УИД № 28RS0004-01-2019-014671-36
производство № 2-1059/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретареКоваленко Е.Г.,
С участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Благовещенского района об обязании присвоить классный чин, выплатить надбавку к должностному окладу за классный чин,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований указала, что с 25 апреля 2018 года была принята на работу в Администрацию Благовещенского района на должность ведущего специалиста отдела земельных отношений. 13.09.2019 года истец обратилась к ответчику с письменным заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о присвоении ей классного чина в соответствии с занимаемой ФИО1 должностью. В своем ответе на заявление истца ответчик сообщил о невозможности присвоения ФИО1 классного чина. ФИО1 полагала, что бездействия ответчика по не присвоению ей классного чина незаконны, нарушают ее трудовые права, в частности право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.
На основании изложенного, истец ФИО1 просила суд обязать Администрацию Благовещенского района Амурской области присвоить первый классный чин муниципальной службы – референт муниципальной службы 3 класса с 25 июля 2018 года и внести соответствующую запись в личное дело и трудовую книжку; обязать Администрацию Благовещенского района Амурской области присвоить очередной классный чин муниципальной службы – референт муниципальной службы 2 класса с 26 июля 2019 года и внести соответствующую запись в личное дело и трудовую книжку; обязать администрацию Благовещенского района Амурской области выплатить надбавку к должностному окладу за классный чин за период с 25 июля 2018 года по 25 июля 2019 года в соответствии с классным чином – референт муниципальной службы 3 класса, согласно Положению об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Благовещенского района, утвержденному решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Амурской области от 21 декабря 2015 года № 281; обязать администрацию Благовещенского района Амурской области выплатить надбавку к должностному окладу за классный чин за период с 26 июля 2019 года по 23 сентября 2019 года в соответствии с классным чином – референт муниципальной службы 2 класса, согласно Положению об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Благовещенского района, утвержденному решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Амурской области от 21 декабря 2015 года № 281.
В судебном заседании истец на требованиях искового заявления настаивала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в нем, дополнительно указала, что право на присвоение классного чина было нарушено. 3 классный чин должен был быть присвоен после прохождения истцом 3-х месячного испытательного срока. Однако ни 3, ни 2 классные чины присвоены не были, в связи с этим не выплачивалась ежемесячная надбавка к должностному окладу, что ущемляет права истца. На основании изложенного, ФИО1 просила требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании требования искового заявления ФИО1 не признал, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указал, что решение о присвоении очередного классного чина принимается представителем нанимателя по представлению, внесенному через кадровую службу непосредственным руководителем муниципального служащего. Решение о присвоении классного чина принимается не позднее одного месяца с момента внесения непосредственным руководителем муниципального служащего представления. Представление по вопросу присвоения истцу первого и очередного классного чина от начальника отдела земельных отношений в адрес главы Благовещенского района не поступали. Учитывая не соблюдение порядка присвоения классных чинов, решение о присвоении ФИО1 первого и очередного классного чина не было принято. В связи с указанным, представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника (ст. 391 ТК РФ).
Как следует из дела, предметом исковых требований ФИО1 является законность действий Администрации Благовещенского района Амурской области по не присвоению ей первого и очередного классных чинов.
Как следует из материалов дела, в частности из трудового договора № 82 от 25.04.2018 года, трудовой книжки серии ТК-III № ***, заполненной 18.06.2012 года, распоряжения Администрации Благовещенского района Амурской области № 57-к от 25.04.2018 года, дополнительных соглашений к трудовому договору № 152 от 04.10.2018 года, № 13 от 06.05.2019 года, ФИО1 проходит службу с 25 апреля 2018 года в Администрации Благовещенского района Амурской области.
13 сентября 2019 года истец обратилась с письменным заявлением на имя главы Благовещенского района ФИО3 по вопросу присвоения ей первого классного чина в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы – Референт муниципальной службы 3 класса с июля 2018 года, и о присвоении очередного классного чина в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы – Референт муниципальной службы 2 класса с июля 2019 года.
23 сентября 2019 года ФИО1 дан ответ, согласно которому представление по вопросу присвоения ей первого и очередного классного чина от начальника отдела земельных отношений в адрес главы Благовещенского района не поступало. В виду отсутствия соблюдения порядка присвоения классных чинов, установленных Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих Амурской области от 31.08.2007 года № 361-ОЗ, главой Благовещенского района не может быть принято решение о присвоении первого и очередного классного чина.
