ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 290025-01-2019-000156-54 от 26.03.2019 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-89/2019

УИД № 29RS0025-01-2019-000156-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 марта 2019 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Букаревой О.Б.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ОМВД России по Устьянскому району ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району о взыскании ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОМВД России по Устьянскому району о взыскании ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 210 094 руб. 50 коп. и компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. В обоснование иска указал, что с 16 августа 2013 года и по день увольнения ему не начислялась и не выплачивалась поощрительная выплата за особые достижения в службе, предусмотренная пп. «л» п. 4.6 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258. Приказом начальника ОМВД России по Устьянскому району ... л/с от 16 августа 2013 года он был назначен на должность начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району. В связи с выходом на пенсию возник вопрос относительно денежных сумм, с учетом которых будет производится расчет пенсионного обеспечения, при этом выяснилось, что занимаемая должность предусматривает право на получение дополнительных выплат, установленных пп. «л» п. 4.6 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258, которая ему не начислялась. В соответствии с должностным регламентом на начальника отдела УУП и ПДН ОМВД России по Устьянскому району, в том числе возложены обязанности по осуществлению руководства отделом участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району, несение персональной ответственности за организацию и выполнение планов работы по всем направлениям деятельности, требований нормативно-правовых актов МВД РФ, УМВД России Архангельской области, обеспечение немедленного реагирования на заявления и сообщения о нарушениях общественного порядка, массовых беспорядков и т.д. Из анализа должностного регламента, Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ от 19 марта 2013 года за № 277, следует, что на начальника отдела УУП и ПДН ОМВД России по Устьянскому району возложены обязанности по осуществлению функции по организации охраны общественного порядка и безопасности на территории Устьянского района Архангельской области, которые для УУП являются основным видом деятельности. Невыплаченная ежемесячная поощрительная выплата, предусмотренная пп. «л» п. 4.6 Порядка за период с 16.08.2013 по 31.12.2018 составила 210 094 руб. 50 коп. Ему причинен моральный вред, выразившийся в нарушении его конституционного права на вознаграждение за труд.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что на него, как на начальника отдела УУП и ПДН начальника отделения УУП ОМВД России по Устьянскому району были возложены обязанности по осуществлению функции по организации охраны общественного порядка и безопасности на территории Устьянского района Архангельской области, которые для участковых уполномоченных полиции являются основным видом деятельности. Дополнительно пояснил, что о праве на получение указанной поощрительной выплаты ему стало известно в ноябре 2018 года, после чего он обращался с рапортом на имя руководителя ОМВД России по Устьянскому району о разрешении вопроса по установлению ему указанной денежной выплаты и перерасчете денежного содержания, на данный рапорт 12 декабря 2018 года он получил ответ о том, что он, как начальник отдела УУП и ПДН ОМВД России по Устьянскому району правом на установление указанной поощрительной выплаты к должностному окладу не имеет. Полагает, что срок обращения в суд за разрешением спора о праве на указанную поощрительную выплату он не пропустил.

Представитель ответчика ОМВД России по Устьянскому району Архангельской области ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала, просила в иске отказать как в связи с необоснованностью заявленных требований, так и в связи с пропуском срока обращения в суд по доводам письменного отзыва, пояснив, что функции по организации охраны общественного порядка на территории Архангельской области возложены только на Управление организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Архангельской области и органами местного самоуправления УМВД России по Архангельской области. Руководящий состав подразделений, к чьим основным функциям не отнесены направления деятельности, предусмотренные подпунктом «л» пункта 4.6 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 19 декабря 2011 г. №1258, в частности начальник отдела УУП и ПДН ОМВД России по Устьянскому району, правом на установление указанной поощрительной выплаты к должностному окладу не обладают. Срок, установленный п. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истцом пропущен, с 7 по 16 мая 2018 года истец находился на дополнительных днях отдыха, с 17 мая по 31 декабря 2018 года- в очередном ежегодном и дополнительных отпусках, фактически свои обязанности начальника отдела УУП и ПДН в указанный период не исполнял. Также пояснила, что истец обращался с рапортом на имя руководителя ОМВД России по Устьянскому району, ответом от 12 декабря 2018 года ему было разъяснено, что он, как начальник отдела УУП и ПДН ОМВД России по Устьянскому району правом на установление указанной поощрительной выплаты к должностному окладу не имеет.

Третье лицо по делу - УМВД России по Архангельской области о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещено, в судебное заседание представителя не направили. Согласно письменному отзыву в удовлетворении иска просили отказать, мотивируя тем, что истец не имел права на установление поощрительной выплаты за особые достижения в службе, поскольку не осуществлял функции по организации охраны общественного порядка. Кроме того, УМВД просило учесть, что истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного ч. 4 ст. 72 ФЗ № 342.

Заслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закон № 3-ФЗ) служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел с учетом положений настоящего Федерального закона.

Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом (ст. 34).

Статьей 28 Закона № 3-ФЗ предусмотрено, что сотрудник полиции имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 247-ФЗ).

В силу статьи 2 Закона № 247-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за службу (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительная выплата за особые достижения в службе и другие.

Порядок установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, действовавший в период спорных правоотношений, утвержден приказом МВД России от 19 декабря 2011 года № 1258, который утратил силу 03 декабря 2018 года. В настоящее время приказом МВД Российской Федерации от 08 ноября 2018 года № 750 утвержден новый Порядок установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудниками органов внутренних дел РФ (далее Порядок).

В соответствии с пп. "л" п. 4.6 Порядка, действовавшего до 03 декабря 2018 года, ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе устанавливались в размере 20 % от должностного оклада сотрудникам, замещающим должности: заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях, входящих в состав полиции, осуществляющих функции по организации охраны общественного порядка и т.д.

Вновь принятым Порядком, действующим с 04 декабря 2018 года, пп. «л» п. 6.7 также установлена ежемесячная поощрительная выплата в размере 20% от должностного оклада сотрудникам, замещающим должности: заместителя начальника отдела, ей равные и выше (при наличии в утвержденном штатном расписании подразделения должности заместителя начальника отдела), в подразделениях, входящих в состав полиции, осуществляющих функции по организации охраны общественного порядка и т.д.

Таким образом, право на получение указанных ежемесячных поощрительных выплат не зависит от уровня территориального органа МВД России, в котором сотрудник занимает соответствующую должность.

Как установлено судом и следует из материалов дела отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению МВД Российской Федерации по Архангельской области.

ОМВД России по Устьянскому району является юридическим лицом, возглавляется начальником отдела, который осуществляет руководство на основе единоначалия, устанавливает в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на денежное довольствие, денежное содержание и заработную плату, дополнительные выплаты сотрудникам, государственным служащим и работникам Отдела, премирует их в пределах бюджетных ассигнований.

Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в ОМВД России по Устьянскому району с 19 августа 2013 года по 31 декабря 2018 года в должности начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району, по контракту на неопределенный срок с должностным окладом по 26 тарифному разряду в размере 18 000 рублей, с ежемесячными надбавками к должностному окладу за работу с ... сведениями в размере 10 %, за замещение должности в подразделениях участковых уполномоченных полиции в размере 20 %.

Согласно контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 19 августа 2013 года, заключенному между начальником УМВД РФ по Архангельской области ФИО3 и майором полиции ФИО1, последний обязуется выполнять обязанности по должности начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району (п.2).

Право на назначение поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел РФ, предусмотренных п.п. «л» п. 4.6 Порядка, действовавшего до 03 декабря 2018 года, и пп. «л» п. 6.7 Порядка, действующего в настоящее время, возникает при одновременном наличии следующих условий: 1) соответствие занимаемой должности сотрудником, претендующим на ее назначение, должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях, входящих в состав полиции; 2) осуществление функций по организации охраны общественного порядка.

В соответствии с приказом УМВД России по Архангельской области от 19 декабря 2011 года ... было изложено в новой редакции штатное расписание ОМВД России по Устьянскому району, утвержденное приказом УВД по Архангельской области от 8 июня 2011 г. .... Приказ вступил в силу с 1 января 2012 года. Согласно данному приказу в штатном расписании ОМВД России по Устьянскому району в отделе участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних предусмотрена должность- начальник отдела, а также заместитель начальника отдела- начальник отделения (участковых уполномоченных полиции).

Согласно Положению, утвержденному приказом начальника ОМВД по Устьянскому району от 27 января 2015 года ..., отдел УУП и ПДН является структурным подразделением ОМВД России по Устьянскому району.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 342-ФЗ) должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад.

Таким образом, истец являлся сотрудникам, замещающим должность выше, чем должность заместителя начальника отдела в подразделении, входящем в состав полиции, так как в соответствии со штатным расписанием при равном специальном звании- подполковник, начальнику отдела установлен оклад по более высокому 26 тарифному разряду.

Согласно выписки из приказа ОМВД России по Архангельской области от 21 декабря 2018 г. ... л/с с подполковником полиции ФИО1 расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел по п. «4» ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), 31декабря 2018 года.

