Дело № 12-56/2023
УИД № 27МS0050-01-2023-002555-62
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
08 сентября 2023 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стромиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу: п. Ванино Хабаровского края, ул. Железнодорожная д. 41, жалобу исполняющей обязанности главы сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 49 судебного района «Ванинский район Хабаровского края» исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 50 судебного района «Ванинский район Хабаровского края» от 27.07.2023 г. о привлечении к административной ответственности юридического лица - администрации сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 49 судебного района «Ванинский район Хабаровского края» исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 50 судебного района «Ванинский район Хабаровского края» от 27.07.2023 г. юридическое лицо - администрация сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе на постановление исполняющая обязанности главы сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1 указала, что с вынесенным постановлением не согласна, считает его незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Основанием для привлечения администрации п. Тумнин к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ является протокол государственного инспектора Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов по пожарному надзору, согласно которому поселение не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с нормами (отсутствуют дополнительная установка пожарных водоемов по следующим адресам: ул. Комсомольская, д. № № 2, 4, в районе ул. Ключевая, в начале ул. Вокзальная), что не отвечает требованиям ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ, пункт 4.1, примечание 1 таб. 1 п. 5.1. таб. 2 пункт 5.2, пункт 10.2, п. 10,4 СП 8.13130.2020, п. 75 правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ 16.09.2020 №1479; не приняты дополнительные меры, препятствующие распространению природного пожара на территории населенного пункта п. Тумнин, а именно не создана (не обновлена) минерализованная полоса не менее 10 метров, что не отвечает требованиям ч.2 ст.30 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.70 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020), в связи с чем 21.04.2023 выдано предписание № 2 об устранении до 31.05.2023 выявленного нарушения, которое в установленный срок не было устранено. В ходе производства по делу администрацией п. Тумнин в числе прочего представлены документы, подтверждающие принятие всех необходимых мер к устранению выявленных нарушений, а также документы, свидетельствующие об объективной невозможности исполнения предписания от 21.04.2023 в срок до 31.05.2023. Несмотря на документы, представленные администрацией п. Тумнин, в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ вопросы о законности предписания и наличии вины в неустранении нарушений в установленный срок не были рассмотрены мировым судьей. Признавая предписание законным, а администрацию п. Тумнин - виновной в совершении административного правонарушения, мировой судья ограничился указанием на то, что предписание выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке, а факт неустранения нарушения подтвержден. То обстоятельство, что предписание не было предметом проверки в ином судебном порядке не свидетельствует о его безусловной законности и обязывает суд в рамках рассматриваемого дела проверить предписание на предмет его законности. Законность предписания фактически не проверена, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства в части его исполнимости не дано, доводы заявителя должным образом не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения дела о привлечении к административной ответственности за неисполнение предписания. Во исполнение предписания Администрацией приняты следующие меры: для установки пожарного водоема в начале ул. Вокзальная приобретена и доставлена в поселок емкость для пожарного водоема; заключен договор с ФИО5. па установку пожарного водоема (противопожарного резервуара) в начале ул. Вокзальная; пожарный водоем в начале ул. Вокзальная будет установлен до 1 октября 2023 г.; на основании заявления администрации сельского поселения от 22 ноября 2018 года Ванинский районный суд вынес определение об отсрочке до 1 октября 2023 года; обязанности по установке противопожарного водоснабжения; предприняты следующие меры для создания (обновления) минерализованной полосы шириной не менее 10 метров: действующие минерализованные полосы обновлены 9 ноября 2022 года; так как поселок Тумнин окружен заказниками (памятниками природы краевого значения), администрация обратилась в КГКУ «Советское лесничество» с просьбой разъяснения порядка действий при расширении существующих минерализованных полос до 10 метров; согласно ответу КГКУ «Советское лесничество» в памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае не предусмотрено проведение противопожарных мероприятий, а