Дело (УИД) № 29RS0026-01-2021-000739-30
Производство № 2а-243/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 14 июля 2021 г.
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Коржиной Н.В.,
при секретаре Пестовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры административное дело по административному исковому заявлению прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в части неосуществления необходимых мероприятий (действий) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности в отношении муниципального имущества и возложении обязанности осуществить необходимые мероприятия (действия) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности в отношении муниципального имущества,
установил:
прокурор Холмогорского района Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в части неосуществления необходимых мероприятий (действий) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности в отношении муниципального имущества и возложении обязанности осуществить необходимые мероприятия (действия) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности в отношении муниципального имущества в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда произвести регистрацию права собственности в отношении муниципального имущества: колодец забора воды, назначение: сооружения водозаборные, глубина 6 м., год ввода в эксплуатацию 1982, <адрес> (реестровый номер 146/27); тепловые сети, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 250 м., год ввода в эксплуатацию 1994, <адрес> (реестровый номер 150); здание СБО и КНС, назначение: сооружение коммунального хозйства, год ввода в эксплуатацию 1988, <адрес> (реестровый номер 154/10); канализационная сеть, назначение: сооружения коммунального хозяйства, год ввода в эксплуатацию 1988, <адрес> (реестровый номер 154/14); буровая скважина, назначение: сооружения водозаборные, год ввода в эксплуатацию 1973, <адрес> (реестровый номер 260); водопроводные сети, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 400 м., год ввода в эксплуатацию 1973, <адрес> (реестровый номер 261); буровая скважина, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 400 м., год ввода в эксплуатацию 1969, <адрес> (реестровый номер 310); тепловые сети, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 2468,3 п.м., год ввода в эксплуатацию 1988, <адрес> (реестровый номер 487).
В обоснование заявленных требований указывает, что указанные объекты в соответствии с реестром муниципального имущества являются собственностью администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и включены в график выполнения мероприятий по регистрации муниципальной собственности на объекты ЖКХ, в том числе бесхозяйные объекты Холмогорского муниципального района, вместе с тем право собственности на указанные объекты не зарегистрировано в органах Росреестра, отсутствие данной регистрации препятствует их передаче ресурсоснабжающим организациям по концессионным соглашениям. В связи с выявленными нарушениями 30 марта 2021 г. прокуратурой района в адрес главы МО «Холмогорский муниципальный район» вынесено соответствующее представление, нарушения не устранены. Непринятие административным ответчиком мер по регистрации права собственности на указанные объекты не способствует развитию систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обеспечению устойчивого теплоснабжения и водоснабжения населения Холмогорского района, препятствует реализации обязанности органов местного самоуправления по передаче данных объектов по концессионным соглашениям, не способствует реализации государственной политики в указанной сфере. Дальнейшее бездействие может привести к разрушению указанных объектов ЖКХ, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, имуществу, окружающей природной среде.
В судебном заседании прокурор Сивченко Н.А. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал (л.д. 131-138), просил произвести регистрацию права собственности в отношении муниципального имущества в срок до 1 сентября 2021 г.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее администрация МО «Холмогорский муниципальный район») и заинтересованного лица комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее КУМИ администрации МО «Холмогорский муниципальный район») ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав на отсутствие доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку объекты ЖКХ эксплуатируются и при отсутствии государственной регистрации права собственности, отсутствие кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на объекты не является препятствием для заключения концессионного соглашения, работы по регистрации проводятся в соответствии с графиком, действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, норма статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации не возлагает на собственника обязанность зарегистрировать право собственности, а лишь указывает на момент возникновения такого права, представление прокурора от 30 марта 2021 г. рассмотрено ответчиком и отклонено письмом от 14 апреля 2021 г., письмо № 1307 не оспорено, незаконным в судебном порядке не признано. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать (л.д.79-84, 139-142, мнение на утоненное административное исковое заявление от 14 июля 2021 г.).
Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, в представленном отзыве простит в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, является непосредственно Управление. В свою очередь, проведение указанных регистрационных действий в полномочия органа местного самоуправления не входит, соответственно администрация не могла допустить бездействие, на которое ссылается административный истец, равно как и самостоятельно совершить действия по государственной регистрации прав (л.д.124).
