ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 280004-01-2019-013588-84 от 04.01.2019 Благовещенского городского суда (Амурская область)

УИД № 28RS0004-01-2019-013588-84

№ 2-703/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретареКоваленко Е.Г.,

С участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о взыскании денежных средств при увольнении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что в период с 01.09.2014 года по 30.09.2019 года работал в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в должности главного специалиста-эксперта. С 30.09.2019 года должность истца была сокращена. При увольнении истцу были произведены компенсационные выплаты за 4 месяца, а также расчет компенсации за неиспользованные дни отпуска. При этом указанные суммы были насчитаны истцу не верно, без учета при определении размера среднего заработка суммы выплаченной истцу премии. При расчете среднего заработка подлежат учету премии, выплаченные истцу в 2019 году, которые должны входить в расчет среднего заработка при расчете компенсации при сокращении и компенсации за неиспользованный отпуск.

На основании изложенного, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, истец ФИО1 просил суд взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора недоплаченную компенсацию 4-х месячного денежного содержания в размере 95710 рублей 02 копеек, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 5 дней в размере 4358 рублей 35 копеек, недоплаченные отпускные (за 21 день) в размере 12294 рублей 88 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств в размере 2 891 рубля 48 копеек (по состоянию на 22.11.2019 года), компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, подробно изложил обстоятельства, указанные в иске, в дополнение указал, что в расчете среднего заработка при определении размера компенсации 4-х месячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены премии, выплачиваемые в 2018-2019 годах, к праздникам, ко дню эколога, геолога. В служебном контракте указано, что оплата труда состоит из ежемесячного денежного содержания, куда входит надбавка за особые условия работы, районный коэффициент, надбавка за непрерывны стаж работы и другие выплаты. Стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда. Согласно толковому словарю русского языка ФИО3 слово «единовременный» означает производимый сразу, только один раз, а слово «поощрять» - одобрением, наградой, содействием, сочувствием возбудить желание делать лучше, хорошо. Исходя из смысла придаваемому данному словосочетанию, единовременная выплата носит материально стимулирующий характер за какие-либо заслуги, с целью мотивировать государственных служащих к работе. Учитывая периодичность производимых ответчиком выплат, данные выплаты не подходят под понятие единовременной выплаты. Ответчиком была осуществлена попытка замаскировать периодически выплачиваемую премию под разовую с тем, что обеспечить работодателю возможность в любой момент осуществить выплаты в меньшем размере или лишить работника премии в целом. Отсутствие документального обоснования разницы между премиями отдельных работников может быть квалифицировано как нарушение трудового законодательства в отношении дискриминации при установлении изменений условий оплаты труда. Выплачиваемые истцу премии имеют закономерную последовательность выплат 1 раз в квартал и по окончанию года, то, что данные премии приурочены к определенным датам и праздникам, не является доказательством того, что они не входят в денежное содержание, премии выплачивались Управлением на постоянной основе и являлись существенной частью заработной платы. Ответчиком были представлены не достоверные сведения, в частности в лицевом счете за 2018 год, за декабрь 2018 года обозначена премия к празднику по коду 402, а в расчетном листке, выданном истцу, в декабре 2018 года данная сумма указана под кодом 301 и обозначена как премия за выполнение особо важных и сложных заданий. При этом в период работы истца и других работников с приказами о премировании не знакомили, обращения истца о предоставлении данных приказов оставлялись без внимания. Полагал, что из представленных стороной ответчика документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что премии носили периодичный характер и не входили в систему оплаты труда. На основании изложенного, истец ФИО1 просил требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика с иском ФИО1 не согласился, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указал, что истец был принят на работу 01.09.2014 года на должность специалиста-эксперта отдела экологического надзора. Приказом от 23.09.2019 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ФИО1 расторгнут контракт, он освобожден от занимаемой должности, уволен 30.09.2019 года. При увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска и компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания. Расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск, расчет компенсации при увольнении в связи с сокращением численности штата регламентированы Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 06.09.2007 года № 562, в соответствии с которыми при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются премии за выполнение особо важных и сложных зданий, также материальная помощь вразмере 1/2 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Данными Правилами определен ограниченный перечень случаев, при которых исчисление денежного содержания гражданских служащих производится в установленном ими порядке. Выплата премий в Управлении производится на основании соответствующего приказа руководителя при наличии денежных средств в фонде экономии оплаты труда. В связи с чем единовременные премии не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий в установленных Правилами случаях исчисления денежного содержания не учитываются, в связи с чем требования ФИО1 не подлежат удовлетворению. При этом, в связи с перерасчетом в результате счетной ошибки ответчик требования ФИО1 признал в части недоплаченной компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания в размере 1 533 рублей 35 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 848 рублей 60 копеек.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника (ст. 391 ТК РФ).

