Дело № 2а-374/2019 УИД №29RS0018-01-2019-003701-72 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Холмогоры 8 августа 2019 года Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры в помещении Холмогорского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Главы муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» ФИО3 к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным заключения от 14 мая 2019 года № 73 и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, установил: истец обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14 мая 2019 года № 73 «Об отказе в государственной регистрации решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 28 марта 2019 года №36 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и возложении обязанности провести государственную регистрацию решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 28 марта 2019 года № 36 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Холмогорский муниципальный район». В обоснование требований указал, что 14 мая 2019 года Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынесено заключение № 73 «Об отказе в государственной регистрации решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 28 марта 2019 года №36 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Холмогорский муниципальный район». Считает данное заключение незаконным, полагает, что требования действующего законодательства при внесении изменений в Устав муниципального образования соблюдены, нарушений порядка и процедуры их принятия не допущено. В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, по доводам искового заявления. Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласна, по доводам заключения и представленных возражений. Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему. Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину, организации, иному лицу обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В судебном заседании установлено, что пунктом 1.7 Решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 28 марта 2019 года внесены изменения в статью 20 главы III Устава муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», статья дополнена пунктом 8 следующего содержания: «8. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.». Дословно, в соответствии с ч.5 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «…проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования…», аналогичные положения дословно закреплены в ч.1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 на публичные слушания должен выноситься проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального j образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. Таким образом, федеральным законодательством установлено единственное основание, позволяющее официально не публиковать порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и порядок участия граждан в его обсуждении, а также не проводить публичные слушания по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, - точное воспроизведение положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. Формулировка изменений в статью 20 главы III Устава муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», изложенная в п.1.7 Решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 28 марта 2019 года, содержит не точное, не дословное воспроизведение содержания ч.5 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и порядок участия граждан в его обсуждении не публиковались, публичные слушания по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в данной части не проводились, решение Собрания депутатов от 28 марта 2019 года №36 принято с нарушением порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, установленного пунктом 1 части 3 статьи 28, частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3. В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, пунктом 2 части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 в государственной регистрации решения Собрания депутатов от 28 марта 2019 №36 отказано обоснованно. Оснований для удовлетворения заявленных требований нет. Доводы, приведенные в исковом заявлении, пояснения данные представителем истца в судебном заседании, в том числе, более раннее закрепление на муниципальном уровне только одного из двух способов определения порядка организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, к таковым не относятся. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований Главы муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» ФИО3 к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным заключения от 14 мая 2019 года № 73 и возложении обязанности провести государственную регистрацию решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 28 марта 2019 года № 36 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий С.А. Коневец (Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2019 года) |