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения района относится организация в границах района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в администрации МО «Холмогорский муниципальный район».
В ходе проверки установлено, что МО «Холмогорский муниципальный район» принадлежат на праве собственности вышеуказанные объекты.
Данные объекты включены в график выполнения мероприятий по регистрации муниципальной собственности на объекты ЖКХ, в том числе бесхозяйные объекты Холмогорского муниципального района, утвержденный главой МО «Холмогорский муниципальный район» от 18 декабря 2019 г., далее также включены в график, утвержденный от 21 декабря 2020 г., график, утвержденный от 19 марта 2021 г., от 2 апреля 2021 г., от 12 июля 2021 г., данный факт административным истцом не оспаривается.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на нарушение администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» на ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Однако данная норма права не возлагает на собственника обязанность зарегистрировать право собственности, а лишь указывает на момент возникновения такого права.
Не содержит такого требования и ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч.1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях), на передачу по концессионному соглашению имущества, права на которое не зарегистрировано.
Содержание пунктов 5-14 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях, предусматривают условия и порядок передачи в концессию объектов кадастровый учёт которых не произведен, права на которые не зарегистрированы.
В силу ст. 39 Закона о концессионных соглашениях концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера имущества, не прошедшего в установленном законодательством РФ порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, при выполнении, в том числе следующего условия: опубликование концедентом не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечня незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с п.6 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях, при наличии в составе имущества, планируемого к передаче в соответствии с концессионным соглашением, незарегистрированного недвижимого имущества в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности концедентом опубликовывается перечень незарегистрированного недвижимого имущества в срок не позднее чем за три месяца до планируемой даты заключения концессионного соглашения.
Администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» проведены конкурсные процедуры на заключение концессионного соглашения на объекты ЖКХ в 2015 году – 1 конкурс, в 2016 году – 1 конкурс (2 лота), в 2018 году – 1 конкурс, в 2019 году – 1 конкурс, в 2020 году - 2 конкурса, в 2021 году 2 конкурса, срок окончания заявок 8 июня 2021 г., в соответствии с графиком выполнения мероприятий по регистрации собственности, на 92% объекта ЖКХ право зарегистрировано.
Доводы административного истца о том, что отсутствие кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на объекты является препятствием для заключения концессионного соглашения, противоречат указанным нормам законодательства.
Следовательно, отсутствие регистрации права собственности на недвижимое имущество не свидетельствует о нарушении собственником закона.
Административный истец ссылается на ч.1, ч.3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении. Указанные нормы Закона о водоотведении регулируют передачу прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Вместе с тем, колодец забора воды, глубина 6м, год ввода в эксплуатацию 1982, <адрес> (реестровый номер 146/27) относится к нецентрализованной системе водоснабжения (пп.13 ст.2 Закона о водоснабжении).
В соответствии с генеральным планом МО «Емецкое» Холмогорского муниципального района (утв. Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 19.12.2019 г. №21-П, размещено на сайте министерства) «Инженерная инфраструктура (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение) развита в основном в с. Емецк, д. Заполье, д. Мыза. В других населенных пунктах поселения, за исключением сетей электроснабжения, инженерные сети отсутствуют. Водоснабжение в этих населенных пунктах осуществляется из питьевых колодцев, скважин, централизованная канализация отсутствует».
Буровая скважина, расположенная в д. Малая Товра также относится к нецентрализованным объектам водоснабжения. В соответствии с генеральным планом МО «Матигорское Холмогорского муниципального района» в МО «Матигорское» предусмотрена централизованная система хозяйственно-питьевого водоснабжения в дер. Харлово, дер. Данилово, дер. Заполье, дер. Надручей, дер. Ичково, дер. Копачево» (утв. Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02.03.2021 г. №9-П, размещено на сайте министерства, то есть централизованное водоснабжение в д. Малая Товра также отсутствует.
Следовательно, ч.1, ч.3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении на колодец забора воды в д. Заболотье (реестровый №146/27), буровой скважины в д. Малая Товра (реестровый №260) как на объекты нецентрализованного водоснабжения не распространяются.