Как следует из дела, предметом исковых требований ФИО1 является законность действий Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора по невыплате в полом объеме при увольнении компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания и компенсации за неиспользованные дни отпуска.

Как следует из материалов дела, в частности из служебного контракта № 45/14 от 01.09.2014 года, дополнительных соглашений к служебному контракту от 09.01.2018 года, от 01.03.2019 года, приказа о приеме на работу № 118-к от 01.09.2014 года, ФИО1 с 01 сентября 2014 года проходил службу в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в должности специалиста-эксперта отдела экологического надзора.

Приказом руководителя Управления № 143-к от 23 сентября 2019 года служебный контракт с ФИО1 расторгнут, ФИО1 освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы 30 сентября 2019 года и уволен в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей.

В связи с увольнением по данному основанию ФИО1 выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания – 117 978 рублей 24 копеек, а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за 5 дней в размере 4 444 рублей 80 копеек, сумма отпускных за 21 день отпуска в размере 19924 рублей 81 копейки.

Не согласившись с размером произведенных выплат четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, и, полагая произведенный расчет данных выплат неверным, произведенным исходя из среднего заработка без учета премий, истцом ФИО1 инициирован настоящий иск в суд.

Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РоссийскойФедерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации приняты постановления N 238-7 от 27.03.2014 года, N 302-12 от 31.03.2015 года, N 347-7 от 23.04.2016 года, N 228-7 от 23.02.2017 года, предусматривающие в 2014-2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из изложенного следует, что средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, данные средства материального стимулирования должны быть предусмотрены соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предоставляться сверх установленного фонда оплаты труда.

И только при соблюдении данных условий указанные средства материального стимулирования будут являться дополнительными выплатами и в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ входить в денежное содержание гражданского служащего, а, соответственно, учитываться при расчете среднего денежного содержания при выплате компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.

Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлены доказательства того, что в 2018-2019 годах материальное стимулирование (премии к праздникам) в Управлении Росприроднадзора по Амурской области было сформировано и выплачивалось федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, что позволило бы учитывать премиальные выплаты к праздникам при расчете среднего денежного довольствия.

При этом, ни материалы дела, ни справочная правовая система РФ не содержат сведений о принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих в 2018-2019 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов, либо позволяющих включать премии к праздникам, выплачиваемые из фонда экономии заработной платы, в среднемесячное денежное содержание гражданского служащего, в связи с чем суд лишен возможности с достоверностью установить, что в 2018-2019 годах средства материального стимулирования формировались за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, что позволило бы их отнести к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ.

Как следует из Положения о премировании, выплате материальной помощи, единовременных выплат и поощрений федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприрднадзор) по Амурской области от 29.12.2012 года № 397, премирование гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Управления, производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом личного вклада каждого в целях повышения качества выполняемых задач, своевременного и добросовестного исполнения должностных обязанностей, предусмотренных в служебных контрактах и должностных регламентах, а также в целях усиления их материальной заинтересованности, за конкретный период работы, в размерах определенных руководителем Управления. Конкретный размер премии определяется руководителем Управления (п. 2.1).

В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось, подтверждается представленным ответчиком расчетом, подкрепленным платежными документами, что названные премии за выполнение особо важных и сложных заданий истцу выплачивались и были учтены при расчете среднего месячного денежного содержания при выплате ФИО1 компенсации в размере 4-хмесячного денежного содержания, а также компенсации за неиспользованный отпуск.

Раздел V приведенного выше Положения посвящен порядку выплаты единовременного поощрения.

В соответствии с п. 5.1, п. 7.1 Положения в случае образования экономии фонда оплаты труда может производиться дополнительное единовременное поощрение и дополнительное премирование гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы Управления. Решение о выплате и размер единовременного поощрения в этом случае определяется руководителем Управления. Единовременное поощрение может производиться в качестве поощрения за многолетний добросовестный труд, в связи с юбилейными датами, а также при выходе на пенсию, государственными и отраслевыми праздниками, на дополнительное премирование гражданских служащих. Размер единовременного поощрения устанавливается в конкретной сумме.