именно устройство минерализованных полос или противопожарных разрывов, следовательно, администрация сельского поселения не имеет права расширять существующие минерализованные полосы, так как они находятся на территории памятника природы краевого значения. Имеющимися в деле доказательствами, подтверждается объективная невозможность исполнения в установленный срок требований органа по пожарному надзору, проводившего проверку, при вынесении предписания от 21.04.2023, которое вынесено без учета расположения поселка Тумнин Ванинского района Хабаровского края в местности со сложными климатическими условиями. Учитывая значительные низкие температуры в осенне-весенний и зимний период, искусственный пожарный водоем (противопожарный резервуар) должен быть подземный, чтобы исключить его промерзание в зимний период. При этом, выполнение строительных работ по выемке грунта ниже глубины промерзания, заглублению и обвалке резервуара грунтом с определенной толщиной возможно только в теплый период года (май-октябрь) с положительными температурами атмосферного воздуха, что невозможно осуществлять в апреле и до середины мая, так как положительная температура грунта (учитывая глубину для установки водоема) не полностью установлена, в связи с чем, работы по установке резервуара могли быть начаты только во второй половине мая с учетом погодных условий. Именно это обстоятельство в большей степени явилось основанием для предоставления в ноябре 2022 года отсрочки Ванинским районным судом Хабаровского края по исполнению ранее вынесенного судебного решения (определение об отсрочке в материалах дела имеется). Таким образом, в данном случае по объективной причине администрацией п. Тумнин не могло быть исполнено предписание органа пожарного надзора в срок до 31.05.2023, в связи с чем, вина данного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ фактически отсутствует, а само по себе предписание от 21.04.2023 является неисполнимым и, соответственно, незаконным. Просит суд постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить по основаниям предусмотренным п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель юридического лица администрация сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края, будучи надлежащим образов уведомленным, не прибыл, ходатайств не поступило.
Представитель УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в судебное заседание не прибыл, о дне слушания уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица, поскольку у судьи имеются данные о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таких нарушений по делу не установлено.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 12 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поседения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с пунктом 4.1 СП 8.13130.2020 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с примечанием 1 таб.1 пункт 5.1 СП 8.13130.2020 при зонном водоснабжении расход воды на наружное пожаротушение и количество одновременных пожаров в каждой зоне следует принимать в зависимости от количества жителей, проживающих в данной зоне,
В соответствии с таб.2 пункт 5.2 СП 8.13130.2020 расход воды на наружное пожаротушение в поселении должен быть не менее расхода воды на пожаротушение зданий, указанных в таблице 2.
В соответствии с п. 10.2 СП 8.13130.2020 объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п.п.5.2-5.14.
В соответствии с п. 10.4 СП 8.13130.2020 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
В соответствии с п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Как установлено в судебном заседании и следует из протокола государственного инспектора Ванинского и Советско - Гаванского муниципальных районов по пожарному надзору об административном правонарушении № 23 от 27.06.2023 при проведении 27.06.2023 внеплановой проверки за соблюдением требований пожарной безопасности в сельском поселении «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края выявлены нарушения, а именно: поселение не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с нормами (отсутствуют дополнительная установка пожарных водоемов по следующим адресам: ул. Комсомольская, д.№№2,4, в районе ул.Ключевая, в начале ул.Вокзальная), что не отвечает требованиям ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ, пункт 4.1, примечание 1 таб. 1 п. 5.1, таб. 2 пункт 5.2, пункт 10.2, п. 10,4 СП 8.13130.2020, п. 75 правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ 16.09.2020 № 1479; не приняты дополнительные меры, препятствующие распространению природного пожара на территории населенного пункта п. Тумнин, а именно не создана (не обновлена) минерализованная полоса не менее 10 метров, что не отвечает требованиям ч.2 ст.30 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.70 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020), в связи с чем 21.04.2023 выдано предписание № 2 об устранении до 31.05.2023 выявленного нарушения. Однако в указанный в предписании срок выявленные нарушения не устранены.
