ДД.ММ.ГГГГ№ АТ/04 система отопления многоквартирного дома представляет собой сложную систему, которая состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующие запорные арматуры, коллективные приборы учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в АО «Тамбовская сетевая компания» с заявлением не производить начисления за централизованное отопление в связи с переходом на индивидуальный источник отопления, приложив к заявлению постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также технические условия на переустройство сети газопотребления. Заявительнице было отказано в рассмотрении заявления, в связи с отсутствием акта приёмочной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Глазурит» уведомило их о частичном переводе данного дома на индивидуальное отопление, при этом документы, проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласование данного проекта соответствующими службами, техническая проектная документация на МКД с внесенными изменениями в управляющей компании отсутствуют.ДД.ММ.ГГГГ повторно поступило заявление истицы о закрытии начислений по услуге центральное отопление с ДД.ММ.ГГГГ с приложением документов: постановление администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>, акт приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Протокол общего собрания собственников помещения МКД по <адрес> о переустройстве <адрес> данного дома, а также проект переустройства системы теплоснабжения жилого помещения, который было необходимо изготовить собственнику при переходе на индивидуальный источник отопления, о котором говориться в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали. Запрашивали документы в администрации <адрес>, но документы не поступили. Постановление о согласовании и переустройстве системы теплоснабжения вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а протокол общего собрания собственников, был датирован ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2021 г. в адрес АО «Тамбовская сетевая компания» поступил проект демонтажа разводов системы отопления многоквартирного дома по <адрес>. Переход квартиры на индивидуальное отопление осуществился с нарушением действующего законодательства в части соблюдения требований ст. 26 Жилищного кодекса и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которыми установлено, что переоборудование жилых домов и квартир, ведущих к нарушению работы инженерной системы не допускается. В вышеуказанной квартире имеются функционирующие элементы: стояки, исключение которых из внутридомовой системы отопления не произведено, что является источником потребления тепловой энергии. При осуществлении перехода на индивидуальное отопление, не предоставлен проект переустройства помещения в данном доме, подтверждающий, что проведенное истицей переоборудование не влечет нарушений функционирования инженерных сетей дома: системы теплоснабжения, системы электроснабжения, вентиляции МКД, а также, что данное переоборудование безопасно. Не внесены изменения в схему теплоснабжения <адрес>, утверждённой постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, касающегося перехода квартиры истицы на индивидуальное отопление. Основания для снятия перерасчета платы за услугу теплоснабжения отсутствуют. Считают, что собственнику помещения, отапливаемого с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна начисляться плата за отопление, Просят в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Тамбовская сетевая компания» об освобождении от оплаты за услугу центральное отопление в связи с переходом на индивидуальное отопление, отказать в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – представитель ООО «Глазурит» - действующая на основании доверенности, ФИО6 в судебном заседании пояснила, что многоквартирный <адрес> находится на управлении в управляющей организации ООО «Глазурит». В 2016 г. между управляющей организацией и АО «Тамбовская сетевая компания» был заключен договор по приобретении ресурсов на теплоснабжение, водоснабжение, горячее водоснабжение, но в связи с выхо<адрес> Федерального закона, который внес изменение в жилищный кодекс, многоквартирные дома общим собранием перешли на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем, управляющая организация перестала быть исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах. Постановлением Правительства № в 2019 г. были внесены изменения, был изменен порядок расчета за коммунальные услуги, в том числе теплоснабжения. Горячее и холодное водоснабжение и содержание общего имущества остались за управляющей организацией, теплоснабжение оплачивается собственниками. Такой услуги, как содержание общего имущества на приобретение коммунального ресурса по теплоснабжению в законодательстве не предусмотрено. В настоящий момент исполнителем коммунальных услуг является Сетевая компания. Все действия в доме выполняются по решению общего собрания. Собственники дома решили перейти на индивидуальное отопление, в связи с чем было проведено собрание собственников помещений. Они обратились в администрацию <адрес> где им указали, какие документы необходимо собрать. Согласно протоколу общего собрания, управляющая компания оплатила проект, который был необходим для перехода на индивидуальное отопление. Ответчик ссылается на нормы закона, которые устарели. Статья 26 Жилищного кодекса прямо говорит о том, что если решили перейти на индивидуальное отопление, то уведомлять и получать согласия исполнителя коммунальных услуг собственнику не требуется. Проверять, какие документы утвердила администрация <адрес>, у них нет полномочий. Пред каждым отопительным сезоном управляющая организация делает подготовку всех домов: проверяет наличие протекания. Когда поступило обращение этого дома о том, что они хотят перейти на индивидуальное отопление, были проведены работы по отключению отопительных приборов, была уведомлена организация о том, что эти квартиры перешли на индивидуальное отопление. Сетевая организация должна начислять собственникам за коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Ст. 157 ч. 6 Жилищного кодекса РФ, 354 Постановление, пункт 155.2 говорят о том, что именно исполнитель услуг при нарушении порядка расчета за коммунальные услуги обязан оплатить штраф. Считает, что сетевая компания должна сделать перерасчёт. Решение вопроса оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – представитель администрации <адрес>, действующий на основании доверенности ФИО7 в судебном заседании полагал решение по данному спору оставить на усмотрение суда. При этом пояснил. что переход на индивидуальное отопление истцом был согласован со стороной администрации <адрес>, никаких претензий к истцу на тот момент не возникло.