Анализ вышеприведенных правовых положений показывает, что выплата единовременного поощрения возможна только в случае образования экономии фонда оплаты труда и по решению руководителя Управления, не является обязательной составляющей денежного вознаграждения, право определять порядок выплаты данного вида премий в соответствии с установленными федеральным законом критериями - обеспечение задач и функций государственного органа и исполнение должностного регламента делегировано представителю нанимателя, которым в силу статьи 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации.

На основании указанного Положения о премировании и в соответствии с приказами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области № 16-к от 27.03.2019 года, № 45-к от 16.08.2019 года, № 58-к от 25.09.2019 года, № 32-к от 04.06.2019 года, № 26-к от 07.05.2019 года, № 46-к от 17.10.2018 года, № 60-к от 31.10.2018 года, № 65-к от 13.12.2018 года, № 73-к от 25.12.2018 года, № 06-кот 22.02.2019 года государственным гражданским служащим, работникам Управления была произведена выплата единовременного поощрения, единовременного поощрения в связи с празднованием Дня Государственного флага РФ, в связи с празднованием Дня работников леса, в связи с празднованием Дня эколога, ко Дню победы, ко Дню защитника отечества, в связи с празднованием Нового года, ко Дню Конституции, за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Основанием к выплате данного единовременного поощрения послужило, в том числе, Положение о премировании, выплате материальной помощи, единовременных выплат и поощрений федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, утвержденное приказом от 29.12.2012 года № 397.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правовая природа выплачиваемых истцу в 2018 году и 2019 году единовременных поощрений к праздникам не подпадает под понятие «дополнительная выплата» в смысле, придаваемом ему ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, а, следовательно, данные выплаты правомерно не подлежали учету при расчете ответчиком среднего месячного денежного содержания для выплаты 4-хмесячной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.

Исходя из условий служебного контракта, в совокупности с исследованными судом локальным актом работодателя и вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу, что выплаченные истцу в 2018-2019 годах единовременные поощрения являются дополнительной стимулирующей выплатой, начисление которой работнику является правом, а не обязанностью работодателя. Указанные спорные выплаты не включаются в систему оплаты труда, начисляются и выплачиваются исключительно из экономии фонда оплаты труда, по инициативе, решению и в размере, определяемым работодателем, в связи с чем оснований для учета данных премий при расчете среднего заработка не имеется.

Доводы стороны истца об исключении в качестве доказательства представленного стороной ответчика Положения о премировании, утвержденного приказом от 29.12.2012 года № 397, поскольку оно противоречит Положению о премировании, представленному также ответчиком ранее, судом отклоняются в виду того, что в суд стороной ответчика было предоставлено подлинное Положение, в судебном заседании Положение о премировании, утвержденное приказом от 29.12.2012 года № 397, исследовалось путем сравнительного анализа с аналогичным Положением, представленным ответчиком в материалы гражданского дела № 2-5636/2017 года по иску ФИО4 к УФС в сфере природопользования по Амурской области (л.д. 61-64), судом различий по тексту Положений не установлено, в связи с чем оснований полагать о подложности ранее представленного в материалы дела Положения о премировании, утвержденного приказом от 29.12.2012 года № 397, у суда не имеется, а, потому, данное Положение признается судом относимым и допустимым доказательством.

Суд при этом также обращает внимание и на то обстоятельство, что данное Положение зарегистрировано в журнале регистрации приказов по основной деятельности за 2012 год под номером 397.

Кроме того, при исследовании Положения о премировании, представленного ответчиком 11.12.2019 года, судом также установлено наличие в данном Положении главы V, посвященной выплате единовременных поощрений, которая схожа по содержанию c представленным ответчиком впоследствии Положением.

Также судом учитывается и то обстоятельство, что в соответствии с частью 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.

Учитывая, что Положение о премирование (т. 1, л.д. 200-205) представлено в копии и не заверено стороной ответчика надлежащим образом, как того прямо предписывает ч. 2 ст. 71 ГПК РФ, суд не может принять его в качестве относимого и допустимого доказательства по делу.