Полагая действия ответчика, выразившиеся в не присвоении первого и очередного классного чина, неправомерными, истец ФИО1 инициировала настоящий иск в суд.
Проверяя обоснованность требований истца, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, составляют предмет регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В силу статей 2, 4, 5 данного Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Профессионализм и компетентность муниципальных служащих, единство основных требований к муниципальной службе являются основополагающими принципами муниципальной службы. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.
Должности в органе местного самоуправления, в аппарате избирательной комиссии муниципального образования образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (части 1, 2 и 3 статьи 6).
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам функциональных признаков должностей, определяемых с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица (части 1 и 2 статьи 7).
Все должности муниципальной службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 8).
Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (части 1, 2 и 3 статьи 9).
Статьей 9.1 указанного Федерального закона установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих, и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
Амурским областным Советом народных депутатов 23.08.2007 года принят Закон Амурской области от 31.08.2007 года № 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», который устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы поступления на муниципальную службу, прохождения и прекращения муниципальной службы в области.
Одновременно с Законом Амурской области от 31.08.2007 года № 364-ОЗ Амурским областным Советом народных депутатов были приняты Реестр должностей муниципальной службы в Амурской области, Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Амурской области, Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, Типовое положение о присвоении квалификационных разрядов.
В целях установления единого подхода к условиям прохождения государственной и муниципальной службы в области, стимулирования муниципальных служащих к повышению уровня профессиональной подготовки и определения их статуса муниципальным служащим присваиваются классные чины муниципальных служащих (далее - классный чин). Классный чин указывает на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы (ч. 1 ст. 16Закон Амурской области от 31.08.2007 г. № 364-ОЗ).
Частями 2 и 5 указанной статьи также установлено, что присвоение классных чинов осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих Амурской области (приложение N 4). Со дня присвоения муниципальному служащему классного чина ему устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин в размере, определяемом нормативным правовым актом муниципального образования, выплачиваемая за счет средств местного бюджета.
Согласно части 3 муниципальным служащим могут присваиваться классные чины, в числе прочих, занимающих должности муниципальной службы старшей группы - референт муниципальной службы 1, 2 и 3 классов.
Как ранее уже было судом установлено, истец занимает должность ведущего специалиста отдела земельных отношений Администрации Благовещенского района, что, в силу Реестра должностей муниципальной службы в Амурской области, позволяет отнести данную должность к категории «Специалисты» раздела 1 Реестра «Муниципальные должности муниципальной службы в аппарате главы муниципального образования и в местной администрации».
В силу Раздела 1 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих области классные чины муниципальных служащих области (далее - классные чины) присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы (п. 1).
Пунктом 5 указанного раздела также предусмотрено, что классные чины советника муниципальной службы 1, 2 и 3 классов, референта муниципальной службы 1, 2 и 3 классов и секретаря муниципальной службы 1, 2 и 3 классов присваиваются представителем нанимателя и оформляются его приказом.
В соответствии с разделом 2 Положения классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально с соблюдением последовательности в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и замещаемой должности муниципальной службы (п. 1).
Пунктом 2 данного раздела установлено, что классный чин может быть первым или очередным.
Первый классный чин присваивается муниципальному служащему, не имеющему классного чина. Первый классный чин присваивается муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то через три месяца после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы (п. 3).
Очередной классный чин присваивается муниципальному служащему по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, и при условии, что муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем присваиваемый классный чин (п. 4).
Для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине устанавливаются сроки в классных чинах секретаря муниципальной службы 3 и 2 классов, референта муниципальной службы 3 и 2 классов - не менее одного года (пп. 1 п. 5).
Решение о присвоении очередного классного чина принимается представителем нанимателя по представлению, внесенному через кадровую службу непосредственным руководителем муниципального служащего (раздел 5 пункт 2).
Трудовым договором № 82 от 25.04.2018 года, заключенным с ФИО1, установлено, что работник обязан приступить к работе 25 апреля 2018 года (п. 1.3), работнику установлен испытательный срок 3 месяца – по 24 июля 2018 года (п. 1.5).
Таким образом, учитывая изложенное в совокупности с п. 3, п. 4 раздела 2 Положения, суд находит установленным, что по истечении испытательного срока, то есть с 25.07.2018 года, ФИО1 должен был быть присвоен 3 класс референта муниципальной службы, а по истечении 1 года, то есть с 26.07.2019 года, – 2 класс референта муниципальной службы.