В Положении об отделе участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району, утвержденном приказом начальника ОМВД России по Устьянскому району от 06 июля 2012 года ..., и утратившим силу в соответствии с приказом врио начальника ОМВД России по Устьянскому району ... от 27 января 2015 года, указано, что основными задачами отдела, в том числе являются: обеспечение личной и имущественной безопасности граждан по месту жительства; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности,; осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Начальник отделения УУП и ПДН, в том числе: оказывает помощь участковым уполномоченным полиции и инспекторам по делам несовершеннолетних по вопросам охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, контролю за лицами, состоящими на профилактическом учете в ОМВД России, проведению дознания по материалам и уголовным делам, подбору внештатных сотрудников полиции, установлению доверительных отношений с гражданами, подготовке материалов для проведения отчетов перед жителями участка.

Как следует из Положения об отделе участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району, утвержденному приказом начальника ОМВД России по Устьянскому району от 27 января 2015 года ..., и утратившим силу в соответствии с приказом начальника ОМВД России по Устьянскому району от 28 декабря 2017 г. ..., основными направлениями деятельности отдела, в том числе являются: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений. В своей деятельности отдел руководствуется нормативно-правовыми актами по вопросам общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Сотрудники отдела выполняют в том числе следующие функции: проводят профилактический обход административного участка, принимают участие в обеспечении правопорядка в общественных местах.

В Положении об отделе участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району, утвержденном приказом начальника ОМВД России по Устьянскому району от 28 декабря 2017 года ..., указано, что подразделение является структурным подразделением ОМВД Российской Федерации по Устьянскому району, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции в области предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в жилом секторе, в том числе совершаемых несовершеннолетними, выявления причин и условий, способствующих их совершению; охраны общественного порядка, обеспечения правопорядка и общественной безопасности, а также личной и имущественной безопасности граждан от противоправных посягательств.

В соответствии с п. п. 3, 4.1, 5.1 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, являющегося приложением к приказу МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2013 года № 27763, участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. Направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке является, в том числе, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие в обеспечении правопорядка в общественных местах.

В соответствии с п.п. 3.14, 3.15, 3.18, 3.20 должностного регламента (должностной инструкции), утвержденного и.о. начальника ОМВД России по Устьянскому району 19 августа 2013 года, а также утвержденного начальником ОМВД России по Устьянскому району 12 января 2015 года, на начальника отдела УУП и ПДН ОМВД России по Устьянскому району возложены, в том числе следующие обязанности: осуществлять руководство отделом участковыми уполномоченными полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району, организовывать и контролировать мероприятия отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району, связанные с антитеррористической направленностью, обеспечивать немедленное реагирование на заявления и сообщения о нарушении общественного порядка, преступлениях, стихийных бедствиях, массовых беспорядках и других чрезвычайных происшествиях; проводить анализ правопорядка на улицах и других общественных местах, вносить коррективы в расстановку сил и средств.

С указанными регламентами истец ФИО1 был ознакомлен, о чем имеются его подписи.

При этом в должностном регламенте начальника отдела УУП и ПДН –России по Устьянскому району, Положениях об отделе УУП И ПДН, Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, других нормативных актах не указано, какие функции начальник отдела УУП и ОМВД России по Устьянскому району относятся к основным функциям, а какие - к дополнительным.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом в период работы в должности начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Устьянскому району осуществлялись функции по организации охраны общественного порядка.

Таким образом, истец ФИО1 имел право с 19 августа 2013 года на получение поощрительной выплаты за особые достижения в службе сотрудников органов внутренних дел, установленной п.п. «л» п. 4.6 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 19 декабря 2011 года № 1258, действовавшего в период спорных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона № 342-ФЗ служебный спор в органах внутренних дел (далее - служебный спор) – неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при не согласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (части 3, 4 статьи 72 Закона № 342-ФЗ).

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 7 статьи 72 Закона № 342-ФЗ).

В силу части 8 статьи 72 Закона № 342-ФЗ решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних дел или гражданину, поступающему на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшему на службе в органах внутренних дел, обратившимся для разрешения служебного спора.

Аналогичные правовые нормы установлены Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50 (далее Порядок).

Так, в соответствии с п. 356 Порядка служебный спор в органах внутренних дел по рапорту сотрудника рассматривается непосредственным руководителем (начальником), а при несогласии сотрудника с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - вышестоящим руководителем (начальником) (вплоть до Министра).

Заявитель для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю (начальнику), указанному в пунктах 356 - 358 настоящего Порядка, либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (п.360 Порядка).

Служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления. Решение, по служебному спору оформляется в письменной форме. Копия решения по служебному спору в течение трех дней со дня его принятия вручается заявителю руководителем (начальником), указанным в пунктах 356 - 358 настоящего Порядка, или кадровым подразделением, а в случае невозможности вручения - направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (362,366-367 Порядка).

В соответствии с п. 368 Порядка решение руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения заявителем.

Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права либо в суд; рапорт сотрудника органов внутренних дел подлежит рассмотрению непосредственным руководителем (начальником) в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трех дней со дня принятия вручается сотруднику органов внутренних дел и в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику может быть им обжаловано в суд.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ФИО1 14 ноября 2018 года обратился к руководителю органа внутренних дел с письменным заявлением за разрешением служебного спора относительно дополнительной выплаты, перерасчете его денежного довольствия с 19 августа 2013 года и выплате указанных денежных средств.

12 декабря 2018 года ФИО1 лично получил по своему письменному рапорту (заявлению) в письменной форме решение об отказе в удовлетворении его требования о поощрительной выплате за особые достижения на службе сотрудником органов внутренних дел, установленной пп. «л» пункта 4.6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258, то есть в течение одного месяца со дня подачи письменного заявления.

Данные обстоятельства истец ФИО1 подтвердил в судебном заседании.

Таким образом, ФИО1, реализуя предоставленное ему частью 3 статьи 72 Закона № 342-ФЗ право для разрешения служебного спора обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) или в суд, избрал обращение к непосредственному руководителю (начальнику), но получив отказ, в установленный законом десятидневный срок не обжаловал этот отказ в суд.

В связи с этим обстоятельствами, имеющими значение для разрешения вопроса о пропуске срока обращения в суд, если от ответчика поступило заявление о пропуске такого срока истцом, являются: обращение сотрудника с рапортом или гражданина, ранее состоявшего на службе в органах внутренних дел, с письменным заявлением к руководителю для разрешения служебного спора; принятие (непринятие) соответствующим начальником решения в письменном виде по рапорту сотрудника органов внутренних дел или по письменному заявлению гражданина, ранее состоявшего на службе в органах внутренних дел, о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником или гражданином копии данного решения и обращение в суд с соответствующим иском в случае несогласия с решением начальника по служебному спору.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора.

Принимая во внимание, что решение об отказе в удовлетворении требования о поощрительной выплате за особые достижения на службе сотрудником органов внутренних дел, установленной пп. «л» пункта 4.6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258, истец ФИО1 получил 12 декабря 2018 года, а обращение в суд за разрешением спора последовало лишь 08 февраля 2019 года, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд истцом пропущен.

Согласно статьям 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

О наличии права на получение поощрительной выплаты за особые достижения на службе сотрудником органов внутренних дел, установленной пп. «л» пункта 4.6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258, истец должен был знать с начала службы в должности, дающей право на такую выплату, то есть с 19 августа 2013 года, ежемесячно получая денежное вознаграждение, знал об отсутствии указанных начислений, при этом обратился за разрешением данного спора только 14 ноября 2018 года, выбрав способ обращения к непосредственному руководителю. Срок обращения в суд, установленный ч. 8 ст. 72 Закона № 342-ФЗ, истец пропустил, не привел каких-либо доводов об уважительности его пропуска, доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока обращения в суд истец не предоставил.

В силу положений части 4 статьи 198 ГПК РФ пропуск истцом без уважительных причин срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в иске без исследования фактических обстоятельств дела.

Оснований для восстановления пропущенного истцом срока обращения в суд в ходе рассмотрения дела не установлено, поэтому суд отказывает в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о взыскании поощрительной выплаты за особые достижения на службе сотрудником органов внутренних дел, установленной пп. «л» пункта 4.6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258 и взыскание морального вреда в связи с пропуском срока обращения в суд.

Ссылка истца ФИО1 на нормы Трудового кодекса Российской Федерации является ошибочной, поскольку регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом № 342-ФЗ, в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам. Следовательно, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ нормы трудового законодательства к спорным отношениям не применяются.

В связи с отказом истцу в удовлетворении требований о взыскании поощрительной выплаты за особые достижения на службе сотрудником органов внутренних дел, установленной пп. «л» пункта 4.6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258, суд не находит оснований и для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОМВД России по Устьянскому району Архангельской области о взыскании поощрительной выплаты за особые достижения на службе сотрудникам органов внутренних дел, установленной пп. «л» пункта 4.6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года № 1258, в размере 210 094 руб. 50 коп., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Рогачева А.М.

Мотивированное решение принято 1 апреля 2019 года.