Допрошенный в качестве специалиста в силу ст.188 ГПК РФ заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации <адрес>ФИО8 дал следующие пояснения, изменения в схему теплоснабжения вносит администрация <адрес> с периодичностью раз в год. На данный момент изменения в схему теплоснабжения в отношении <адрес>.50 по <адрес> не внесены. Изменения вносятся не в отношении квартиры, а в отношении всего дома. Данный дом изначально был запроектирован как дом с индивидуальным отоплением. В каждой квартире было индивидуальное отопление в виде печки. Полагает, что данные дома не должны вносится в схему в силу того, что дома изначально обладали признаками индивидуального отопления. По итогу всех юридически значимых действий, совершенных администрацией <адрес>, составлен акт приемочной комиссии по приемке жилого помещения по завершению переустройства. Все возможности законного перехода были учтены. Если бы было не возможным переход квартиры на индивидуальное отопление, не было бы постановления администрации <адрес>, которое узаконила бы данный переход, значит была возможность без внесения в схему теплоснабжения обеспечить переход данной квартиры.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется в полном объеме судебная защита его прав и свобод. Из данной нормы в ее взаимосвязи со ст. 17 Конституции РФ следует, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека в России и служит, в свою очередь, необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод, обеспечиваемых согласно ст.18 Конституции РФ правосудием, признание, соблюдение и защита которых согласно ст. 2 Конституции РФ - обязанность государства.
В силу ч.2 ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии со ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: непредставления определенных ч.2 ст.26 настоящего Кодекса документов, обязанность по предоставлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.
Как предусмотрено ч.ч.1,4 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст.26 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно- гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N491 (с посл. изм. и доп.), внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст.36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений этого дома, которые владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с п.21 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009г. N384-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.07.2013г. N185-ФЗ) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно ч.2 ст.36 вышеуказанного Федерального закона параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Как предусмотрено п.п.1.7.2 и 1.7.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013г. N170 (с посл. изм. и доп.), переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Согласно ч.15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, содержания общего имущества в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях и входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, собственник нежилого помещения, входящего в состав многоквартирного дома, в случае демонтажа радиаторов отопления не освобождается от оплаты этого коммунального ресурса, получаемого, в том числе от общей системы отопления и конструкций дома.
В пп. "в" п. 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 1.7, п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, переоборудование (переустройство, перепланировка) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Поскольку демонтаж стояков отопления и обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, то является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 и принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 1, 2 3 и 2 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 421, 422, 43 и 54 настоящих Правил.
Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов является Расчет размера платы за коммунальные услуги
Пунктом 25 Расчета предусмотрено, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 25:
,
где:
равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Аналогично в п.26 Расчета предусмотрено, что Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2 6:
,
где
равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником квартиры, площадью 67,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Желая улучшить свои жилищные условия, ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию <адрес> на разрешение переустройства помещения, а именно установки системы поквартирного отопления.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании переустройства системы теплоснабжения и установки газового котла в <адрес> по адресу: <адрес>.» администрация выразила согласие на переустройство системы теплоснабжения и установку газового котла в <адрес> расположенной по адресу: <адрес>..