Как следует из материалом дела во исполнении предписания администрацией сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края приняты следующие меры: для установки пожарного водоема в начале ул. Вокзальная приобретена и доставлена в поселок емкость для пожарного водоема; заключен договор с ИП ФИО2 на установку пожарного водоема (противопожарного резервуара) в начале ул. Вокзальная; пожарный водоем в начале ул. Вокзальная будет установлен до 1 октября 2023 г.; на основании заявления администрации сельского поселения от 22 ноября 2018 года Ванинский районный суд вынес определение об отсрочке до 1 октября 2023 года обязанности по установке противопожарного водоснабжения; предприняты следующие меры для создания (обновления) минерализованной полосы шириной не менее 10 метров: действующие минерализованные полосы обновлены 9 ноября 2022 года; так как поселок Тумнин окружен заказниками (памятниками природы краевого значения), администрация обратилась в КГКУ «Советское лесничество» с просьбой разъяснения порядка действий при расширении существующих минерализованных полос до 10 метров; согласно ответу КГКУ «Советское лесничество» в памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае не предусмотрено проведение противопожарных мероприятий, а именно устройство минерализованных полос или противопожарных разрывов, следовательно, администрация сельского поселения не имеет права расширять существующие минерализованные полосы, так как они находятся на территории памятника природы краевого значения.
Таким образом, юридическим лицом - администрацией сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения администрацией сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:протоколом об административном правонарушении № 23 от 27.06.2023, в котором указаны обстоятельства административного правонарушения, установленные в судебном заседании; предписанием № 2 от 24.04.2023 об уставании выявленных нарушений, согласно которого срок для устранения нарушений был установлен до 31.05.2023; актом проверки органов местного самоуправления № 14 от 27.06.2023, в соответствии с которым установлен факт неисполнения в установленный срок пунктов №№ 1,3 предписания № 2 от 21.04.2023; сообщением главы сельского поселения ФИО3 в ОНДиПР по Ванинскому и Советско-Гаванскому муниципальным районам о выполнении предписания №2 от 21.04.2023; ответом КГКУ «Советское лесничество» № 01-14-500 от 19.05.2023 о разъяснении порядка действий при расширении минерализованных полос; постановлением Правительства Хабаровского края № 541-пр от 21.10.2022 «Об утверждении Перечня населенных пунктов Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2023 год, Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территории садоводства или огородничества, расположенных на территории Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2023 год, о начале пожарного сезона на территории Хабаровского края в 2023 году»; выпиской из ЕГРЮЛ от 29.06.2022 согласно которой Администрация сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края зарегистрировано в качестве юридического лица и другими материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Доводы жалобы о том, что предписание от 21.04.2023 г. является неисполнимым в срок до 31.05.2023 г. в следствии чего является незаконным суд находит несостоятельными поскольку предписание об устранении нарушений не было обжаловано в установленном порядке и не отменено.
Доказательств того, что совершение административного правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями материалы дела не содержат.
Действия администрации сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края правильно квалифицированы по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией данной нормы в минимальном размере для данной категории субъектов правонарушения.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и оценены в совокупности, и был сделан обоснованный вывод о наличии события правонарушения и виновности администрации сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного юридическим лицом правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку невыполнение предписания государственного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, создает реальную возможность возникновения пожароопасной ситуации, сопряженной с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Также суд не усматривает оснований для замены наказания на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера назначенного юридическому лицу административного наказания и применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не имеется.
Несогласие администрации сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, судом не установлено.
С учетом того, что вина администрации сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ установлена и доказана, а наказание, назначенное юридическому, суд находит правильным, в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 49 судебного района «Ванинский район Хабаровского края» исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 50 судебного района «Ванинский район Хабаровского края» от 27.07.2023 г. о привлечении к административной ответственности юридического лица - администрации сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу исполняющей обязанности главы сельского поселения «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента получения копии решения в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Стромилова Е.А.
Копия верна:
Судья: Стромилова Е.А.