Вместе с тем, до настоящего времени ни 3 класс, ни 2 класс референта муниципальной службы в нарушение указанных положений закона ФИО1 не присвоен.
При этом, доводы стороны ответчика о том, что от начальника отдела земельных отношений представление в отношении ФИО1 в кадровую службу или в адрес главы Благовещенского района не поступало, в связи с чем порядок присвоение первого и очередного классного чина нарушен, не может служить основанием для нарушения прав истца, в том числе на получение ежемесячной денежной надбавки к должностному окладу, поскольку в данном случае со стороны истца нарушений служебной дисциплины не установлено.
Также отклоняются и доводы стороны ответчика о том, что ФИО1 исполняла ненадлежащим образом свои должностные обязанности, что свидетельствует о невозможности присвоить истцу классный чин, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не приведено относимых и допустимых доказательств привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, что в силу п. 3 раздела 3 Положения позволило бы работодателю не присваиваться классный чин.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО1 о возложении на ответчика обязанности присвоить ей первый классный чин муниципальной службы – референт муниципальной службы 3 класса с 25 июля 2018 года, а также присвоить очередной классный чин муниципальной службы – референт муниципальной службы 2 класса с 26 июля 2019 года основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих области запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего.
Учитывая, что истцу ФИО1 необосновано не были присвоены первый и очередной классные чины, на ответчика возложена обязанность их присвоить ФИО1, суд также полагает возможным возложить на Администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность внести соответствующие записи в личное дело и трудовую книжку истца.
Согласно пункту 6 раздела 1 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих области со дня присвоения муниципальному служащему классного чина ему устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин.
Решением Благовещенского районного Совета народных депутатов от 21.12.2015 года № 281 утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Благовещенского района.
Статьей 1 данного Положения установлено, что денежное содержание муниципального служащего в органах местного самоуправления Благовещенского района (далее - муниципальный служащий района) состоит из должностного оклада муниципального служащего района в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы района (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам в числе прочего относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин.
В соответствии со ст. 2 Положения муниципальному служащему устанавливаются ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин - в размерах, предусмотренных в приложении N 2 к Положению об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Благовещенского района.
Как следует из Приложения № 2 к Положению об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Благовещенского района, размер ежемесячной надбавки за классный чин референта муниципальной службы 3 класса составляет 1180 рублей, а за референта муниципальной службы 3 класса – 1263 рубля.
В судебном заседании установлено, стороной ответчика не оспаривалось, что ежемесячная надбавка за классный чин за период с 25.07.2018 года по 25.07.2019 года в размере 1180 рублей не выплачивалась, также как и не выплачивалась с 26.07.2019 года надбавка в размере 1263 рубля.
Таким образом, на ответчика также надлежит возложить обязанность произвести ФИО1 выплату надбавки к должностному окладу за классный чин за период с 25.07.2018 года по 25.07.2019 года в соответствии с классным чином – референт муниципальной службы 3 класса, за период с 26.07.2019 года по 23.09.2019 года - в соответствии с классным чином – референт муниципальной службы 2 класса согласно Положению об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Благовещенского района, утвержденному решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Амурской области от 21 декабря 2015 года № 281.
В данной связи требования искового заявления ФИО1 к Администрации Благовещенского района Амурской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Благовещенского района присвоить ФИО1 первый классный чин муниципальной службы – референт муниципальной службы 3 класса с 25.07.2018 года и внести соответствующую запись в личное дело и трудовую книжку ФИО1.
Обязать Администрацию Благовещенского района присвоитьФИО1 очередной классный чин муниципальной службы – референт муниципальной службы 2 класса с 26.07.2019 года и внести соответствующую запись в личное дело и трудовую книжкуФИО1.
Обязать Администрацию Благовещенского района выплатить ФИО1 надбавку к должностному окладу за классный чин за период с 25 июля 2018 года по 25 июля 2019 года в соответствии с классным чином – референт муниципальной службы 3 класса, за период с 26 июля 2019 года по 23 сентября 2019 года в соответствии с классным чином – референт муниципальной службы 2 класса, согласно Положению об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Благовещенского района, утвержденному решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Амурской области от 21 декабря 2015 года № 281.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2020 года