ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 280008-01-2022-000104-20 от 05.04.2022 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД № 28RS0008-01-2022-000104-20

Дело № 2-172/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2022 года г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Тарасовой О.А.,

с участием представителя истца - Москалюк С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального казенного учреждения «Отдел образования администрации » к Пьянкова Н.Ю. о взыскании сумм единовременной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением администрации от , над несовершеннолетним ФИО9, года рождения установлена опека, его опекуном назначена ответчик Пьянкова Н.Ю., место жительство несовершеннолетнего определено по месту жительства опекуна.

На основании постановления администрации Амурской области от , приказа Отдела образования администрации от -Д, Пьянковой Н.Ю., как опекуну несовершеннолетнего ФИО7, произведена единовременная денежная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью в размере ., сумма которой перечислена на счет Пьянкова Н.Ю. .

Постановлением администрации от над несовершеннолетней ФИО1, года рождения установлена опека, ее опекуном назначена ответчик Пьянкова Н.Ю., место жительство несовершеннолетней определено по месту жительства опекуна.

На основании постановления администрации от , приказа Отдела образования администрации от -Д, Пьянкова Н.Ю., как опекуну несовершеннолетней ФИО1, произведена единовременная денежная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью в размере ., сумма которой перечислена на счет Пьянкова Н.Ю. 13 и .

Постановлением администрации от над несовершеннолетним ФИО2, года рождения установлено попечительство, его попечителем назначена ответчик Пьянкова Н.Ю., место жительство несовершеннолетнего определено по месту жительства попечителя.

На основании постановления администрации от , приказа Отдела образования администрации от -Д, Пьянкова Н.Ю., как попечителю несовершеннолетнего ФИО2, произведена единовременная денежная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью в размере ., сумма которой перечислена на счет Пьянкова Н.Ю. .

Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования администрации » обратилось в суд с иском о взыскании с Пьянкова Н.Ю. суммы единовременных денежных выплат при передаче детей на воспитание в семью в общем размере 696 021 рубль 48 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины, в обоснование требований указав, что до проведения каждой из выплат, произведенных при передаче несовершеннолетних ФИО2, ФИО1 и ФИО7 на воспитание в семью, Пьянкова Н.Ю. была ознакомлена с порядком расходования единовременной денежной выплаты на содержание несовершеннолетнего, о чем расписалась в памятках, подготовленных на основании Закона Амурской области от 09 июля 2012 года № 70-03 «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью». Вместе с тем, по результатам проверки личных дел несовершеннолетних было установлено, что ответчиком в орган опеки и попечительства отчеты о расходовании полученных денежных средств на содержание детей с приложением чеков либо иных документов подтверждающих использование единовременной денежной выплаты, представлены не были. В связи с указанными обстоятельствами в адрес ответчика были направлены требования о предоставлении соответствующих отчетов и документов, а затем и о возврате сумм единовременной денежной выплаты в местный бюджет муниципального образования, однако отчеты представлены не были, денежные средства ответчиком в бюджет также не возращены.

В судебном заседании представитель истца Москалюк С.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, просит взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования суммы произведенных ранее единовременных выплат при передаче детей на воспитание в семью в общем размере ., а в пользу истца также понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины, дополнительно пояснив, что в настоящее время ответчик временно отстранена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних ФИО1 и ФИО7 и они находятся в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а несовершеннолетний ФИО2 умер .

Ответчик Пьянкова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дел извещена надлежащим образом, согласно поступившей телефонограммы просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями не согласна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причине неявки суд не уведомил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст.6 Закона Амурской области от 25 марта 2008 года № 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с 01 апреля 2008 года на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, установленными пунктами 1 - 11 статьи 4 данного Закона, в том числе установлению опеки или попечительства; осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей; освобождению и отстранению в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; оказанию содействия опекунам и попечителям, проверке условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

Согласно положений Устава муниципального казенного учреждения «Отдел образования администрации Зейского района», учреждение является юридическим лицом, выполняющим следующие функции в качестве органа опеки и попечительства несовершеннолетних: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; установление опеки или попечительства; освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних и подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых з соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любого типа; участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, указанными в статье 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов; выдача в установленном порядке согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на их исключение из любого образовательного учреждения; принятие мер и решений, предусмотренных статьями 23, 28 и 41 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3581-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; обращение в суд по вопросам, установленным федеральным законодательством, и участие в рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием несовершеннолетних, нарушением их прав и законных интересов, в том числе дел о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах; выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; участие в установленном порядке в рассмотрении судом дел об установлении усыновления детей, об отмене усыновления детей; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в порядке, установленном федеральным законодательством; обследование условий жизни несовершеннолетних в предусмотренных федеральным законодательством случаях; учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных на воспитание в семью, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и передача таких сведений региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Постановлениями администрации от , от , над несовершеннолетнимими ФИО7, года рождения и ФИО1, года рождения, установлена опека, их опекуном назначена Пьянкова Н.Ю., их место жительство определено по месту жительства опекуна.