На основании актов осмотра от 7 и 8 июля 2021 г. из восьми спорных объектов три не участвуют в технологическом процессе, фактически отсутствуют и подлежат списанию. Администрацией подготовлены акты об их списании: распоряжение от 13 июля 2021 г. № 761 и № 765. Соответственно, необходимость в регистрации права собственности в отношении: здание СБО и КНС, назначение: нежилое, количество этажей: 1, год завершения строительства 1988, <адрес>, реестровый номер 154/10; канализационная сеть, назначение: сооружения трубопроводного транспорта, год завершения строительства 1988, <адрес>, реестровый номер 154/14; буровая скважина, <адрес>, реестровый номер 310, отсутствует. Указанные объекты исключены из графика выполнения мероприятий по регистрации муниципальной собственности на объекты ЖКХ (утв. 12.07.2021г.), данный факт административным истцом не оспаривается.
В нарушение ст. 62 КАС РФ прокурором не представлено доказательств нарушения прав муниципального образования на надлежащее управление и распоряжение муниципальным имуществом, влияние отсутствия регистрации на развитие систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения населения Холмогорского района, а также прав неопределенного круга лиц на надлежащее местное самоуправление в муниципальном образовании отсутствием зарегистрированного права муниципальной собственности на недвижимое имущество в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2017 г. № 303-КГ17-4054).
Представление прокурора от 30 марта 2021 г. рассмотрено административным ответчиком 14 апреля 2021 г., о рассмотрении представления прокуратура Холмогорского района была уведомлена письмом от 8 апреля 2021 г., представители прокуратуры при рассмотрения обращения не присутствовали. Письмом от 14 апреля 2021 г. № 1307 представление отклонено, административным истцом не оспорено, незаконным в судебном порядке не признано.
При установлении срока исполнения данной обязанности административный истец не учел срока выполнения действий по осуществлению кадастрового учета, сроков регистрации объектов недвижимого имущества в Управлении Росреестра, сроков обращения с заявлением об осуществлении учета, указав срок выполнения данной обязанности до 1 сентября 2021 г., что в силу вышеперечисленных объективных причин сделало бы невыполнимым решение суда.
Поскольку отсутствием регистрации права собственности на объекты ЖКХ, указанные прокурором в административном исковом заявлении, администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» закон не нарушен, а также не нарушены права муниципального образования и неопределенного круга лиц, бездействия МО «Холмогорский муниципальный район» судом по заявленным требованиям не установлено, оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным бездействия в части неосуществления необходимых мероприятий (действий) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности и возложении обязанности осуществить необходимые мероприятия (действия) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности в отношении муниципального имущества в срок до 1 сентября 2021 г. не имеется.
Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение заявленных исковых требований, по настоящему делу не установлено.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в части неосуществления необходимых мероприятий (действий) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности и возложении обязанности осуществить необходимые мероприятия (действия) по оформлению в установленном законом порядке (регистрации) прав собственности в отношении муниципального имущества:
колодец забора воды, назначение: сооружения водозаборные, глубина 6 м., год ввода в эксплуатацию 1982, <адрес> (реестровый номер 146/27);
тепловые сети, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 250 м., год ввода в эксплуатацию 1994, <адрес> (реестровый номер 150);
здание СБО и КНС, назначение: сооружение коммунального хозйства, год ввода в эксплуатацию 1988, <адрес> (реестровый номер 154/10);
канализационная сеть, назначение: сооружения коммунального хозяйства, год ввода в эксплуатацию 1988, <адрес> (реестровый номер 154/14);
буровая скважина, назначение: сооружения водозаборные, год ввода в эксплуатацию 1973, <адрес> (реестровый номер 260);
водопроводные сети, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 400 м., год ввода в эксплуатацию 1973, <адрес> (реестровый номер 261);
буровая скважина, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 400 м., год ввода в эксплуатацию 1969, <адрес> (реестровый номер 310);
тепловые сети, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 2468,3 п.м., год ввода в эксплуатацию 1988, <адрес> (реестровый номер 487) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В. Коржина
Мотивированное решение составлено 21 июля 2021 г.