Не является основанием для учета единовременных поощрений при расчете среднемесячного денежного содержания и обращение истца в Государственную инспекцию труда в Амурской области, как не имеющее преюдициального и правового значения.

Анализ установленных по делу обстоятельств в совокупности с приведенными правовыми норами показывает, что федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации), и которая была учтена ответчиком при расчете среднемесячного денежного содержания припроизводстве с истцом окончательного расчета при увольнении.

Действительно, частью 10 статьи 50 поименованного Федерального закона предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

В связи с этим с 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.

Однако рассматриваемые премии имеют иную правовую природу их выплаты.

При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что выплата рассматриваемых премий производилась за счет средств экономии фонда оплаты труда, выделение денежных средств на их выплату Постановлениями Правительства Российской Федерации не регламентировалась, суд приходит к выводу, что доводы стороны истца о включении в расчет среднего заработка начисленных и выплаченных ему премий основаны на неверном толковании норм материального права.

Утверждение ФИО1 о допущении в отношении него со стороны работодателя дискриминации в сфере труда, выразившейся в изменении условий труда, является лишь предположением истца, относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержденными. Кроме того, данный довод судом во внимание не принимается по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ поощрение за труд, в том числе выплата премии право, а не обязанность работодателя.

В силу положений ч. 2 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Статья 3 Трудового кодекса РФ предусматривает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Таким образом, под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 3 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи со ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятости следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимостиот любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса РФ), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Для установления факта дискриминации со стороны работодателя в отношении конкретного работника юридически значимыми обстоятельствами по делу являются установление прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Однако таких доказательств истцом не представлено, судом обстоятельств, свидетельствующих о дискриминации ФИО1 в сфере труда, не установлено.

Условия оплаты труда истца никоим образом не ухудшают положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Само по себе невкючение премии, не носящей обязательного характера для работодателя и не являющейся гарантированной выплатой, в систему оплату труда, не может расцениваться как дискриминация работника и нарушение его трудовых прав.

Ответчиком верно был произведен расчет денежных средств, причитающихся истцу при увольнении в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, поскольку судом не установлено фактических и правовых оснований для включения в расчет среднего заработка суммы рассматриваемых премий, исковые требования ФИО1 не основаны на законе.

Вместе с тем, учитывая, что стороной ответчика в ходе судебного заседания признано, что при расчете ФИО1 компенсации при сокращении в размере 4-хмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованные дни отпуска допущена счетная ошибка, недоплата компенсации при сокращении составила 1 533 рубля 35 копейки, компенсации за неиспользованный отпуск - в размере 385 рублей 40 копеек, сумма отпускных – 1848 рублей 60 копеек, что в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ не требует исследования дополнительных доказательств, данные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Оснований для удовлетворения исковых требований в большем размере не имеется.

Нормы Трудового Кодекса Российской Федерации применимы к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением государственной гражданской службы, в случаях, предусмотренных законом, а также когда данные правоотношения не урегулированы нормами специального права.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Поскольку исковые требования ФИО1 удовлетворены в части суммы компенсации при сокращении в размере 1 533 рублей 35 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 385 рублей 40 копеек, сумма отпускных в размере 1 848 рублей 60 копеек, требование о взыскании компенсации за задержку выплат подлежит частичному удовлетворению, и сумма компенсации составляет 96 рублей 80 копеек, из которой:

- с 27.09.2019 года по 27.10.2019 года (31 дн.) в сумме 54 руб. 40 коп. (3 767 руб. 30 коп. (общая сумма задолженности) * 7 % * 31 дн. / 150);

- с 28.10.2019 года по 22.11.2019 года (26 дн.) в сумме 42 руб. 40 коп. (3767 руб. 30 коп. (общая сумма задолженности) * 6,5 % * 26 дн. / 150).

Таким образом, с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты компенсации при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 96 рублей 80 копеек. Оснований для взыскания компенсации в большем размере не имеется.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 (с последующими изменениями) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку судом установлен факт невыплаты истцу ФИО1 в полном объеме компенсации 4-хмесячного денежного содержания,компенсации за неиспользованный отпуск, учитывая продолжительность допущенного ответчиком нарушения прав истца, суд полагает, что требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению размере 1 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу ФИО1 недополученную компенсацию 4-хмесячного денежного содержания в размере 1 533 рублей 35 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 2 234 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 96 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

ПредседательствующийЕ.А. Фирсова

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года