Постановлением администрации от над несовершеннолетним ФИО2, года рождения установлено попечительство, его попечителем назначена Пьянкова Н.Ю., место жительство несовершеннолетнего определено по месту жительства попечителя.

Федеральным законом от № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения таких пособий, в число которых входит единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого статьей 12.2 данного Федерального закона определен в 8000 рублей.

Помимо реализации переданных Российской Федерацией в соответствии со ст. 4.2 указанного Федерального закона полномочий по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать на своей территории дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе предусматривать выплату дополнительных региональных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью.

Так, Закон Амурской области от 9 июля 2012 года № 70-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» устанавливает право на получение единовременной денежной выплаты усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями, принявшими детей на воспитание в семью, цели расходования единовременной денежной выплаты и основания ее возврата.

Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 9 июля 2012 года № 70-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью», право на единовременную денежную выплату имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, принявших после 1 января 2012 года на воспитание в семью ребенка от 7 до 16 лет.

Под передачей ребенка на воспитание в семью в настоящем Законе понимаются усыновление (удочерение), передача под опеку или попечительство, передача на воспитание в приемную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Единовременная денежная выплата предоставляется независимо от наличия права на иные виды выплат и государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных федеральным и областным законодательством.

Статьей 2 данного Закона установлен размер такой единовременной денежной выплаты в случае принятия ребенка под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью - рублей (ч.1); при этом единовременная денежная выплата осуществляется за счет средств областного бюджета с применением районных коэффициентов к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или в южных районах Дальнего Востока, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти (ч.2).

В соответствии со статьей 3 Закона Амурской области № 70-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью», установлены цели расходования и основания возврата единой денежной выплаты: приобретение для ребенка мебели, одежды, компьютерного оборудования и оргтехники; оплата дополнительных платных образовательных и медицинских услуг, предоставляемых ребенку, а также транспортных расходов, необходимых для их получения; приобретение музыкальных инструментов, спортивного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, необходимых для получения дополнительного образования ребенка; оплата туристических услуг, оздоровления и санаторно-курортного лечения ребенка, а также транспортных расходов, необходимых для их получения; оплата услуг по договорам добровольного страхования жизни и здоровья ребенка.

Единая денежная выплата расходуется усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями в период нахождения ребенка в семье в течение 3 лет с момента ее предоставления.

Основаниями возврата усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями единовременной денежной выплаты являются: прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей; отказ приемных родителей от исполнения договора о приемной семье, за исключением уважительных причин, предусмотренных федеральным законодательством; отказ органа опеки и попечительства от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, существенного нарушения приемными родителями договора о приемной семье; отмена усыновления ребенка в судебном порядке; расходование единовременной денежной выплаты на цели, не предусмотренные настоящей статьей; не израсходование единовременной денежной выплаты в трехлетний срок.

Порядок предоставления и возврата единовременной денежной выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, принявшим детей на воспитание в семью утвержден постановлением Правительства Амурской области от 05 декабря 2012 года № 692 (далее Порядок), в соответствии с положениями которого контроль за расходованием единовременной денежной выплаты осуществляется в рамках проверки усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей в сроки и порядке, установленные Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», путем проверки следующих документов, подтверждающих оплату товаров, работ и услуг: товарных чеков; чеков контрольно-кассовой техники и прилагаемых к ним товарных чеков; квитанций к приходным кассовым ордерам; чеков электронных терминалов при проведении расчетов с использованием банковской карты, держателем которой является заявитель; копии договора на выполнение работ либо оказание платных услуг; копии путевок в детские оздоровительные учреждения, санаторно- курортные путевки; проездных билетов к месту отдыха либо лечения и обратно, в том числе электронных билетов Российских железных дорог со штрих-кодом и чеков электронных терминалов, электронных авиабилетов и посадочных талонов.

Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня выявления оснований возврата единовременной денежной выплаты, указанных в ч.3 ст.3 Закона о единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью, направляет усыновителю, опекуну (попечителю), приемному родителю письменное требование о возврате единовременной денежной выплаты в местный бюджет соответствующего муниципального образования в объеме, установленном Законом. Возврат единовременной денежной выплаты производится усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем в течение месяца со дня получения требования от уполномоченного органа по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании. В случае невозврата единовременной денежной выплаты в добровольном порядке уполномоченный орган обращается в суд с целью принудительного ее взыскания в установленном законодательством порядке.

