Производство № 2-234/2023
Дело (УИД) № 28RS0010-01-2023-000331-25
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Константиновка 02 ноября 2023 г.
Константиновский районный суд Амурской области в составе:
судьи Савченко Т.А.,
при помощнике судьи Чёлушкине А.Т.,
с участием представителя истца прокурора Константиновского района Козлова Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Константиновского района к администрации Константиновского сельсовета об обязании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале государственных услуг,
установил:
истец обратился в суд с указанным иском, в котором просит возложить на ответчика обязанность обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале государственных услуг www.gosuslugi.ruв срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», по результатам которой установлено, что при предоставлении органом местного самоуправления муниципальных услуг в электронной форме путём использования официального сайта такого органа, данным органом в любом случае должна быть обеспечена равноценная возможность предоставления таких муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. Исходя из информации, предоставленной администрацией Константиновского сельсовета, в настоящее время не проведена актуализация сведений по услугам, относящимся к полномочиям сельских поселений: «Перевод жилого помещения в нежилое помещение», «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилищного фонда (приватизация жилищного фонда)». Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме отсутствует, оказание муниципальных услуг населению администрацией Константиновского сельсовета осуществляется только при личном посещении. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права. Таким образом, администрацией Константиновского сельсовета на момент проверки не обеспечена возможность получения заявителем муниципальных услуг в электронной форме, в частности, на федеральном портале государственных услуг www.gosuslugi.ru. Неисполнение администрацией Константиновского сельсовета требований федерального законодательства в сфере оказания муниципальных услуг гражданам и иным заявителям влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, так как нарушение законодательства влечет невозможность достижения основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, таких как правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В судебном заседании прокурор Константиновского района настаивал на заявленных требованиях в полном объёме.
Представитель Администрации Константиновского сельсовета, будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором выразил согласие с заявленными исковыми требованиями и ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно письменному отзыву администрация Константиновского района не возражает против заявленных требований, в настоящее время услуги, относящиеся к полномочиям сельских поселений: «Перевод жилого помещения в нежилое помещение», «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилищного фонда (приватизация жилищного фонда)». В настоящий момент провидится работа по подготовке и подписанию между администрацией Константиновского района и администрацией Константиновского сельсовета соглашения о передаче части полномочий органов местного района на уровень муниципального района. На текущий момент оказание данных услуг населения с. Константиновка осуществляется только при личном посещении.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а так же ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.
Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года. В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» определено увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
К одному из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Через региональные порталы государственных и муниципальных услуг указанные органы государственной власти вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке и по определенному Правительством Российской Федерации перечню обеспечить возможность предоставления государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов. Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иные требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, порядку его функционирования и размещения на нем сведений, а также к перечню указанных сведений в отношении отдельных видов услуг не установлены федеральными законами. В случае, если государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальная услуга, предоставляемые через региональный портал государственных и муниципальных услуг, включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень государственных и муниципальных услуг, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об обеспечении возможности предоставления такой государственной или муниципальной услуги через единый портал государственных и муниципальных услуг. При предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должна обеспечиваться в установленном Правительством Российской Федерации порядке равноценная возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. В случае, если при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню не обеспечена возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, должна обеспечиваться возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Согласно этому Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен быть окончен в 2013 году.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Константиновского сельсовета законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Прокурорской проверкой установлено, что вопреки Распоряжению от 17.12.2009 № 1993-р администрацией Константиновского сельсовета не обеспечена возможность получения физическими лицами, таких муниципальных услуг, как: «Перевод жилого помещения в нежилое помещение», «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилищного фонда (приватизация жилищного фонда)» в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Бездействие ответчика влечет нарушение прав и законных интересов физических лиц, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, ограничивает право таких лиц на доступность их получения, что не отвечает целям реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Учитывая предмет спора, что отсутствие доступа физических лиц к получению муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале государственных услуг "www.gosuslugi.ru", суд приходит к выводу, в силу ст.204 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда до 10 января 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Константиновского района к администрации Константиновского сельсовета об обязании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале государственных услуг удовлетворить.
Обязать Администрацию Константиновского сельсовета организовать возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале государственных услуг www.gosuslugi.ru в срок до 10 января 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.А. Савченко
Решение в окончательной форме принято 02.11.2023.