Кроме того, вышеуказанным документом постановлено: 2.1 Изготовить проект переустройства помещения (установки системы поквартирного отопления) с содержанием следующих рабочих проектов: - проект переустройства газовых инженерных сетей ( с установкой дополнительного газоиспользующего оборудования – теплогенератора на газовом топливе); - проект переустройства (монтажа) системы теплоснабжения; - проект системы дымоудаления с коллективными ( приставными) дымоходами (для квартир, в которых двухконтурный газовый котёл устанавливается вместо газового проточного водонагревателя, имеющего индивидуальный встроенный дымоход – акт обследования данного дымохода с заключением о возможности применения в качестве дымохода для устанавливаемого котла); 2.2. Изготовить проект переустройства газоснабжения квартиры (дома) с установкой дополнительного газоиспользующего теплогенератора на газовом топливе и согласовать с филиалом в <адрес> АО «Газпром Газораспределении Тамбов»; 2.3. Заключить договор на переустройство системы отопления и установку газовых котлов с организацией, имеющей свидетельство о допуске к данному виду работ; 2.4. Осуществить переустройство системы теплоснабжения установку газовых котлов в квартире в соответствии с проектом и соблюдением требований ст.25.26.28 Жилищного кодекса РФ. 2.5. Заключить договор на техническое обслуживание газовых котлов со специализированной организацией, имеющей свидетельство о допуске к данному виду работ.
Протоколом (годового, внеочередного) общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, повестка дня: «О переходе квартир с центрального отопления на индивидуальное газовое отопление – согласование»,было решено: Дать согласие на переустройство квартир, отключение от центрального и устройство индивидуального, <адрес>, 2, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.
ДД.ММ.ГГГГ филиалом в <адрес> АО «Газпром газораспределение Тамбов» подготовлены технические условия № о переустройстве сети газопотребления на объект газификации: жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
На основании вышеуказанного технического заключения ООО «Газ для Вас» изготовлена проектная документация на установку газового счетчика, демонтаж ВПГ и установка настенного котла в кВ.№ в жилом <адрес> в <адрес>.
После разработки проекта произведены работы по замене системы отопления на автономную систему, в квартире установлен автономный отопительный прибор, а также произведено отсоединение от централизованной системы отопления.
Отопительная система <адрес> отсоединена от общедомовой системы отопления и квартира стала полностью отапливаться при помощи индивидуальной системы отопления.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « О согласовании переустройства жилого помещения квартиры по адресу: <адрес>» ФИО1 дано согласие на переустройство жилого помещения квартиры с кадастровым номером 68:27:0000045:160, по адресу: <адрес> соответствии с проектной документацией.
Как следует из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес>, Моршанском, Пичаевском и <адрес>х» №.П.2 от ДД.ММ.ГГГГ, перепланировочные решения жилого помещения – <адрес> по адресу: <адрес> соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Как следует из сообщения ООО «Глазурит» от ДД.ММ.ГГГГ, в отопительный период 2020-2021 г.г. система центрального отопления <адрес> работает нормально, жалоб от потребителей не поступало.
Актом приемочной комиссии по составлению акта приемочной комиссии по приемке жилого помещения после завершения перепланировки № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, собственником ФИО1, предъявлено к приемке жилое помещение (квартира), после проведения переустройства по адресу: <адрес>. Переоборудование в жилом помещении (квартире), проводилось на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании переустройства жилого помещения квартиры по адресу: <адрес>». Принимая во внимание Технический паспорт жилого помещения (квартиры), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Моршанским БТИ; Проектную документацию, выполненную ООО «Газ для Вас», комиссия подтвердила завершение переоборудования жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>.
Кроме того в материалах дела имеется копия постановления Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе системы отопления квартиры расположенной в доме по адресу: <адрес>, кВ.9 на автономный источник отопления.»
По данным технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь <адрес> составляет - 67,70 кв.м., жилая – 42,80 кв.м., инвентарный №/Б/188, номер в реестре жилищного фонда 68:27:000/000/0134/50-9.
Сторона истца и ответчика не оспаривали, что истец ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в АО «Тамбовская сетевая компания» с заявлением не производить начисления за централизованное отопление в связи с переходом на индивидуальный источник отопления.
ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Глазурит» ФИО9 проинформировал директора МФ АО «ТСК» ФИО10 о том, что в связи с переводом <адрес> на индивидуальное отопление, в большинстве квартир данного дома, произведен демонтаж стояков системы централизованного отопления (<адрес>, 4, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20). Квартиры №, 2, 5, 6, 7, 8, 19 не переведены на индивидуальное отопление, для их обогрева по прежнему используется система центрального отопления.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Моршанский филиал АО «ТСК» с заявлением о снятии начислений за центральное отопление по адресу: <адрес>. К заявлению приложены протокол общего собрания собственников и проект на демонтаж разводок системы отопления.
Однако требования данного заявления до настоящего времени Моршанским филиалом АО «ТСК» не исполнены.
Как следует из ответа на претензию ФИО1 в Моршанский филиал АО «ТСК» от ДД.ММ.ГГГГ гола, « …в принадлежащих Вам помещениях имеются функционирующие элементы (стояки) системы отопления, исключение которых из внутридомовой системы отопления не произведено, что является источником потребления тепловой энергии…» Кроме того, ей пояснили, что данные стояки либо необходимо демонтировать, либо теплоизолировать в целях исключения теплопотерь. Было предложено заизолировать стояки специальным материалом толщиной нее менее 5 мм.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что истицей ФИО1 данные требования исполнены, ею приобретен теплоизоляционный материал «энергофлекс» (9 мм.) и теплоизолировала стояки тремя слоями этого материала. Данный факт подтверждён имеющимися в материалах дела сертификатом соответствия материала, а также фотографиями, пояснениями истца ФИО1
В материалы дела стороной ответчика предоставлен Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, которым было установлено, что в <адрес> 3 стояка незоизолированы. Суд не может принять возражения ответчика о том, что если стояки не изолированы, то ответчиком не может быть произведен перерасчет оплаты услуги «отопление», так как в формулах для расчета не предусмотрены показатели для учета теплоизоляции стояков проходящих через квартиру.
С учетом того, что Постановление администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О согласование переустройства жилого помещения квартиры по адресу: <адрес>, кВ.9» и Акт приемочной комиссии по составлению акта приемочной комиссии по приемке жилого помещения после завершения перепланировке № от ДД.ММ.ГГГГ не отменны, согласование переустройства системы теплоснабжения входит в полномочия администрации <адрес> на основании Федерального закона от 06.010.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу, что переход на индивидуальное топление ФИО1 произведен на законных основаниях. Таким образом, не может быть учтена ссылка стороны ответчика, что перепланировка проведена незаконно.
Доводы представителей ответчиков – АО «Тамбовская сетевая компания» о том, что перевод жилого помещения на индивидуальную систему теплоснабжения возможен только при условии перевода всего многоквартирного дома на индивидуальное теплоснабжение, являются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Федеральным законом "О теплоснабжении" предусмотрено использование в многоквартирных домах индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, за исключением тех, которые предусмотрены Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно формул 25 и 2 6 для расчета объема (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода и равномерно в течение календарного года (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Для квартиры ФИО1 Vi равен нулю, так как переустройство ее квартиры, предусматривающее установку индивидуального источника тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Суд не может согласиться с требованием истца в части того, что освободить ФИО1 от оплаты коммунальной услуги «Отопление» в квартире необходимо с ДД.ММ.ГГГГ, так как она завершила все работы по переустройству в конце августа 2020 года.
В силу ч.1 ст.28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
Как ранее установлено, Акт приемочной комиссии по составлению акта приемочной комиссии по приемке жилого помещения после завершения перепланировки № составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом требования ФИО1 полежат удовлетворению в части, собранные по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что имеются основания для освобождения ФИО1 от оплаты коммунальной услуги «отопление» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента завершения перепланировки квартиры.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Люлиной Людмилы Элемировны к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» Моршанский филиал об освобождении от оплаты коммунальной услуги «отопление» - удовлетворить в части.
Освободить Люлину Людмилу Элемировну от оплаты коммунальной услуги «отопление» в <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Федеральный судья О.В.Чепракова
Решение составлено в окончательной форме «31» мая 2021 года.
Федеральный судья О.В.Чепракова