На основании постановления администрации от , приказа Отдела образования администрации от -Д, Пьянковой Н.Ю., как опекуну несовершеннолетнего ФИО7, произведена единовременная денежная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью в размере коп., сумма которой перечислена на счет Пьянковой Н.Ю. .

На основании постановления администрации от , приказа Отдела образования администрации от -Д, Пьянковой Н.Ю., как опекуну несовершеннолетней ФИО1, произведена единовременная денежная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью в размере коп., сумма которой перечислена на счет Пьянковой Н.Ю. 13 и .

На основании постановления администрации от , приказа Отдела образования администрации от -Д, Пьянковой Н.Ю., как попечителю несовершеннолетнего ФИО2, произведена единовременная денежная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью в размере коп., сумма которой перечислена на счет Пьянковой Н.Ю. .

Указанные обстоятельства подтверждены представленным в материалы дела платежными поручениями от , от , от , от , выпиской пот счету Пьянковой Н.Ю., представленной ПАО Сбербанк.

Из материалов дела также следует, что до проведения вышеназванных выплат, Пьянкова Н.Ю. и была ознакомлена с порядком расходования сумм единовременной денежной выплаты на содержание несовершеннолетних, о чем собственноручно расписалась в соответствующих памятках.

Из представленных в материалы дела постановлений администрации от и , Пьянкова Н.Ю. временно с освобождена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних ФИО1 и ФИО7

Согласно свидетельства о смерти серии от , выданного отделом ЗАГС по и управления ЗАГС , ФИО2, года рождения, умер .

Согласно акту о ненадлежащем исполнении Пьянковой Н.Ю. обязанностей опекуна (попечителя) от , составленного МКУ «Зейский РОО», Пьянковой Н.В., временно освобожденной от обязанностей опекуна на возмездной основе, рекомендовано представить в отдел опеки и попечительства в срок до , в том числе, отчеты о расходовании единовременных денежных выплат на детей с приложением документов, подтверждающих оплату товаров, работ, услуг в соответствии с порядком назначения, выплаты, возврата и прекращения выплаты денежной выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, принявшим детей на воспитание в семью, утвержденным постановлением от .

МКУ «Зейский РОО» в адрес Пьянковой Н.Ю. было направлено требование о предоставлении в орган опеки и попечительства отчета о расходовании единовременных денежных выплат на содержание несовершеннолетних ФИО2, ФИО1 и ФИО7 с приложением документов, подтверждающих оплату товаров, работ, услуг в соответствии с порядком назначения, выплаты, возврата и прекращения выплаты денежной выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, принявшим детей на воспитание в семью, утвержденным постановлением от . Согласно сведениям почтового идентификатора указанное требование было получено Пьянковой Н.Ю. .

МКУ «Зейский РОО» в адрес Пьянковой Н.Ю. были направлены требования , и о необходимости предоставления отчета о расходовании сумм единовременных денежных выплат с приложением документов, подтверждающих оплату товаров, работ, услуг, в которых также указано, что в случае не израсходования сумм единовременных денежных выплат в полном объеме в течение трех лет с момента их получения, необходимо осуществить их возврат в бюджет , указаны соответствующие реквизиты для возврата полученных сумм.

Как следует из искового заявления, пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, отчеты о расходовании полученных ответчиком средств единовременных выплат на детей, переданных на воспитание в семью с соответствующими документами, подтверждающими такие расходы ответчиком в органы опеки до настоящего времени не представлены, при этом суммы полученных выплат в бюджет также не возвращены, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, требования истца о взыскании с Пьянковой Н.Ю. сумм единовременных денежных выплат при передаче детей на воспитание в семью в общем размере коп. в бюджет муниципального образования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, согласно положениям которой, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса, суд также взыскивает с ответчика Пьянковой Н.Ю. в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме коп., которые фактически понесены истцом при подаче искового заявления, что подтверждено платежным поручением от .

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального казенного учреждения «Отдел образования администрации », удовлетворить.

Взыскать с Пьянковой Натальи Юрьевны в бюджет муниципального образования сумму единовременных денежных выплат при передаче детей на воспитание в семью в общем размере коп.

Денежные средства перечислить по следующим реквизитам: ИНН , Финуправление администрации (муниципальное казенное учреждение «Отдел образования администрации »), банк получателя - отделение Благовещенск Банк России /УФК по , БИК , р/счет банка 40, казнач. счет получателя 03.

Взыскать с Пьянковой Натальи Юрьевны в пользу муниципального казенного учреждения «Отдел образования администрации » судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере коп.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий Н.В.Клаус

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.

Судья Н.В.Клаус